консультация "Арт-терапевтические техники в работе с дошкольниками"
консультация на тему

Зиновьева Сысыгма Владимировна

практические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-терапевтические техники в работе с дошкольниками

      Принятый ФГОС ДО направлен на развитие маленького ребенка, индивидуальные потребности, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования.

       Исследователи считают, что наиболее актуальными и востребованными в современных условиях в работе с дошкольниками  являются активные методы: арт-терапия, игротерапия, приключенческая педагогика, методы и формы событийной педагогики, кейтехнологии,  тренинги, портфолио и многое другое . Я , будучи  руководителем изостудии, подробнее хотела бы представить арт-терапию.

    Арт-терапия (лат.аrt- - искусство, греч. – therapeia – лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Термин ввел в употребление Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санатории.

Уже сам процесс рисования выполняет профилактическую и терапевтическую функции, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психических и эмоциональных качеств в развитии ребёнка, и в этом процессе "ведущий” сам ребёнок.

При рисовании у ребёнка происходит развитие сложных движений кистей рук (в частности, вращательных) и тактильной чувствительности (осязания), пространственного мышления, зрительно-моторной координации и глазомера , т.е. то, на развитие чего постоянно обращают внимание учителя начальных классов, чего  зачастую не хватает будущему первокласснику. Кроме того арт-терапия - служит верным способом детской рефлексии и релаксации.

Цель метода не научить ребёнка рисовать, дать выход творческой энергии. Ребёнок вооружается одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения.  Кроме  того арт-терапия повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением.

Существует разные методы и техники арт-терапии( изотерапия, песочная терапия, фототерапия и другие). В практике они используются интегрировано. Остановим своё внимание на некоторых из них.

   

Изобразительные техники:

«Волшебные краски»

Задачи: сенсорно-перцептивное развитие, снятие эмоционального напряжения, групповое сплочение, развитие креативности.

Методика может проводиться в индивидуальном и групповом режиме. На полу растеливается клеенка (газета), на детях халаты. Дети самостоятельно смешивают краску из различных компонентов в ручную, при этом с внесением нового компонента, изменяются тактильные ощущения. Затем на плотном картоне создается рисунок, тоже руками.

«Пластилиновая композици»

Задачи: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие воображения, оригинальности мышления, творческое самовыражение.

Ход работы: детям раздают по листочку картона и пластилин. Ребенок может взять кусок пластилина понравившегося цвета и размять его в руках так, чтобы он стал мягкий. Затем пластилин наносится пальцами на картон, как бы намазывается, слоем в 3 миллиметра. При этом можно использовать и другие цвета, он не обязательно должен быть однотонным.

После этого ребятам предлагается набор крупы, макарон и мелких предметов. Вдавливая их в пластилиновую основу, дети тем самым создают композицию на свободную или заданную тему. Затем можно придумать название поделки, сказочную историю к ней, сделать выставку.

«Рисование клубком»

Задачи: повышение самооценки детей с симптомом «Я не умею рисовать», развитие креативности, диагностика.

Методику можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Ход работы: педагог должен размотать клубок ниток и показать детям, как  создать на полу или столе узоры или картины. Затем клубок берет по очереди каждый ребенок и, разматывая его, создает композицию. После того, как созданы все композиции, можно обсудить то, что получилось.

В индивидуальном режиме эта техника может быть использована с агрессивными детьми, гиперактивными, легко отвлекаемыми и замкнутыми.

«Рисунок по кругу»

Задачи: сплочение группы, развитие креативности, повышение самооценки.

Эта технология проводится в групповом режиме.

Ход работы: ребята рассаживаются по кругу на стульчиках, у каждого в руках карандаш и подготовленный заранее лист бумаги. Расположенный вертикально лист делится на 3 части, и затем 1 и 3 часть заворачиваются вовнутрь подобно конверту. Далее следует инструкция: «Сейчас мы с вами вместе создадим фантастическое существо. 1-й  рисует голову, передает лист 2-му и тот рисует тело, не смотря на голову. Затем передает 3-му и тот рисует ноги.  Передает следующему, который разворачивает лист, придумывает имя существу и небольшую историю о нем».  

Когда фантастические существа готовы, у них есть имена и истории можно провести выставку с обсуждением.

       Как показывает практика , метод арт- терапии достаточно популярен и важен для работы с детьми с различными способностями, в группах со смешанным уровнем развития, поскольку он позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть принятым. Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе (и то, и другое лежат в основе желания детей «рисковать» в процессе обучения, делать ошибки и пробовать новое). Его можно использовать для развития групповой сплоченности, он может помочь ребенку выразить то, для чего у него не находится слов, или то, что он не может озвучить.

      И это доставляет удовольствие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками»

В статье педагог делиться опытом работы с детьми дошкольного возраста по использованию нетрадиционных методик...

Использование нетрадиционных художественных техник в работе с дошкольниками

В статье рассказывается об использовании нетрадиционных техник рисования, лепки, аппликации в работе с дошкольниками....

Использование «макаронной техники» в работе с дошкольниками

Использование нетрадиционных художественных техник на занятиях в детских садах позволяет внести в процесс образования особую атмосферу радости и развивает воображение детей. Конструирование из привычн...

Использование рефлексивных техник в работе с дошкольниками.

В статье "Использование рефлексивных техник в работе с дошкольниками" описано: 1.Что такое рефлексия; 2.классификация рефлексии; 3.Некоторые приёмы рефлексии в работе с детьми разного возрас...

Нетрадиционная изобразительная техника в работе с дошкольниками и младшими школьниками: рисование на льду

Познакомить с новым способом рисования на льду. Формировать умение фантазировать, экспериментировать....

Психокоррекционные техники в работе с дошкольниками с ОВЗ

Использование современных образовательных технологий и психокоррекционных техник в работе с детьми с ОВЗ в ДОУ...

Использование арт-терапевтических техник в работе с дошкольниками с ОВЗ

Проведение занятий с ребёнком с ОВЗ предполагает решение задач адаптации и социализации его на основе использования различных арт-терапевтических техник....