Психокоррекционные техники в работе с дошкольниками с ОВЗ
материал по психологии

Использование современных образовательных технологий и психокоррекционных техник в работе с детьми с ОВЗ в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Психокоррекционные техники в работе с дошкольниками с ОВЗ»

(из опыта работы)

Согласно федеральной образовательной программе дошкольного образования, коррекционно-развивающая работа с обучающимися с ОВЗ должна предусматривать предупреждение вторичных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию обучающихся, коррекцию нарушений психического развития средствами специальной психологии.

В своей практике мне больше приходилось работать с детьми с ОНР. Психокоррекционная работа была направлена на профилактику и преодоление нарушений личностного развития, так как психологические проблемы детей с тяжелыми нарушениями речи, проявляются наиболее ярко в процессе общения со сверстниками.

В выборе современных технологий и психокоррекционных техник наиболее оправдан интегративный подход, включающий использование приемов разных направлений.

В коррекционной работе использовалась специально организованная полифункциональная интерактивная среда «темной» сенсорной комнаты. Сочетания сенсорных стимулов различной модальности, их длительность и интенсивность оказывали определенное воздействие на психоэмоциональное состояние детей с ОВЗ – стимулирующее или, наоборот, расслабляющее.

Активно применяю приемы игровой психокоррекции.

Игру использую как основу для коррекционных занятий.

Психокоррекционные игры подбираю соответственно особенностям детей. Робких, заторможенных детей назначаю водящими (лидерами). Для расторможенных и гиперактивных детей подбираю более спокойные игры.

Игры первой группы направлены на сплочение и организацию детей. Например, такие игры: «Это я, узнай меня», «Гусеница», «Доброе животное», «Пластилиновая кукла». Часть игр этой группы тесно связана с приемами телесной психокоррекции и направлена на развитие тактильных и эмоциональных контактов у дошкольников.

Игры второй группы предполагают драматизации, творческие сюжетно-ролевые игры.

К наиболее эффективным технологиям, которые используются мною в работе с детьми с ОВЗ, относится арт-терапия. Это вид психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве, является наиболее доступным для коррекции и гармонизации психоэмоционального и личностного состояния.

В качестве средств можно использовать рисование, лепку, кукольный театр, музыку, танец, сочинять истории, применять сказки, создавать коллажи, мастерить кукол.

Такие упражнения как: «Автоматическое рисование» (техника каракулей), «Рисование пальцами», «Волшебные пятна» помогают снять сознательный контроль и выразить себя наиболее спонтанным способом.

«Автоматическое рисование» (техника каракулей). Ребенку предлагаю расслабиться и рисовать на листе бумаги линии, круги, каракули до тех пор, пока сам не остановится. Можно закрыть глаза или рисовать не доминантной рукой.

«Рисование пальцами». Ребенку предлагаю обмакнуть пальцы в краску и изобразить на большом листе бумаги то, что он захочет. Поощряю экспериментирование с цветом.

«Волшебные пятна». На мокрую бумагу ребенок акварелью наносит пятна или контуры. После бумага складывается пополам, пятна размазываются, затем предлагаю их дополнить до целого небольшим количеством деталей.

Включаю задания на совместную деятельность, которые направлены на решение проблемы оптимизации общения и взаимоотношений со сверстниками.

Например, упражнение «Совместное рисование» – дети создают общий рисунок по общему замыслу. При выполнении упражнения учитываю: готов ли ребенок подстроиться к партнеру или настаивает на своём, стремится ли контролировать действия партнера, единый рисунок или несколько в разных углах листа.

«Завершение рисунка группой» – это тоже упражнение на совместную деятельность, помогает создать условия для возникновения ориентации на партнера, повысить эффективность коммуникации и кооперации.

Дети по кругу передают лист бумаги, на котором каждый из членов группы рисует определенную деталь, т.е. вносит свой вклад в создание общего рисунка.

Например, нарисовать животное, страшное-престрашное и др., тема может не называется.

Упражнение «Насыпная мандала» проводится с целью гармонизации внутреннего состояния; снятия внутреннего напряжения.

Мною изготовлена тканевая основа с контуром мандалы. Детям предлагаю украсить узор по своему желанию, для этого можно использовать декоративные камни, ракушки, нитки. Затем они придумывают название совместной работе, рассказывают о своих ощущениях. Для усиления позитивных внутренних процессов у детей использую музыкальное сопровождение.

«Рисование клубком». Это упражнение способствует повышению самооценки детей с симптомом «Я не умею рисовать».

Дети с помощью клубка по очереди создают композицию. После можно обсудить: «Какие фигуры ты здесь видишь? Что напоминают тебе эти линии?».

Упражнение «Слепой и поводырь». Участники разбиваются на пары. «Поводырь» кладет руки на плечи «слепому» и ведет его. Главное невербальное взаимодействие. После дети меняются ролями. В конце проводится обсуждение: «Какие чувства испытывали в роли «слепого» и «поводыря?».

Также использую библиотерапию. Для ослабления негативных состояний детей, усиления положительных эмоций и восстановления душевного равновесия рекомендуются следующие литературные произведения: «Как побороть страх» С. Афонькина, «Дюймовочка» Г.Х. Андерсена, «Серая шейка» Б. Житкова, русские народные сказки «Лиса и Журавль» и др.  

В работе с детьми с ОВЗ применяю песочную терапию. Игра с песком как способ развития и самотерапии известен с древних времен. Ребенок часто не может словами выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. В песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В играх с песком гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, моторика, коммуникативные навыки ребенка. Песок, как и вода, способен заземлять отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми. В своей работе я использую песочную терапию. Для этого имеется специальный ящик-песочница для песка, мелкие игрушки для обыгрывания сюжетов.

В своей работе применяю приемы гештальттерапии и телесно-ориентированной психотерапии (это упражнения, способствующие осознанию собственного тела).

Наиболее перспективным в работе с детьми является анализ своих ощущений, эмоционального состояния в настоящий момент времени в данной ситуации, что помогает овладеть саморегуляцией.

Провожу упражнения на освобождение от мышечных зажимов, на совершенствование психомоторики, развитие умения свободно владеть своим телом (например, такие как «Подвески», «Росток», «Потянулись-сломались»).

Например, упражнение «Подвески». Дети образуют большой круг. Психолог говорит: «Сейчас вы превратитесь в кукол-марионеток. Спектакль в кукольном театре закончился. Кукол после выступления вешают на гвоздики в шкафу. Представьте, что вас подвесили за руку. Ваше тело зафиксировано в одной точке, все остальное - расслаблено, болтается. Теперь представьте, что вы подвешены за палец... за правое плечо...». Упражнение выполняется в произвольном темпе, лучше с закрытыми глазами. Психолог следит за степенью расслабленности тела у детей, акцентируя внимание на напряженных местах.

Таким образом, психокоррекционная работа с использованием разнообразных технологий, основанная на синтезе психотерапевтических техник, существенно повышает её эффективность в работе с детьми с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных художественных техник в работе с дошкольниками

В статье рассказывается об использовании нетрадиционных техник рисования, лепки, аппликации в работе с дошкольниками....

Использование «макаронной техники» в работе с дошкольниками

Использование нетрадиционных художественных техник на занятиях в детских садах позволяет внести в процесс образования особую атмосферу радости и развивает воображение детей. Конструирование из привычн...

Использование рефлексивных техник в работе с дошкольниками.

В статье "Использование рефлексивных техник в работе с дошкольниками" описано: 1.Что такое рефлексия; 2.классификация рефлексии; 3.Некоторые приёмы рефлексии в работе с детьми разного возрас...

Нетрадиционная изобразительная техника в работе с дошкольниками и младшими школьниками: рисование на льду

Познакомить с новым способом рисования на льду. Формировать умение фантазировать, экспериментировать....

Статья "Психокоррекционные техники, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения речи

В статье рассмотрены психокоррекционные техники, которые эффективно применяются в логопедической работе с детьми дошкольного возраста....

Использование арт-терапевтических техник в работе с дошкольниками с ОВЗ

Проведение занятий с ребёнком с ОВЗ предполагает решение задач адаптации и социализации его на основе использования различных арт-терапевтических техник....