Использование арт-терапевтических техник в работе с дошкольниками с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Прохоренко Марина

Проведение занятий с ребёнком с ОВЗ предполагает решение задач адаптации и социализации его на основе использования различных арт-терапевтических техник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Арт-терапевтические техники19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Использование арт-терапевтических техник в работе с дошкольниками с ОВЗ

М.В. Прохоренко, И.А. Халанская, МБДОУ ЦРР - детский сад № 12 г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области

Проведение занятий с ребёнком с ОВЗ предполагает решение задач адаптации и социализации его на основе использования различных арт-терапевтических техник.

Одно из направлений арт-терапии - изотерапия; психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Цель изотерапии - повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития детей с ОВЗ.

Рисование – творческий процесс, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний. Рисование развивает чувственно-двигательную и зрительно-двигательную координацию. «Мультики» и компьютерные игры, зачастую заменяют современным детям творческие виды изобразительной деятельности: рисование, лепку, аппликацию. В результате чего у детей формируются различные эмоциональные проблемы – страхи, агрессивность, нарушение поведения и т. д. Изотерапия имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность, и успешно применяется для детей с ОВЗ, с проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями в поведении.

Ценностью изотерапии является то, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной, подгрупповой, и групповой работе с дошкольниками всех возрастных групп.

Показания для проведения детской арт-терапии:
страхи, заикание, навязчивости, частая смена настроения, задержки речевого и психического развития, возбудимости или апатичности, агрессивность, упрямство, застенчивости и неуверенности в себе, гиперактивность.

В работе с дошкольниками возможно использовать следующие арт-терапевтические техники:

Марания

В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». Наиболее насыщенными по воплощению и эмоционально яркими являются гуашевые или акварельные изображения. Краски инициируют спонтанность, помогают более открыто проявлять разнообразные эмоции, исследовать собственные переживания. Штриховка, каракули Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт-занятия.

Известная всем работникам детских садов «кляксография». Лист сгибается пополам, и снова раскладывается на столе. С одной стороны от сгиба наносятся пятна краски (хаотично или в виде конкретного изображения). Затем лист снова сгибается и плотно проглаживается ладонью.

Рисование пальцами

Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме, это служит профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Рисование пластилином.

Это трудоемкая техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми.

Рисование под музыку.

Основа музыки – звук. Звук, как акустический сигнал, воздействует на клетки живого организма, изменяя их активность. На музыку реагирует сердечно-сосудистая система, дыхательная система, музыка оказывает влияние на гормональный обмен и др.

Одна из задач арт-терапии – помочь детям с ОВЗ узнать и научиться выражать собственные чувства, а продукты творчества, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение: служат материалом для анализа породивших их переживаний.

В работе с детьми с ОВЗ соблюдаются следующие требования занятиям:

  1. Настроение таких детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приёмов и структуры занятий.
  2. Структура занятий гибкая, разработанная с учётом возрастных особенностей , степени выраженности дефекта, она включает в себя познавательный материал и элементы психотерапии.
  3. Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы.
  4. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приёмов и методов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, и др.).

Литература:

Баер У. Творческая терапия – Терапия творчеством. НФ «Класс», 2013.

Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. СПб, 2002г.;

Дилео Д. Детский рисунок, диагностика и интерпретация. М: Апрель Пресс Изд-во ЭКСМО-Пресс,2001.

Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб, 2002г;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «АРТ-терапевтические техники в работе со старшими дошкольниками»

Арт-терапия – специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.Материал семинара-практикума "Арт-терапевтические техники ...

Использование нетрадиционных художественных техник в работе с дошкольниками

В статье рассказывается об использовании нетрадиционных техник рисования, лепки, аппликации в работе с дошкольниками....

Использование арт-терапевтических техник в коррекционно-развивающей работе психолога

В материале рассмотрены некоторые упражнения с использованием арт-терапевтических техник...

Методические рекомендации по использованию арт-терапевтической техники «Магическая мандала» в оздоровительной работе ДОУ

В нашем ДОУ многие годы  основным направлением педагогической работы является сохранение и укрепление здоровья ребенка, поэтому педагогический коллектив, в первую очередь,  в практике ...

Перспективный план работы с использованием арт-терапевтических техник: акватерапии, песочной терапии, камнетерапии с детьми с 2- 4 лет

Перспективный план работы с использованием арт-терапевтических техник: акватерапии, песочной терапии, камнетерапии с детьми с 2- 4 лет...