Использование арт-терапевтических техник в коррекционно-развивающей работе психолога
методическая разработка на тему
В материале рассмотрены некоторые упражнения с использованием арт-терапевтических техник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_art-terapevticheskih_tehnik.docx | 120.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование арт-терапевтических техник в коррекционноразвивающей работе психолога
Марко Надежда Тарасовна, педагог-психолог
Арт-терапия представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества, что дает возможность коснуться глубинных процессов личности, стимулирует проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям.
Через работу с символами развиваются ассоциативно-образное мышление, воображение. Арт-терапия ресурсна, так как расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах, формирует творческое отношение к жизни.
Арт-методы эффективны в работе как с маленькими детьми, так и с подростками и имеют следующие показания: негативная «Я-концепция», трудности эмоционального развития, нарушения общения, стрессовые состояния, депрессия и др.
Использование арт-терапевтических техник в коррекционных занятиях решает ряд задач:
- развитие оригинальности мышления, воображения, креативности;
- развитие самосознания, позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки;
- повышение уверенности в в себе, снятие эмоционального напряжения;
- формирование навыка рефлексии;
- отреагирование собственных чувств и переживаний;
- развитие навыков общения и эффективного взаимодействия.
Рассмотрим некоторые упражнения с использованием арт-терапевтических техник.
«Мой сосуд»
Цель: развитие самосознания, повышение уверенности в себе, личностное развитие.
Задачи: снижение уровня тревожности, психоэмоционального напряжения, повышение самооценки, формирование доверия друг к другу, развитие креативности, творческое самовыражение.
Необходимые материалы: релаксационная музыка, стеклянные бутылки, баночки (желательно из белого прозрачного стекла), гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки для вытирания рук.
Ход занятия
Упражнение «Наполняем сосуд»
Ребятам предлагается представить себя в виде какого-нибудь сосуда (емкости) и охарактеризовать его. Кто-то будет прозрачной вазочкой, кто-то — глиняным кувшином, самоваром и т.д.
ПСИХОЛОГ. Сосуды мы наполняем разными жидкостями: водой, молоком, соком... А мы с вами, как воображаемые сосуды, сейчас будем, словно жидкостью, наполняться качествами и характеристиками — теми, которые сами захотим иметь. Каждый по очереди встанет в круг и назовет качества или умения, которыми он хотел бы наполнить свой сосуд. Потом надо закрыть глаза и представить, как эти качества вливаются в тело.
Группа поможет это почувствовать через аккуратные поглаживания, касания, добавляя те качества, которые они еще хотели бы пожелать участнику.
Упражнение выполняется с каждым желающим.
После прекращения поглаживаний центральному участнику предлагается с закрытыми глазами немного побыть в этом состоянии и открыть глаза, когда захочется.
Надо обязательно дать каждому возможность высказать свои впечатления от упражнения. Что чувствовал участник в момент касаний? Удалось ли представить себя в образе сосуда, а необходимые характеристики в виде жидкости? Были ли ощущения приятными или нет?
Упражнение «Укрась свой сосуд»
ПСИХОЛОГ. Мы только что с вами наполнялись желаемыми качествами. Сегодня вы принесли разные сосуды (бутылочки, баночки). Давайте попробуем украсить их, отражая метафорическим образом те качества, которыми вы наполняли свой сосуд в прошлом упражнении, через цвет, форму, фигуры, образы.
Проводится обсуждение: почему именно так «художники» решили расписать свой сосуд, что они хотели изобразить.
«Я в натуральную величину»
Цель: развитие самосознания, самовыражение, личностное развитие.
Задачи: осознание границ своего тела, развитие самоинтереса, повышение самооценки, снижение уровня тревожности, психоэмоционального напряжения, формирование доверия друг к другу, развитие воображения. Необходимые материалы: простой карандаш, ластик, краски, кисти, ватман или обои размером с участника, релаксационная музыка.
Ход занятия
Упражнение «Собираем чемодан»
ПСИХОЛОГ. Собираясь в дорогу, мы всегда продумываем, какие вещи возьмем с собой, что нам пригодится в пути, и складываем их в чемодан. Перед каждым из нас путь длиною в жизнь, и наверняка нам для успешного путешествия понадобятся какие-то особенности, способности, умения, качества, характеристики.
Участники по очереди выходят в круг, соединив руки в кольцо и представляя, будто это чемодан, а остальные должны положить в этот
чемодан качества и характеристики, которые, по их мнению, пригодились бы центральному герою в жизни. После сборов участник благодарит остальных и закрывает свой чемодан.
Арт-терапевтическое упражнение «Я в натуральную величину»
Ребятам предлагается постелить куски обоев на пол и затем лечь на них так, чтобы другой ребенок мог обвести силуэт карандашом.
Далее участникам предлагается изобразить себя таким, каким бы каждый хотел быть (свое идеальное Я).
После завершения работы проводится знакомство участников с каждой фигурой. Автор рассказывает о своем изображении: нравится ли
получившаяся работа, какой он по характеру, какой у него образ жизни. Можно придумать и рассказать какую-нибудь историю. Дети могут задавать автору уточняющие вопросы.
После этого ребятам предлагается нарисовать каждой фигуре подарок или написать письмо с пожеланием.
«Превратности жизни»
Цель: осознание собственных переживаний и эмоциональных состояний. Задачи: познание своего «Я», снижение уровня тревожности, развитие воображения, творческого мышления.
Необходимые материалы: листы бумаги А4, ножницы, цветные карандаши, фломастеры, релаксационная музыка.
Ход занятия
Упражнение «Передай эмоцию по кругу»
ПСИХОЛОГ. Сейчас мы с вами потренируемся выражать, понимать и передавать различные эмоции, а заодно и проверим, насколько хорошо мы уже это умеем делать.
Детям предлагается встать друг за другом в одну линию. Первый участник изображает какую-либо эмоцию своему соседу. Второй передает ее следующему и т.д. Последний участник демонстрирует полученную эмоцию всем остальным и называет ее.
Тот, кто начинал упражнение, сравнивает отправленную эмоцию с итоговой. Упражнение проводится несколько раз, используются различные эмоции. Дети меняются местами.
Арт-терапевтическое упражнение «Превратности жизни»
ПСИХОЛОГ. Ребята, как вы считаете, от чего зависит эмоциональное состояние человека? Ваше эмоциональное состояние? Какие эмоции мы испытываем в течение всей нашей жизни?
Сегодня с помощью техники оригами мы с вами уделим внимание трем важным эмоциональным состояниям: грусти, радости и злости.
Ребята совместно с психологом изготавливают фигуру оригами «Превратности жизни» (см. схему ниже — базовая форма «Катамаран») (см. рис. 1).
Далее необходимо нарисовать фломастерами и цветными карандашами на разворотах заготовки рожицы, отражающие различные эмоциональные состояния (например, радость, злость, грусть) (см. рис. 2).
После завершения работы проводится обсуждение: в каких ситуациях вы испытываете радость, грусть, злость? Какое эмоциональное состояние чаще свойственно вам? Почему? Что можно сделать, чтобы улучшить настроение? (Можно предложить ребятам нарисовать способы поднятия настроения на отдельных листах и устроить выставку.)
«Рисование на руках»
Цель: познание себя, повышение уверенности в себе, спонтанное
самовыражение.
Задачи: снижение уровня тревожности, развитие навыков эффективного взаимодействия, развитие воображения, ассоциативного мышления. Необходимые материалы: акварельные краски, кисти, баночка с водой, салфетки для вытирания рук, релаксационная музыка.
Ход занятия
Упражнение «Кто это?»
ПСИХОЛОГ. Сегодня мы уделим внимание нашим ладошкам. Ведь ладони тоже умеют передавать информацию о вас другому человеку. Сейчас вы в этом убедитесь.
Участники стоят в кругу, закрыв глаза и держа руки ладонями вверх. По сигналу ведущего все начинают топать, за это время психолог выводит одного из участников в центр круга, и тот касается своими руками ладоней каждого. Затем по сигналу психолога все снова топают, а центральный участник становится на прежнее место. Задача участников — отгадать человека, высказав свое мнение о том, какие это были ладони, какое касание, кому эти руки могли бы принадлежать.
Арт-терапевтическое упражнение «Рисуем на руках»
Детям предлагается, используя гуашевые краски, на одной из своих рук нарисовать, какими они себя видят, выразив это через цвет, форму, образы и символы.
После завершения задания ребята разбиваются на пары и на другой руке рисуют друг другу, каким они видят своего напарника. Затем происходит обсуждение: какие чувства и мысли испытывали, когда рисовали на своей руке? А когда рисовали на вашей руке? Почему вы себя изобразили именно так? А почему своего напарника вы изобразили именно так? Что общего между двумя рисунками на ваших руках? Чем они отличаются? Что показалось интересным, неожиданным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее занятие "Мои верные друзья" для детей старших групп (с использованием арт-терапевтической техники - оригами).
Данное занятие является частью авторской коррекционно-развивающей программы для детей старших групп "Сохранение психологического здоровья дошкольников средствами арт-терапии".Занятие направлено ...
Комплексная система коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Жужжа» с использованием арт-терапевтических техник
Система строиться с учетом принципа единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Все психокоррекционные воздействия должны быть направлены на позитивные изменения в познавательной, ...
Арт-терапевтические технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелым нарушением речи
Материалы презентации раскрывают основные направления и виды современной арт-терапии, используемые в работе с детьми с тяжелым нарушением речи....
«Использование арт-терапевтических приемов в коррекционно-развивающей работе педагога- психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
Мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья уникален и сложен. У детей данной категории детей имеется ряд особенностей в психическом развитии, таких как: слабо развитая слуховая и зрительная па...
Методические рекомендации по использованию арт-терапевтической техники «Магическая мандала» в оздоровительной работе ДОУ
В нашем ДОУ многие годы основным направлением педагогической работы является сохранение и укрепление здоровья ребенка, поэтому педагогический коллектив, в первую очередь, в практике ...
Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с помощью техники Sandplay (песочная психотерапия)
Цель: исследование особенностей эмоционального состояния детей среднего возраста. Задачи:-Развитие мелкой моторики, пластики;-Развитие общей координации движения, фантазии, образного мышления;-Ра...
Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционной - развивающей работе педагога - психолога»
Для хорошей работы мозга оба полушария должны быть равноценно развиты. Балансировочная доска помогает в игровой форме наладить взаимосвязанную работу двух полушарий, улучшить сенсорное восприятие и мы...