Методические рекомендации по использованию арт-терапевтической техники «Магическая мандала» в оздоровительной работе ДОУ
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Дубышкина Светлана Васильевна

 В нашем ДОУ многие годы  основным направлением педагогической работы является сохранение и укрепление здоровья ребенка, поэтому педагогический коллектив, в первую очередь,  в практике работы в основном использует технологии, способствующие сохранению и укреплению физического, психического и социального благополучия детей. Я использую технологию игровых и арттерапевтических техник «игротерапия  и здоровье»,В практике работы я использую несколько видов арттерапии:

- рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве;

- музыкотерапия;

- пластикотерапия;

- цветотерапия.

Совсем недавно я заинтересовалась искусством создания и раскрашивания мандалы - древним инструментом лечения как взрослого, так и ребёнка, и решила это использовать в качестве арт-терапевтической техники в работе по оздоровлению детей и педагогов ДОУ.   

Особенности работы с магической мандалой:

Ознакомление  детей с искусством мандалы,  организация увлекательнаой игры с ребёнком. которая способствует не только приобретению уверенности в себе, развитию его творческих способностей, но и обретению спокойствия и согласия с миром и с самим собой, возникновению у него желания снова поиграть с «магическим кругом», который преображает и вдохновляет. Организация помощи ребенку возвращает его  в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад «Солнышко»

Методические рекомендации по использованию арттерапевтической техники

«Магическая мандала» в оздоровительной работе ДОУ

(для специалистов по изобразительной деятельности)

Воспитатель:

Дубышкина С. В.

г. Котовск

Гиперактивные и нервозные дети не являются

феноменом в наше время, это не чудо,

что наш мир стал шумным и хаотичным.

 Научить детей сосредоточиваться,  успокаиваться

может помочь раскрашивание мандал. 

А.Цайри

(Александр Цайри, психолог, арт-терапевт)

    Рассматривание и раскрашивание мандал очень эффективный способ лечения многих духовных проблем как ребёнка, так и взрослого, поэтому эта техника может быть применима педагогом по изодеятельности в качестве оздоровительной работы ДОУ с детьми и педагогами.

    И всё-таки, что же представляет собой «мандал»? Мандала (Mandala) - в переводе с санскрита «круг» или "центр" Слово «Мандала» имеет санкристкое происхождение и означает «магический круг». Приминение мандалы было внесено в западной психологии К.Г.Юнгом. Он открыл её, занимаясь собственным психоанализом.

Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром. Внутри круга более или менее обозначены основные направления-ориентиры, число которых варьируется. Вместе с тем, в сложной

геометрической композиции мандалы, можно встретить самые разные элементы: квадрат, овалы, кривые линии, треугольники. 

Использование мандалы в искусстве

————————————————————————————————————-imageimageimageimage

imageimageimageimageimageimage

   Также эти узоры идеально подходят для широкого употребления: цветного стекла, витражей, ювелирных изделий, изразцов, писанок, стеганых изделий, текстиля, вышивки, тату...

 Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой. Рисунки в окружностях были обнаружены еще в древних цивилизациях и присутствуют в современном мире. Округлая форма мандал всегда сопровождала человека, например, форма круга — главная черта многих священных центров и доисторических мест поклонения и культа богов. Мандалы находили в жилищах или хижинах, в пещерах и в мегалитических сооружениях, самый известный пример — Стоунхендж. Изображение мандал можно встретить у разных народов в разных культурах: на китайских бронзовых зеркалах, на бубнах сибирских шаманов, в схемах лабиринтов, в архитектурных композициях. Так, например, шанырак юрты кочевника – мандала, клумба в сквере, радующая глаз - мандала, наша планета Земля, какой она видится из космоса – мандала, компас – мандала, снежинка под микроскопом и радужка человеческого глаза – также мандалы. Мандала издревле имеет духовный смысл символического отражения мира и психической гармонии. Люди интуитивно научились успокаивать свой ум и душу с помощью изображений в круге, используя их как способ снова сблизиться с природой.

В настоящее время многие специалисты в области искусства, археологии, антропологии, психотерапии и психологии продолжают традицию изучения мандал. Мандалы могут быть в виде огромных стен или же в виде маленьких картинок, их можно нарисовать на ткани или бумаге, вышить с помощью цветных ниток на ткани, создать из песка и цветных зерен риса. В некоторых  

случаях их делают объемными из бронзы или глины, а в наши дни — также с помощью компьютерных программ. В зависимости от сюжета, мандалы могут иметь совершенно разные формы. Хотя в основном они считаются существенными объектами для медитации, для некоторых людей они являются высшей формой искусства, формой самовыражения и обнаружения собственной сущности. Существуют бесконечное число мандал, как и форм понимания самого себя.

Мандалы могут изображаться на плоскости, быть двумерными, так же они могут быть объемными и рельефными. Их рисуют на песке или песком, вышивают на ткани, выполняют из цветных порошков, делают из металлов, дерева и камней. Бывает даже вырезают из масла и окрашивают соответствующими ритуальными цветами.  Мандалы изображают на потолках, полах и стенах храмов.

 Одно из главных преимуществ работы с мандалами – это то, что каждый человек раскрывает себя сам с помощью своего Внутреннего Ребёнка, с помощью созерцания, карандашей, красок и определенного количества свободного времени.

     В трехлетнем возрасте в рисунках детей появляется мандала ("круг" на санскрите). Это графический символ с тремя основными характеристиками: он симметричен, имеет центр и опорные точки. Во многих культурах, особенно в восточных странах и Индии, мандале придается важное религиозное, духовное и мистическое значение. Западные ученые открыли мандалистическую концепцию в работах Карла Юнга, который писал, что мандала - это "основной структурный элемент в алхимических традициях Запада, терапевтическая интегративная форма искусства, созданная человеком в его стремлении к индивидуализации".
  Детские мандалы принимают форму скрещенных линий внутри круга, овала или прямоугольника. Линии одновременно делят фигуру и исходят из нее.
   Используя мандалу в качестве основы, к четырехлетнему возрасту дети начинают изображать реалистические формы. Мандала становится колесом, солнцем или другой узнаваемой фигурой. Вскоре после этого дети начинают рисовать людей на основе мандалы.

С четырех до семи лет дети рисуют предметы из своего окружения, при выборе цветов и размеров руководствуясь в большей степени эмоциями, чем стремлением к точности изображения. Родители не должны влиять на выбор детей. Приблизительно в семь-девять лет дети изобретают определенный алгоритм при рисовании одних и тех же объектов и постоянно его используют. До понимания перспективы еще далеко, предметы располагаются на одной линии.

     Практическое применение мандал настолько огромно и многогранно, что словами не возможно передать. Каждый сам для себя найдет свой подход рисования мандал, кто-то рисует карандашами, кто-то фломастерами, а кто-то красками интуитивно выбирая какую мандалу необходимо составить в  определенный период времени.
   Дайте раскрасить картинку-мандалу ребёнку, а может быть Вы и сами захотите её раскрасить или вышить.

Экспериментируйте с красками, ведь одну и ту же мандалу можно раскрашивать по разному.

При выборе цвета дети обычно более спонтанны, чем взрослые. Мы не должны забывать, что в младенчестве чувства выражать легче. Это происходит из-за того, что взрослыми движет разум и они большое значение придают эстетическим критериям. Многие подростки, взрослые, которые впервые рисуют мандалу, подавляют как раз это открытое выражение чувств, раздумывают, как можно лучше расположить и выделить цвета, чтобы законченная работа получилась гармоничной и красивой. Но, когда творчество пробуждает Внутреннего Ребёнка, начинается сам процесс «исцеления».

  Практика показывает, что результативность приминения арт-терапии достигается при разумном сочетании директивной и недирективной арт-терапии, когда ребёнку предоставляется свобода в экспериментировании и поиске адекватной формы ёё выражения. Данное сочетание видов арт-терапии можем отследить на примере использования рисуночной техники-мандалы.
Цель данной техники - развитие творческих способностей,  профилактика и коррекция эмоциональной сферы дошкольника; привлечь детей к активной продуктивно-познавательной деятельности способствующей формированию психических процессов; создание условий для эмоционального благополучия ребёнка.

Арт-терапевтическое воздействие мандалы на детей

     

     Мандалы повышают концентрацию у детей. Очень нервные дети успокаиваются, рисуя мандалы.

 Напротив, дети, которые пассивны и апатичны, во время творческой работы получают заряд энергии, который стимулирует их и делает веселыми.              

  В большинстве случаев рисование может иметь профилактическое действие, так как с его помощью у детей появляется осознанность относительно самих себя и они с легкостью могут преодолеть возрастные этапы.
   Рисование мандал является прекрасным лечением для тех детей, которые подвержены различным страхам. Во время рисования страхи, которые спят глубоко в подсознании, исчезают, так как появляется состояние полного расслабления. При частой работе с мандалами привычные реакции на страхи (прочно сидящие внутри из-за негативных переживаний) постепенно исчезают и преобразуются.

   Арт-терапевтическую технику  « Магическая мандала» можно использовать с детьми от 3-х до 7  лет:

-  в кружковой работе ;

 - как фрагмент какой-то непосредственно образовательной деятельности;

 - коррекционно- развивающей работе.

     При интерпретации мандалы нужно помнить что:

  1. прежде всего, что  первый шаг- это нарисовать мандалу, не думая о значении цветов, которые мы выбираем, или об эстетике окончательной работы;
  2. мы должны отталкиваться от структуры мандалы, от формы, которую заполняем нашими чувствами, нашим состоянием в данный момент;
  3.  После завершения рисования можно воспользоваться интерпретацией цвета Люшера, прочитать о значении символов и знаков;
  4.  очень важно спросить у автора, как называется его мандала, что он чувствует, когда смотрит на неё, нравится она ему или не нравится, есть ли желание что-либо изменить. 

      Медитация с мандалами также является формой очень эффективного самолечения как для детей, так и для взрослых. Медитация с мандалами, действительно очень проста, не требует ни сложных поз, ни сложных техник: только созерцание мандал, сидя в удобной позе, позволяет достичь высоких уровней глубокого расслабления, в котором наш ум будет расслаблен.

Использование мандалы как средства
для релаксации и расслабления

1. Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Главное правило: ребенок должен работать без принуждения.

2. Разукрашивание мандалы имеет смысл, если ребенок выбрал мандалу сам. Нельзя навязывать ребенку выбор мандалы. Он должен это сделать самостоятельно.

3. Разрисовывание мандалы требует высокой концентрации внимания. Ребенку необходимо позитивное подкрепление со стороны взрослого.

4. При разукрашивании мандалы нельзя давать установку на цвет. Ребенок должен делать выбор самостоятельно. Ведь только он решает, какой цвет нужен в данный момент.

5. В идеале, мандала должна разукрашиваться от наружного края к середине (для взрослых и подростков). Маленькие дети разукрашивают от середины к краю.

Это и есть способ релаксации и расслабления. И все же в данной методике нет четких правил. Поэтому во время работы нельзя давать советы, как правильно работать с мандалой. Ребенок должен действовать по интуиции.

Самое важное — соблюдение направления и порядок разукрашивания. Однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания, тем самым снимают внутреннее напряжение.

6. Чтобы ребенок расслабился, необходимо:

• создание соответствующей расслабляющей обстановки (отсутствие ярких, агрессивных цветовых и звуковых раздражителей);

• достаточное время для работы;

• соблюдение принципа невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия;

• разнообразие изобразительных материалов;

• использование релаксационной и медитативной музыки;

• хорошее освещение.

7. Избегайте комментариев по поводу работы и результата в присутствии ребенка, это негативно влияет на творчество, теряется чувство расслабления. Анализировать данный вид работы могут только специалисты.

8. В конце работы по желанию ребенка можно:

• придумать ей название,

• подобрать для нее фон,

• вырезать мандалу и повесить ее на стену.

9. Чем чаще ребенок работает с мандалой, тем меньше будет трудностей с целенаправленностью поведения, тем больше он будет развивать свое творчество.


Таким образом, процесс создания и раскрашивания мандалы - увлекательная игра для ребёнка, которая способствует не только приобретению уверенности в себе, развитию творческих способностей, но и обретению спокойствия и согласия с миром и с самим собой, возникновению желания снова поиграть с «магическим кругом», который преображает и вдохновляет.

Из вышеизложенного следует отметить, что арт-терпия как метод, используемый в коррекционных и развивающих целях, остается доступным и эффективным в современных технологиях при построении воспитательно-образовательного процесса, при работе по оздоровлению детей,способствующий сохранению и укреплению физического, психического и  социального благополучия детей.

    Каждая мандала отражает определенную стадию психического развития человека. Дж. Келлог дала названия каждой стадии, изображаемой мандалой. Условно выделяют 13 стадий.

   Нулевая стадия «Пустота или чистый свет».  Данная мандала представляет собой рисунок пустого круга.

рис. 1. Первая стадия. «Пустота»

рис. 2. Вторая стадия. «Блаженство»

рис. 1. Первая стадия. «Пустота»

рис. 2. Вторая стадия. «Блаженство»

рис. 3. Вторая стадия.  «Блаженство»

рис. 4. Третья стадия. «Лабиринт. Спирали. Вихрь»

рис. 3. Вторая стадия.
«Блаженство»

рис. 4. Третья стадия. «Лабиринт.
Спирали. Вихрь»

рис. 5. Третья стадия. «Лабиринт. Спирали. Вихрь»

рис. 6. Четвертая стадия. «Начало» или стадия «Переходного объекта»

рис. 5. Третья стадия.
«Лабиринт. Спирали. Вихрь»

рис. 6. Четвертая стадия. «Начало»
или стадия «Переходного объекта»

рис. 7. Пятая стадия. «Мишень»

рис. 8. Пятая стадия. «Мишень»

рис. 7. Пятая стадия. «Мишень»

рис. 8. Пятая стадия. «Мишень»

рис. 9. Шестая стадия. «Парадоксальное расщепление. Единоборство с драконом»

рис. 10. Шестая стадия. «Парадоксальное расщепление. Единоборство с драконом»

рис. 9. Шестая стадия.
«Парадоксальное расщепление.
Единоборство с драконом»

рис. 10. Шестая стадия.
«Парадоксальное расщепление.
Единоборство с драконом»

рис. 11. Седьмая стадия. «Оквадрачивание круга»

рис. 12. Седьмая стадия. «Оквадрачивание круга»

рис. 11. Седьмая стадия.
«Оквадрачивание круга»

рис. 12. Седьмая стадия.
«Оквадрачивание круга»

рис. 13. Восьмая стадия. «Функционирующее ЭГО»

рис. 14. Восьмая стадия. «Функционирующее ЭГО»

рис. 13. Восьмая стадия.
«Функционирующее ЭГО»

рис. 14. Восьмая стадия.
«Функционирующее ЭГО»

рис. 15. Девятая стадия. «Кристаллизация»

рис. 16. Десятая стадия. «Ворота смерти»

рис. 15. Девятая стадия.
«Кристаллизация»

рис. 16. Десятая стадия.
«Ворота смерти»

рис. 17. Одиннадцатая стадия. «Фрагментация»

рис. 18. Двенадцатая стадия. «Трансцендентный экстаз»

рис. 17. Одиннадцатая стадия.
«Фрагментация»

рис. 18. Двенадцатая стадия.
«Трансцендентный экстаз»

    Вышепредставленный набор мандал (рис. 1–18) можно использовать в арт-   терапевтической работе.

Цель работы при разукрашивании мандалы:

• развитие творчества;

• развитие произвольности поведения;

• снятие внутреннего напряжения, релаксация;

• развитие мелкой моторики рук;

• воспитание аккуратности;

• активизация бессознательного.

Время работы с одной мандалой 20–60 минут. Если ребенок устал, ему можно дать возможность продолжить работать с мандалой в следующий раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...

Использование арт-терапевтических техник в коррекционно-развивающей работе психолога

В материале рассмотрены некоторые упражнения с использованием арт-терапевтических техник...

Методические рекомендации по изготовлению и использованию нестандартного оборудования «Радужные кольца» в физкультурно-оздоровительной работе в детском дошкольном учреждении

Стимулирование и совершенствование развития двигательных способностей и физических качеств у детей посредством использования нестандартного оборудования....

Перспективный план работы с использованием арт-терапевтических техник: акватерапии, песочной терапии, камнетерапии с детьми с 2- 4 лет

Перспективный план работы с использованием арт-терапевтических техник: акватерапии, песочной терапии, камнетерапии с детьми с 2- 4 лет...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

Деятельность по изобразительному искусству дает возможность насладиться положительными эмоциями, почувствовать себя хозяином своего творчества. Дети изучают и учатся познавать окружающий мир, копируя ...

Использование арт-терапевтических техник в работе с дошкольниками с ОВЗ

Проведение занятий с ребёнком с ОВЗ предполагает решение задач адаптации и социализации его на основе использования различных арт-терапевтических техник....