"Случай в лесу" интегрированное логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Коррекционно-образовательные цели. Обогащение естественнонаучных представлений, знаний о диких животных, их внешнем виде,  местах обитания и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -ат, -ят, притяжательных прилагательных (волчьи, лисьи, беличьи, медвежьи, заячьи); употребление предложно-падежных конструкций;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Случай в лесу"60 КБ

Предварительный просмотр:

                                     "Случай в лесу"

интегрированное логопедическое занятие с детьми старшего    дошкольного возраста

Коррекционно-образовательные цели. Обогащение естественнонаучных представлений, знаний о диких животных, их внешнем виде,  местах обитания и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -ат, -ят, притяжательных прилагательных (волчьи, лисьи, беличьи, медвежьи, заячьи); употребление предложно-падежных конструкций;

 Коррекционно-развивающие цели. Развитие мелодико-интонационной стороны речи, зрительного внимания и памяти, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Развитие творческих способностей — умения передавать в движении, речи, мимики характер животного. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование.  Специально подготовленная обстановка (лес, оборудование), маски зверей, Лесовичок, картинки с изображением диких животных.

Предварительная работа. Рассматривание игрушек диких животных, сюжетных картинок с изображением диких животных и их детёнышей, чтение художественных произведений: Г. Снегирёва, М. Пришвина, В. Бианки, рассказывание русских народных сказок о животных. Игры-драматизации с участием детей «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Находчивый заяц» и т.д. Дидактический игры «Кто где живёт?», «У кого кто?», «Чей хвост?», «Чего не хватает?».

                                                           Ход занятия.

Звучит  музыка, дети входят в зал.

Логопед: - Ребята,  посмотрите, как вокруг красиво. Мне кажется, мы попали в сказочный зимний лес.  А вы заметили, какие необычные снежинки  лежат на земле? Давайте, возьмем по одной  и посмотрим, у кого лучше всех она летает (идет отработка навыков правильного диафрагмального дыхания).

По Г.А.Волковой

Вдох через рот - выдох через рот.

Вдох через рот - выдох через нос.

Вдох через нос - выдох через рот.

Вдох через нос - выдох через нос.

Логопед:  -   Изо всех земных чудес всех  милей нам русский лес.

 Проговаривание на выдохе фразы: « Ах, какой воздух в лесу!»

Логопед:- Ребята, а кого можно встретить в лесу? (диких животных)

Почему мы говорим, что это дикие животные?..Правильно,  дикие животные  с человеком не живут, постоянной помощи от него не ждут. А живут они в лесах. Сами пищу добывают, сами деток охраняют, строят прочное жилище, место сбора сами ищут.

Логопед: - Сделали круг. Сейчас вы под музыку будете передавать друг другу мяч. Музыка остановится, и тот, у кого окажется мяч, назовёт животное по слогам. А потом «отстучит» слово мячом.

Логопед: -Повернитесь лицом ко мне. Продолжаем играть и зверей изображать

В лесу бегает злой волк

Нахмурить брови

Вдруг не стало волка

Поднять брови (удивление)

Появился зайчик

Поднять верхнюю губу, обнажая только верхние зубы

Белочка цокает

Щёлкать языком, изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.

Логопед: - Ребята расскажите гостям. Что происходит в лесу зимней порой. Саша, веди детей в полукруг.

Фонопедическое упражнение «В лесу» по методу В. Емельянова

Плавно летят снежинки

Скрипит снежок под лапками Лисы.
Зайка скачет, путает следы.

Лиса заметила его, затявкала

Заскрипело дерево на ветру

Закружилась метель

Появились большие сугробы

Пропевают нисходящие звуки в разных тональностях

Дети произносят «Скрип, скрип»

Произносят короткие звуки[а] в разных регистрах,
показывая рукой.

Произносят «тяв, тяв!» сначала тихо, потом громче
и громче.

Дети произносят «Скрип, скрип»

Произносят «у...», делая glissando от низкого звука до  с самого верхнего и наоборот.

Усиливают и уменьшают звук на одном дыхании на любые  гласные.

 

 Упражнение «Белка».

Дидактические задачи: развивать звуковысотный слух, чувство ритма, голосовой диапазон.

Руководство.        Дети отстукивают скорлупками грецких орехов ритм и пропевают:

«По деревья скок, скок,              ////  //

Да орешки щелк, щелк,           ////  //

Кто же это? Отгадай!          ////  // /

Это белка, так и знай!»       ////  // /

Логопед:   Да, в лесу живёт много животных, но сейчас они попрятались. Давайте внимательно послушаем и отгадаем « Кто так голос подаёт?» (Полные ответы детей)

Появляется Лесовичок.

Лесовичок:  - Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Страшную новость мне сейчас сообщили: Баба Яга мешает диким животным готовиться к зиме. Надо им помочь. Вы поможете мне?

                                                                                                                                               

Лесовичок:-  Баба Яга сделала так, что бы звери забыли свои имена. Я сейчас буду произносить их заколдованные названия, а вы хлопните в ладоши, если услышите правильное. Пелка, гелка, белка, делка; паяц, саяц, ваяц, заяц, и т.д.

Лесовичок:  - Молодцы! Вы исправили первое злодейство Бабы Яги.

Логопед:  - Перед нами поляна Звери спрятались за ёлками  .Чтобы их расколдовать, надо правильно назвать все части животного. У волка голова - волчья, туловище - чьё? - волчье, хвост- чей? - волчий, лапы -чьи? - волчьи, и т.д. На доску выставляются картинки зверей.

Лесовичок:-  Но почему-то наши звери невесёлые?

Левовичок подходит к столам и показывает что нарисованы жилища зверей и около каждого сидит 2-3 зверя.

Лесовичок: - Баба Яга поселила животных в чужие дома, не приспособленные для них. Но мы с вами находимся в волшебном лесу, поэтому можем помочь лесным жителям. Давайте поселим каждое животное в свой дом. Для этого сначала  нужно определить, что из себя представляет каждый дом, и кто в нём живет.

Лесовичок:-  Молодцы определили. Конечно же, в берлоге живёт медведь, белка живёт в дупле.  В норке под кустиком живёт лисичка. Так вот следующее задание давайте вместе с вами поселим наших зверей в свои дома, а выполним мы с вами это с помощью аппликации. Итак, дома готовы, осталось заселить зверей. Для начала вы должны нарисовать рядом с домиками каждый своего зверя. Пока кто то из вас рисует, остальные будут готовить материал для аппликации – ваша задача заключается в следующем: вы должны мелко разорвать листы цветной бумаги на мелкие квадратики, а кто- то уже начнёт выполнение аппликации. Надеюсь, вы сами распределите кто что будет выполнять. Давайте проходите каждый к своему столу и занимайте свои места.
Лесовичок: - Прекрасно вы справляетесь  и с этим заданием!  Но смотрю ваши пальчики немного устали. Андрей, проведи  пальчиковую гимнастику: «Есть у каждого свой дом» Нищевой.

У лисы в лесу глухом
Есть нора — надёжный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом
Всем тепло, уютно в нём.

Лесовичок: Молодцы, ребята. Прекрасно справились с заданием. Посмотрите, каких красивых зверей вы поселили в свои дома!!!  Как хорошо, дошколята, что вы пришли на помощь! Я один ни как не мог исправить колдовство Бабы Яги.

Логопед: Я вижу вы устали. Поиграем в игру.

                                               Игра «Заяц и лис».

Дети встают парами в колонну, повернувшись лицом в одну сторону. С одной стороны колонны прыгает «заяц», с другой  - стоит «лис». Дети поют песню, выполняя движения.

Стой, зайчонок, не беги

По тропинке узенькой,

Лучше ты побереги

Дети грозят пальцем    

Вытягивают вперед прямые руки, приблизив их друг к другу («тропинка»).

 Грозят пальцем                                                            

Хвостик свой малюсенький.              Руками прикрывают «хвостик»

«Заяц» встает позади колонны. Далее с другой стороны крадется «лис».

Лис крадется вдоль тропы

Щелк-щелк, топ-топ-топ

Вряд ли ищет он грибы                      

Щелк-щелк, топ-топ-топ

По очереди выставляют руки вперед, раздвинув пальцы, как когти

 Щёлкают пальцами, притопывают       

Покачивают головой     

Щёлкают пальцами, притопывают         

                                                                                                                       

«Лис» встает рядом с «зайцем».   Они образуют последнюю пару.

Ты, зайчонок, не зевай

А от лиса убегай!

Грозят пальцем

     Бегут на месте

                                                                                                                       

Дети берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота». На проигрыш «заяц» и «лис» проходят через «ворота» и встают впереди всех. Они поворачиваются друг к другу спиной. Хлопают в ладоши. Раз, два, три! Беги! «Лис» обегает колонну с одной стороны, «заяц»  - с другой. Победителю дети говорят комплименты.

Какой ты,  лис, хитрый, ловкий, быстрый…

Заинька, какой ты храбрый, выносливый, ловкий…

Итог.  Лесовичок: - Понравилось вам в моём  лесу? И вы мне очень помогли, поэтому хочу вас угостить орешками. До свидания.

Логопед:  - Наше занятие, дети, подошло к концу. Вам приятно было оказывать помощь диким животным? Какие чувства вы сейчас испытываете?
Дети: - Мы чувствовали радость, чувство удовлетворения от того, что смогли помочь зверям, оказавшимся в беде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные логопедические занятия с детьми раннего возраста

Рассматривается индивидуальная работа с детьми раннеговозраста на логопедическом пункте....

Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста, имеющими ФНР

Работа над развитием артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения - основные направления в работе с дошкольниками с фонетическим недоразвитием речи. Представленные конспекты раскрывают приме...

Фронтальное логопедическое занятие с детьми старшего возраста по теме «Весна»

Цели: обучать навыкам составления рассказа по серии сюжетных картин.Образователъные:— формировать у детей навык целенаправлен¬ного восприятия серии картин;Развивающие:— закреплять у детей навыки соста...

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста

Материал об испольтзовании физкультминуток в логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста...

Конспект логопедического занятия с детьми дошкольного возраста с заиканием

Конспект занятия учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием по лексическим темам «Одежда. Обувь. Головные уборы»(этап отраженной речи)...

Конспект логопедического занятия с детьми дошкольного возраста с ОНР: "Путешествие на лесную полянку"

Расширить и обобщать знания детей о постепенных изменениях в жизни природы весной (появление травы, цветов, насекомых, прилет и гнездование птиц, линька и появление детенышей у животных, половодье). П...

Организация логопедических занятий с детьми дошкольного возраста дома.

Уважаемые родители! Для того чтобы самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь, подготовьте все, что может вам пон...