Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста, имеющими ФНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Сумина Ирина Николаевна

Работа над развитием артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения - основные направления в работе с дошкольниками с фонетическим недоразвитием речи. Представленные конспекты раскрывают примерную структуру индивидуальных занятий с такими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_individualnykh_zanyatiy.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ ФНР.

                         Конспект индивидуального логопедического занятия.

Тема: автоматизация звука «ш» в различных позициях.

Цели:

  1. Закреплять умение правильно произносить звук «ш» в различных позициях.
  2. Упражнять в умении образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
  3. Упражнять в умении конструировать слова и предложения.

Оборудование: картинки со звуком «ш», мяч, кукла Незнайка.

Ход занятия:

  1. Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Змея», «Шарик» - длительное и отрывистое произношение звука «ш».
  2. Повторение слоговых цепочек:

ша-шо-шу-ши, шо-шу-ши-ша, шу-ши-ша-шо, ши-ша-шо-шу,

                           шаш-шош-шуш-шиш

  1. Игра с мячом «Закончи словечко», добавив слоги

- ша: ка…, кры…, Ма…, Ми…;

- шок: ме…, пету…, пу…, сти…;

- шка: кату…, ко…, лягу…, поду….

  1. Игра «Научи Незнайку» - Незнайка очень хочет быть добрым и вежливым, научим его говорить ласковые слова:

каша – кашка               окно - …                 Катя - …

ухо - …                         зима - …                 Алёна - …

солнце - …                   муха - …                 Люба - ….

  1. Игры с картинками:

- отработать названия картинок, уточнить понимание;

- отгадать загадки: Два брюшка, четыре ушка (подушка).

                                 Села на окошко наша серенькая (кошка).

- подобрать картинки парами, объяснить, почему так подобрано:

   Швейная машинка – катушка, шишка – мешок, кувшин – вишня,

   Шкаф – штаны, шапка;

- закончить предложение:

   Шьют на …, очень мягкая пуховая…, шишки высыпали из…,

   Паше купили тёплую…, бабушка испекла пирог с …,

   Игрушки убрали в…, молоко налили в…;

- игра-шутка «Что чему мешает?» (составление предложений по картинкам):

         Шкаф мешает кошке. Кувшин мешает подушке. Штаны мешают шапке.

      - игра-шутка «Что с чем ушло?» (составление предложений по картинкам):

         Кошка ушла с кувшином. Шкаф ушёл со штанами. Швейная машинка ушла со штанами.

 

  1. Итог занятия.

Конспект индивидуального логопедического занятия.

Тема: Автоматизация звука «ж» в прямом ударном слоге в середине слова.

Цели: 1. закреплять умение правильно произносить звук «ж» в середине слова в прямом ударном слоге;

           2. упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;

           3.упражнять в образовании названий детёнышей животных.

Оборудование: предметные картинки со звуком «ж» в названии; магнитная доска с фигурками животных и их детёнышей; мяч; игрушка медведь и игрушка мышонок.

Ход занятия: 1. Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Жук», «Пчела», «Мотоцикл» - произнесение звука «ж» длительно, отрывисто, в сочетании со звуком «д».

            2. Упражнение «Поймай звук» (хлопнуть в ладоши, услышав слово со звуком  «ж»): жаркий, красный, холодный, жалобный, тихий, жёлтый, жадный, маленький, тяжёлый.

  1. Игра с мячом «Повтори» (повторить слово, вернув мяч):

ежата, пижама, уважение, снежинка, наживка, медвежонок, баклажаны.

  1. Игра «Подарки для мишки и мышонка»:

Мишке – флаг,                                           мышонку – флажок

                пирог                                                               пирожок

                утюг                                                                 утюжок

                круг                                                                  кружок

                сапог                                                                сапожок

                книга                                                                книжечка

 

  1. Игры с картинками: пижама, медвежонок, снежинка, баклажан.

Задание: узнать картинку по началу слова.

Задание: закончить предложение:

- Медведица играет с ….

- В воздухе медленно кружатся ….

- Мама купила тёплую ….

- Вкусную икру сварили из ….

  1. игра «Зоопарк» с использованием магнитной доски и изображений животных.

В зоопарке живут ежи, ужи, моржи, медведи, жирафы.

У всех есть детёныши: у ежа – ежата, у ужа – ужата, у моржа – моржата, у медведя – медвежата, у жирафа – жирафята.

Все мамы гуляют со своими детёнышами: ежи – с ежатами, ужи – с ужатами,

моржи – с моржатами, медведи – с медвежатами, жирафы- с жирафятами.

  1. Итог занятия.

 Конспект индивидуального логопедического занятия.

Тема: Произношение звука «р» в сочетаниях «тр-др».

Цели: 1. Закреплять произношение звука «р» в сочетаниях «тр-др» в прямом безударном слоге.

           2. Расширять и активизировать словарь по теме «Транспорт».

           3. Корректировать слоговую структуру слов.

Оборудование: предметные картинки: метро, трамвай, троллейбус, автобус, корабль, дрова, трава, друзья, дровосек; слоговая линейка, фигурка ёжика, мяч.

Ход занятия: 1. Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Барабан», «Машина буксует», «Мотор».

                       2. Игра с мячом: повторить слог, возвращая мяч: ТРА, ДРА, ТРО, ТРУ, ДРУ, ДРО, ДРЫ, ТРЫ.

                       3. Игра «Транспорт».

 Как можно одним словом назвать то, что изображено на картинках: трамвай, метро, троллейбус, корабль, автобус?

Что можно отнести к подземному транспорту, наземному транспорту, водному транспорту?

           4. Игра «Четвёртый лишний». Что лишнее? Почему?

ТРАМВАЙ, МЕТРО, АВТОБУС, ТРОЛЛЕЙБУС
ТРАМВАЙ, АВТОБУС, ТРОЛЛЕЙБУС,
КОРАБЛЬ 

           5.Работа со слоговой линейкой.                                                                                                                  

Сколько частей в словах ТРАМВАЙ, МЕТРО, АВТОБУС? (сколько яблочек уронит ёжик по пути).

Какое слово самое длинное? Сколько в нём частей? В каком слове две части?

                 6. Составление предложений по картинкам – отработка произношения звука «р» в сочетаниях «тр-др» во фразовой речи.

- Дровосек пошёл в лес за дровами.

- Дровосек трудился до утра.

- Дровосек нёс дрова по тропинке.

- Дровосек положил дрова на траву.

- Дрова лежат на траве возле тропинки.

                         7. Итог занятия.

 Конспект индивидуального логопедического занятия.

Тема: постановка звука «р». Автоматизация звука «ш» в слогах, словах и фразах.

Цели: - логопедические: развивать артикуляционную моторику, постановка звука «р», продолжать автоматизировать звук «ш», учить образовывать существительные во множественном числе, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, учить составлять предложения с предлогом «на»;

          - психологические: отрабатывать навыки релаксации, развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

 Ход занятия:

1. Пальчиковая гимнастика.

- Упражнение «Слонёнок»: средний палец руки выставлен вперёд (хобот), а указательный и безымянный – ноги. Слонёнок вышел на прогулку (упражнение выполняется и правой и левой рукой).

- упражнение «Лодочка» под речёвку: «Лодочка плывёт по речке, оставляя на воде колечки». Ладони соединить, поставить на ребро, большие пальцы прижать к ладоням.

2. Артикуляционная гимнастика.

- упражнение «Маляр» - подъём широкого кончика языка за верхние зубы;

- упражнение «Лошадка», «Барабан» - подъём широкого кончика языка к нёбу;

3. Постановка звука «р» при помощи зонда.

4. Игра «Шарик» - развитие фонематического слуха.

    Ход игры: ребёнку предлагается внимательно послушать и определить, в каком слове есть заданный звук. Если в слове звук «ш» есть, ребёнок поднимает символ этого звука.

5. Автоматизация звука «ш»

   - в слогах: выполняется физкультминутка. Руки вверх – ша-ша-ша, руки вперёд – шо-шо-шо, руки в одну сторону – шу-шу-шу, руки в другую сторону – ши-ши-ши.

   - в словах: игра «Волшебный мешочек». Ребёнок достаёт из мешочка предметы и называет их в единственном числе, во множественном числе, ласково. Лексический материал: шарик, шапка, машина, мышка, мишка, кошка, лошадка.

6. Составление предложений с предлогом «на» с использованием предметов из предыдущей игры.

    - Шарик лежит на столе.

    - Лошадка стоит на полу.

    - Мишка сидит на стуле.

7. Игра «Шалтай – болтай» - обучение приёмам расслабления.

              Шалтай – болтай сидел на стене,

              Шалтай – болтай свалился во сне.

    Ребёнок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются. На слова «свалился во сне» резко наклоняется вниз.

  1. Итог занятия. Вспоминаем, что делали на занятии, определяем домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные логопедические занятия с детьми раннего возраста

Рассматривается индивидуальная работа с детьми раннеговозраста на логопедическом пункте....

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми дошкольного возраста на тему «Осенняя прогулка»

Игра или игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие изучаемого материала и привлекают дошкольников к овладению новым знанием....

Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми, имеющими ЗПР

Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по постановке звука Р, постановке и автоматизации звука Ш с использованием визуальной под...

КОНСПЕКТ подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы, имеющим ОНР, на тему «Поход в цирк».

Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей:познавательное развитие;социально-коммуникативное;физическое развитие. Цель: автоматизация звука [...

Конспект логопедического занятия с детьми старшего возраста, имеющими тяжелые нарушения речи. Тема: «Космос».

Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме «Космос», развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связной речи....

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

Занятие на дифференциацию звука содержит в себе этапы, направленные на закрепление автоматизируемого звука, и на различение звуков: на развитие фонематического слуха и восприятие. Саня и Маша в гостя...

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по теме «Звук [Ш]. Буква Ш»

В конспекте занятия представлены игры и упражнения В конспекте представлены игры и упражнения для закрепления навыков различения и четкого произношения звука [ш] в слогах. словах и фразах....