Использование нейротехнологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи
статья по логопедии

Бутенко Инна Алексеевна

В данной статье описываются нейроигры и нейроупражнения способствующие стимулированию работы различных функций мозга, таких как внимание, память, логика, координация движений, мелкая моторика, для достижения успешной коррекционной логопедической работы у детей дошкольного возраста с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование нейротехнологий

в логопедической работе с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи

В последние годы увеличилось количество детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Поскольку процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, закрепления лексического материала достаточно трудный и длительный, необходимо всеми возможными способами сделать занятия интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для детей.  

Занятия, усвоенные без интереса и не окрашенные собственными положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Конечно, что-то ребенок усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Наиболее полно и отчетливо, воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно.

Для повышения эффективности и качества коррекционной работы, а также интереса у детей с ТНР я применяю нейроигры и нейроупражнения.

Это специальные игры и упражнения, направленные на тренировку мозга и развитие нейронных связей. Они стимулируют работу различных функций мозга, таких как внимание, память, логика, координация движений, мелкая моторика и направлены на достижение определенных образовательных и развивающих целей.

Применение нейротехнологий способствует созданию базы для успешной коррекционной работы и включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие кинетического праксиса, зрительно- пространственного восприятия, зрительной памяти, слухового восприятия, слухоречевой памяти, внимания и мышления.

Целью использования нейропсихологических приёмов является создание условий для развития речи за счёт формирования слаженной, скоординированной деятельности различных структур головного мозга.  

В данном направлении реализуются следующие задачи:

– формирование правильных дыхательных кинестезий;

– формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;

– развитие временно-пространственной ориентировки;

– развитие динамической и темпо-ритмической организации движений;

– развитие речеслухового восприятия и речедвигательных навыков; 

–  формирование просодических характеристик речи: темпа, ритма, мелодики

– развитие чувства  ритма,  стимулирование  восприятия  ритмической структуры слова;

– развитие фонематического восприятия и слуха;

– усвоения детьми слов различной слоговой структуры;

– формирование навыков слогового анализа и синтеза;

– развитие памяти, внимания, мышления;

– развитие координации движений и мелкой моторики.

Нейротехнологии применяются на всех этапах логопедических занятий: от постановки звуков до их автоматизации в речи.

В своей практике я использую следующие нейроигры и упражнения:                

Дыхательные кинестезии, использование всевозможных упражнений: «Футбол», «Ветерок», «Листочки», «Вертушка», «Пузыри», различных тренажеров, поддувалочек на формирование правильного дыхания.

Фонетическая ритмика – система двигательных упражнений,   в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (слогов, звуков).

        Ориентировка в собственном теле, возможно применение следующих игр:

         «Обезьянки». Детям нужно, повторяя действия за педагогом, показать и назвать части лица и головы.

«Найди пару». Ребенку предлагается найти пары предметов для правой и левой рук (ног). 

«Части тела». Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука». Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу. 

         «Вверху-внизу». Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета поднимать руки вверх, если предмет вверху, опускать вниз, если предмет внизу. 

         «Попробуй, повтори!». Дети выполняют движения по образцу: например, правой рукой взяться за левое ухо. Потом поменять руки местами.

Ориентировка в  пространстве
Для данной функции применяются такие игры:

«Где звенит?» Инструкция: «Послушай внимательно и покажи где слышишь звук».

         «Жмурки» Участники ставят водящего в центр, завязывают шарфом глаза и раскручивают.

         «Панорама» Ребенок по инструкции или по карточке расставляет фигурки. Дом за кустом. Кошка перед домом. Собака около кошки….

«Собери сказку». (На примере сказки «Репка»)

Инструкция: «Поставь дедушку первым. Поставь бабушку за дедом. Поставь внучку близко к бабушке…и т.д.) (Перед ребенком – набор картинок или игрушек).

Развитие временно-пространственной ориентировки включает формирование представлений о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов и включает в себя использование таких игр как:

«Что сначала, что потом». Инструкция: «Вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши. Вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу». 

Игра «Посмотри и повтори». Инструкция: «Сначала посмотри, как я делаю, а потом повтори за мной». 

         «Расскажи, что где находится». Ребёнку предлагают встать в центр групповой комнаты и рассказать, что находится впереди, позади, близко, далеко, высоко, низко.

«Что изменилось». Игра проводится аналогично предыдущей, только ребёнку предлагается менять позицию (повернуться на 180°, встать ближе к стене).

Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений включает в себя:

Работу над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). 

Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.

Упражнения на восприятие, различение и воспроизведение простых и
сложных ритмов («Отстучи столько, сколько цифр на кубике», «Отстучи столько, сколько я хлопну», «Сосчитай и отстучи»).

Упражнение «Посмотри - прохлопай», «Топ – хлоп-стук» (Это работа над темпом и ритмом речи. А также у ребенка формируется внимание, зрительная память, быстрота реакции, способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации). 

«Хасты» Дети выполняют движения, указанные на карточке.

«Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур или различных предметов).

 «Бусы» (чередование бусин разного цвета – например, красный – синий – красный – синий и т.д.).

          «Классики для рук» Выполнение точных и мелких движений кистями и пальцами рук попеременно и обеими руками.

Игры и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия и мозжечковую стимуляцию.

 «Нейродорожки» - одновременное проведение указательными пальцами обеих рук по дорожке.

«Не ошибись», «Найди пару», «Качели», «Башни», «Угощение» - одновременное перемещение предметов обеими руками.

 «Двуручное письмо», «Зеркальное рисование на песке» - рисование симметричных фигур одновременно двумя руками включает оба полушария в выполнение одной задачи. Разделить лист бумаги пополам вертикальной линией. Рисовать правой и левой руками одновременно, так чтобы движения и выполняемые рисунки получались зеркальными.

Нейроигры с мячами «Тебе - соседу» - ребенок передает мяч обеими руками соседу.

«Передай другому» -  ребенок выполняет перекрестные движения (правая рука сверху, затем - левая)

«Нейродоски» балансир, «Нейровосьмерка» данный тренажер предназначен для гармонизации работы всех отделов мозга, укрепления межполушарного взаимодействия, формирования новых нейронных сетей в мозге. 

Упражнения с визуально-ритмическими рядами представляют собой последовательно выложенную серию предметов, и ребёнок может зрительно увидеть последовательность, ритм и это поможет ему научиться переключаться.

Упражнение «Шифровка» - «Зашифровываем» предметом звук, слог ритмического ряда. Например, синий камешек – звук А, белый - О. Выкладываем ряд 1 к 1 (синий, белый, синий, белый и проговариваем звуки, нажимая на каждый камешек. Использовать можно камешки, кубики, карандаши и.т.д.

Выкладывание камешков на слоги (та-ба (чередование двух цветов), та-ба-па (чередование трех цветов)).

Так же можно усложнить задание проговаривать «зашифрованные» звуки, наложив на ряд моторную программу (например: «кулак – ладонь»).

Упражнение «Веселые человечки» – вариант ритмического ряда. Звук, слог или слова проговариваем в сочетании с движением рук и ног.

«Звуковые дорожки» (на дорожках следы с буквами, ребенок проговаривает звук, наступая на каждую букву на следующий след).

 «Слоговые дорожки» (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок проговаривает слово, наступая на каждый слог на следующий след).

Для развития зрительно – пространственного восприятия использую: «Зашумленные картинки», «Контурное лото» - для повышения концентрации и целенаправленности внимания, развития образов-представлений. 

Все эти нейроигры и упражнения я включаю в индивидуальные и подгрупповые занятия.

Но хочу отметить, что задачи нейроигр и упражнений должны быть легче речевых задач. То есть, если мы сочетаем упражнения на моторное планирование с проговариванием слов, то больше энергии должно уходить на это самое проговаривание.

Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование данных нейротехнологий в логопедической работе обеспечивает комплексное воздействие на организм ребенка, ускоряя темпы овладения речью и улучшая качество усвоенных навыков у дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с детьми старшего возраста, имеющими тяжелые нарушения речи. Тема: «Космос».

Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме «Космос», развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связной речи....

"Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с применением здоровьесберегающих технологий".

Коррекционно-развивающая работа  с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи  с применением здоровьесберегающих технологий....

ПРОЕКТ на тему: «Использование электронных средств обучения в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Электронные средства обучения значительно расширяет поле активности воспитанников и является   одним из неотъемлемых факторов  повышения эффективности  просвещения и развития детей...

Использование ЭСО в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации совреме...

Использование логопедического Куба АЛМА для работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Развитие всех компонентов речевой системы: лексико-грамматического строя речи, фонематического восприятия, звукопроизношения, слоговой структуры слова, связной речи, познавательных процессов, а также ...

Использование приёмов миофункциональной коррекции в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

    Миофукциональные нарушения – это нарушения функций глотания, жевания, дыхания, речи на фоне нарушений периферического речевого аппарата.      Одним ...

Информационно-коммуникативные технологии в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи.

Информационно-коммуникативные технологии являются одним из наиболее эффективных средств обучения детей с речевыми патологиями. В силу особенностей эмоционально-волевой сферы данной категории детей, а ...