Информационно-коммуникативные технологии в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи.
статья

Токарева Ада Николаевна

Информационно-коммуникативные технологии являются одним из наиболее эффективных средств обучения детей с речевыми патологиями. В силу особенностей эмоционально-волевой сферы данной категории детей, а также повсеместной «компьютеризации», когда информационные технологии присутствуют во всех аспектах нашей жизни (быт, работа, учеба, отдых и т.д), необходимо научиться использовать их как средство развития, при этом не нанося урон ментальному и физическому здоровью дошкольников. В данной статье автор рассказывает об основных правилах и направлениях использования ИКТ в процессе корреционно-развивающей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ikt.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед, Токарева А.Н

Информационно-коммуникативные технологии в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи.

Аннотация.

Информационно-коммуникативные технологии являются одним из наиболее эффективных средств обучения детей с речевыми патологиями. В силу особенностей эмоционально-волевой сферы данной категории детей, а также повсеместной «компьютеризации», когда информационные технологии присутствуют во всех аспектах нашей жизни (быт, работа, учеба, отдых и т.д), необходимо научиться использовать их как средство развития, при этом не нанося урон ментальному и физическому здоровью дошкольников. В данной статье автор рассказывает об основных правилах и направлениях использования ИКТ в процессе корреционно-развивающей работы.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, тяжелые нарушения речи, онлайн-сервис, занятия, мотивация.

В связи с ростом числа детей, имеющих нарушения речи в той или иной степени тяжести, поиск наиболее успешных методов, технологий и способов всестороннего развития детей не теряет своей актуальности.

Тяжелые нарушения речи - это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), которые отмечаются у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.

Нарушение речи, как правило, приводит к возникновению особенностей формирования эмоционально-волевой сферы. Так, Под руководством Г. В. Чиркиной были выполнены исследовательские работы, направленные на изучение особенностей коммуникативной сферы и состояния игровой деятельности детей с ОНР. Результаты этих исследований показали, что особенности речевого развития сочетались с нарушениями коммуникативной функции, которые выразились в снижении потребности в общении, несформированности форм коммуникаций и особенностях поведения. Кроме того, трудности во взаимодействии со сверстниками могут стать причиной появления у ребенка комплексов, страхов, закрытости, избегания коммуникации посредством речи и т.д. Вследствие незрелости эмоционально-волевой сферы у детей отмечаются личностные особенности и своеобразие формирования поведения. Дошкольники испытывают значительные трудности в дифференциации и выражении личных эмоций. Затруднено социальное развитие ребенка, личностное становление — формирование самосознания и системы «Я».

Все вышеперечисленные особенности следует учитывать при построении коррекционно-развивающего процесса детей с ТНР, а также при выборе средств обучения.

Существует большое количество мнений по поводу использования гаджетов детьми. Зачастую это явление рассматривается в негативном ключе, поскольку имеет место неконтролируемое использование компьютеров, смартфонов, приставок и т.д. ни по времени, ни по качеству тех игр и цифровых материалов, которыми увлекается ребенок. Однако, следует понимать, что мы живем в «эру компьютеров», когда компьютерные технологии пронизывают абсолютно все аспекты нашей жизни. Так стоит ли демонизировать те средства, которые при грамотном подходе могут приносить пользу?

Использование ИКТ технологий на коррекционно-развивающих занятиях можно конкретизировать по следующим направлениям:

  • Развивающие интерактивные игры, направленные на формирование тех или иных компонентов речи.
  • Демонстрационные видео-, аудио- и фотоматериалы (слайд-шоу, мультфильмы, познавательные короткие видео и т.д).
  •  Использование специальных обучающих программ.

Логопедические занятия могут казаться дошкольнику сложными и монотонными. Практика показывает, что при использовании цифровых материалов, интерес ребенка к процессу обучения резко возрастает, и, как следствие, повышается результативность занятия. Использование мультипликации, звука, графики обеспечивает развлекательный характер предлагаемого образовательного содержания. А это гарантирует высокую степень внимания, мотивации и взаимодействия со стороны ребенка.

Удобство использования данной технологии заключается еще и в том, что педагоги могут самостоятельно создавать цифровые материалы и средства обучения абсолютно бесплатно, имея минимальные умения использования компьютера. Существуют различные Интернет-ресурсы для создания интерактивных игр, редактирования видео, фото и аудио, озвучки заданного текста; бесплатные программы для создания и редактирования видео.

Одним из бесплатных онлайн-сервисов является LearningApps. Он включает в себя большое количество шаблонов интерактивных игр, которые можно адаптировать под любой сценарий и возраст обучающихся. Игры могут содержать текст, аудио, озвученный текст, видео, изображения, что позволяет создавать обучающий материал, как для взрослых, так и для дошкольников. Данный онлайн-сервис является абсолютно бесплатным с возможностью создания неограниченного количества игр и упражнений и сохранения их в личный кабинет. Также в свободном доступе имеются уже созданные игры, которые также можно использовать.

Следующим онлайн-сервисов является Wordwall, на котором имеются как платные, так и бесплатные материалы. Отличительной чертой этого сервиса является наличие уже готового оформления игр (вступительная заставка, стиль и т.д), а также высокое качество и яркость этого оформления. Как и в предыдущем, здесь есть возможность использовать текст, аудио, видео, озвученный текст и изображения.

Интерактивные игры, созданные на основе LearnApps и Wordwall можно использовать как на персональном компьютере (ноутбуке) с использованием мыши (тачпада), так и на интерактивной панели.

Цифровые  средства обучения вызывают большой интерес у детей, одновременно с этим их использование накладывает ответственность за сохранность здоровья дошкольника на педагога. В данном случае он строит свое занятие с учетом актуальных санитарно-эпидемиологических требований. Однако не стоит забывать о том, что нормативные документы время от времени обновляются, соответственно, необходимо следить за последними изменениями СанПиНа, вступившими в силу. По информации на март 2025 год существуют следующие правила использования ИКТ в образовательных организациях:

  • Применять ИКТ с детьми не младше 5ти лет;
  • Длительность непрерывного использования экрана не должна превышать более 7 минут;
  • Не допускается использование мобильных устройств в качестве средства обучения;
  •  Не допускается одновременное использование нескольких устройств (например, интерактивная панель и ноутбук);
  • Интерактивную панель следует выключать или переводить в режим ожидания, если использование приостановлено или завершено.

Выше перечислены основные правила использования ИКТ. Более подробно с ними можно ознакомиться в СанПиНе (СП 2.4.3648-20).

Таким образом, при соблюдении ряда правил, использование информационно-коммуникативных технологий является неотъемлемой частью образовательного процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, по причине особенностей их эмоционально-волевой сферы, а также для облегчения создания педагогом высококачественных средств обучения, отвечающих интересам современного ребенка.

Список литературы:

  1. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада / [Текст] Т. Б. Филичева., Г. В. Чиркина. — М.: Альфа, 1993.
  2. Юсупова, Г. Х. Особенности личностного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи / [Текст] Г. Х. Юсупова. — М.: БИРО,2005.
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28"Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи""

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с применением здоровьесберегающих технологий".

Коррекционно-развивающая работа  с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи  с применением здоровьесберегающих технологий....

ПРОЕКТ на тему: «Использование электронных средств обучения в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Электронные средства обучения значительно расширяет поле активности воспитанников и является   одним из неотъемлемых факторов  повышения эффективности  просвещения и развития детей...

Использование ЭСО в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации совреме...

Применение ЭСО в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

   Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни.  Постепенно использование электронных средств обучения (ЭСО) входит и в систему дошкольного образован...

Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи.

Современный мир не требует от детей особых усилий, поэтому моторные навыки ослабляются, дети плохо держат карандаш, кисточку, плохо владеют ножницами. Неуспешность в овладевании данных предметов ведет...

Использование логопедического Куба АЛМА для работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Развитие всех компонентов речевой системы: лексико-грамматического строя речи, фонематического восприятия, звукопроизношения, слоговой структуры слова, связной речи, познавательных процессов, а также ...

Использование приёмов миофункциональной коррекции в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

    Миофукциональные нарушения – это нарушения функций глотания, жевания, дыхания, речи на фоне нарушений периферического речевого аппарата.      Одним ...