Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми, имеющими ЗПР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Андреева Эльмира Сергеевна

Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по постановке звука Р, постановке и автоматизации звука Ш с использованием визуальной поддержки.

Использование "визуальной поддержки" способствует, в первую очередь, более быстрому и эффективному расположению ребёнка по отношению ко взрослому, снятию тревожности, формированию умения планировать и выстраивать в цепочку свои действия, повышению самостоятельности на занятиях детей, имеющих ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы компенсирующей направленности

Тема: постановка звука [Р]

Задачи:

Образовательные:

Формирование устойчивых артикулем

Обучение умению точно и полно отвечать на вопросы, грамотно излагать свои мысли

Коррекционно-развивающие:

Развитие артикуляционной и мелкой моторики

Развитие умения делать плавный вдох через нос и спокойный, продолжительный выдох

Развитие фонематического слуха

Развитие мышления, внимания

Воспитательные:

Формирование умения следовать инструкции и доводить начатое дело до конца

Развитие способности регулировать свое поведение

Здоровьесберегающие:

Формирование правильной осанки

Повышение самооценки ребёнка при выполнении сложных заданий

Оборудованиекарточки с изображением того или иного задания, картинный материал, используемый для постановки звуков, соответствующий электронный материал (в случае необходимости), зеркало, зондозаменители, фланелеграф, мольберт, колокольчики.

Ход занятия:

I. Организационный момент (подготовка к занятию)

После приветствия ребёнок выкладывает карточки с изображением того или иного задания (заранее приготовленные логопедом) из папки (например, картинка с изображением язычка символизирует артикуляционную гимнастику, с изображением рук – пальчиковую игру и т.д.) и самостоятельно прикрепляет их на фланелеграфе, тем самым установив последовательность заданий по своему желанию. После выполнения каждого задания ребёнок также самостоятельно убирает карточку обратно в папку.

Артикуляционная гимнастика (выполняется перед большим зеркалом с объяснением не только техники выполнения каждого упражнения, но и значения, смысла каждого движения органов артикуляционного аппарата, чтобы ребёнок не просто автоматически выполнял все упражнения, а понимал, для чего он делает каждое конкретное движение)

«Лопатка»

«Иголочка»

«Вкусное варенье»

«Чашечка»

«Парус»

«Маляр»

«Часики»

«Качели»

«Лошадка»

«Грибок»

«Барабан»

Развитие фонематического слуха

Логопед предлагает ребёнку поиграть в колокольчик, если он услышит песенку [Р] (в дальнейшем можно использовать готовые подборки отдельных звуков, слогов, слов из медиатеки).

Постановка звука [Р] (смешанный способ)

По подражанию в положении сидя (в качестве зрительной опоры могут выступить специальные картинки, рисунок взрослого на мольберте, электронная презентация, состоящая из нескольких слайдов – фотографий с изображением правильной артикуляции вызываемого звука, его игрового сравнения с неречевым звуком) и механическим способом в положении лёжа с использованием зондозаменителя.

Развитие мелкой моторики

Ребёнку предлагается выбрать игру из зоны «Послушные ручки» (мячики Су-Джок и массажные пальчиковые колечки, прищепки, кубики, шнурочки, счётные палочки, пуговицы и т.д.)

Работа над дыханием

Логопед предлагает ребёнку поиграть в игру «Часики».

И.п. - стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить: «Тик - так» (10 раз - на выдохе).

Развитие слухового внимания, мышления и быстроты реакции

Логопед предлагает ребёнку выполнить действия наоборот:

- закрой рот → ребёнок открывает рот;

- открой рот → ребёнок закрывает рот;

- открой глаза → ребёнок закрывает глаза;

- закрой глаза → ребёнок открывает глаза;

- покажи язык → ребёнок прячет язык;

- спрячь язык → ребёнок показывает язык;

- подними руки → ребёнок опускает руки;

- опусти руки → ребёнок поднимает руки.

II. Подведение итогов занятия

Ребёнок ещё раз просматривает все картинки из папки, проговаривая их и понимая, что все задания он выполнил; вместе с логопедом находит понравившееся задание, то, которое хочется повторить в следующий раз, и самое трудное, коротко обозначив дальнейший путь саморазвития. Логопед и ребёнок прощаются.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы компенсирующей направленности

Тема: постановка звука [Р]

Задачи:

Образовательные:

Формирование устойчивых артикулем

Обучение умению точно и полно отвечать на вопросы, грамотно излагать свои мысли

Упражнять в употреблении пространственных предлогов на, под, за, в

Коррекционно-развивающие:

Развитие артикуляционной моторики

Развитие умения делать плавный вдох через нос и спокойный, продолжительный выдох

Развитие фонематического слуха

Развитие графо-моторного навыка

Развитие внимания

Воспитательные:

Формирование умения следовать инструкции и доводить начатое дело до конца

Развитие способности регулировать свое поведение

Здоровьесберегающие:

Формирование правильной осанки

Повышение самооценки ребёнка при выполнении сложных заданий

Оборудование: карточки с изображением того или иного задания, картинный материал, используемый для постановки звуков, соответствующий электронный материал (в случае необходимости), фланелеграф, мольберт, зеркало, зондозаменители, бубен, карандаши, папка «Послушный карандаш», осенние листья (картинки с липучками) и дерево (вытянутый коричневый треугольник – ствол, прикреплённый к фланелеграфу).

Ход занятия:

I. Организационный момент (подготовка к занятию)

После приветствия ребёнок выкладывает карточки с изображением того или иного задания (заранее приготовленные логопедом) из папки (например, картинка с изображением язычка символизирует артикуляционную гимнастику, с изображением рук – пальчиковую игру и т.д.) и самостоятельно прикрепляет их на фланелеграфе, тем самым установив последовательность заданий по своему желанию. После выполнения каждого задания ребёнок также самостоятельно убирает карточку обратно в папку.

Артикуляционная гимнастика (выполняется перед большим зеркалом с объяснением не только техники выполнения каждого упражнения, но и значения, смысла каждого движения органов артикуляционного аппарата, чтобы ребёнок не просто автоматически выполнял все упражнения, а понимал, для чего он делает каждое конкретное движение)

«Лопатка»

«Иголочка»

«Вкусное варенье»

«Чашечка»

«Парус»

«Маляр»

«Часики»

«Качели»

«Лошадка»

«Грибок»

«Барабан»

Развитие фонематического слуха

Логопед предлагает ребёнку поиграть в бубен, если он услышит песенку [Р] (в дальнейшем можно использовать готовые подборки отдельных звуков, слогов, слов из медиатеки).

Постановка звука [Р]

  • На каждом занятии логопед старается объяснить ребёнку артикуляторно-акустическую характеристику вызываемого звука. В качестве зрительной опоры могут выступить специальные картинки, рисунок взрослого на мольберте, электронная презентация, состоящая из нескольких слайдов – фотографий с изображением правильной артикуляции вызываемого звука, его игрового сравнения с неречевым звуком;
  • Постановка звука [Р] от «Болтушки» (следить, чтобы язык не выходил за зубы) с резким выдохом на кончик языка в положении сидя (или с использованием косметической палочки, при помощи которой логопед прижимает язык за верхними зубами, а ребёнок старается резким выдохом на кончик языка её оторвать, или механическим способом в положении лёжа с использованием зондозаменителя).

Развитие графо-моторного навыка

Ребёнку предлагается выбрать (и объяснить свой выбор) из папки «Послушный карандаш» бланк с определённым заданием, например: «Дорисуй», «Обведи», «Заштрихуй» и т.д.

Работа над дыханием

Логопед предлагает ребёнку поиграть в игру «Трубач».

И.п. - сидя на стуле, кисти рук сжаты и подняты вверх. Медленный выдох с громким произношением звука «ф-ф-ф-ф-ф» (4-5 раз - на выдохе).

Игра «Падают, падают листья»

Логопед раскладывает осенние листья в разных местах кабинета, обращая внимание на то, как они разлетелись от сильного ветра, и предлагает назвать, где находится каждый лист. Правильно назвав местоположение листика, ребёнок вешает его на специальное дерево.

Примерные высказывания ребёнка:

- «Один (желтый, оранжевый) листик улетел (упал) на (под) стол (стул, диван, подушку, полку, книгу и пр.)»;

- «Один (желтый, оранжевый) листик улетел за штору (игрушку, дверь и пр.)».

II. Подведение итогов занятия

Ребёнок ещё раз просматривает все картинки из папки, проговаривая их и понимая, что все задания он выполнил; вместе с логопедом находит понравившееся задание, то, которое хочется повторить в следующий раз, и самое трудное, коротко обозначив дальнейший путь саморазвития. Логопед и ребёнок прощаются.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы компенсирующей направленности

Тема: постановка звука [Ш]

Задачи:

Образовательные:

Формирование устойчивых артикулем

Обучение умению точно и полно отвечать на вопросы, грамотно излагать свои мысли

Обучение умению употреблять слова, обозначающие материал, из которого сделаны предметы (деревянный, стеклянный, пластмассовый, металлический)

Коррекционно-развивающие:

Развитие артикуляционной и мелкой моторики

Развитие умения делать плавный вдох через нос и спокойный, продолжительный выдох

Развитие фонематического слуха

Развитие внимания

Развитие тактильных ощущений

Воспитательные:

Формирование умения следовать инструкции и доводить начатое дело до конца

Развитие способности регулировать свое поведение

Здоровьесберегающие:

Формирование правильной осанки

Повышение самооценки ребёнка при выполнении сложных заданий

Оборудование: карточки с изображением того или иного задания, картинный материал, используемый для постановки звуков, соответствующий электронный материал (в случае необходимости), фланелеграф, мольберт, зеркало, шпатели, картотека пальчиковых игр «Пальцы учат говорить», мешочек с различными предметами.

Ход занятия:

I. Организационный момент (подготовка к занятию)

После приветствия ребёнок выкладывает карточки с изображением того или иного задания (заранее приготовленные логопедом) из папки (например, картинка с изображением язычка символизирует артикуляционную гимнастику, с изображением рук – пальчиковую игру и т.д.) и самостоятельно прикрепляет их на фланелеграфе, тем самым установив последовательность заданий по своему желанию. После выполнения каждого задания ребёнок также самостоятельно убирает карточку обратно в папку.

Артикуляционная гимнастика (выполняется перед большим зеркалом с объяснением не только техники выполнения каждого упражнения, но и значения, смысла каждого движения органов артикуляционного аппарата, чтобы ребёнок не просто автоматически выполнял все упражнения, а понимал, для чего он делает каждое конкретное движение)

«Забор-рупор-трубочка»

«Лопатка»

«Вкусное варенье»

«Чашечка»

«Парус»

«Маляр»

«Грибок»

«Качели»

«Фокус»

Развитие фонематического слуха

Логопед предлагает ребёнку хлопнуть в ладоши, если он услышит песенку [Ш] (в дальнейшем можно использовать готовые подборки отдельных звуков, слогов, слов из медиатеки).

Постановка звука [Ш]

  • На каждом занятии логопед старается объяснить ребёнку артикуляторно-акустическую характеристику вызываемого звука. В качестве зрительной опоры могут выступить специальные картинки, рисунок взрослого на мольберте, электронная презентация, состоящая из нескольких слайдов – фотографий с изображением правильной артикуляции вызываемого звука, его игрового сравнения с неречевым звуком;
  • Постановка звука [Ш] по подражанию или механическим способом с использованием шпателя.

Развитие мелкой моторики

Логопед предлагает ребёнку выполнить игру из картотеки «Пальцы учат говорить» (15 карточек с заданиями).

Работа над дыханием

Логопед предлагает ребёнку поиграть в игру «Гуси».

И.п. - основная стойка. Медленная ходьба по кабинету. На вдох руки подняты в сторону, на выдох - опустить вниз с длительным произношением: «У - у - у - у» (1-1,5 мин. - на выдохе).

Игра «Чудесный мешочек»

Ребёнок рассматривает, берёт в руки отобранные предметы, сделанные из разных материалов (5-7 предметов). Логопед обращает внимание ребёнка на собственные тактильные ощущения. Далее все предметы складываются в мешочек, и ребёнок выполняет задания логопеда:

- Достань предмет, сделанный из дерева. Как по-другому можно сказать про этот предмет? Какой он? (Деревянный) и т.д.

II. Подведение итогов занятия

Ребёнок ещё раз просматривает все картинки из папки, проговаривая их и понимая, что все задания он выполнил; вместе с логопедом находит понравившееся задание, то, которое хочется повторить в следующий раз, и самое трудное, коротко обозначив дальнейший путь саморазвития. Логопед и ребёнок прощаются.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы компенсирующей направленности

Тема: автоматизация звука [Ш] в слогах

Цель: отработка умений произносить звук [Ш] в прямых, обратных слогах и со стечением согласных

Задачи:

Образовательные:

Формирование устойчивых артикулем

Обучение умению точно и полно отвечать на вопросы, грамотно излагать свои мысли

Обучение умению употреблять антонимы в активной речи

Коррекционно-развивающие:

Развитие артикуляционной и мелкой моторики

Развитие умения делать плавный вдох через нос и спокойный, продолжительный выдох

Развитие силы голоса

Развитие фонематического восприятия

Развитие внимания

Активизация межполушарного взаимодействия

Воспитательные:

Формирование умения следовать инструкции и доводить начатое дело до конца

Развитие способности регулировать свое поведение

Здоровьесберегающие:

Формирование правильной осанки

Повышение самооценки ребёнка при выполнении сложных заданий

Оборудование: карточки с изображением того или иного задания, соответствующий картинный и электронный материал (в случае необходимости), фланелеграф, мольберт, зеркало, игрушечная мартышка, игрушечное пианино, картинки для игры «Наоборот».

Ход занятия:

I. Организационный момент (подготовка к занятию)

После приветствия ребёнок выкладывает карточки с изображением того или иного задания (заранее приготовленные логопедом) из папки (например, картинка с изображением язычка символизирует артикуляционную гимнастику, с изображением рук – пальчиковую игру и т.д.) и самостоятельно прикрепляет их на фланелеграфе, тем самым установив последовательность заданий по своему желанию. После выполнения каждого задания ребёнок также самостоятельно убирает карточку обратно в папку.

Артикуляционная гимнастика (выполняется перед большим зеркалом с объяснением не только техники выполнения каждого упражнения, но и значения, смысла каждого движения органов артикуляционного аппарата, чтобы ребёнок не просто автоматически выполнял все упражнения, а понимал, для чего он делает каждое конкретное движение)

«Забор-рупор-трубочка»

«Лопатка»

«Вкусное варенье»

«Чашечка»

«Парус»

«Маляр»

«Грибок»

«Качели»

«Фокус»

Развитие фонематического восприятия

Логопед предлагает ребёнку догадаться, какой общий звук есть в следующих словах: шапка, мишутка, кошка, мышка (→ [Ш]).

Уточнение артикуляторно-акустической характеристики звука [Ш] (отвечает ребёнок, логопед помогает)

В качестве зрительной опоры могут выступить специальные картинки, рисунок взрослого на мольберте, электронная презентация, состоящая из нескольких слайдов – фотографий с изображением правильной артикуляции уже отрабатываемого звука, его игрового сравнения с неречевым звуком.

Автоматизация изолированного звука [Ш]

Игра «Звук – ты мой друг»

Логопед произносит строчку стихотворения, ребёнок – только звук.

Вышли гуси на луга – Ш,

Зашипели свысока – Ш,

За гусями повторяй – Ш

И смотри-ка не зевай – Ш.

Логопед спрашивает у ребёнка, как шипят гуси? А потом предлагает произнеси звук [Ш] сначала тихо, затем громко.

Автоматизация звука [Ш] в слогах

Логопед предлагает ребёнку повторить слоги за мартышкой.

С радостью: ша-шо-шу, шо-шу-ши, шу-ши-ша, ши-ша-шо;

С удивлением: шта-што-шту-шты, ашп-ошп-ушп-ышп, амш-омш-умш-ымш.

Игра «Пианист»

Логопед предлагает ребёнку поиграть на пианино – повторить за логопедом «мелодию» (ритмический рисунок) с правильным произнесением следующих слогов: аш-ош-уш, ош-уш-иш, уш-иш-аш, иш-аш-ош.

Активизация межполушарного взаимодействия

Логопед предлагает ребёнку выполнить игру «Ухо-нос» из папки «Здоровьесберегающие приёмы работы на логопедических занятиях»: левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо; одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши; затем поменять положение рук «с точностью до наоборот».

Речевое сопровождение:

Села на нос мне, на правое ухо –

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо –

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

Работа над дыханием

Логопед предлагает ребёнку поиграть в игру «Каша кипит».

И.п. - сидя на стуле, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь - вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот - выдох. На выдохе произносить звук «Ш - ш - ш» (5-6 раз).

Игра «Наоборот»

Логопед предлагает ребёнку рассмотреть 3-4 пары картинок, на которых изображены противоположные характеристики предметов и объектов, а потом сказать, что на них изображено в форме сложносочинённого предложения с союзом а. Например: Велосипедист едет быстро, а гусеница ползёт медленно.

II. Подведение итогов занятия

Ребёнок ещё раз просматривает все картинки из папки, проговаривая их и понимая, что все задания он выполнил; вместе с логопедом находит понравившееся задание, то, которое хочется повторить в следующий раз, и самое трудное, коротко обозначив дальнейший путь саморазвития. Логопед и ребёнок прощаются.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы компенсирующей направленности

Тема: автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях

Задачи:

Образовательные:

Формирование устойчивых артикулем

Обучение умению точно и полно отвечать на вопросы, грамотно излагать свои мысли

Обучение умению образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением

Коррекционно-развивающие:

Развитие артикуляционной и общей моторики

Развитие фонематического анализа

Развитие внимания

Активизация межполушарного взаимодействия

Воспитательные:

Формирование умения следовать инструкции и доводить начатое дело до конца

Развитие способности регулировать свое поведение

Здоровьесберегающие:

Формирование правильной осанки

Повышение самооценки ребёнка при выполнении сложных заданий

Оборудование: карточки с изображением того или иного задания, соответствующий картинный и электронный материал (в случае необходимости), фланелеграф, мольберт, зеркало, аудиозапись «Шипение змеи», картинный материал и соответствующая схема с синим кружком для игры «Где живёт звук?».

Ход занятия:

I. Организационный момент (подготовка к занятию)

После приветствия ребёнок выкладывает карточки с изображением того или иного задания (заранее приготовленные логопедом) из папки (например, картинка с изображением язычка символизирует артикуляционную гимнастику, с изображением рук – пальчиковую игру и т.д.) и самостоятельно прикрепляет их на фланелеграфе, тем самым установив последовательность заданий по своему желанию. После выполнения каждого задания ребёнок также самостоятельно убирает карточку обратно в папку.

Артикуляционная гимнастика (выполняется перед большим зеркалом с объяснением не только техники выполнения каждого упражнения, но и значения, смысла каждого движения органов артикуляционного аппарата, чтобы ребёнок не просто автоматически выполнял все упражнения, а понимал, для чего он делает каждое конкретное движение)

«Забор-рупор-трубочка»

«Лопатка»

«Вкусное варенье»

«Чашечка»

«Парус»

«Маляр»

«Грибок»

«Качели»

«Фокус»

Автоматизация изолированного звука [Ш]

Логопед предлагает ребёнку пошипеть, как змея (с опорой на аудиозапись).

Уточнение артикуляторно-акустической характеристики звука [Ш]

В качестве зрительной опоры могут выступить специальные картинки, рисунок взрослого на мольберте, электронная презентация, состоящая из нескольких слайдов – фотографий с изображением правильной артикуляции уже отрабатываемого звука, его игрового сравнения с неречевым звуком.

Развитие фонематического анализа

Игра «Где живёт звук?»

Логопед предлагает ребёнку определить место звука [Ш] в следующих словах: шаг, шайба, шуба, шина, машина, мишень, тишина, горошина, ваш, наш, финиш, мякиш.

Автоматизация звука [Ш] в словах

Игра «Назови ласково» (с мячом)

Изба – избушка

кума – …

зима – …

штаны – …

тётя – …

дядя – …

хозяйка – …

солнце – …

хлеб – …

камень – …

пятно – …

дно – …

окно – …

дед – …

Активизация межполушарного взаимодействия

«Кулак-ребро-ладонь». Логопед показывает ребёнку три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямлённая ладонь. Ребёнок выполняет движения вместе со взрослым, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками.

Речевое сопровождение:

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

Игра «Закончи фразу»

Логопед предлагает ребёнку закончить предложения.

Я люблю конфеты, потому что они…

Я беспокоюсь за бабушку, потому что…

Я хочу дружить с…, потому что…

Мы любим слушать сказки, потому что…

II. Подведение итогов занятия

Ребёнок ещё раз просматривает все картинки из папки, проговаривая их и понимая, что все задания он выполнил; вместе с логопедом находит понравившееся задание, то, которое хочется повторить в следующий раз, и самое трудное, коротко обозначив дальнейший путь саморазвития. Логопед и ребёнок прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста, имеющими ФНР

Работа над развитием артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения - основные направления в работе с дошкольниками с фонетическим недоразвитием речи. Представленные конспекты раскрывают приме...

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми с ОВЗ. Лексическая тема: "Игрушки"

Конспект индивидуального логопедического занятия с неговорящим ребенком с интеллектуальной недостаточностью.  Лексическая тема "Игрушки"...

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми дошкольного возраста на тему «Осенняя прогулка»

Игра или игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие изучаемого материала и привлекают дошкольников к овладению новым знанием....

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком, имеющем задержку речевого развития на тему "Овощи"

Цель:Знакомство и закрепление обобщенного понятия: «овощи», названий основных видов овощей....

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми с ОНР

Лексическая тема: «Семья. День Матери»Цель занятия: коррекция общего недоразвития речиЗадачи:   1.Коррекционно – развивающие:- Закреплять навык диафрагмального дыхания;- Ра...

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

Занятие на дифференциацию звука содержит в себе этапы, направленные на закрепление автоматизируемого звука, и на различение звуков: на развитие фонематического слуха и восприятие. Саня и Маша в гостя...

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по теме «Звук [Ш]. Буква Ш»

В конспекте занятия представлены игры и упражнения В конспекте представлены игры и упражнения для закрепления навыков различения и четкого произношения звука [ш] в слогах. словах и фразах....