Если ребенок левша
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

В статье представлены вопросы подготовки и обучения леворуких детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esli_rebenok_levsha.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Если ребенок – левша

У нас в стране, да и во всем мире, не предусмотрены специальные программы для обучения леворуких детей. Учителя по старинке пытаются сделать из ребенка правшу, или просто игнорируют его особенности. Что могут сделать родители?

Не такой,  как все

Правши пишут правой рукой, а левши – левой, но это не главное их различие. У левшей больше развито левое полушарие мозга, связанное с ориентировкой в пространстве, образным мышлением, эмоционально-чувственной сферой, творческим потенциалом. А логическое мышление, математические способности и речь, за которые отвечает левое полушарие, оставляет желать лучшего. С большей вероятностью ребенку будут легче даваться школьные предметы, требующие творческого подхода, - музыка, рисование, физкультура. Но они скорее  факультативны и направлены на общее развитие ребенка. А чтение, письмо и математика – главные дисциплины в начальной школе – у левши обычно вызывают определенные затруднения.

Попытки насильно сделать из малыша правшу могут спровоцировать боле серьезные проблемы. В первую очередь – психологические. Психика пяти-шестилетнего ребенка еще не успела сформироваться окончательно, ему может грозить даже невротизация – заболевание, требующее длительного лечения. Не нужно пытаться изменить природу, постараться использовать особенности леворукости на благо малыша.

А ну-ка, пальчики!

Не нужно заставлять ребенка левшу держать ложку или ручку правой рукой. Но тренировать ее необходимо: воздействуя на кончики пальцев рук, мы способствуем активизации мыслительных процессов. Задействовав правую руку левши, можно оказывать опосредованное влияние на левое полушарие мозга. Этому очень хорошо способствуем массаж ладошек.

Буквы разные писать…

Письмо – один из основных и, пожалуй, самых сложных предметов в первом классе. Поэтому необходимо заранее тренировать руки, готовясь к сложному и трудоемкому процессу написания букв. Особенно это актуально по отношению к леворукому ребенку. Почаще рисуйте с ребенком. Желательно это делать с помощью цветных карандашей – в отличие от фломастеров работа с ними требует определенных физических усилий, что служит своеобразной зарядкой для детских ручек.

Еще один хороший способ – штриховка. Раскрашивайте картинки в одном направлении. Это упражнение готовит руку к письму, делает ее движения более уверенными. Обратите внимание на наклон штриховки – большинство прописей рассчитаны на правшей и наклон в них соответствующий. При письме буквы ребенка-левши в норме наклонены в лево. Нарисуйте половину бабочки, божьей коровки, ножниц… Попросите ребенка закончить рисунок. Пусть попробует это сделать как правой, так и левой рукой. Сравните результат. Теперь дорисуйте изображение с другой стороны. Это упражнение-игра «Зеркало» способствует формированию и развитию  у ребенка пространственного мышления и периферийного зрения, что особенно важно при подготовке ребенка к школе.

 Веселые уроки

Сильная сторона левшей – хорошо развитое воображение. Эту особенность необходимо использовать в процессе обучения. Объясняя различие гласных и согласных звуков, расскажите ребенку сказку о стране,  в которой жили звуки, имевшие голос и громко высказывавшие свое мнение на собраниях: А-а-а! О-о-о! У-у-у! И-ы… Их прозвали гласными. А еще в этой стране жили звуки, голоса не имевшие, но рычавшие, шипевшие и звеневшие: р-р-р-р, с-с-с. Высказывать свое мнение они не могли, поэтому приходилось им совсем соглашаться. Так их и прозвали – согласные. Расселите гласные и согласные буквы и звуки на разных этажах яркого сказочного домика, нарисуйте его вместе с ребенком. Тогда ваш дошкольник легко запомнит все буквы и сумеет их классифицировать. У левшей преобладает образное мышлении, поэтому  необходимо облекать учебный материал в необычную форму, создавать какой-то образ. В этом поможет использование опорных схем – ребенок-левша усвоит нудные правила легко и весело. Опорные схемы – это те же таблицы, но сделаны они в виде изображений каких-либо предметов: домика, кораблика, дерева. Дайте волю воображению или попросите помощи у своего «левшонка».

Поэтом можешь ты не быть

У ребенка-левши обычно хорошо развито чувство ритма. Сложно запомнить все буквы! Выучите их с «Веселой азбукой» С.Я.Маршака. Каждой букве посвящено маленькое стихотворение. Очень образно описывающее внешний вид буквы. Ритмичные строчки надолго останутся в памяти ребенка-левши, и он быстро ответит, какая перед ним буква.

Зарифмуйте  с вашим ребенком сложные грамматические правила, и занятия по развитию речи и русскому языку превратятся в занимательную игру.

Как легко усвоить правила написания звонких и глухих согласных на конце слова? Например, с помощью такого стихотворения:

Чтобы правильно писать –

Нужно слово проверять,

Глухую на конце узнаешь,

Если слово поменяешь.

Пруд заменим на пруды,

Дуб заменим на дубы,

Если прут возьмем мы в руки,

          То его проверит прутик!

Такие веселые правила ребенок-левша усвоит и сможет в дельнейшем использовать на практике.

Трудная математика

Отдельно нужно сказать о математике. У левшей хорошо развито пространственное мышление, поэтому они более сильны в геометрии. А вот математические вычисления даются им с трудом. Решать задачи и примеры нужно творчески. Например, с помощью «Таблицы умножения в стихах» А.У.Усачева. Математика станет левше понятней, если вы ее зарифмуете. Классический пример – «Пифагоровы штаны во все стороны равны…». А биссектриса запечатлится в памяти как «крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». Превращайте образовательный процесс в увлекательную игру, и тогда уже к 1 классу у вашего маленького «левшонка» появится устойчивый познавательный интерес. А это самое главное условие успешной учебе на протяжении всех школьных лет!

Сильные и слабые стороны ребенка-левши.

+

-

Хорошая память на звуки.

Слабое восприятие устной безэмоциональной речи

 (информативного содержания)

Образная память способствует долгому сохранению увиденного впечатления.

Сложности с оперированием буквами, цифрами, знаками

Ориентировка в пространстве – помнит, как проити куда-то, даже если был там всего 1 раз

Проблемы с классификацией предметов и понятий.

Обработка информации в режиме реального времени – быстро реагирует

Сложности с математическими вычислениями.

Хорошо развита эмоциональная сфера

Незначительное отставание в речевом развитии

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если ребенок левша

У Вас леворукий ребенок стоит ли его переучивать?...

Если ребенок левша (подготовительная группа)

Как подготовить маленького "левшу" к успешному обучению к школе...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ на тему: «ЕСЛИ РЕБЕНОК ЛЕВША».

Представляю вашему вниманию  консультацию для родителей на тему: "Если ребенок левша"....

Если ребенок Левша

Консультация для родителей...

"ЕСЛИ РЕБЕНОК ЛЕВША?"

Неужели действительно маленький упрямец чаще бывает левшой? Почему люди делятся на левшей и правшей? В чем их отличие, в чем их сходство? И какое значение имеет для Вашего малыша, если он все пр...

Консультация для родителей "Если ребенок левша"

Консультация для родителей "Если ребенок левша"...

Если ребенок левша?

Если ребенок левша?...