Дидактические игры по развитию речи.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Дидактические игры для детей старшего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            "Клубочки — моточки"


Цель. Формировать умение подбирать слова на заданный звук

Оборудование. Клубочек
Ход игры. Играющие передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст: "По дорожке (имя ) шла/шёл, Клубок ниточек нашла/нашёл, Вы слова на (заданный звук) скажите, Нашу нитку не порвите". Тот , у кого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше.

                              "Лови звук"

Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук из ряда звуков.


Ход игры. Взрослый называет ряд звуков, ребенок, когда слышит условленный звук (хлопает, топает и т.п.)

"Лови слово"

Цель. Развитие фонематического слуха, умения слышать звук     в слове.
Оборудование. Набор предметных картинок.
Ход игры. Взрослый показывает картинку и называет её. Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в названии изучаемый звук. На более поздних этапах взрослый молча показывает картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же.

"Какой звук чаще всего слышим?"

Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.
Оборудование. Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Ход игры.  Педагог произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего-слышали.


У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.

Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил.

Кто-кто в теремочке живет?"

Цель:
Оборудование. Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.
Ход игры. Взрослый объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [в]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [в] или [в’].

                    "Озорные бубенцы"

Цель. Формировать слуховое внимание, чувство ритма.
Оборудование. Бубенцы
Ход игры. Взрослый  прохлопывает определенный ритм на бубне, ребенок повторяет.

"Попугайчики"


Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему и различать созвучные фонемы.

Оборудование. Игрушка  Попугай
Ход игры. Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет.
Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та .

                           «Эхо»


Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему, различать близкие по звучанию фонемы.
Ход игры. Взрослый создает игровую ситуацию, в соответствии с которой он гуляет в горах или в лесу, а ребенок изображает эхо. Взрослый произносит сложные слова или скороговорки, а ребенок должен безошибочно повторить.

"Найди звук"

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему.
Ход игры. Взрослый произносит слово, не договаривая последний звук. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать звук, который "убежал".
 Примерный речевой материал. Ма...(к), мо...(х), ро...(г), ко..(т), забо...(р) и т.д.

"Слог сбежал"

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему, развивать фонетический слух.
Ход игры. Игра проводится после ознакомления ребенка с понятием "слог". Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать слог, который "сбежал"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение ЦРР д/с «Солнышко» п. Чернянка  Белгородская область.

Дидактические игры

на развитие фонематических процессов , звукового анализа

у детей старшей группы.

 

Подготовила  воспитатель  Захарова Е.В.



Предварительный просмотр:

                            "Клубочки — моточки"


Цель. Формировать умение подбирать слова на заданный звук

Оборудование. Клубочек
Ход игры. Играющие передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст: "По дорожке (имя ) шла/шёл, Клубок ниточек нашла/нашёл, Вы слова на (заданный звук) скажите, Нашу нитку не порвите". Тот , у кого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше.

                              "Лови звук"

Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук из ряда звуков.


Ход игры. Взрослый называет ряд звуков, ребенок, когда слышит условленный звук (хлопает, топает и т.п.)

"Лови слово"

Цель. Развитие фонематического слуха, умения слышать звук     в слове.
Оборудование. Набор предметных картинок.
Ход игры. Взрослый показывает картинку и называет её. Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в названии изучаемый звук. На более поздних этапах взрослый молча показывает картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же.

"Какой звук чаще всего слышим?"

Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.
Оборудование. Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Ход игры.  Педагог произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего-слышали.


У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.

Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил.

Кто-кто в теремочке живет?"

Цель:
Оборудование. Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.
Ход игры. Взрослый объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [в]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [в] или [в’].

                    "Озорные бубенцы"

Цель. Формировать слуховое внимание, чувство ритма.
Оборудование. Бубенцы
Ход игры. Взрослый  прохлопывает определенный ритм на бубне, ребенок повторяет.

"Попугайчики"


Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему и различать созвучные фонемы.

Оборудование. Игрушка  Попугай
Ход игры. Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет.
Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та .

                           «Эхо»


Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему, различать близкие по звучанию фонемы.
Ход игры. Взрослый создает игровую ситуацию, в соответствии с которой он гуляет в горах или в лесу, а ребенок изображает эхо. Взрослый произносит сложные слова или скороговорки, а ребенок должен безошибочно повторить.

"Найди звук"

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему.
Ход игры. Взрослый произносит слово, не договаривая последний звук. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать звук, который "убежал".
 Примерный речевой материал. Ма...(к), мо...(х), ро...(г), ко..(т), забо...(р) и т.д.

"Слог сбежал"

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему, развивать фонетический слух.
Ход игры. Игра проводится после ознакомления ребенка с понятием "слог". Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать слог, который "сбежал"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение ЦРР д/с «Солнышко» п. Чернянка  Белгородская область.

Дидактические игры

на развитие фонематических процессов , звукового анализа

у детей старшей группы.

 

Подготовила  воспитатель  Захарова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр "Развитие речи"для детей 2-3 лет

В катротеке предложены игры для развития речи детей 2 лет. картотека предназначена не только в помощь воспитателю, но и для занятий родителям дома играя с малышом обучая его....

Дидактическая игра Развитие речи "Один- много"

Дидактическая игра для детей младшего и седнего возраста "Один- много" Цель: учить образовывать существительные множественного числа, формировать грамматический строй речи....

Дидактические игры. Развитие речи.

Дидактические игры по речевому развитию для средней группы....

Дидактические игры «Развитие речи детей раннего возраста в повседневном общении и в специально организованных играх»

laquo;Развитие речи детей раннего возраста в повседневном общении и в специально организованных играх»...

Картотека дидактических игр «Развитие речи в подготовительной группе»

Картотека дидактических игр  «Развитие речи в подготовительной группе»   Дидактическая игра «Волшебные кубики» Цель: Закреплять умение детей определять место зву...

Картотека дидактических игр «Развитие речи в подготовительной группе»

Картотека дидактических игр  «Развитие речи в подготовительной группе» Дидактическая игра «Волшебные кубики» Цель: Закреплять умение детей определять место звук...