Формирование знаний о растительном мире у дошкольников
статья по коррекционной педагогике на тему

Бизимова Елена Анатольевна

****

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование знаний о растительном мире у дошкольников

Экологическое образование и воспитание - одна из актуальных проблем современности.   Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Именно в этот период развития ребёнка закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри  природных сообществ.  Такие знания в процессе общения ребёнка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.  Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определёнными формами поведения ребёнка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.  Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за растениями).

Задача взрослого помочь детям накопить багаж ярких, эмоциональных впечатлений и достоверных представлений об окружающем мире природы, полюбить его как общий дом, необходимый всем, кто в нём живёт.  Область ближайшего окружения детей-дошкольников в мире природы – мир растений в его сложных связях и зависимостях с окружающей средой, познание которых позволяет заложить основы экологической воспитанности ребёнка. Зелёное царство растений начинает вызывать к себе интерес ребёнка только тогда, когда взрослые постепенно вовлекут его в наблюдение за таинственным миром флоры.  

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к растениям и поэтому задача педагога развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать за растениями, воспитывать умение заботиться о растениях, нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений, научить детей внимательно смотреть вокруг и делать удивительные открытия, в привычном и неприметном замечать интересное и необычное, наклонившись над цветком видеть, как он беспомощен и нуждается в защите.

Материал нужно преподносить в доступной, увлекательной форме, учитывая интересы детей к природным явлениям; занятия строить на принципах развивающего обучения, направлять их на развитие личности ребёнка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира),  а также на совершенствование речи дошкольников,  их мышления,  творческих способностей,  культуры чувств.  Дети должны не просто запоминать и не механически воспроизводить знания, а понимать и оценивать происходящее. Этому помогает совместная практическая деятельность.  В старшем дошкольном возрасте при познании окружающего большое значение имеет творческое воображение. Объединяясь с мышлением при использовании наглядных моделей и схем, оно предваряет практическую деятельность.

В старшем возрасте дети познают не только факты, но и достаточно сложные связи в растительном мире.  Формируются обобщённые представления о растении как о живом организме с совокупными признаками: питаются, растут и размножаются, приспосабливаются к среде обитания, существуют в сообществе с другими растениями.  Углубляется познание связей с живой и неживой природой, изменение роста и развития растений в соответствии с сезоном и средой обитания.  Объектом познания становятся как новые растения, так и ранее известные, но эти знания систематизируются и обобщаются.  Формируются обобщённые представления о строении растений, потребностях для роста и развития.

Любовь к природе воспитывается через все виды деятельности. Трудно переоценить вклад игры в развитие ребёнка, в том числе и в формирование его экологической культуры. Играя, дети познают многоликий мир природы, усваивают сложную систему отношений с окружающей средой. Только в игре ребёнку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Художественное слово и иллюстративно-наглядный материал позволяют закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе наблюдений на экскурсиях и прогулках.  

Закреплению, уточнению и систематизации полученных знаний способствуют дидактические игры, практическая работа, рассматривание иллюстраций (леса, луга, поля, сбор листьев, семян, составление гербария). В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённых ситуациях или с определёнными предметами.  Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, а, следовательно, интересными для детей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТИТЕЛЬНОМ МИРЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ

конспект занятия для детей старшей группы, на закрепления пройденного материала....

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТИТЕЛЬНОМ МИРЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ

познавательная беседа с детьми старшего дошкольного возраста....

«Формирование представлений о растительном мире у детей дошкольного возраста»

   Экологические проблемы в стране диктуют необходимость интенсивной работы по формированию у людей экологической культуры природопользования. Взаимодействие человека с природой, это ...

Формирование представлений о растительном мире детей 3 – 4 лет посредством дидактических игр

План работы по формированию представлений о растительном мире детей 3 – 4 лет посредством дидактических игр...

Дидактические игры как средство формирования знаний о растительном мире старших дошкольников

Статья на тему: «Дидактические игры как средство формирования знаний о растительном мире старших дошкольников» Выполнила: Воспитатель ГБОУ Прогимназии №675 «Талант»Соколов...