ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья на тему

Брель Марина Григорьевна

Образовательная ситуация в педагогическом процессе дошкольного учреждения выступает как форма организации деятельности детей- как совместной со взрослым, так и самостоятельной. Образовательная ситуация может являться формой организованной образовательной деятельности с целью формирования у детей новых представлений и умений в разных видах деятельности, обобщения знаний по теме, развития способности рассуждать и делать выводы; может быть включена в режимные моменты с целью закрепления имеющихся у детей знаний и умений, их применения в новых условиях, может спровоцировать самостоятельную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, или продуктивного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО

ВОСПИТАНИЯ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Реформы последних лет затрагивают все стороны жизни общества, в том числе и систему образования. Модернизация российского образования происходит в соответствии с мировыми тенденциями, предлагая новые цели, подходы, отношения, иное содержание образования, иное поведение.

Дошкольное детство-это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. В дошкольном возрасте закладываются основы всех базовых понятий и навыков, необходимых для дальнейшей жизни. В это время происходит ориентировка дошкольников в отношениях людей, накапливается первый опыт самостоятельных, нравственно направленных поступков, развивается способность действовать в соответствии с доступными пониманию детей этическими нормами и правилами. Нравственное воспитание подрастающего поколения становится важнейшей задачей общества и требует разработки новых форм организации процесса нравственного воспитания дошкольников.

 Ранее целью образования было накопление определенного объема знаний, информации, сведений, теперь целью становится накопление опыта реализации, применения освоенных знаний и умений на практике и формирование готовности решать различные задачи в любой сфере жизнедеятельности. Изменение целей влечет за собой запуск цепочки других изменений, в первую очередь, изменение самого педагогического процесса: без новых форм подачи материала, организации деятельности всех участников процесса, новых подходов, методик, технологий, приемов на всех ступенях образовательного процесса начиная с дошкольного образования невозможно достичь нового результата –готовности и умения применять освоенные знания и умения в различных реальных жизненных ситуациях.

Одной из таких новых форм может стать образовательная ситуация. Образовательная ситуация в педагогическом процессе дошкольного учреждения выступает как форма организации деятельности детей- как совместной со взрослым, так и самостоятельной. Образовательная ситуация может являться формой организованной образовательной деятельности с целью формирования у детей новых представлений и умений в разных видах деятельности, обобщения знаний по теме, развития способности рассуждать и делать выводы; может быть включена в режимные моменты с целью закрепления имеющихся у детей знаний и умений, их применения в новых условиях, может спровоцировать самостоятельную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, или продуктивного творчества.

Использование различных образовательных ситуаций: условно-вербальных (иллюстративно-описательных, прогностических, оценочных), имитационно-игровых, реально-практических в разных видах образовательной (непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей) и разных видах  детской деятельности (познавательной, игровой, музыкальной, изобразительной, коммуникативной, театрализованной, чтении художественной литературы) позволяет создать эффект полного погружения в содержание и обеспечить активную субъектную позицию детей в освоении всех компонентов нравственной воспитанности. Ведущими средствами  являются художественная литература и игры. Литературное произведение позволяет показать ребенку все стадии совершения нравственного (или безнравственного) поступка от замысла до конечных последствий, проследить причины, мотивы, выявить чувства переживания всех участников ситуации, тогда как в реальности ребенок может наблюдать только отдельные фрагменты той или иной ситуации, поэтому правильно понять и оценить ее дошкольнику гораздо сложнее. Литературное произведение запускает цепочку образовательных ситуаций: беседа о прочитанном, инсценировка отрывков произведения, творческий пересказ от лица литературного героя, слушание музыки, подбор музыкальных отрывков к характерам различных персонажей, рисование эмоций, соотнесение нравственной позиции героя с личным опытом ребенка, организация различных реальных ситуаций нравственного содержания.

Инсценировка и творческий пересказ от лица литературного героя помогают ребенку «войти внутрь» изображаемых обстоятельств, осмыслить ситуацию, уловить истинные взаимосвязи между персонажами, глубже проникнуть в смысл их поступков и в смысл произведения. Тем самым повышается эмоциональная отзывчивость ребёнка по отношению к описываемым событиям и самим героям, он активно сочувствует и сопереживает им, видит индивидуальность каждого героя. Для развития умения аргументированно оценивать поступки литературных героев, окружающих людей и свои собственные организуются такие игровые ситуации, как «Разговор по телефону», «Узнай героя», «Портрет героя», «Интервью», «Словесное рисование». Целью таких игровых ситуаций, как «Я похож, я отличаюсь», «За что меня можно хвалить, за что меня можно ругать», «Кто я? Какой я?», является обращение к личному опыту детей, что способствует развитию самоанализа и адекватной самооценки детей, умения определять собственные положительные и отрицательные качества или конкретные поступки, соотносить их с характером и поступками литературного героя и оценивать с позиции нравственности. В своей работе стараюсь использовать ситуации, в основу которых положена изобразительная и музыкальная деятельность. Такие ситуации способствуют развитию эмоциональной отзывчивости и умения отражать свои впечатления и настроение с помощью изобразительных и музыкальных образов.  Музыка и изобразительное искусство помогают передать эмоциональное состояние человека, а также смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний, в силу чего оказывают сильное эмоциональное воздействие и способствуют созданию общего положительного эмоционального фона.

Особое значение для нравственного воспитания детей имеют реально-практические ситуации, в которых дети имеют возможность применить освоенные представления и способы действий на практике, проявить самостоятельность, активность и творчество, разрешая различные реальные жизненные проблемы. Поэтому в своей работе стараюсь эмоционально увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят реальную пользу и радость окружающим.

Такие ситуации не только позволяют применить освоенные знания и умения на практике, но и дают возможность определить направление дальнейшей работы.

Литература:

  1. Бабаева Т.И. Диагностика взаимоотношений дошкольников со сверстниками / Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста, метод. пособ.-СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
  2. Бабаева Т.И. Социально-экономическое развитие дошкольников в детском саду: метод. советы, СПб: Детство-Пресс, 2002.
  3. Вербенц А.М., Солнцева О.В., Сомкова О.Н. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения- СПб: Детство-Пресс, 2013.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации по физическому развитию детей дошкольного возраста

Конспект совместной деятельности  для детей 4-5 лет по примерной ООПДО «От рождения до школы»; ОО «Физическое развитие» средней группы.Интеграция образовательных обла...

"Использование игровых образовательных ситуаций в речевой активности детей дошкольного возраста"

quot;Использование игровых образовательных ситуаций в речевой активности детей дошкольного возраста"...

Методическая разработка образовательной ситуации «Радость» С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ФИЛЬМА «НОЧНАЯ СКАЗКА» РЕЖИССЁРА МАРИИ СТЕПАНОВОЙ

Цель: создание условий для  эмоционального комфорта и гармоничного развития личности ребёнка-дошкольника, посредством просмотра мультфильма....

КОНСПЕКТ Образовательной ситуации по математическому развитию детей дошкольного возраста: Познание свойств и отношений с использованием универсального множества логические блоки З. Дьенеша.

Упражнять в умении «читать схему» и выполнять действия в соответствии с ней.Совершенствовать умения расшифровывать информацию о свойствах предмета, сравнивать предметы по данным свойствам,...

Игровые образовательные ситуации как средство нравственного воспитания детей 5-6 лет

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста в настоящее время актуализируется в связи с ситуацией,  сложившейся в духовно-нравственной сфере  современного  общества. ...