"Использование игровых образовательных ситуаций в речевой активности детей дошкольного возраста"
статья

Чиркова Елена Юрьевна

"Использование игровых образовательных ситуаций в речевой активности детей дошкольного возраста" 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Верхнекетский детский сад»

Верхнекетского района Томской области

Использование игровых образовательных ситуаций в речевой

активности детей дошкольного возраста.

                                                                                                 Выполнила: Чиркова Е.Ю.,

воспитатель высшей кв. категории

2021 г.

          Дошкольный возраст — это период интенсивного развития ребенка, это мощнейший процесс становления, развития и совершенствования всех сторон речи. Задачи развития речи детей в игровой деятельности решаются более продуктивно, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим.

        Играя, ребенок  учится общаться с миром людей и предметов, в игре проявляется его личность и складывается характер. Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, советский психолог Д.Б. Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных психических процессов до самых сложных».

         В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, отношения с людьми. В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Игра создает «зону ближайшего развития ребенка».

    Но детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению – как между собой, так и с окружающими взрослыми. К ребенку на помощь должен прийти взрослый, чтобы он овладел механизмами эффективного игрового общения. Таким образом, именно взрослый может и должен создать для детей условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения. К этим условиям, можно отнести:

  • обогащение детей впечатлениями об окружающем мире;
  • привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, организация наблюдений, совместное чтение, обсуждение событий из жизни и т.д.);
  • активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего совместной.

       Для развития полноценного игрового общения педагоги могут использовать такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации (ИОС).            Известно четыре вида ситуаций:

  • ситуации-иллюстрации,
  • ситуации-упражнения,
  • ситуации-проблемы,
  • ситуации-оценки.

     Ситуации-иллюстрации, чаще всего используют в младшей группе.  Педагог разыгрывает простые сценки из жизни детей. Рекомендуется использовать иллюстрации, кукольный театр, игрушки.

        Со средней группы, параллельно с использованием ситуаций-иллюстраций предлагаются игровые Ситуации-упражнения. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Темы хорошо прорабатываются в дидактических играх н-р: «Путешествие в лес, в теплицу», «Как вести себя в лесу», «На пикнике», « и т.д.

       Участие детей в ситуациях партнерского взаимодействия (ситуациях-проблемах), где дети усваивают основные социальные отношения, своего поведения в мире людей. Где ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.

       В ситуациях-проблемах каждый ребёнок находится в активной действующей позиции.

 Проблемные ситуации:

• Свойства бумаги. Завяжем бумажный бантик кукле Маше. Что произойдет?

• Свойства песка. Сделать пирожки из сухого и мокрого.

• Почему ёж колючий?

• Свойства воды. На окне два стакана. Один стакан накрыт, другой нет. Почему исчезла вода?

• Смогут ли существовать люди, животные, растения без солнца?

• Что случится, если не будет растений?

• Как папа узнал, что ночью был дождь?

• Помоги собрать грибы для доброй феи и злой колдуньи. Какие и почему?

• Почему заяц и белка линяют?

      Детям предлагаются различные игры:

• игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных;

• игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление со взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой;

• игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем мире.

      Дидактические игры:

• "Птичья столовая"

• "Домик для животных"

• "Расскажи сказку"

• "Путешествие в лес"

• "Растения нашего леса"

• "Узнай гриб"

• "Парные картинки"

• "Опиши животное"

• "Когда это бывает"

• "Найди маму"

      В старшей группе начинают использоваться ситуации-оценки, оценки со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.

          Примеры ситуации-оценки:

– Кто в доме главный?

– Как можно узнать настроение человека?

– Мои поступки.

– Если бы я был (была) волшебником?

         Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения.  Сценарий общения может включать различные формы проведения ИОС:

- разговор воспитателя с детьми,

- игры - путешествия,

- игры - беседы,

- игры - драматизации,

- игры - импровизации.

          Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследования предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин).

         Предлагаю детям игровые ситуации, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков детей  дошкольного возраста. Все они основываются на сюжетных сказках, поступках сказочных героев. Например: Придумай сказке другой конец.

         Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи.

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области Использование игровых образовательных ситуаций в речевой активности детей дошкольного возраста. Выполнила: Чиркова Е.Ю. в оспитатель высшей кв. категории

Слайд 3

У словия, необходимые для развития детской игры: обогащение детей впечатлениями об окружающем мире; привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, организация наблюдений, совместное чтение, обсуждение событий из жизни и т.д.); активная позиция ребенка в деятельности, прежде всего совместной.

Слайд 4

Игровые обучающие ситуации: ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-проблемы, ситуации-оценки.

Слайд 7

Проблемные ситуации: • Свойства бумаги. Завяжем бумажный бантик кукле Маше. Что произойдет? • Свойства песка. Сделать пирожки из сухого и мокрого. • Почему ёж колючий? • Свойства воды. На окне два стакана. Один стакан накрыт, другой нет. Почему исчезла вода? • Смогут ли существовать люди, животные, растения без солнца? • Что случится, если не будет растений? • Как папа узнал, что ночью был дождь? • Помоги собрать грибы для доброй феи и злой колдуньи. Какие и почему? • Почему заяц и белка линяют?

Слайд 9

Дидактические игры : • "Растения нашего леса" • "Узнай гриб" • "Парные картинки" • "Опиши животное" • "Когда это бывает" • "Найди маму" • "Птичья столовая" • "Домик для животных" • "Расскажи сказку" • "Путешествие в лес"

Слайд 10

Примеры ситуации-оценки: – Кто в доме главный? – Как можно узнать настроение человека? – Мои поступки. – Если бы я был (была) волшебником?

Слайд 11

Ф ормы проведения ИОС: - разговор воспитателя с детьми, - игры-путешествия, - игры-беседы, - игры- драматизации, - игры-импровизации.

Слайд 15

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области Использование игровых образовательных ситуаций в речевой активности детей дошкольного возраста. Выполнила: воспитатель Чиркова Е.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование маркеров игрового пространства для развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

laquo;…Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»В. А. Сухомлинский«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только н...

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...

План самообразования на тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деяте...