"Музыкально- игровая деятельность, как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста"
консультация по развитию речи
Консультация для воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 76 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара.
Консультация:
«Музыкально - игровая деятельность,
как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Музыкальный руководитель Рубцова В. В.
2022 г.
Музыкальная деятельность детей — это различные способы, средства познания музыкального искусства (а через него — и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха. Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.
Музыка создает особое воздействие, направленное на исправление разнообразных речевых устройств, а введение слова в упражнение позволяет сохранить принцип ритмичности в движениях. В.Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки…. Без этого он засушенный цветок».
Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкально - ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) можно использовать в работе над развитием речи.
Первым и ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание – восприятие. Этот вид деятельности развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса. Большое значение имеет вопросы и задания, которые дети получают перед слушанием и в процессе анализа произведения. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка. В играх на развитие художественного словаря закрепляются слова художественного словаря, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ ( «Копилка», «Волшебный сундучок», «Хитрая шляпа», «Говорящий коврик» (см. «Музыкальный руководитель» №4 2009г.).
В играх, основанных на двигательном и пантомимическом моделировании характера музыки (невербальные средства общения), развивается эмоциональная отзывчивость, музыкальное мышление, воображение, посредством передачи характера и содержания музыки движением. Такие игры побуждают к осознанию свойств музыкальной речи, различению выразительных интонаций, пауз, акцентов, особенностей характера, динамики, темпа, регистров ( «Танцующие звуки», «Художники», «Поющие
руки», «Живая картина», «Скульпторы». (см «Музыкальный руководитель» №4 2009г.).
Один из важнейших видов музыкальной деятельности детей - пение.
Не случайно пение давно используют как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи. Пение способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.); расширению кругозора, нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного), развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение, ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).
В процессе пения у детей развиваются не только музыкальные способности (музыкальный слух, память, чувство ритма), оно также способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Известно, что пение давно используется для развития речи за счет улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика); нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного); развития связной речи за счет расширения кругозора, словаря и высокохудожественных текстов песен.
В работе над пением большое внимание необходимо уделять упражнениям по формированию певческих навыков – чистоте интонирования, дыханию, дикции, правильному звукопроизношению (звукообразованию). Для этого используются разнообразные приемы, игры и упражнения.
В работе над дикцией важен показ, когда подключается весь артикуляционный аппарат, полезно проговаривать текст одними губами. Это позволяет детям следить за правильным положением губ (игра «Испорченный телефон»).
В работе над дикцией очень полезно пропевание знакомых песен в быстром темпе, что хорошо активизирует артикуляционный аппарат.
В работе над дыханием используется собственный показ или жест, помогающий вовремя взять дыхание. Можно после вступления к песне предложить детям «понюхать цветок» и сразу начинать петь.
Работая над чистотой интонирования, необходимо обращать внимание на эффективность следующих упражнений, заданий, распевок, которые также способствуют развитию речи:
*Пропевание несложных мелодий с каким-либо гласным звуком (о, а, у), затем транспонируя мелодию и меняя звук.
*Пропевание слогов «ми-мэ-ма-мо-му» на одном звуке, затем тоже самое на последующих.
*Пропевание имени ребенка, состоящего из трех слогов (Ма-шень-ка), пропевание ребенком коротной фразы на ту же мелодию («Я-и-ду») или («Маша», «Я здесь»).
*Пропевание слов «здравствуйте, до свидания» с разной интонацией, с разной мимикой (пропевание этих слов педагогом и повторение той же мелодии отдельными детьми или хором).
*Будем музыкантами – сыграем мелодию на дудочке, фортепиано, балалайке, скрипке, колокольчике, т.е. пропевание мелодии на слог «ду», «ля», «трень», «ти-ли-ли», «динь», сопровождаемое имитационными движениями пальцев рук. ( Песня «Сыграем и споем» слова и музыка С.Г. Насауленко)
Музыкально - ритмическое движение под музыку оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память ориентировку в пространстве, координацию движений. «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка» (Л.Генералова). Даже если ребенок молчит, но движениями передает характер музыкального произведения, выражает своё отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога,- значит, он реагирует на слово, думает. «От слова – к музыке, от движения – к мышлению» (Т.Боровик).
На музыкальных занятиях используются следующие упражнения:
на освоение основных движений, на развитие ориентировки в пространстве,
общеразвивающие упражнения, упражнения, регулирующие мышечный тонус, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство, активизирующие внимание, упражнения в танцевальных движениях.
Неоценимую роль в овладении танцевальными движениями оказывают «подговорки». «Подговорки» - это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название. Использование «подговорок» способствует усвоению не только танцевальных движений, но и развитию речи. В процессе работы следует обращать внимание на четкость, выразительность, эмоциональность произношения текста, что в свою очередь влияет на характер, качество исполнения движения. Необходимо следить за метрической стороной произношения текста, т.к. это определяет темп выполнения движения. Хороши «подговорки» еще и тем, что дети их используют в самостоятельной деятельности, совершенствуя не только движения, но речь.
Подговорки.
1.Носок-пятка, перетоп,
Носок-пятка, перетоп.
Вот такие молодцы,-
Мы ребята удальцы. (Ковырялочка)
2.Скок, скок, скок, скок!
Вот какой у нас подскок!
Ножку дружно поднимаем.
И носочек книзу тянем. («Подскок»)
Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнять ритмический рисунок.
К музыкально – ритмическим движениям относятся танцы: парные, с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные. Особенно положительно влияют на развитие речи детей танцы с пением и хороводы, поскольку помогают детям координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться не только на занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности («Буги-вуги», «Лавата», «Если нравится тебе…» и т. д.)
Музыкальные игры имеют большое значение не только в музыкальном развитии детей, но и в развитии речи. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие задачи. В музыкальном воспитании чаще всего используют игры инструментальные (сюжетные и несюжетные), с пением, словом, а также музыкально-дидактические.
- Сюжетные инструментальные игры отличаются яркими музыкально-игровыми образами. В этих играх есть персонажи, события, отношения между действующими лицами. Все это заставляет детей реагировать эмоционально и действовать творчески, в соответствии с развивающимся сюжетом. Более раскрепощенные, раскованные дети легче включаются в игры, быстрее соглашаются на роль ведущего. Для детей с проблемами в речевом развитии такие игры представляют определенную трудность, в тоже время именно они могут оказать большое воспитательное и коррекционное воздействие. При этом, чем больше внимания уделяется личностному развитию каждого ребенка и совершенствованию его эмоционально-волевой сфере, тем легче сюжетные игры входят в жизнь детей. Игры: «Колобок» подготовительная группа, «Лиса и зайцы» старшая группа, «Прогулка с куклами» средняя группа, «Кошка и котята» младшая группа.
- С помощью игр с пением можно решать многие задачи музыкального воспитания (формирование интереса к музыке и пению, развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма, чистоты интонирования), а также коррекционные задачи (нормализация психических процессов и свойств, тренировка двигательного аппарата, упорядочивание темпа движения и пения). К достоинствам игр с пением относится и то, что с их помощью легче отрабатывать коррекцию пения и движения. Зная, огромное значение этих игр в развитии речи воспитатели затем вносят их в повседневную жизнь, да и сами дети включают их в самостоятельную музыкальную деятельность («Игра с гномом» Л.А.Старченко, старшая группа; «Пугало» Т.В.Бокач средняя группа; «Бабка – Ежка» подготовительная группа).
- Игры со словом так же, как и игры с пением, своими корнями уходят в фольклор, в том числе в потешки, прибаутки. Игры со словом развивают речь, расширяют кругозор, улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения, развивают чувство ритма, интонационный и поэтический слух, музыкальность, голосовые возможности детей, координацию движений со словом. ( «Скок-поскок», «Из-за леса, из-за гор», «Ваша-то Наташа-то», «Трактора» и т.д.). Игры со словом, обладающие четким ритмом, динамикой, эмоциональной насыщенностью, побуждают ребенка к действию.
- Большую роль в работе по развитию речи принадлежит подвижной игре, особенно игре, созданной на основе поэтического текста (народной, детской поэзии). Эмоциональная отзывчивость ребенка на художественный образ находится в тесной связи с ритмическими движениями, выполняемыми под стихотворный текст. В подвижной речевой игре со словом дети легко улавливают музыкальность, напевность, ритмичность речи, познают мягкость и выразительность языка.
- Одним из видов речевых игр, используемых на музыкальных занятиях, является ритмодекламация. Это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка.
Игра на детских музыкальных инструментах развивает творческие способности детей. Дети с удовольствием играют на детских музыкальных инструментах, т.к. это не требует особой подготовки, специальных навыков и доступно практически каждому ребенку. В ходе игры решаются задачи воспитания, чувство единения, развитие музыкальных способностей (чувство ритма, звуковысотного и тембрового слуха, формирование интереса к инструментальному творчеству). Вопросы при знакомстве с инструментом «На что похож?», « Из чего сделан?», «Как извлечь звук?» побуждают детей не только исследовать инструмент, но и расширить кругозор.
Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, способствуют развитию фонетико-фонематического слуха («На каком инструменте играю?», «Отгадай и сыграй как я», «Музыкальные молоточки», «Птички» Е.Тиличеевой, «Медведь» М.Красева, «В лесу» и «Угадай по голосу» Е.Тиличеевой, «Бубенчики» Е.Тиличеевой).
Значение музыкально-дидактических игр не ограничивается лишь помощью в развитии фонетико-фонематического слуха.
Произносительная сторона речи обладает определенной окраской (просодикой): как и в музыке в речи используются такие средства выразительности, как темповые изменения, характерный ритм, определенная звуковысотность, динамическая и тембровая окраска. Поэтому музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного, тембрового и динамического слуха, окажут косвенное воздействие и на развитие речевой просодики. Кроме того музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов, т.е. оказывают большую помощь в развитии речи. («Музыкальная лесенка», «Бубенчики», «Барабанчики», «Кто поет?» и т.д.)
Таким образом, музыкальное воспитание, все виды музыкально - игровой деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игр, танцев, песен положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь. И не случайно, особенно в последние годы музыкальное воспитание включено в систему, комплекса методик артпедагогики и арттерапии в специальном образовании.
Литература:
1. Ветлугина Н. А. «Музыкальное воспитание в детском саду». – М.: Просвещение, 1981
2. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду /М.Ю. Картушина. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.;
3. Максаков А.И. «Воспитание звуковой культуры речи дошкольников». Пособие для пед. дошк. учреждений. 2-е изд.-М.:Мозаика-Синтез,2005.
4. Улашенко Н.Б. Музыка. Нестандартные занятия. / - Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей» , 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/17/picture-96388-1421469418.jpg)
Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....
Игровая деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Уважаемые коллеги!Мы с Вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/05/picture-503576-1454667471.jpg)
Собственный инновационный педагогический опыт «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста" воспитателя МБДОУ "Коммунарский детский сад "Солнышко" Акишевой Екатерины Вячеславовны
Игра - самое чистое и самое духовное проявление человека!...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/03/picture-813839-1475484458.jpg)
Сообщение для воспитателей: "Музыкально-игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста"
Сообщение для воспитателей....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/03/picture-813839-1475484458.jpg)
Презентация: "Музыкально-игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста"
Сообщение для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/04/picture-332257-1383570547.jpg)
Методическая разработка на тему:- «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Мы с вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста, в которой развиваются все психические процессы. Сегодня мы рассмотрим как это происходит...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/10/picture-616758-1460290963.jpg)
МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Консультация для родителей...