Сообщение для воспитателей: "Музыкально-игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста"
статья по развитию речи на тему

Хуснутдинова Гульнара Марсельевна

Сообщение для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-igrovaya_deyatelnost.docx31.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста

Подготовила: Хуснутдинова Гульнара Марсельевна

Должность: Музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад № 126 комбинированного вида с татарским языком      воспитания и обучения» Московского района г.Казани

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с раннего возраста. Ведь взрослые слушатели могут все недосказанное исполнителем дополнить в своем воображении, дети же воспринимают лишь то, что слышат. Они очень чутко искренне реагируют на выразительно исполненную музыку. Если перефразировать слова М.Горького о литературе, то можно сказать: «Детям следует играть музыку так же,  как и взрослым, только лучше».

Речь и музыка имеют общие основы. Как и речь, музыка начинается со звука. И речь, и музыкальное произведение, как симфония, так и опера - это тексты, которые требуют определенного прочтения. И у музыки и у речи есть особый письменный код - это ноты и азбука, которые сохраняют партитуры и тексты. Письменная форма речи, превратившаяся с помощью таланта известных писателей и поэтов, в произведения литературного искусства, может быть содержанием музыкального произведения, но и музыка может быть содержание речи: при общении между людьми, при высказывании чего-то личного, глубокого. Музыка, как самый эмоциональный вид искусства способна воздействовать на ребенка на самых ранних этапах его жизни.

Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают иногда больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно — достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

Музыкальное воспитание оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте, к искусству и жизни. Хорошо развитые музыкальные способности стимулируют и подталкивают к развитию как художественно-эстетические, так и интеллектуальные способности. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок быстро и правильно заговорил, был успешен в математике и логике, учите его музыке. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка, на положительные реакции. Дети лучше и быстрее усваивают материал и начинают правильно говорить.

На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения, регулировать свое поведение. Речь ребенка становится более осмысленной и выразительной. Ребенок может произносить слова с разной интонацией, громкостью, менять темп речи. Он способен понимать значение качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», эта фраза принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому. Связь мелкой моторики и интеллектуального развития, речи была отмечена еще давно многими педагогами и психологами, например, связав музыку, речь и мелкую моторику Е. Железнова и С. Железнов разработали комплекс упражнений по развитию мелкой моторики под музыку: «С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух. Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, а также создаёт благоприятную атмосферу для занятий. Развитие мелкой моторики активизирует у детей работу мозга, способствует развитию речи и помогает дошкольникам. подготовить руку к письму».

Музыкальная деятельность малышей — это различные способы, средства познания музыкального искусства (а через него — и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

Каждый вид музыкальной деятельности специфичен и оказывает влияние на развитие ребенка, предполагая, что дети должны овладеть всеми видами музыкальной деятельности, без которых она не осуществима.

Игра — это свободная деятельность, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс, доставляющий ребенку удовольствие. В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Она являлась непременным атрибутом и народной педагогики. Ее образы передавались самым маленьким детям из поколения в поколения через взрослых и старших детей в народных песнях, считалках, играх, играх-потешках, прибаутках.

В играх-потешках и песенках, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекает яркая музыкальная окраска, особые тактильные вестибулярные ощущения, возникающие в тот момент, когда дети играют с пальчиками, мягкими игрушками. Простота и легкость действий, сочетание знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной со взрослым игры способствуют эмоциональному раскрепощению ребенка, развитию понимания речи, обогащению словаря, произвольности действий, умению синхронно действовать с партнером — все это являются огромным развивающим потенциалом.

На музыкальных занятиях используются разные виды упражнений для   развития речи:

1. Музыкально-игровые упражнения по слушанию музыки, которые предлагается использовать как самостоятельный вид деятельности или подготавливающий разучивание песен, хороводов, плясок, игр с использованием детских музыкальных инструментов. Содержание раздела позволит развить у детей слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку, звуковысотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия. Также на занятиях используются хороводные игры, которые предполагают построение в круг и выполнение ритмизированных движений в соответствии с образным словом. Они не только забавляют малышей, но и учат согласованности движений. Способствуют развитию внимания к действиям других людей. Например, «Карусели», «Раздувайся пузырь» и др.

Например, «ЛОШАДКА» cл. Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко

Я на лошади скачу,

Цок, цок, цок, цок!

Эх, садитесь, прокачу,

Цок, цок, цок, цок!

Детям предлагается прослушать песню, изобразить ритмический рисунок с помощью хлопков;

** детям предлагается прыгать в ритме;

*** дети подпевают звукосочетания «цок», «цок» вместе с музыкальным руководителем, одновременно делают приседания в ритме музыки, руки вытянув вперед (изображают езду на лошадке).

2. Музыкально-речевые игры — адаптированные в речевом плане детские песни, ритмодекламации, музыкально-игровые этюды, направленные на усвоение интонационно-речевой модели эмоционального содержания музыки с простой мелодией и элементарной песенно-ритмической основой, которые постоянно сопровождаются движениями с целью развития у детей речедвигательной координации, коррекции звукопроизношения, артикуляции, автоматизации произношения звуков. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности - ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма - являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.

«ЧТО У КОГО ВНУТРИ?» текст О.Ватиетис, движения О.Клезович

У одуванчиков — взлеталка:

«Фу-у-у-у!»

У мотоцикла — рычалка:

«Трр-трр!»

У часов — смешилка:

«Ха-ха-ха!»

У мышки — пищалка:

«Пи-пи-пи».

У лошажки — ржалка:

«И-го-го».

У ветра — задувалка:

«У-у-у-у».

У каблуков — стучалка:

«Тук-тук».

У носа — сопелка:

«Ф-ф-ф».

У ежика — пыхтел ка:

« П ых- пых- пых».

У телефона — звонилка:

« Д иль-диль-диль».

А у солнца — светилка:

«А-а-а-а».

«ПЕСЕНКА-ШУТКА» сл. и муз. Е.Макшанцевой

На дворе рычит Барбос.

Рр! Рр! Рр! Рр!

Он гоняет рыжых ос.

Рр! Рр! Рр! Рр!

Отчего рычит Барбос?

Рр! Рр! Рр! Рр!

Осы жалят его в нос.

Рр! Рр! Рр! Рр! Гав!

Музыкальный руководитель знакомит детей с игрушечной собакой Барбосом. Барбос поет песенку.

* дети слушают;

** дети подпевают звук «р» с помощью музыкального руководителя;

*** дети поют песенку самостоятельно.

3. Музыкально-ритмические игры предлагается использовать как наиболее адекватную форму коррекции двигательной недостаточности, которая выражается в бедности вспомогательных, мимических и пластических движений у детей. Игры направлены на формирование у детей умения владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений — с характером музыкального сопровождения. Освоение музыкально-ритмической деятельности способствует развитию чувства ритма, навыков выполнения музыкально-ритмических движений, развитию и коррекции мелкой моторики рук. 

«НОГИ И НОЖКИ» сл. Е.Макшанцевой, муз. В.Агафонникова1.

1.Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

2.Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ,

Топ-топ-топ-топ-топ.

Под пение музыкального руководителя дети выполняют музыкально-ритмические движения:

* руками (хлопки по коленям);

** сидя;

*** стоя (или в движении по кругу).

1. Шагают в соответствии с ритмом музыки.

2. Бегут в соответствии с ритмом музыки.

4. Музыкально-коммуникативные игры помогут научить детей общаться с помощью музыки, совершенствовать их коммуникативную инициативу и активность. С этой целью предлагается применять в работе игры-приветствия, игры с игрушками с музыкальным сопровождением, танцы в парах, танцы со сменой партнера, ритмические упражнения с элементами расслабляющего массажа.

«ПТИЦА И ПТЕНЧИКИ» муз. Е.Тиличеевой

Птица:

Чик-чирик, чик-чирик,        

чик-чирик, чик-чирик!

Птенчики:

Чик-чирик, чик-чирик,

чик-чирик, чик-чирик

* музыкальный руководитель — птица, дети — птенчики;

** дети сначала поют и играют как птицы, затем как птенчики;

*** дети делятся на две группы (птицы и птенчики)

 В каждой семье имеются свои традиции игрового общения с детьми. Мамы и папы играют с детьми в те игры, в которые играли с ними их родители. Этот опыт передается следующему поколению. Наверное, нет такого малыша, с которым не играли бы в «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «По кочкам, по кочкам» и др. Каждая из этих игр имеет множество вариантов. Игры «Кулачки», «Дружно поднимаем ручки» помогут разнообразить игровое взаимодействие с ребенком.

Музыкально-игровые занятия приведут к желательным результатам, если они начнут проводиться в воспитании детей с ранних лет. Система упражнений и игр поможет укрепить тело малыша, развить его речь, мышление, внимание, эмоционально-волевую сферу, память, положительные качества личности, сделает его чутким к красоте в искусстве и жизни.

Список использованной литературы:

1. Битова, А. Л. Специальные занятия музыкой, ориентированные на стимуляцию речи у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития / А. Л. Битова, Ю. В. Липес: Методические рекомендации для музыкальных педагогов, логопедов, воспитателей. - М, 1994.

2. Железнова Е. Пальчиковые игры для малышей «Веселые пальчики» (2 - 6 лет) / Е. Железнова, С. Железнов: Изд-во Новый диск,2005.-38 треков.

3. Клезович О. В. М90 Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей/Авт.-сост. О.В.Клезович. — Мн.: Аверсэв, 2005. —152 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщённый опыт работы "Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста"

Описание опыта работы по теме. Театрализованные, дидактические, сюжетные игры для малышей, развиивающие их активный и пассивный словарь...

Театрализованная деятельность - как средство развития речи детей раннего возраста

Дети-прирожденные артисты, и надо всячески поощрять и развивать в них стремление к театрально-игровой деятельности...

Педагогическая статья: Театрализованная деятельность как средство развития речи детей раннего возраста.

Ранний возраст- уникальный период развития человека, обладающий своеобразной спецификой. Обучение родному языку это одна из важнейших задач развития детей. театрадизованная деятельность, реализуемая в...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста»

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт мал...

План работы по самообразованию Направление деятельности: «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста».

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в  их развитии. Уже на первом году жизни  ребёнок в состоянии брать  и удерживать предметы, а позднее  производить...

ОТЧЕТ по выполнению плана самообразования тема «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста».

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей раннего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здо...