Организация предметно-развивающей среды логопедической группы в соответствии с ФГОС ДО
статья по коррекционной педагогике на тему

В статье описаны компоненты, принципы и основные характеристики предметно - развивающей среды логопедической группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация предметно-развивающей  среды  логопедической группы в соответствии с ФГОС ДО

Вопрос  организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Формирование правильной речи, развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями – сложный и многокомпонентный по структуре педагогический процесс. Доказано, что максимальное влияние на развитие коммуникативно-речевых способностей детей оказывает создание комфортных во всех отношениях условий развития, воспитания и обучения и коррекционно-развивающей среды.

Выделяют несколько компонентов развивающей среды:

1. Социальный компонент.

На основе исследований социальных психологов Е. А. Кузьмина, И. П. Волкова, Ю. Н. Емельянова можно выделить основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды:

- Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями;

- Преобладающее позитивное настроение;

- Авторитетность руководителей;

- Степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;

- Сплоченность;

- Продуктивность взаимоотношений.

2. Пространственно-предметный компонент.

В работе В. В. Давыдова и Л. Б. Петровского определены главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребенка»:

Среда должна быть

-достаточно гетерогенной и сложной;

- достаточно связной;

- достаточно гибкой и управляемой.

3. Психодидактический компонент.

«Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития», - писал В. А. Ясвин.

На основе анализа исследований В. В. Давыдова и В. А. Петровского были сформулированы принципы построения предметно-развивающей среды.

1. Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза») : использование разновысотной мебели (горки, подиумы, уголки) .

2. Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды: использование больших модульных наборов, центров песка и воды, мастерских, инструментов для уборки, использование стен.

3. Принцип стабильности – динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности. Использование сборно-разборной мебели, игрушечной мебели, емкостей для хранения игрушек, игрушки, мягкие плоскости, подиумы для отдыха.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности.

5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов, т. е. эстетическая организация среды.

6. Принцип «половых и возрастных» различий реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами: создание специализированных игровых зон.

7. Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру реализуется в выборе: темы, сюжета игры; необходимых игрушек; места; времени.

8. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития», т. е. содержать предметы и материалы, известные детям, предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого, совсем незнакомые предметы и материалы.

Предметно-развивающая среда логопедической группы должна соответствовать следующим характеристикам:

1. Комфортность и безопасность.

Особенности организации состоят в создании максимального эффекта домашней обстановки (мебель, световое оформление интерьера и т. д.) . В результате чего у ребёнка создаётся положительное эмоциональное настроение.

2. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.

Для индивидуальных занятий создаётся центр сенсомоторного развития с включением необходимых атрибутов: звучащих игрушек, дидактических игр, игрушек-заместителей, с помощью которых ребёнок может услышать звук ручейка, капающую сосульку, хруст снега и т. д. ;

3. Обеспечение индивидуальной детской деятельности.

Используя разнообразные  методические пособия, педагог создаёт ситуации занятости и увлечённости интересной деятельностью каждого ребёнка, что снижает потенциальную возможность возникновения организационных проблем.

4. Обеспечение возможности для исследования и обучения.

При организации дидактического оснащения индивидуальных и подгрупповых занятий продумываем для каждого ребёнка выбор способа выполнения задания, возможность экспериментирования. При анализе игры или занятия отмечаются положительные стороны в работе каждого ребёнка.

В результате создания среды для развития индивидуального стиля деятельности ребёнка, у него всегда присутствует ситуация успеха.

5. Функциональность предметной среды.

Предметно – развивающая среда группы открывает множество возможностей и в этом смысле многофункциональна. Успешное преодоление нарушений речи возможно при правильно организованной предметно-развивающей среде и при тесной взаимосвязи, преемственности в работе учителя-логопеда, воспитателя, и единстве требований, предъявляемых к воспитанникам. Задача формирования правильной речи решается в течение всего дня, а упражнения на закрепление тех или иных навыков включаются в различные режимные моменты.

Предметно-развивающая среда обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей, эмоциональное благополучие, способствует укреплению и закаливанию их организма. Вся структура предметно-развивающего пространства помогает установить необходимый баланс между занятиями, самостоятельной игрой и творческими видами деятельности.

Из предметно-развивающей среды дети могут получить информацию, необходимую для осуществления всех видов деятельности, позволяющую воспитанникам не только развиваться, но и проявлять свою индивидуальность, реализовать свое собственное Я.

Список литературы:

1. Гринявичене Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). - М., 2006. - 311 с.

2. Нищева Н. В. Организация коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе детского сада. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.-120с.

3. Новоселова С. Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.

4. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.-211 с.

5. Полякова М. Особенности организации предметно-пространственной среды // Дошкольное воспитание. - 2006. - №11. - С. 43-51.

6. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н. В. Нищева. - СПб. : Детство-пресс, 2006. - 128 с.

7. Щелконогова Е. Н. Предметно-развивающая среда логопедического кабинета: структура, функции // Логопед. – 2011.- № 2. – С. 117-120.

8. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. - М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС

Основными пользователями федеральных государственных требований к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являю...

Организация предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС

Презентация "Органиазция предметно-развивающей среды в групповой комнате старшей группы"...

Доклад к педсовету по теме "Организация РППС по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО"

анализ содержания развивающей предметно - пространственной среды по художественно - эстетическому развитию в соответствии с ФГОС ДО...

«Содержание предметно – пространственной среды условия её организации в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО»

Материал предназначен для воспитателей ДОУ  с целью: сформировать представление педагогов о требованиях к организации предметно – пространственной среды в группе...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...