Особенности памяти дошкольников с умственной отсталостью.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

При работе с умственно отсталыми  детьми необходимо учитывать особенности развития познавательных и  психических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon st_3.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Особенности памяти дошкольников с умственной отсталостью.

В дошкольном возрасте происходит окончательное формирование, закрепление большинства высших психических функций. Среди них – память. Проблемой памяти у детей активно занимался один из столпов отечественной и мировой психологии Л.С Выготский. В экспериментах по изучению детской памяти Выготский наблюдал, что дети как бы заново изобретают первобытные, изначальные способы запоминания информации: узелки, насечки и т.п., то есть формируют свою систему условных знаков для упорядочивания запоминаемого и что этот процесс проходит более - менее аналогично у множества детей, то есть носит универсальный характер. Согласно исследованиям Л.С. Выготского, изначально преобладает непосредственная память, не подкрепленная ассоциациями, осмыслением. Увеличение же доли произвольного запоминания, сопровождаемого усилием со стороны человека, возрастает во многом благодаря культурному и образовательному воздействию на человека, благодаря расширению его ассоциативного поля. Основным положением концепции развития памяти, предложенной П.П. Блонским о соотношении образной и словесной памяти в их развитии, является утверждение о том, что  существует четыре вида памяти: моторная, эмоциональная, образная и словесная.  В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка. Совершенствование аналитико-синтетической деятельности влечет за собой преобразование представления. На протяжении дошкольного возраста значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Словесно-логическая память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить  

 У умственно отсталых детей позже, чем у их нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания у умственно отсталых выражено не так ярко, как у нормальных детей. Как отмечают Л. В. Занков и В. Г. Петрова, слабость памяти умственно отсталых проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом. Основные, пользуясь термином Л С Выготского, «ядерные» свойства памяти умственно отсталых детей, а именно замедленный темп усвоения всего нового, непрочность сохранения и неточность воспроизведения. Воспроизведение - процесс очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение умственно отсталых носит бессистемный характер. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит умственно отсталых детей к ошибкам при воспроизведении. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредствованная смысловая память у умственно отсталых детей слабо развита. Слабость мышления, мешающая умственно отсталым детям выделить существенное в подлежащем запоминанию материале, связать между собой отдельные его элементы и отбросить случайные, побочные ассоциации, резко понижает качество их памяти  Запоминание впечатлений внешнего мира принимает иногда ярко выраженную патологическую форму и носит название эйдетической памяти. Дети с такой памятью, отвечая, как бы продолжают видеть перед своими глазами страницу книги, однако не в состоянии передать ее содержание своими словами. Эйдетизм - малораспространенное явление. Среди умственно отсталых случаи эйдетизма, по данным некоторых исследователей, встречаются чаще. Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости. У умственно отсталых чаще, чем у их нормальных сверстников, наступает состояние охранительного торможения. Согласно исследованиям X. С. Замского, умственно отсталые дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. Причины замедленного и плохого усвоения новых знаний и умений Рубинштейн С.Я. видит, прежде всего, в свойствах нервных процессов умственно отсталых детей. Слабость замыкательной функции коры головного мозга обусловливает малый объем и замедленный темп формирования новых условных связей, а также непрочность их. Кроме того, ослабление активного внутреннего торможения, обусловливающее недостаточную концентрированность очагов возбуждения, приводит к тому, что воспроизведение новой информации многими умственно отсталыми детьми отличается крайней неточностью. Так, например, заучив несколько каких-либо правил, дети часто во время ответов воспроизводят одно правило вместо другого. Усвоив содержание рассказа, они при его воспроизведении могут привести некоторые вымышленные либо заимствованные из другого рассказа детали.Чтобы прочно усвоить какой-либо новый материал, умственно отсталым дошкольникам необходимо значительно большее число повторений, чем нормальным детям. Без многократных повторений умственно отсталые дети очень быстро его забывают, так как приобретенные ими условные связи угасают значительно быстрее, чем у нормальных детей. Проявления «забывчивости», в которых погрешность памяти обнаруживается особенно отчетливо, очень часто наблюдаются у умственно отсталых дошкольников не только педагогами и воспитателями, но и их родителями. Ребенок, который изучил короткое стихотворение и легко его декламировал, однако, при просьбе его рассказать знакомым, или кругу лиц, не может его вспомнить. Через несколько минут без всякого повторения дошкольник опять его вспоминает и рассказывает. Физиологической основой подобной забывчивости является не угасание условных связей, как при обычном забывании, а лишь временное внешнее торможение корковой деятельности. Помимо перечисленных недостатков памяти умственно отсталых детей: замедленность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения, эпизодическая забывчивость, следует также отметить несовершенство их памяти, обусловленное плохой переработкой воспринимаемого материала   Эта особенность человеческой памяти применительно к детям разного возраста хорошо раскрыта в исследовании А. Н Леонтьева. В том же исследовании показано, что опосредствованные приемы запоминания малодоступны умственно отсталым детям. Исследование Л. В. Занкова, как и исследование А. Н. Леонтьева, доказывает в соответствии с идеями Л. С. Выготского, что эти виды памяти являются, в сущности, этапами развития. Еще одной характерной особенностью всех умственно отсталых детей является неумение целенаправленно заучивать и припоминать. Например, когда умственно отсталым детям читают вслух рассказ, они стремятся запомнить наизусть отдельные фразы, но не вникают в его содержание.

 Расстройства и недоразвитие памяти при разных степенях умственной отсталости

1.Легкая степень :дебильность.

Память отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения, эпизодической забывчивостью, плохим припоминанием. Наиболее неразвитым оказывается логическое опосредованное запоминание. Механическая память может оказаться сохранной или даже хорошо сформированной. Обычно запечатлеваются лишь внешние признаки предметов и явлений. Вызывают большие затруднения воспоминания о внутренних логических связях и обобщенных словесных объяснениях  

2.Умеренная степень: варианты имбецильности легкой и средней степени.

Память развита недостаточно. Ее объем мал, однако к подростковому возрасту он может увеличиваться, достигая уровня, имеющегося у легко отсталых детей. Долговременная память совершенствуется лучше кратковременной. При воспроизведении запечатленного материала часто возникают искажения. Нарушено произвольное запоминание. Страдает как логическая, так и механическая память.

3.Тяжёлая степень: тяжелые варианты имбецильности.

Память тяжело умственно отсталых детей отличается очень малым объемом и постоянными искажениями при воспроизведении запечатленного материала. Преобладающее развитие механической памяти, так называемой частичной памяти на события, места, числа, в сравнении с очень плохой логической встречается нечасто.

4.Глубокая степень: идиотия.

Глубокая умственная отсталость встречается в 1% случаев от всех наблюдающихся умственно отсталых лиц. У них не развиты даже предпосылки интеллекта: внимание, восприятие, память  

Итак, ведущим, наиболее сохранным видом памяти у умственно отсталых дошкольников является зрительная память. При произвольном запоминании основной схемой запоминания является механическое заучивание, которое никак нельзя считать продуктивной формой запоминания. Осмысление заученного материала происходит либо позже, либо вовсе не происходит вследствие забывания ранее заученного материала. Сохранение и репродукция ранее полученной информации отличается фрагментарностью в связи с отсутствием сформированности целостного представления о предмете или явлении.

Вывод:

Под понятием «умственная отсталость» объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в недоразвитии познавательной сферы. Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Память является очень чувствительным индикатором при различных мозговых нарушениях.

Особенности памяти умственно отсталых детей следующие:

 -они усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений,

-быстро забывают воспринятое и не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике.

- наблюдается непрочность сохранения материала и неточность его воспроизведения

  Помимо перечисленных недостатков памяти умственно отсталых детей, следует также отметить несовершенство их памяти, обусловленное плохой переработкой воспринимаемого материала. Умственно отсталым детям малодоступны опосредствованные приемы запоминания. Учащиеся младших классов не умеют пользоваться приемами опосредствованного, то есть осмысленного, запоминания и запоминают логически связанный материал хуже, чем отдельные слова или числа. В старших классах, то есть по мере обучения, умственно отсталые дети овладевают адекватными приемами осмысленного запоминания, которое становится значительно лучше.

Заключение:

Память занимает особое место среди психических познавательных процессов, так как без нее была бы невозможна никакая деятельность человека. Расстройства памяти у умственно отсталых детей имеют определенные особенности, которые проявляются в нарушении зрительной, слуховой, эмоциональной, моторной кратковременной, долговременной памяти, а так же в нарушении произвольного и непроизвольного запоминания. Дети, у которых нарушен интеллект, отстают от сверстников, у которых интеллект сохранен, в темпе психического развития с первых лет жизни. Из-за отставания в развитии памяти недостаточно развиты и другие психические процессы. У них с трудом формируется активный словарь, речь бедна как по форме, так и по содержанию; внимание неустойчивое, рассеянное, трудно сосредотачиваются на чем-либо; представления мало дифференцированные, узки, неточны и поверхностны; мышление отличается конкретностью, затрудняются в выделении существенного, главного, плохо сравнивают и обобщают, плохо схватывают структуру и нередко упрощают ее. Память по мере своего развития все более сближается с мышлением. Мышление во многом определяется памятью и развивается в непосредственной зависимости от нее. Таким образом, большинство детей нуждаются в коррекционно-развивающей работе и индивидуально - дифференцированном подходе. Большое значение имеет вопрос развития памяти. Развивать ее можно за счет специальных тренировок и упражнений, а также посредством обучения логическим приемам запоминания.

 Литература.

1.Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. Системно-Деятельностный подход к изучению познавательных процессов: Учебно-методическое пособие. [Текст] / А.Г. Асмолов - М.:Академия 1985.

2. Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. [Текст] / А.Н. Граборов М.:КлассикСтиль,2005-248с.

3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. [Текст] / Н.И. Гуткина,СПб.:Питер,2004.-208с.

4. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. [Текст] / О.Б. Дарвиш - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.–264с.

5. Джеймс У. Память. Психология памяти:Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. [Текст] / У. Джеймс - М.:ЧеРо,2000-200-214с.

6. Зейгарник Б.В. Воспроизведение незавершенных и завершенных действий: Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. [Текст] /Б.В.Зейгарник-М.:Академия,1979.

7.Зинц Р. Обучение и память. [Текст] / Р.Зинц – М.:Минск,1984.

8. Зоткин Н.В. Основы психодиагностики. [Текст] / Н.В.Зоткин – М.:СамараУниверсГруп,2007-208с.

9. Крайг Г. Психология развития. [Текст] / Г.Крайг – М.:Питер,2000–867с.

10. Основы специальной психологии [Текст] / под ред. Л.В.Кузнецовой.–М.:Академия,2003.-480с

11. Сорокин В.М. Специальная психология [Текст] Учебно-методическое пособие/В.М.Сорокин–СПб.:Речь,2003-122с

12. Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики. [Текст] В.М. Мозговой/М.:Академия,2006.-220с.

13. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. — М.: Изд-во УРАО, 1997.- 308с.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. [Текст] / С.Л.Рубинштейн.- СПб: Издательство Питер,2000-712с

15. Черемошкина Л.В. Психология памяти: Учеб. пособие для вузов. [Текст] / Л.В.Черемошкина - М.: Академия, 2002. - 368 с

                                    учитель-дефектолог Бессонова О.М.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с умственной отсталостью легкой степени

Система коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук у  дошкольников с умственной отсталостью легкой степени...

Реферат "Особенности формирования игровой деятельности умственно-отсталых детей "

Выявить и изучить особенности игровой деятельности умственно-отсталых детей. Усовершенствование руководства игрой умственно-отсталых детей....

Педагогическое просвещение родителей по вопросам эстетического развития дошкольников с умственной отсталостью через театрализованную деятельность.

В статье рассмотрены значение и содержание эстетического развития дошкольников с умственной отсталостью через театрализованную деятельность....

«Особенности интеграции детей с умственной отсталостью в ДОУ в рамках инклюзивного образования»

В настоящее время одним из самых актуальных и неоднозначных вопросов в современной дошкольной педагогике является проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями з...

«Особенности организации работы с умственно-отсталыми детьми в детском саду.»

презентация для воспитателей о работе с умственно-отсталыми дошкольниками....

Особенности организации работы с умственно отсталыми детьми в детском саду

Дети с проблемами в развитии – обобщенное понятие. В эту группу входят более 10 подгрупп с различными отклонениями в развитии......

В особенностях взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников с умственной отсталостью

В особенностях взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников с умственной отсталостью...