Психолого-педагогическая работа с одаренными дошкольниками
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Фефелова Наталия Михайловна

Формы и принципы работы с одаренными детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi_detmi.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая работа с одарёнными детьми дошкольного возраста.

1 СЛАЙД Каким бы талантливым и одарённым не был ребёнок, его необходимо воспитывать, учить, развивать. Детский возраст – период накопления знаний. Этому благоприятствуют характерные особенности малышей: доверчивость, впечатлительность, повышенная восприимчивость, стремление познавать окружающий мир. Умственно одарённый ребенок дошкольного возраста отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового.

2 слайд Я стараюсь не дать одарённости угаснуть, способствовать её дальнейшему максимальному развитию. Основная  ЦЕЛЬ моей образовательной работы состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование детских способностей. 3 слайд В своей работе я придерживаюсь следующих принципов:  

Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств детей.

Принцип индивидуализации и дифференциации. Предполагает как можно более полный учёт индивидуальных и типологических особенностей детей.

Принцип учёта возрастных возможностей. Предполагает соответствие содержания образования и методов воспитания и обучения специфическим особенностям одарённых дошкольников на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям.

        Кроме того, в процессе образовательной деятельности я использую принципы максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; возрастания роли нерегламентированной деятельности; создания условий для совместной работы детей при минимальном участии педагога.

      4 слайд    Формой работы  является интеграция, то есть выделение внутри группы подгрупп с разными уровнями одарённости. Одарённые дети получают образование в группе сверстников, близких им по уровню способностей. Но работа с одарёнными дошкольниками предполагает использование специальных методов и способов преподнесения заданий, различных педагогических технологий, позволяющих таким детям самостоятельно искать и находить ответы на интересующие их вопросы. Особую привлекательность для детей с особыми интеллектуальными возможностями имеют занятия с применением загадок (ребусов, кроссвордов, логических задач и т.п.), проблемных ситуаций, «мозгового штурма», экспериментов и т.д., так как одарённые дети начинают рано самостоятельно придумывать или находить для себя ситуации познавательного характера.

Важно обращать внимание на интеллектуальные и эмоционально-личностные особенности ребёнка. Нередко одарённые дети, значительно опережающие свой возраст в интеллектуальной сфере, остаются на уровне развития, присущем своему возрасту в сфере эмоционально-личностной.         

5 слайд Ведущей деятельностью одарённых детей, также как и обычных, продолжает оставаться сюжетно-ролевая игра, неизменно вызывающая их интерес и эмоциональный отклик. Соответственно она остаётся и основной формой проведения развивающих занятий. Именно в игре сохраняется и развивается индивидуальность малыша, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром; формируются навыки учебной деятельности: умение общаться со сверстниками, принимать учебную задачу, следовать правилам игры, контролировать и оценивать себя.

       6 слайд     Добиться положительного результата в работе с одарёнными дошкольниками позволяет проектная исследовательская деятельность, способствующая эффективной реализации особенностей их развития без ущерба для окружающих и образовательного процесса. В исследовательской деятельности развиваются оригинальность и самостоятельность мышления детей, формируется устойчивость интересов в какой-либо области.

7 слайд На занятиях я использую приёмы, активизирующие способности одарённых детей:

 - использование эффекта неожиданности, необычности (сюрпризный момент) в начале занятия;

- ход познания - «от самих детей»;

- реализация технологии проблемного обучения на занятии (должен царить «дух открытий», поиск решения задачи - не сообщать детям знания в готовом виде);

- в ходе занятия выдерживать паузу, не мешая включению мыслительных процессов у малышей;

- не оставлять без внимания ни один из ответов детей;

- помнить о развитии речи во всех видах деятельности;

- осуществлять работу в творческих тетрадях;

- поддерживать ощущение успешности.

8 слайд Результатом работы является более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей детей, воспитание активной личности.

9 слайд.  Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психолого-педагогическое сопровождение развития детской одаренности "

Психолого-педагогическое сопровождение развития детской одаренности....

Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка одаренных и талантливых детей

Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дош...

Психолого-педагогические условия развития интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. ...

Программа психолого-педагогического сопровождения талантливых и одаренных детей

Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентаци...

Психолого-педагогические аспекты работы воспитателей детского сада по духовно-нравственному развитию дошкольников.

Психолого-педагогические аспекты работы воспитателей детского сада по духовно-нравственному развитию дошкольников....

ПРОЕКТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ

Сохранение психологического  и физического здоровья дошкольников...