Взаимодействие воспитателея и родителей детей с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Куртасова Галина Аркадьевна

Консультация для воспитателя детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_detey_s_ovz.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие воспитателя и родителей детей с ОВЗ

          В последнее время дошкольные педагоги и врачи  все чаще  и чаще говорят о проблемах детей с ОВЗ, но не все помнят о том, что целенаправленное включение родителей, воспитывающих  таких детей  в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. Современные исследования показывают, что создание единого пространства развития ребёнка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей.

          Дети, имеющие физические и психические ограничения, встречаются с дополнительными трудностями и барьерами в достижении полной социально-психологической интеграции, результатом которой является полноценная жизнь. А ведь полноценное существование,  это такое пребывание в мире,  которое позволяет человеку проживать всю полноту человеческих сущностных состояний, ситуаций и чувств: творчество, любовь, радость от достижения цели, общения. Насколько такой ребенок будет готов к истинно человеческому, а не ущербному, изолированному существованию, зависит от родителей и педагогов, то есть от людей, непосредственно имеющих отношение к формированию его внутреннего мира.

          Порой только родители способны подобрать к ребенку тот самый  индивидуальный ключик, который откроет ему дверь в мир социального взаимодействия. Поскольку ни психологи, ни коррекционные педагоги, ни врачи, ни логопеды и дефектологи не в состоянии обеспечить ребенку круглосуточное наблюдение и общение, в котором он так остро нуждается. Специалисты, к которым обращаются родители, могут указать направление работы с ребенком, назначить медикаментозную поддержку, но настоящий труд по развитию способностей ребенка с особенностями развития всегда лежит на плечах родителей.

           Взрослые, обладающие способностями и возможностями сохранять внутреннюю личностную интеграцию и душевное равновесие, могут изменить качество жизни своего ребенка за счет трансляция позитивных, с точки зрения актуализации адаптационных возможностей установок, конструктивной организации системы отношений, в которых он существует. Следует постоянно помнить, что  « Каждый здоровый человек здоров только отчасти»  З.Фрейд.

           Практика работы в детском саду комбинированного вида  показывает, что именно отношения родителей к проблеме играют решающую роль в развитии ребенка. В своей работе я, как и многие другие педагоги опираюсь на идею Л.С. Выготского о развитии высших психических функций через интерпсихический механизм: развитие психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, совместной со взрослым и опосредованной знаками деятельности.

          Педагогам и родителям в воспитании ребенка-инвалида, по мнению Л.С. Выготского, следует ориентироваться основным положением, а именно:

между миром и человеком стоит социальная среда, которая преломляет и направляет по-своему все, что исходит от человека к миру и от мира к человеку. Голого, несоциального, непосредственного общения у человека с миром нет. Недостаток глаза или уха означает поэтому, прежде всего, выпадение серьезных социальных функций, перерождение общественных связей, смещение всех систем поведения.

           Всякий телесный недостаток – будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие, не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический порок или дефект реализуется как социальная ненормальность поведения. Важно научить ребенка включать себя в разные отношения с людьми, а не просто физически перемещаться в пространстве.

           В первую очередь мать  для ребенка с ОВЗ  является в силу ограничения возможностей контактов с миром, наиважнейшим носителем представлений о «большом мире», формирующем его смысловое поле. И то, какой смысл придает она  особенностям  развития своего ребенка, его болезни, закладывает в ребенка тот или иной сценарий разворачивания жизни. «Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой», утверждал великий  Генрик  Гольдшмидт.

           Именно поэтому я считаю, что вся работа должна быть направлена на обучение родителей построению системы взаимодействий и отношений с ребенком, позволяющая  обеспечить интегративную адаптацию его в социум.

           Родителям важно сформировать правильное реалистичное представление о внутренней картине здоровья ребенка, сформировать навыки самостоятельного поиска информации и самостоятельного принятия решения. «Никто, кроме Вас, не сможет принять правильное решение. Это можете сделать только Вы» (Э. Берн).

          Опыт работы показывает: когда  родители принимают парадоксальную, с точки зрения простого обывателя или стороннего наблюдателя идею, что больной ребенок является не обузой, а источником духовного развития , находят в себе силы обрести для себя в этой ситуации определенный смысл с ребенком, «который не такой, как все», жизнь его становится намного ярче и полноценнее. В противном случае  переживания и невротизация матери (родителей) является причиной возрастающей невротизации  ребенка.

           Общеизвестно, что при рождении больного ребенка создаются предпосылки для возникновения у родителей хронического стресса. Варианты эмоционального отреагирования могут быть в диапазоне от полного самоотречения, отхода от других людей, принятия позиции «жертвы», до отвержения ребенка, непоследовательности в общении и полной апатии.  Таким родителям должна быть оказана психологическая помощь, направленная на смену установок с негативной на позитивную. Специалисты  вместе с  родителями находят источники силы для сохранения духовного и эмоционального равновесия.

          Зачастую в семьях мамам и папам удается творить чудеса, если они хватаются за любой шанс и стремятся помочь своему ребенку, пытаясь «выжать» максимум возможного из прогнозов. «Терпение и настойчивость, стимулируемые любовью к ребенку и подкрепленные  научными знаниями, могут способствовать реализации права каждого человеческого  существа на свою долю счастья и благополучия».                                                                            Д.В.Колесов

Очень хочется сказать родителям такие слова. Время неумолимо идет вперед, жизнь продолжается, к сожалению у кого-то  в серых , а у кого-то на радость в ярких тонах. Это от нас с вами  зависит завтрашний день ребенка. Не теряйте времени зря, реально оценивайте ситуацию и помните, чем раньше мы сформируем позитивную позицию к жизни у ребенка с ОВЗ,  тем легче и быстрее он адаптируется, обретет уверенность в свои силы и сможет полнее жить и развиваться.

Каждый из нас должен   быть уверен в том,  что  вместе мы сделали все от нас зависящее, чтобы ребенок имел не только счастливое детство, но и благополучную дальнейшую судьбу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Технология организации взаимодействия логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи»

Практика работы в ДОУ доказывает, что современным родителям нужны постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития, поддержка и помощь детям. Признание приоритета семейного вос...

Педагогический совет «Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей дошкольного возраста»

Взаимодействие с родителями остаётся актуальной проблемой на все времена. В данном педсовете включены игровые моменты, где педагоги побывают в роли родителей и расмотрят проблемные ситуации....

Консультация для родителей "Взаимодействие логопеда с родителями детей, имеющих ТНР

Только совместная деятельность родителей и логопеда приносит наиболее эффективный результат в коррекционной работе. Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-логопеда!...

Взаимодействие педагогов в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Взаимодействие педагогов с родителями детей ОВЗ.

Растет количество детей, нуждающихся в психолого-педагогическомсопровождении специалистов разного профиля, поэтому перед педагогамистоит задача взаимодействия для реализации эффективной коррекционно-п...

Консультация для родителей "Взаимодействие тьютора и родителей детей с ОВЗ в рамках ДОУ"

Ни для кого не секрет, что одной из составляющих деятельности педагога – является взаимодействие с родителями. В сфере дошкольного образования работают воспитатели, логопеды, дефектологи, психол...

Консультации для родителей " Взаимодействие тьютора и родителей детей с ОВЗ в рамках ДОУ

Ни для кого не секрет, что одной из составляющих деятельности педагога – является взаимодействие с родителями. В сфере дошкольного образования работают воспитатели, логопеды, дефектологи, психол...