Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ранним детским аутизмом в условиях инклюзивного дошкольного образования
статья по коррекционной педагогике на тему

Клименко Алена Михайловна

В данной статье рассматриваются теоретические и практические аспекты  психолого-педагогического  сопровождения  дошкольников с ранним детским аутизмом в условиях инклюзивного дошкольного образования. Материалы адресованы педагогам, учителям-дефектологам, учителям-логопедам, работающим с детьми с ранним детским аутизмом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ранним детским аутизмом в условиях инклюзивного дошкольного образования

                                                 

                                                         

В настоящее время во всем мире перед  системой образования стоит вопрос, каким должен быть человек 21 века? Конечно, с одной стороны, он должен быть высококвалифицированным специалистом, успешно конкурирующим на рынке труда, а с другой – человеком, который может адаптироваться к многообразию окружающего мира, взаимодействовать с  людьми, он должен быть толерантным и коммуникабельным, самостоятельно мыслящим и способным к сопереживанию.

Коренные социально-экономические преобразования в стране в направлении демократизации и гуманизации, изменили отношение общества к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, в том числе и в получении образования. 

Закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования определяют сущность инклюзивного образования   (29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, ст.2)  и специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.  

В нашем детском саду  разработана Программа развития  на 2013-17 гг., в которой определен вектор развития учреждения,  обозначены миссия, приоритеты, цели  и задачи  деятельности  педагогического коллектива.

Цель -  создание в системе дошкольного  образования равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей.

Наш    детский сад  посещают дети в возрасте от 1,5  лет до 8 лет. В детском саду имеются:

- группы общеразвивающей направленности (раннего возраста, 2-я младшая, средняя, старшая, подготовительные к школе группы)

 -группы компенсирующей направленности, которые посещают  дети с тяжелыми  нарушениями  речи, дети с задержкой  психического развития, дети с синдромом раннего детского аутизма.        

Каждый ребенок особенный, это бесспорно. У нас есть детки, о которых говорят «особенные» не для того, чтобы подчеркнуть их уникальные способности, а для того, чтобы обозначить отличающиеся их особые потребности.

Мы уверены, что в настоящее время есть острая необходимость в понимании проблем детей, уважении и признании их прав на получение дошкольного образования, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не прятать их за стенами специального учреждения или оставлять дома.

Многолетний опыт работы педагогов нашего детского сада с детьми с ограниченными возможностями здоровья подтолкнул нас к созданию инновационного проекта «Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования». Статус муниципальной инновационной площадки присвоен с 2013 года.

        Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования понимается нами как система профессиональной деятельности всех педагогов, ориентированная на создание максимально благоприятных психолого-педагогических условий интеграции дошкольников с ОВЗ в социум нормально развивающихся сверстников на основе эффективного взаимодействия со значимыми взрослыми и детьми.

Работа педагогов начинается с тесного взаимодействия с ПМПК ЦДиК города. В сентябре проводится мини педсовет со специалистами центра, где мы совместно определяем формы, содержание обучения и воспитания детей в соответствии с индивидуальными психофизическими и интеллектуальными особенностями детей.

Работа с детьми начинается  со встреч с родителями, с которыми мы поддерживаем контакт как на протяжении всего периода психолого-педагогического сопровождения ребенка, так и после выпуска из детского сада. Для такой работы нет универсального совета, который бы помогал всем одинаково. В каждом отдельном случае, с каждым ребенком, с каждой семьей разрабатывается своя индивидуальная программа реабилитации – эта программа носит комплексный характер, в ее реализации задействованы специалисты, работающие на общий результат. Основная часть работы ведется учителем-дефектологом группы.

           Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ранним детским аутизмом осуществляется  нами по следующим этапам:

  1. Формирование готовности дошкольников с РДА к вхождению в группу сверстников.
  2. Взаимоадаптацию детей в коллективе сверстников.

Для выполнения первого этапа создаются специальные условия:

-организуется предметно-пространственная развивающая среда, предполагающая учет возрастных и индивидуальных особенностей детей,

 -разрабатывается индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ранним детским аутизмом,

-разрабатывается перспективное планирование, которое включает как общеразвивающие программные задачи, так и как коррекционные.

Итак, предметно-пространственная развивающая среда в группе и кабинете дефектолога строится с учетом основных принципов ФГОС ДО, но имеет свои особенности. Мы считаем, что  фокус внимания наших специалистов сосредоточен  на создание адекватной развивающей среды для аутистов, способствующей развитию у детей, прежде всего социальных и коммуникативных навыков. Созданная нами среда (игровые пособия, мобильная мебель, различные ширмы, пооперационные карты, практическое пособие «фотообъектив» и многое другое)  помогает открыть путь к   более или менее независимой жизни  в детском сообществе.

        Особенностью работы по формированию готовности ребенка с РДА к вхождению в группу сверстников  является применение в течение дня воспитателями и дефектологом пооперационных карт в виде блокнота, фотоальбома, кубика, календаря плаката и др. Эти карты являются своеобразной формой коммуникации с аутичным ребенком. Они применяются в групповой и индивидуальной работе с детьми, а также в режимных моментах. Карты находятся в раздевалке, в групповом помещении, на столах во время занятий, а также у каждого ребенка индивидуально. Применение карт помогает четко организовать деятельность ребенка. Он видит конечный результат, которого ему необходимо достичь, благодаря чему снижается эмоциональный дискомфорт ребенка.

Применение пооперационных карт помогает ребенку в дальнейшем легче адаптироваться в детском коллективе сверстников. Благодаря такой карте ребенок будет четко знать, что будет, происходит в следующий момент. Это будет способствовать уменьшению тревожности ребенка и снижению проявлений возможных негативных поведенческих реакций. При включении ребенка в коллектив сверстников у него появляется возможность чувствовать себя уверенней и действовать в определенных ситуациях на уровне остальных детей.

Созданное  и применяемое  нами практическое пособие «Фотообъектив» оказало немаловажную роль при установлении первоначального контакта с ребенком и формировании у него в дальнейшем коммуникативных навыков. Игровой фотообъектив является средством для смягчения эмоционального дискомфорта, тревоги и страхов, и направленного на реализацию взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками с целью реализации коррекционно-развивающих задач и расширения представлений об окружающем мире.

Еще одной ступенью при создании условий для динамических изменений психолого-педагогического развития  детей с ранним детским аутизмом является индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка, отражающий дифференцированный подход. Индивидуальный маршрут предполагает подбор оптимальных методов и форм работы с каждым ребенком при подготовке и включении его в коллектив сверстников. На начальных этапах работа направлена на смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, стимуляцию психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками, формирование целенаправленного поведения, преодолении отрицательных форм поведения. С этой целью используются игры, направленные на коррекцию и развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, произвольного внимания и памяти, психомоторной сферы, сенсорно-перцептивной сферы.

В ходе реализации индивидуального маршрута происходит корректировка поставленных задач. Ребенка с ранним детским аутизмом постепенно включают в совместные мероприятия с детьми группы общеразвивающей направленности: музыкальные и физкультурные занятия, праздники, спортивные развлечения и т.п. При этом учитель-дефектолог выполняет роль тьютора для ребенка с ранним детским аутизмом. Сначала он сопровождает ребенка на данных мероприятиях и наблюдает за ним. Это необходимо для того чтобы можно было определить к каким детям ребенок с РДА проявляет интерес. На этой основе строится реализация второго этапа психолого-педагогического сопровождения ребенка – взаимоадаптация детей в коллективе нормально-развивающих сверстников. Сверстник, который становится особо значимым для ребенка с расстройствами аутистического спектра является помощником в системе сопровождения. Помощь ребенка является   самой эффективной, т.к. эти дети живут единым распорядком, используется визуальная поддержка, а также опора на работу с мотивацией ребенка.

        Учитель-дефектолог создает такую обстановку, чтобы ребенок-помощник играл вместе с ребенком с аутизмом  в группе  в то время , когда другие дети находятся в другими узкими специалистами( учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре).

После того как дети научатся играть один на один, в обучающее пространство следует ввести больше детей, чтобы смоделировать естественную среду.

Известно, что дети с синдромом РДА могут быть  зациклены на определенной  игрушке, поэтому мы исключаем данную игрушку  из совместных  игр с ребенком –помощником ( он предлагает другую игрушку , сам с ней проигрывает ситуацию предложенную учителем-дефектологом , поэтапно вовлекая в игру ребенка с аутизмом). В качестве   наблюдателя учитель-дефектолог подсказывает идеи для дальнейшей игры.  

Учителем дефектологом разрабатывается перспективное планирование по обучению игре, на основе которого происходит взаимодействие нормально развивающего ребенка и ребенка с ранним детским аутизмом. Перспективное планированию строится с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

         Независимо от того, насколько успешно протекает взаимодействие детей, дефектолог хвалит их  за удачные попытки, и   предоставляет поощрения (конфеты, печенье).

        Правильно построенная систематическая работа по сопровождению ребенка с ранним детским аутизмом в  детском саду помогает адаптировать ребенка в социум нормально развивающихся сверстников.

        Сопровождение  ребенка – аутиста невозможно без поддержки  его семьи. Нами проводятся разнообразные занятия для детей и родителей. Эти занятия проводят специалисты детского сада: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре , воспитатели. В ходе занятий у родителей есть возможность поучаствовать в играх, упражнения, в выполнении разнообразных заданий. При этом родители получают возможность помочь своему ребенку включится в занятие, увидеть что может ребенок,  где есть проблема, получить совет специалиста, а также приобрести  новый опыт в общении со своим ребенком.

Также нами создан клуб для родителей, на котором проводятся групповые психокоррекционные занятия. Мы заметили, что родители, которые посещают наш клуб, стали  более мягко и  адекватно относятся к проблемам своего ребенка и своим внутрисемейным проблемам. Это помогает нам легче взаимодействовать с родителями ребенка с синдромом РДА. В итоге родители проявляют интерес к коррекционной работе с детьми и оказывают всю возможную помощь, ответственно и осознанно выполняют рекомендации педагогов.

        Перспективой нашей работы по сопровождению детей с РДА является разработка научно-методических рекомендаций по организации работы культурно-оздоровительного клуба для детей с ОВЗ в нашей дошкольной организации.

        Успех социализации ребенка с РДА, занимающегося в коррекционной группе или группе нормально развивающихся сверстников тесно связан с координацией действий родителей и всех специалистов.

        Свое выступление хочу завершить словами врача-психиатра В.Е. Кагана: «…работа с аутичными детьми – процесс сложный и длительный, он растягивается на много лет, в течение которых эффекты дней, недель и месяцев смогут оказаться удручающе малыми или вовсе отсутствующими. Но каждый – пусть даже самый малый шаг прогресса драгоценен: из этих, неуклюжих поначалу, шажков и шагов складывается общий путь улучшения и приспособления к жизни. Да, далеко не у каждого ребенка этот путь окажется так велик , как хотелось бы. Но обретенное на этом пути ребенком останется с ним, и будет помогать ему жить более самостоятельно и уверенно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Модель методического сопровождения педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС дошкольного образования"

Аннотация: Целью статьи является описание модели методического сопровождения педагогов ДОУ по организации работы повышения уровня компетентности в условиях ФГОС дошкольного образования. Способствовать...

«Методическое сопровождение педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС дошкольного образования»

Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необхо...

К вопросу о формировании изобразительной деятельности детей с овз в условиях инклюзивного дошкольного образования

Данная статья показывает возможность развития изобразительной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования по разработанным индивидуальным программам...

Рекомендации педагогам по адаптации детей с ранним детским аутизмом к условиям группы компенсирующей направленности.

Рекомендации педагогам по адаптации детей с ранним детским аутизмом к условиям группы компенсирующей направленности.Ранний детский аутизм – это отклонение в психологическом развитии ребенка, гла...

Как подготовить родителей и воспитателей к работе детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного дошкольного образования.

Инклюзивное образование интенсивно входит в практику современного дошкольного образования и ставит перед ней много сложных вопросов и новых задач. Одной из главных и важных задач является тесное взаим...

Организация работы с родителями в условиях инклюзивного дошкольного образования

Организация работы с родителями в условиях инклюзивного дошкольного образования...

Мой успешный проект "Влияние логоритмических упражнений на коррекцию речевых нарушений в процессе театрализованной деятельности в условиях инклюзивного дошкольного образования"

В последние годы работы, мы отмечаем тенденцию роста детей с особыми образовательными потребностями. Речевые нарушения которых носят тяжелый характер.  У детей с ТНР и  нормой речевого разви...