«Игра как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста»
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения - он начинает ходить в детский сад. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Игра как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста»

Иванова Антонина Ивановна

воспитатель

ГБОУ школа № 131

Красносельского района

Санкт-Петербурга

«Умение ребёнка позитивно общаться
позволяет ему комфортно жить в обществе людей…»

Выготский Л. С.

Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения - он начинает ходить в детский сад.

Нашу группу посещают дети младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В ходе наблюдения за детьми, в их повседневной деятельности, было замечено отклонение в поведении, связанное в первую очередь с функциональной незрелостью нервной системы. Поведение характеризуется как возбудимое, импульсивное, конфликтное и агрессивное. В некоторых случаях наблюдается, наоборот, заторможенность, скованность. Из выше перечисленного можно сделать вывод, в коллективе присутствует достаточно высокая напряжённость и конфликтность, в результате чего происходит непонимание и ведёт к проявлению агрессии. Всё это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию умений общения.

Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:

  • активно вступать в диалог,
  • задавать вопросы,
  • слушать и понимать речь,
  • строить общение с учетом ситуации,
  • легко входить в контакт,
  • ясно и последовательно выражать свои мысли,
  • пользоваться формами речевого этикета,
  • регулировать своё поведение в соответствии с нормами и        правилами.

        Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.

Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. Чтобы избежать отчужденности, враждебности, агрессивности, а это все следствия не умения ребенка общаться с окружающими, приводят к необходимости создания условий, которые должны способствовать постепенному развитию игры, как специфически ведущей деятельности дошкольника – незаменимой школы общения, мышления и произвольного поведения.

В ходе работы был проведён анализ научно-методической литературы и в соответствии с рекомендациями ФГОС ДО по данной проблеме  нами были выбраны современные технологии развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста: «В мире детских эмоций» авторы Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М.; «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!» автор Саранская О.Н.;  «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников» Зедгенидзе В.Я.; Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению»; Панфилова М. А. «Игротерапия общения»; Рылеева Е. В., «Вместе веселее!»;  Семенака С. И. «Уроки добра»; Шипицина Л. М. «Азбука общения»; Яковлев В. И., и многие другие. На основе этих материалов были созданы картотеки игр, которые мы используем в своей работе:

  • картотека эмоциональных игр и упражнений;
  • картотека сюжетно-ролевых игр;
  • картотека игр и упражнений для развития коммуникативных способностей.

При проведении игр и упражнений учитываем, что необходимо:

  • продумывать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи;
  • воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи;
  • прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия;
  • помнить, что каждый ребенок имеет свои коммуникативные права:
  • на систему ценностей,
  • на ответственность,
  • на личное достоинство и уважение этого достоинства,
  • на индивидуальность и своеобразие,
  • на независимость от других людей,
  • на собственные мысли,
  • на отстаивание своих прав.

Весь комплекс игр помогает в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных способностей дошкольников:

  • развивать связную речь детей в процессе создания сюжетного рассказа, сказки, используя различные приёмы. (Сюжетно-ролевые игры «День рождения Степашки», «Собираемся на прогулку», этюд «Встреча с другом» и др.)
  • учить детей вести диалог, используя языковые средства звучащей речи и невербальные компоненты: жест, мимику, средства интонационной выразительности. (Творческая игра «Кто здесь, кто», упражнение «Изобрази» и др.)
  • развивать творческие способности детей, психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение внимание. (игра- драматизация «Репка», подвижная игра «Возьми игрушку» и др.)
  • воспитывать коммуникативность, коллективизм, сотрудничество. (Хороводная игра «Ау!», «Поводырь», игры- ситуации «Что случилось?» и др.)

Список литературы

  1. Крюкова С. В., Слободняк Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего возраста. Практическое пособие.» – М.: Генезис. 2002.- 208с., илл.
  2. Крюкова С. В. Здравствуй, я сам! – М.: Генезис, 2002. – 144 с.
  3. Кряжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей» - Екатеринбург, 2004.
  4. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб., 2000.