Главные вкладки

    План по самообразованиюСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
    учебно-методическое пособие (старшая группа)

     

    Актуальность:

    Развитие коммуникативности - умения общаться со взрослыми и сверстниками - одно из необходимых условий успешности учебной деятельности и в то же время - важнейшее направление социально-личностного развития. Известно, что эффективным средством развития детей при их вхождении в мир социальных отношений с окружающим миром, людьми, природой, является сюжетно-ролевая игра. От правильного руководства игрой, от своевременного обогащения сюжетно-ролевых игр зависит успех выполнения игровых действий, умение детьми жить в едином детском коллективе, развитие кругозора речи, коммуникативности детей..

     

    Цель: повышение уровня профессионализма и педагогического мастерства, качества воспитательно-образовательного процесса в направлении использования сюжетно-ролевых игр в развитии коммуникативных способностей и умений у детей старшего дошкольного возраста.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx19.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    План по самообразованию:

    «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

    Скаева Зарина Хаджимуратовна.

    Актуальность:

    Развитие коммуникативности - умения общаться со взрослыми и сверстниками - одно из необходимых условий успешности учебной деятельности и в то же время - важнейшее направление социально-личностного развития. Известно, что эффективным средством развития детей при их вхождении в мир социальных отношений с окружающим миром, людьми, природой, является сюжетно-ролевая игра. От правильного руководства игрой, от своевременного обогащения сюжетно-ролевых игр зависит успех выполнения игровых действий, умение детьми жить в едином детском коллективе, развитие кругозора речи, коммуникативности детей..

    Цель: повышение уровня профессионализма и педагогического мастерства, качества воспитательно-образовательного процесса в направлении использования сюжетно-ролевых игр в развитии коммуникативных способностей и умений у детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи:

    Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и поиска информации в интернете.

    Разработать перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами ДОУ.

    Создать в группе предметно-развивающую среду, дополнить «Центр сюжетно-ролевых игр» необходимыми атрибутами для игр.

    Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей.

    Подготовить творческий отчет для педагогического совета и родительского собрания об итогах реализации работы.

    Подготовительный этап

    Изучение учебно- и научно-методической литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы по самообразованию, изучение периодической печати, знакомство с работами других педагогов, посещение библиотеки, работа с интернет-ресурсами

    В течении  учебного года:

    1 Разработка анкет для родителей с целью анализа игры детей дома, создания условий для игры, использования игры членами семьи в качестве средства воспитания. Анкетирование родителей, подведение итогов анкетирования

    2 Разработка с учетом результатов первичной перспективных планов работы с детьми, родителями, педагогами

    3 Дополнить «Центр сюжетно-ролевой игры» необходимыми атрибутами для игр

    II. Основной этап

    Разработка конспектов игр, подбор игрового материала, подготовка к играм

    Подготовка круглого стола для для родителей

    Подготовка памяток и советов для родителей

    Участие в работе педагогического совета

    Сентябрь

    1)Конспекты игр «Детский сад», «Путешествие по России», «Улица», «Поездка в лес за грибами», «В лесу», «Кругосветное путешествие», «Уличное движение» « Сбербанк», «Супермаркет», «Кафе»; игровой материал; материал для подготовки к играм

    Конспект круглого стола «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

    Памятки для родителей «Виды игрушек», памятки по игре, советы «Играйте с детьми»

    Ознакомление педагогов с перспективным планом работ

    2)Проведение консультации для родителей

    3)Подготовка памятки для педагогов

    Октябрь

    Конспекты игр «Фабрика игрушек», «Почта», «Типография», «Телефонная связь», «Ярмарка», «Гости», «Фотоателье», «Путешествие с героями любимых книг»; игровой материал; материал для подготовки к играм

    2) Конспект консультации «Особенности и виды игр у дошкольников»

    3) Памятка для педагогов «Сюжетно-ролевая игра»

    Ноябрь

    Конспекты игр «Мы спортсмены», «Больница», «Аптека», «Скорая помощь»,«Завод», «Консервный завод», «Хлебозавод», «Ветлечебница»; игровой материал; материал для подготовки к играм

    2)Конспект консультации «Игрушка своими руками»

    3)Литература на тему: «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников», «Развитие коммуникативных способностей детей»

    4)Информация для родителей о проведении конкурса. Помощь в изготовлении игрушек

    5) Показ совместно с педагогами сюжетно-ролевых игр «Сбербанк», « Кафе», « Супермаркет»

    Декабрь

    Конспекты игр «Ателье», «Дом моды», «Театр», «Новый год в семье», «Волшебники», «Собираемся на прогулку», «Мы играем в театр», «Птичий базар»; игровой материал; материал для подготовки к играм

    2) Конспект консультации «Организация игровой среды в условиях семьи» 3) Картотека «Сюжетно-ролевые игры»

    4) Изготовленные детьми игрушки

    5) Конспект семинара «Методика организации и руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста»

    Январь

    Конспекты игр «Зоопарк», «Магазин», «Кафе», «Перелетные птицы», «Цирк», «Пароль», игровой материал; материал для подготовки к играм

    2) Папка-передвижка «Атрибуты для игр», статья «Чему учит сюжетно-ролевая игра»

    3) Конспект беседы «Правила организации игровой деятельности»

    4) Информация для родителей о конкурсе. Помощь родителям в составлении рассказов об игровом уголке

    Февраль

    Конспекты игр «Российская армия», «Моряки», «Мы пожарные», «Дочки-матери», «МЧС-Спасатели», «Пограничники», «Военные на учении», «Детское телевидение»; игровой материал; материал для подготовки к играм

    2) Конспект консультации «Роль семьи в воспитании у ребенка коммуникативных способностей»,

    памятки «Чему обучается ребенок в игре»

    3) Наличие рисунков

    4) Памятка «Сюжетно-ролевые игры по возрастам»

    Март

    Конспекты игр «Семья», «У друга День рождения», «На станции технического обслуживания», «Салон красоты», «Путешествие по степи», «Рыцари-принцессы», «Водители», «Парикмахерская»; игровой материал; материал для подготовки к играм

    2) Конспект вечера вопросов и ответов «Для чего нужна игра»

    3) Сообщение в родительский уголок «Высказывания классиков педагогики о назначении игры для развития и воспитания детей дошкольного возраста»

    4) Памятка «Играя с детьми, мы общаемся на их территории»

    Апрель

    1) Конспекты игр «Полет в космос», «Музей», «Школа», «Библиотека», «Космические полеты», «Путешествие по реке», «Путешествие на корабле, на поезде», «Путешествие на самолете», игровой материал; материал для подготовки к играм

    2) Наличие приглашений, фотографий по теме «Мы играем и общаемся», наличие игрушек, имеющих наибольший развивающий эффект.

    III.Заключительный

    Май

    Наличие результатов диагностики на конец учебного года

    Презентация творческого отчета об итогах реализации работы на педагогическом совете

    Доклад и презентация для педагогов «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста»

    Презентация творческого отчета об итогах реализации проекта на итоговом родительском собрании

    Доклад и презентация для родителей «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста»

    Литература

    Арушанова А.Г., Дурова Н.В. «Истоки диалога». М., 2003.

    Баряева Л.Б., Зарин А. «Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития». Санкт-Петербург, 2001.

    Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.

    Бойченко Н.А., Григоренко Г.И., Коваленко Е.И. «Сюжетно-ролевые игры дошкольников». Киев, 1982.

    Бычкова С.С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников». М.: АРКТИ, 2002.

    Васильева О.К. «Образная игрушка в творческих играх дошкольников». Санкт-Петербург, 2003.

    Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. М.: Просвещение,1988.

    Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Развитие ребёнка в дошкольном детстве». М., 2008.

    Виноградов Н.А. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников». М., 2008.

    Волков Б.С. «Детская психология в вопросах и ответах». М.: ТЦ Сфера, 2002.

    Выготский Л.С. Избранные психологические исследования». М., 1956.

    Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка». Вопросы психологии, 1966, №6.

    Выготский Л.С. «Педагогическая психология» Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика-Пресс,1999.

    Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду». М., 2006.

    Гурин Ю.В., Монина Г.Б. «Игры для детей от трёх до семи лет». Санкт-Петербург, 2008.

    «Давай поиграем!». Автор-составитель Пазухина И.А. Санкт-Петербург, 2005.

    «Давай познакомимся!». Автор-составитель Пазухина И.А. Санкт-Петербург, 2004.

    Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. /В.И.Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др./ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.И. Михайловой, Л.М. Гурович.- СПб. Изд-во «Акцент», 1995.

    «Дигностика готовности к школе». Под редакцией Вераксы Н.Е. М., 2008

    Добрович А.Б. «Воспитателю о психологии и психогигиене общения». М.: Просвещение,1987.

    Дурова Н.В. «Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста». М.: Мозаика-Синтез, 2000.

    Жуковская Р.И. «Воспитание ребенка в игре». М., 1963.

    Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. «Развитие игровой деятельности дошкольников». М., 2004.

    Краснощёкова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста». Ростов-на-Дону, 2005.

    Лаврентьева Г.П. «Культура общения дошкольников». Киев, 1988.

    Лисина М.И. «Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми от рождения до семи лет». М., Просвещение,1999.

    Маркова Т.А. «Творческие игры в детском саду». М., 1968.

    Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре». М: Просвещение, 1979.

    Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре». М.: Просвещение, 1982.

    Михайленко Н., Короткова Н. Организация сюжетной игры в детском саду М.: Линка-Пресс, 2009. - 96 с.

    Мухина В.С. «Детская психология». М.: ЭВСМО-Пресс, 2000.

    Недоспасова В.А. «Растём играя». М., 2003.

    Новосёлова С. О. «О новой классификации детских игр». Дошкольное воспитание, 1997, №3.

    Образцова Т.Н. «Ролевые игры для детей». М., 2005.

    Рудик П.А. «Игры детей и их педагогическое значение». М., 1978.

    «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях» (из опыта работы). Под ред. Сохина Ф.А.. М.: Просвещение, 1984.

    Славина Л.С. «О развитии мотивов игровой деятельности в дошкольном возрасте». М., 1988.

    Ткаченко И.В., Богачкина Н.А. «Играю – значит, интересно живу». М., 2008.

    Урунтаева Г.А. «Дошкольная психология». Учебное пособие для студ. М., «Академия», 1998.

    Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. М., Просвещение, 1994.

    Усова А.П. «К вопросу о характеристике творческих игр детей и правилах руководства ими». Л., 1957.

    Филиппова Ю.В. «Общение». Ярославль, 2002.

    Храмцова Л., Терентьева О. «Обучение игровым действиям».Дошкольное воспитание, 1991, №3.

    Черков А.В. «Роль творческой игры в развитии моральных отношений у детей». Ростов-на-Дону, 1962.

    Чернецкая Л.В. «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников». Ростов-на-Дону, 2003.

    Шипицина Л.М. , О.В. Защиринская «Азбука общения». «ДЕТСТВО-ПРЕСС» Санкт-Петербург, 2003.

    Эльконин Д.Б. «Психологические вопросы игры дошкольника». Психология дошкольника. Хрестоматия, сост. Урунтаева Г.А.. М.: Академия, 2000.

    Эльконин Д.Б. «Психология игры». 2-е изд. – М.:ВЛАДОС, 1999.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

    Правильно подобранные игры являются эффективным средством для формирования морально-волевых качеств детей, реализуют детскую потребность воздействия на мир....

    Обобщение педагогического опыта «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

    Предлагаю ознакомиться с опытом работы по развитию коммуникативных способностей детей через сюжетно-ролевые игры. Опыт результативен и может использоваться в педагогической практике...

    Консультация для воспитателей "«Русская народная сказка, как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

    В консультации  раскрыты приёмы работы со сказками, представлен алгоритм работы со сказкой в ходе  непосредственно образовательной деятельности....

    «Игра как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста»

    Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает перио...

    Опыт работы по теме: "Режиссерская игра как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

    В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить по...

    Театрализованные игры как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.

    Развитие дошкольника - это целостный и непрерывный процесс. Каждый ребенок уникален, неповторим. Он открыт для красоты и добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость. К сожалению, сейчас в...

    Квест-игра, как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

    Квест-игра, как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста...