«Адаптация к детскому саду как этап развития ребенка и смены привычного образа жизни»
статья по коррекционной педагогике на тему

Алексеева Александра Владимировна

Адаптация к детскому саду как этап развития ребенка и смены привычного образа жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл адаптация к детскому саду19.47 КБ

Предварительный просмотр:

 «Адаптация к детскому саду как этап развития ребенка

и смены привычного образа жизни»

Согласитесь, что поступление ребенка в детский сад – это изменение привычного образа жизни как самого ребенка, так и всей семьи. Характерные изменения связаны со следующими факторами:

- изменение режима дня (вставать по часам, кушать и гулять, заниматься организованной деятельностью, играть);

- изменение привычной «среды обитания»: целый день ребенку нужно находиться в другой, отличающейся от домашней, обстановке;

- подчинение определённым правилам (распорядок дня);

- знакомство с новыми людьми (воспитатели, работники детского сада).

И как следствие – изменение эмоционального контакта с близкими.

Для ребенка, в общем случае, подобная перемена образа жизни представляет собой стрессовую ситуацию, которая либо сопровождается, либо осложняется процессом отрыва от матери, которая прежде всегда была рядом, это повышает уровень тревожности малыша.  

Всем нам известно, что врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую. Большинство детей легко привыкают к новым условиям в течение месяца. Во время адаптации средней тяжести могут возникать нарушения сна и аппетита, которые восстанавливаются через 20-40 дней, настроение может быть неустойчивым. Но есть дети, которые тяжело привыкают к переменам. Процесс адаптации у них затягивается, что в некоторых случаях приводит к частым простудным заболеваниям, капризам и истерикам. Если ребенок отказывается идти в детский сад, то необходимо выяснить, что его беспокоит, и помочь малышу принять новые условия жизни.

Основными проблемами адаптации является:

1.Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.

2. Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.

3. Малыш становится беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.

4. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, "жмется" к ним.

5. Кривляние и упрямство, боязнь контактов, стремление к одиночеству (что не наблюдалось раньше). Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

6. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита.

7. Дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.

8. Снижение веса, ребенок выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.

9. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.

Причины  такого  поведения  могут  быть  различные:  отсутствие  в  семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения, наличие отрицательных  привычек  (укачивание  при  укладывании),  неумение занять себя  игрушкой,  несформированность  необходимых  культурно-гигиенических навыков и отсутствие речи у детей; 

Однако главной и основной причиной  такого поведения является 
отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно 
страдают дети, у которых был опыт сужен до минимума (мама – ребенок, 
бабушка  –  ребенок),  ограничен  рамками  семьи.  Знакомство  с  новыми 
людьми, установление контакта весьма затруднительно для таких детей. 
Чем  более  узок  был  круг  общения  по  поступления  ребенка  в  детское 
учреждение,  тем  труднее  ребенку,  тем  труднее  формируется  у  него 
отношение  с  воспитателем.  Привязанность  только  к  близкому,  умение 
общаться  только  с  ними,  неумение  войти  в  контакт  с  чужими 
определяют характер поведения.

Наиболее приемлемой представляется следующая стратегии адаптационного периода:

Первое время ребенок должен находиться в саду 1-2 — максимум 3 часа (а еще лучше первые два-три дня — час, потом еще три дня — два часа и, наконец, три часа). Такой период может длиться неделю, а то и две. Постепенно время пребывания в группе увеличивают. Затем хотя бы до месяца с момента первого посещения (то есть еще две-три недели) малыша оставляют в саду до сна. И только потом малыш может находиться в группе целый день. Используем  при этом разнообразные  подвижные и музыкальные игры, театрализованную деятельность, разные арт-терапевтические приемы.

Основные формы работы детского сада с семьей в период адаптации

1.Родительские собрания.

2.Анкетирование.

3.Беседы.

4.День открытых дверей                                                                                        

5.Деловая игра

6.Папки-передвижки.

7.Участие родителей в различных мероприятиях.

8.Круглый стол

9.Индивидуальные и групповые консультации

10.Изготовление буклетов

Формы работы с воспитателями детского сада в период адаптации:

1.Консультации

2.Игровые тренинги

3.Ознакомительные беседы

 Для построения единого пространства комфорта используем следующие игровые приемы:

1.Игры, способствующие накоплению опыта общения с малознакомыми взрослыми и детьми.

2.Игры на формирование эмоционального контакта и доверия.

3.Игры на снятие эмоционального напряжения.

4.Игры направленные на освоение окружающей среды и др.

Для оптимизации адаптационного процесса всех участников образовательных отношений, мы широко используем не только арсенал игровых приемов и методов, но и условия помещений детского сада: сенсорная комната, комната с мягкими модулями, кабинет педагога-психолога, музыкальный зал, спортивный зал, изо-студия. Работа проводится с разными специалистами в соответствии с  особенностями детей.

Разные ситуации случаются между взрослыми и детьми в саду. И не все в них так однозначно, как иногда кажется. Главное, что должны знать взрослые, это то, что своим поведением ребенок всегда что-то говорит. Он не все может сказать словами, но, присмотревшись к тому, как он себя ведет, можно многое понять о его мыслях, чувствах и переживаниях. 

И в заключение, хочется пожелать мягкой адаптации к саду вам и вашим воспитанникам. И пусть они ходят в детский сад с удовольствием!

Литература:

По книге В.Г. Алямовской и С.Н. Петровой "Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общеродительском собрании в детском саду "Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни"

Здоровье детей - это будущее страны, здоровье основных ее институтов. Статистики подсчитали, что если устранить нездоровое поведение членов семьи (и детей, и взрослых), лежащее в основе большей части ...

Сотрудничество детского сада и семьи в формировании ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14       Сотрудничество детского сада и семьи в формировании ценностей здорового образа ж...

Опыт организации Дней здоровья в детском саду как способа приобщения детей к здоровому образу жизни

По определению ВОЗ, здоровье- это… (слайд) состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатковЗдоровье – одна из ...

Взаимодействие детского сада и семьи по формированию навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Роль детского сада и семьи в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста....

Взаимодействие детского сада и семьи по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников в средней группе

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры, привычек и навыков родителей. Актуальной здесь будет рус...