Взаимодействие детского сада и семьи по формированию навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
статья
Роль детского сада и семьи в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №25 компенсирующего вида" г. Мончегорска
Валекайте Д. П.
воспитатель I кв. категория
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕКТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни, в последние годы является особенно актуальной, в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет. В современном мире здоровье перестает быть только личной проблемой конкретного человека.
Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей.
Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в младенческом возрасте. Быть здоровым - естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.
Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения, воспитания ребёнка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи.
А.С. Макаренко в свое время сказал, что пока педагоги обвиняют в плохом воспитании родителей, а родители видят причины неуспеха детей в педагогах, результативного воспитания не будет.
Если родители и педагоги объединяют свои усилия и обеспечивают малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка – ему на благо. Но если родители перестают принимать активное участие в разрешении трудностей, с которыми встречаются малыши, то в дальнейшем их могут ждать печальные последствия, которые отразятся на развитии личности ребёнка.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает начальное образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Именно поэтому роль и важность воспитания в физкультурно-оздоровительном развитии детей определяет взаимодействие семьёй и дошкольным учреждением.
Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья детей, им не всегда удаётся грамотно решать многие вопросы и возникшие проблемы, тем более, что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Поэтому ДОУ оказывает существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья дошкольников.
Современная деятельность педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребёнка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа её национальной безопасности.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников предусматривает повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который выступает в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых.
Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Ребенок видит, воспринимает, старается подражать, и это действо у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли. Выработанные с годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих переносятся ребенком во взрослую жизнь и во вновь созданную семью.
Даже в раннем школьном возрасте ребёнок ещё не способен осознанно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своём здоровье. Именно поэтому на первый план перед родителями и ДОУ выдвигается проблема выработки у детей, начиная с младшего дошкольного возраста, умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама по себе, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего, внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребёнок.
Основной задачей семьи и ДОУ является формирование у детей нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека – важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несёт ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.
Если взрослые научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если они будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Задача состоит не только в том, чтобы подготовить ребёнка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. А полноценная жизнь может быть только у здорового человека.
Здоровый образ жизни – это радость в доме, это залог счастливой и благополучной жизни детей в гармонии с миром.
Таким образом, чтобы сохранить и улучшить здоровье ребёнка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима планомерная целенаправленная работа не только в дошкольном учреждении, но и, прежде всего, в семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
доклад для воспитателей детского сада по взаимодействию работы педаогов и родителей....
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни....
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...
Сотрудничество детского сада и семьи в формировании ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 Сотрудничество детского сада и семьи в формировании ценностей здорового образа ж...
Из опыта семейного воспитания по направлению сохранения здоровья:Взаимодействие с семьей по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Из опыта семейного воспитания по направлению сохранения здоровья: Взаимодействие с семьей по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...
Ярмарка педагогических идей «Развиваем вместе» Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» 22.03.2023г.
конспект выступления...
Организация работы детского сада и семьи по формированию навыков здорового образа жизни
Cоздание благоприятных условий для воспитания у детей устойчивых навыков здорового образа жизни, формирование гармоничной личности с активной жизненной позицией....