Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
статья на тему

Миронова Гулия Ринатовна

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.

В семье  ребёнок  находит пример для подражания и здесь происходит его социальное рождение. Если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать проблему здорового образа жизни все вместе: детский сад, семья, общественность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Миронова Г.Р.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 184 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения»

Здоровье детей – должно стать целью, где, безусловно, будут сходится интересы семьи и дошкольного учреждения.

Быть родителями здорового ребёнка мечтают все папы и мамы. Но вот настаёт тот период, когда малыш идёт в детский сад. И чтобы предстоящие перемены не отразились на ребёнке должна построится грамотная и ответственная помощь со стороны дошкольного учреждения.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.

В семье  ребёнок  находит пример для подражания и здесь происходит его социальное рождение. Если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать проблему здорового образа жизни все вместе: детский сад, семья, общественность.

Целями сотрудничества дошкольного учреждения и семьи являются:

1. Изучение запроса родителей.

2. Формирование у родителей теоретических знаний, закрепление привычки и выработка потребности следовать здоровому образу жизни.

3. Помощь в приобретении практических навыков элементарных приемов диагностики, методов сохранения и укрепления здоровья детей и взрослых.

4. Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований дошкольного учреждения и семьи в вопросах здоровья детей.

5. Повышение педагогической культуры, педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребенка.

При работе с родителями ставятся следующие задачи:

1. Ориентировать семью на воспитание здорового ребенка.

2. Помочь в освоении родителями основ личностно-ориентированной педагогики и психологии общения с детьми, обеспечивающее эмоциональное и психическое благополучие детей.

3. Обеспечить тесное сотрудничество и единые требования дошкольного учреждения и семьи в вопросах здоровья детей.

4. Укрепить веру родителей в себя как компетентных воспитателей.

5. Формировать у родителей теоретические знания, закрепить навыки и выработать потребности в здоровом образе жизни.

6. Повысить интерес родителей к деятельности дошкольного учреждения и жизни ребенка в нем.

Существует много различных форм сотрудничества детского сада с родителями. Одни из них являются традиционными, другие трансформируются в практике работы, третьи являются новыми во взаимодействии с семьей.   Все  формы можно разбить на три большие группы: индивидуальные, коллективные (разделены по способам организации), наглядно-информационные (выделены на основе преобладающего метода).

Традиционными в дошкольном учреждении являются такие формы организации работы с родителями по формированию навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, как физкультурные досуги и спортивные праздники с участием родителей и сотрудников дошкольного учреждения, консультации, беседы. Но проблема в том, что родители чаще всего выступают в роли зрителей и реже в качестве участников спортивных мероприятий. Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребенком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Эффективность работы дают такие формы работы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка. Одной из таких форм являются совместные занятия физическими упражнениями родителей и детей. На них родители приобретают не только теоретические знания, но и овладевают практическими умениями в области физического воспитания детей.

Важное значение имеет повышение уровня валеологической культуры семей посредством проведения просветительской работы с родителями: проведение консультаций по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, аутотренинги, дыхательные системы), а также информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журналов, тематические выставки, библиотека здоровья, оформление информационных уголков здоровья. Например: «Нам болеть некогда», «Здоровье – это важно», встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители должны быть постоянными участниками всех конкурсов, проводимых в дошкольном учреждении. Необходимо проводить практические семинары и дни открытых дверей, другие мероприятия. Когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, двигательной активности, гигиенических процедур, развития двигательных навыков, тогда будут правильно сформированы навыки здорового образа жизни у дошкольников.

Хорошо то, что многие формы работы с родителями используются в комплексе. В  мероприятия с участием родителей вносятся новые элементы, а это  повышает родительский интерес. В целом можно выделить следующие основные требования к построению любого совместного мероприятия с участием семьи и сотрудников детского сада:

  1. активизация родителей. В  мероприятия включаются такие методы и приемы, как: ролевые и деловые игры, спортивные, дидактические, подвижные, развивающие и другие виды детских игр, решение кроссвордов, анкетирование, тестирование, обмен мнениями, опытом, обсуждение проблемных ситуаций, диспуты и дискуссии и другие.
  2. актуальность информационного блока. Реализация этого требования строится на основе выявления интересов родителей. Безусловно, есть темы актуальные для какого-либо возрастного периода дошкольника (адаптация к детскому саду в раннем и младшем дошкольном возрасте, подготовка к школе в старшем). Другая информация наиболее интересна для определенных категорий родителей (воспитание детей в многодетной семье, неполной семье, семье, имеющей одного ребенка). Однако существуют и вопросы, которые волнуют всех родителей (сохранение здоровья детей, особенности воспитания и обучения дошкольников на различных возрастных этапах, оптимизация взаимоотношений в семье и другие).
  3. наличие развлекательной части. Необходимость такого требования связана с проблемой снижения родительского интереса к деятельности дошкольного учреждения и жизни ребенка в детском саду. Для реализации этого требования используются следующие методы и приемы: концерты (детские, родителей для детей, совместные); игры; драматизации (детские и совместные);походы в театр; совместные экскурсии на выставки, в лес, парк; выступление артистов в детском саду; дискотеки для дети родителей (танцевальные паузы); совместные соревнования детей, родителей и  работников детского сада; фото и видеосъемка с последующим просмотром; чаепитие и сладкий стол.
  4. возможность для каждого родителя увидеть деятельность (выступление) своего ребенка. Пусть это будет не индивидуальное выступление, а коллективное, пусть в драматизации ребенок будет «играть» статическую роль, пусть он просто раздаст родителям карандаши или бумагу. Суть не в важности действия, а в том, чтобы каждый ребенок был «виден» родителям. Важность и значимость его деятельности должен придать воспитатель.
  5. возможность свободного общения родителей и детей. Родителям некогда общаться со своими детьми, поэтому при планировании и продумывании сценариев любых мероприятий для родителей необходимо предусматривать эту возможность. Для этого достаточно посадить их рядом, включить в различные виды совместной деятельности (игры, соревнования).

Соблюдение всех перечисленных требований при подготовке и проведении любой из предложенных форм работы сможет превратить мероприятие с участием родителей, детей и педагогов в интересную и увлекательную встречу. И именно эта встреча вызовет у них потребность прийти в детский сад еще и еще раз, необходимость быть более активными и заинтересованными, может быть, оказать детскому саду какую-либо помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация взаимодействия с семьей по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

   Современное общество, стремительные темпы его развития, новые информационные технологии предъявляют всё более высокие требования к человеку и его здоровью. Жизнь в XXI веке ставит ...

Организация взаимодействия с семьей по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Организация взаимодействия с семьей по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Из опыта работы....

Общее родительское собрание «Взаимодействие с семьей по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».

Цель: Ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению  и сохранению здоровья дошкольника в домашних условиях и условиях детского сада.  Обеспечить сотруд...

Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

laquo;Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».                    ...

Из опыта семейного воспитания по направлению сохранения здоровья:Взаимодействие с семьей по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Из опыта семейного воспитания по направлению сохранения здоровья: Взаимодействие с семьей по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...