Организация взаимодействия с семьей по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру по теме

Казарцева Татьяна Борисовна

     Современное общество, стремительные темпы его развития, новые информационные технологии предъявляют всё более высокие требования к человеку и его здоровью. Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которой самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizaciya_vzaimodeystviya_s_semey_.doc135.77 КБ

Предварительный просмотр:

Организация взаимодействия с семьей по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Казарцева Т.Б.

Важнейшим фактором воздействия на здоровье  и развитие ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «социальное партнёрство» и представляет собой комплекс  совместной и индивидуальной работы. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании здорового ребёнка, а осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Взаимодействие подразумевает воздействие поведения, мнения, действий, родителей, педагогов и детей друг на друга в процессе совместной деятельности по формированию у детей основ здорового образа жизни,  приобщения  их к  физической культуре. Взаимодействие предусматривает равную активность и равную степень взаимовлияния. Взаимодействие в этом смысле тождественно взаимной поддержке.

В организации работы по повышению  компетентности родителей в воспитании здорового ребёнка важная роль принадлежит использованию современных форм взаимодействия. Они применяются, чтобы дать родителям возможность стать активными исследователями собственного родительского поведения, получить опыт нового видения привычных, стереотипных способов воздействия на ребёнка.

 Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность здорового образа жизни для детей, вовлечь их в жизнь группы, повысить образовательный уровень родителей по данному направлению.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1.Выявление готовности семьи к активному взаимодействию с детским садом по охране  и укреплению физического и психического здоровья детей

2.Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о совершенствовании функций организма, повышений их защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания

3.Воспитание потребности в здоровом образе жизни: выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх

4. Воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.
5. Поддержка у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях
6. Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка.

Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.

1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей - в детском саду.

Для решения данных задач используются методы и формы педагогического просвещения родителей, как традиционные, так и новаторские, инновационные.

1.Аналитические формы и методы: анкетирование, мониторинг, тестирование, интервьюирование, фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников;

Цель: Изучить степень осведомленности родителей по проблеме. Определить особенности контингента детей (по уровню здоровья, физической. подготовленности, степени сформированности основ ЗОЖ)

Выявляются  интересы, потребности, запросы родителей, которые формируются в процессе анкетирования,  выявляются знания родителей о здоровье детей, которые позволяют корректировать работу в течение года.
Мониторинг позволяющий отследить эффективность или не эффективность работы, проводится в мае. Тестирование помогает сделать родителям определенные выводы относительно проблем воспитания детей и дополнить представления о них как о родителях

2.Информационные формы и методы: оформление фотовитрин выпусков семейных газет по теме, организация педагогической библиотеки по теме, папки  – передвижки , составление памяток - буклетов  для родителей

Цель: Установить эмоциональный контакт между воспитателями, родителями и детьми. Заинтересовать родителей вопросами формирования основ ЗОЖ у своего ребенка. Вызвать у родителей осознанное стремление участвовать в совместной деятельности детского сада и семьи  по данной проблеме.

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация по теме здоровьесбережение детей, где родители получают консультации высококвалифицированных специалистов: воспитателя, учителя – логопеда и педагога – психолога, медицинских работников, инструктора по физической культуре.

3.Образовательные формы и методы

Цель: Ознакомить с особенностями психофизиологического развития младших дошкольников; задачами Программы. Дать практические способы приобщения детей к ЗОЖ с учетом возрастных особенностей детей и задач программы. Включить родителей в единый образовательно-оздоровительный процесс посредством использования интерактивных и информационных технологий

  • Встречи в родительской гостиной на темы "Быть здоровым - здорово!", «Карусель здоровья», «Мы со спортом очень дружим», которые могут проходить проходят в форме «круглого стола», лектория, семинара и т.п. Успех проведения родительского собрания обеспечивает соблюдение таких условий: тематика их составляется по возможности нестандартная, привлекающая внимание, вызывающая интерес и даже иногда интригующая. 
  • Индивидуальные беседы, консультации (групповые и индивидуальные)
  • Открытые мероприятия для родителей, мастер-классы
  • Интернет-копилка семейного опыта
  • «Интерактивные игровые упражнения» (по разработкам воспитателя) для закрепления задач Программы в домашних условиях
  • Интернет-совет (индивидуальное интернет-общение воспитателя и родителей по вопросам воспитания здорового ребенка)
  • Проведение презентаций опыта семейного воспитания в разных формах
  • Презентация совместных детско-родительских проектов
  • Деловые игры - простор для творчества, они максимально приближают участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.
  • Родительский лекторий «Университет педагогических знаний» способствует повышению педагогической культуры родителей, их психолого – педагогической компетентности в вопросах воспитания здорового дошкольника
  • Родительский клуб «Здоровый дошкольник» Цель клуба: вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания здорового ребёнка. Главное условие успеха – добровольность и взаимная заинтересованность.
  • Диспут, дискуссия – обмен мнениями по проблемам воспитания здорового ребёнка – одна из интересных форм. Она позволяет включить родителей в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует педагогическое мышление. Результаты дискуссии воспринимаются с большим доверием
  • Вечера вопросов и ответов - представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров, проходят как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.
  • Тематические конференции по обмену опытом воспитания здорового дошкольника – такая форма вызывает заслуженный  интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности
  • Совместное проведение досуга;
  • Театрализованные представления для детей с участием родителей

Необходимо отметить, что  сочетание традиционных и инновационных форм     взаимодействия с семьей существенно интенсифицирует процесс решения поставленных задач как в работе с родителями, так и в решении задач в работе с детьми.

Таким образом, внедренная система работы по созданию единого образовательно-оздоровительного  пространства позволила не только  наладить необходимый контакт с семьями, но – главное, сделать процесс формирования основ здорового образа жизни  у дошкольников наиболее эффективным и отвечающим требованиям образовательной политики государства.

 Литература

  1. Голицина, Н.С. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – Москва: Скрипторий, 2003, 2008.
  2. Шишкина, В.А. В детский сад за здоровьем– Минск: Зорны верасень, 2006.
  3. П.Каптерев "Задачи семейного воспитания" ИД "Карапуз" Москва,2005г.
  4. Н.И.Бочарова, О.Г.Тихонова. "Организация досуга в семье" ИЦ "Академия" 2011г.
  5. М.Д.Маханева "Воспитание здорового ребенка" Москва  Просвещение 1998г.
  6. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с  

   родителями. – М., 2009.

7.Акентьева Т. «Качественное время» семьи. - Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал № 5 – М., 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни....

Организация взаимодействия с семьей по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Организация взаимодействия с семьей по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Из опыта работы....

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

Общее родительское собрание «Взаимодействие с семьей по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».

Цель: Ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению  и сохранению здоровья дошкольника в домашних условиях и условиях детского сада.  Обеспечить сотруд...

Из опыта семейного воспитания по направлению сохранения здоровья:Взаимодействие с семьей по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Из опыта семейного воспитания по направлению сохранения здоровья: Взаимодействие с семьей по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...