Методические рекомендации по формированию процессов памяти у дошкольников с дизартрией при ДЦП
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Бессонова Александра Юрьевна

В статье представлены задания на:

1) на развитие процессов узнавания;

2) на развитие процессов воспроизведения;

3) на развитие избирательности памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по формированию процессов памяти у дошкольников с дизартрией при ДЦП

Проведенное исследование показало, что у детей с дизартрией при ДЦП наблюдается снижение зрительной, слухоречевой и ассоциативной памяти, что требует проведения коррекционно – развивающей работы.

В процессе работы над развитием памяти следует использовать задания, направленные:

1) на развитие процессов узнавания;

2) на развитие процессов воспроизведения;

3) на развитие избирательности памяти.

Цель коррекционно-развивающей работы: добиться улучшения показателей памяти с помощью специальных игр и упражнений.

Задачи:

  • Развитие различных видов памяти: произвольной и непроизвольной; зрительной, слухоречевой, ассоциативной.
  • Развитие и других познавательных процессов, без которых невозможно развитие памяти: восприятия, внимания, воображения, наглядно-образного мышления, логического мышления, а также классификации и группировки.
  • Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка

Системы игр и упражнений составлены с опорой на работы

О.В. Трошина, Е. В. Жулина,  А.В. Семенович, А.Ф. Ануфриева.

1) Развитие кратковременной зрительной памяти

Упражнение "По порядку становись!"

Логопед предлагает ребенку разложить буквы, цифры, фигуры в указанной последовательности по памяти, а при затруднении — по образцу. Начать можно с чередования палочек по цвету: синяя, красная, желтая и т.д.

Упражнение "Конструирование фигур"

Логопед предлагает ребенку рассмотреть фигуру на рисунке, а затем выложить точно такую же из счетных палочек по памяти, а при затруднении — по образцу.

Дидактическая игра "Чего не стало?"

На столе раскладывается 3-6 любых предметов или тематических картинок, которые ребенок должен запомнить. Затем ребенок закрывает глаза, и логопед убирает один предмет или картинку. Ребенок называет, чего не стало.

Игра постепенно усложняется — убираются или заменяются другими 2-3 предмета или картинки.

Дидактическая игра "Что изменилось"

На доске закрепляется плакат с геометрическими фигурами. Ряд фигур закрывается рамкой с окошком, в котором видна только одна фигура.

Логопед:

 — Посмотрите на первую фигуру. Как называется эта геометрическая фигура? А какого она цвета? А теперь посмотрите на следующую фигуру (рамка перемещается правее). Чем она отличается от предыдущей? Что изменилось (форма, цвет, размер)? А что изменилось в третьей фигуре?

Дидактическая игра "Найди сходство и различие"

Ребенку предъявляют какую-либо сюжетную картинку, содержание которой ребенок должен детально изучить и потом воспроизвести в памяти. Затем предъявляют схожую картинку, в которой недостает каких-то деталей или, напротив.

Упражнение "Бордюр"

По заданному образцу ребенок должен воспроизвести в тетради в клетку узоры-"бордюры" по памяти, а при затруднении — с опорой на образец.

2)Развитие слухоречевой памяти

Дидактическая игра «Восстанови пропущенное слово». 

Ребенку зачитываются 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Он должен назвать пропущенное слово. Вариантом задания может быть при повторном прочтении замена одного слова другим (из одного семантического поля, например, корова - теленок; близким по звучанию, например, стол - стон); Ребенок  должен найти ошибку.

Дидактическая игра «Рыба, птица, зверь».

 Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица...» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать, в данном случае, птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный - Р. выбывает из игры; названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель и имя.

Дидактическая игра «Повтори и продолжи».

Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Вариантами игры могут быть составление рядов из слов одной обобщающей группы (например, ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.); определений к существительному (например, «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый, полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный и т.д.). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.

  1. Развитие ассоциативной памяти

Упражнение «Пиктограмма».

Ребенку читается текст. Для того, чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.

Упражнение «Придумай, как запомнить слова». 

Ребенку следует объяснить, что для того, чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием как классификация, т.е. объединение в группы похожих чем-то предметов. После чего следует предложить ребенку запомнить набор слов, используя этот принцип :

- роза, вишня, тюльпан, огурец, ель, слива, дуб, гвоздика, томат, сосна, яблоко;

- машина, картошка, самолет, огурец, троллейбус, помидор, солнце, лук, лампа, поезд, фонарь, свеча.

Упражнение «Стенограф»

 Для этого задания потребуются соответствующие картинки, лист бумаги и карандаш. Ребенку читается небольшой рассказ в течение 1-2 минут. Во это время он должен отмечать:

а) «события» (действия) карточками с картинками подбирая и выкладывая их, следуя за ходом рассказа;

б) каждое предложение чертой (например, «Падал снег».). а затем указывать количество предложений в рассказе;

в) каждое слово одним штрихом и затем указывать количество слов в рассказе.

Упражнение «Зашифруй предложение».

 Для запоминания даются короткие завершенные высказывания, например: «Волк выбежал из леса», «Дети играли во дворе» и т.д.

Ребенка нужно попросить «зашифровать» предложение с помощью условных изображений так, чтобы запомнить его (например, пасть волка + ёлка + стрелка и т.п.). В течение одного занятия рекомендуется давать для запоминания не более 2-3-х фраз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для формирования грамматического строя у дошкольников.

Подборка рекомендаций и речевых игр для формирования существительных в ряде падежей и притяжательных местоимений  (есть приложения в виде одноименных презентаций на мини сайте)....

Методические рекомендации по оптимизации процесса формирования морфологической стороны речи у детей 5-6 лет в процессе социально-коммуникативного развития.

Говоря о занятиях по обучению родному языку как части единого целого воспитательно-образовательного процесса, надо подчеркнуть, что на них основной деятельностью должна быть речевая. Речевая деятельно...

«Методические рекомендации по формированию правильной осанки у дошкольников».

Методические рекомендации по формированию правильной осанки у дошкольников -эта рекомендация воспитателям, и родителям....

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Методические рекомендации "Приёмы формирования здоровья дошкольников в процессе организации режимных моментов (гигиена, питание, дневной сон, прогулка)"

   Привычка к здоровому образу жизни - очень важная привычка. Поэтому детский сад и семья призваны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И им...

Методические рекомендации по формированию навыков самоконтроля у дошкольников с нарушениями интеллекта на уроках математики

В статье рассматривается проблема формирования навыков самоконтроля у дошкольников с умственной отсталостью. Представлены результаты исследования уровня самоконтроля у старшей и подготовительной групп...

Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей с дизартрией.

Просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребёнка. У детей с речевой патологией данная проблема приобретает особую актуальность, т.к. кроме коммуникативной, смысловой, эмоциона...