Главные вкладки

    ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Методические рекомендации "Приёмы формирования здоровья дошкольников в процессе организации режимных моментов (гигиена, питание, дневной сон, прогулка)"
    методическая разработка по теме

    Туркина Ирина Геннадьевна

     

         Привычка к здоровому образу жизни - очень важная привычка. Поэтому детский сад и семья призваны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в дошкольном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon проект59 КБ
    Файл презентация к проекту2.94 МБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ Академия социального управления

    Кафедра человековедения и физической культуры

    ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

    Методические рекомендации

    «Приёмы формирования здоровья дошкольника в процессе организации режимных моментов

    (гигиена, питание, дневной сон, прогулка)»

    слушателя:

    Туркиной Ирины Геннадьевны

    инструктора по физической культуре,

    МБДОУ детский сад №7

    комбинированного вида

    г. Кубинка-8

    2014г.

    Методические рекомендации

    «Приёмы формирования здоровья дошкольника в процессе организации режимных моментов (гигиена, питание, дневной сон, прогулка)»

         Государственная политика в области образования убеждает нас обратить особое внимание на здоровье дошкольников. Поэтому основной задачей является реализация образовательной области «Здоровье», направленной на укрепление физического и психического здоровья, воспитание культурно-гигиенических навыков и формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста.

         Привычка к здоровому образу жизни - очень важная привычка. Поэтому детский сад и семья призваны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в дошкольном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

         «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»                                             (Сухомлинский В.А.)

         Здоровье это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (По определению всемирной организации здравоохранения)

    Составляющие понятие «Здоровье»:

    • Под ФИЗИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ обычно понимается естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.

    • Под ПСИХИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ понимается такое состояние психической сферы человека, которое обеспечивает адекватную регуляцию его поведения в социуме.

    • Под ДУХОВНЫМ ЗДОРОВЬЕМ принято понимать наличие у человека таких моральных принципов и норм, которые помогают сознательно относиться к труду, родине, другим людям, овладевать сокровищами человеческой культуры, познавать законы строения вселенной.

         Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям - все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.

          Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
    Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам
     здоровья: единство физической, психической и духовной составляющих

     

    Физическое здоровье

    1. Саморегуляция: дыхание;  тело; образы.

    2. Чередование напряжения – расслабления.

    3. Балансировка мозга: техники «Гимнастики мозга».

    Психическое здоровье

    1. Рефлексия.

    2. Саморефлексия.

    3. Релаксация.

    4. Рекреация (активизация мозга через движение).

    Духовное здоровье

    1. Формирование ценностных установок на здоровье: физическое, психическое, духовное.

    2. Техники «якорения» (стихи + движение).

         Чтобы укрепить физическое здоровье необходимы: утренняя гимнастика, занятия физ. культурой и динамические паузы, массаж, самомассаж, водные процедуры, воздушные ванны, дни Здоровья

         Релаксация, сказкотерапия, психогимнастика - все это способствует укреплению и сохранению психического здоровья.

         Для сохранения и укрепления духовного здоровья в детском саду проводятся праздники и развлечения, ведется работа с родителями, а так же осуществляется взаимодействие с внешней средой (различные школы искусств, спортивные секции и т. д.)

         «Здоровье сберегающая технология» - это совокупность форм, методов и приёмов организации деятельности без ущерба  для здоровья воспитанников.

        Приёмы формирования здоровья дошкольника в процессе организации режимных моментов (гигиена, питание, дневной сон, прогулка).

         Понятие «личная гигиена» включает заботу  о чистоте тела, постели, одежды и обуви, соблюдение режима дня, а также гигиену сна, отдыха, приема пищи.

         Личная гигиена- это совокупность  навыков и привычек, которые приобретают уже в дошкольном возрасте и применяется в течении всей жизни. Каждый человек должен владеть элементарными санитарно- гигиеническими навыками, иметь определенный уровень знаний, сознательно относиться  к своему здоровью.

         Формирование гигиенических навыков будет идти успешно, если подкрепляется личным примером родителей и других членов семьи. Для здоровья ребенка важно, чтобы гигиенические процедуры стали  внутренней потребностью.

         В работе используются различные методы и приёмы:

    • Отгадывание загадок
    • Разучивание стихотворений, потешек
    • Знакомство с поговорками
    • Дидактические игры
    • Разгадывание кроссвордов
    • Продуктивная деятельность
    • Физкультурные минутки
    • Беседы по картинкам

         Рациональное питание дошкольников - одно из необходимых условий  гармоничного роста дошкольников, физического и нервно-психического развития, устойчивости к воздействию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.

         Формирование культуры питания у дошкольников реализуется через три основных направления:

    1. Формирование представлений о:

    • значении правильного питания для работы всего организма и отдельных внутренних органов.
    • роли пищевых веществ для нормальной работы и развития каждого живого организма.
    • полезности различных продуктов и блюд.

    2. Воспитание культуры поведения за столом, правильная посадка детей.

    3. Соблюдение гигиенических требований (мытьё рук перед едой, умывание после приёма пищи)

         Мы знакомим детей с меню. Рассказываем из чего приготовлено блюдо, какую пользу приносит каждый продукт.

        В работе используются различные методы и приёмы:

    • Образовательная деятельность
    •  Игры
    •  Досуги
    •  Развлечения
    •  Беседы по картинкам
    • Сервировка стола
    • Чтение художественной литературы
    • Взаимодействие с родителями

         Одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка является дневной сон. Он способствует восстановлению физиологического равновесия организма, помогает провести остаток дня в хорошем расположении духа.

         Для нормального здорового сна необходимо соблюдать в спальне правильный воздушно-тепловой режим.

         Переход в состояние покоя требует времени, отсутствия посторонних звуков (шума, громких голосов, иногда даже шепота на фоне тишины) и благоприятной эмоциональной атмосферы, спокойствия и уюта. В качестве вспомогательных средств используются: музыкальное сопровождение, соответствующая речь педагога (темп, громкость, тембр, тональность), дыхательные упражнения, приятные тактильные и визуальные ощущения, релаксация - упражнение «Марионетки».

         Все вышеперечисленные средства отражают и удовлетворяют потребность ребенка в безопасности и комфорте.

         ПОСЛЕ СНА: Очень важно создать у детей положительное эмоциональное настроение, организовать активный отдых детей. Здесь мы проводим гимнастику пробуждения, массажи и самомассаж, закаливающие мероприятия, ходьба по массажным дорожкам, водные процедуры.

         Сама по себе прогулка на свежем воздухе уже является важным оздоровительным фактором.

         Цель прогулки - укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

         Методы и приёмы:

         Во время прогулки используются разнообразные подвижные и спортивные  игры, дыхательная гимнастика и собственно физическая культура на воздухе как главный закаливающий фактор. Наблюдения и труд, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная игровая деятельность.

         Выводы: оздоровление в процессе организации режимных моментов в нашем детском саду помогает каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым.

         Главный результат  овладение здоровыми жизненными навыками, изменение отношения к физическому, психическому и духовному здоровью (дружелюбность по отношению к взрослым и детям, готовность помочь, дисциплинированность и т.п.), т.е. ребёнок способный к рефлексии, умеющий оценивать  и владеть своими чувствами, управлять поведением, способный к пониманию, способный получать удовольствие.

         Существует 10 золотых правил здоровья. Старайтесь их соблюдать. Будьте здоровы.

    1. Соблюдайте режим дня!

    2. Обращайте больше внимания на питание!

    3. Больше двигайтесь!

    4. Спите в прохладной комнате!

    5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

    6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

    7. Гоните прочь уныние и хандру!

    8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

    9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

    10. Желайте себе и окружающим только добра!

    Литература:

    1. Алямовская В.Г. Ребенок за столом: Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. –М., 2007.

    2. Доскин, В. А. Растем здоровыми: пособие для воспитателей, родителей и

    инструкторов физкультуры /В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. –М:  «Просвещение», 2002.

    3. Зебзеева В.А. «Организация режимных моментов в ДОУ», 2007 г.

    4. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Проектирование,  тренинги, занятия: методическое пособие/Н. И. Крылова. – Волгоград: издательство «Учитель», 2009.

    5. Прищепа, С. С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. Методическое пособие / С. С. Прищепа. – М. :ТЦ «Сфера», 2009.

    6. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного

     образования «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С.    Комаровой, М.А.Васильевой, 2011 г.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ПРОЕКТНАЯ РАБОТА МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ» (гигиена, питание, дневной сон, прогулка) Туркиной Ирины Геннадьевны инструктора по физической культуре (плавание), МБДОУ детский сад №7 комбинированного вида г. Кубинка-8 2014г.

    Слайд 2

    «Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский

    Слайд 3

    «Здоровье это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (Всемирная организация здравоохранения)

    Слайд 4

    ЗДОРОВЬЕ: ФИЗИЧЕСКОЕ ДУХОВНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ Обычно понимается естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех органов и систем. Понимается такое состояние психической сферы человека, которое обеспечивает адекватную регуляцию его поведения в социуме Принято понимать наличие у человека таких моральных принципов и норм, которые помогают сознательно относиться к труду, родне, другим людям, овладевать сокровищами человеческой культуры, познавать законы строения вселенной.

    Слайд 5

    ЗДОРОВЬЕ ФИЗИЧЕСКО Е ЗДОРОВЬЕ ПСИХИЧЕКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДУХОВНОЕ 1. Саморегуляция : дыхание; тело; образы. 2. Чередование напряжения – расслабления. 3. Балансировка мозга: техники «Гимнастики мозга». 1. Рефлексия. 2. Саморефлексия . 3. Релаксация. 4. Рекреация (активизация мозга через движение). 1. Формирование ценностных установок на здоровье: физическое, психическое, духовное. 2. Техники « якорения » (стихи + движение).

    Слайд 6

    ЗДОРОВЬЕ ФИЗИЧЕСКО Е ЗАНЯТИЯ ФИЗ.КУЛЬТУРОЙ и ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ МАССАЖ, САМОМАССАЖ, ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ ДНИ «ЗДОРОВЬЯ»

    Слайд 7

    ЗДОРОВЬЕ ПСИХИЧЕКОЕ ПСИХОГИМНАСТИКА СКАЗКОТЕРАПИЯ РЕЛАКСАЦИЯ

    Слайд 8

    ЗДОРОВЬЕ ДУХОВНОЕ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ

    Слайд 9

    Здоровьесберегающие технологии это совокупность форм, методов и приёмов организации деятельности без ущерба для здоровья воспитанников.

    Слайд 10

    ГИГИЕНА ПРОГУЛКА ДНЕВНОЙ СОН ПИТАНИЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЁНКА

    Слайд 11

    Личная гигиена- это совокупность навыков и привычек, которые приобретают уже в дошкольном возрасте и применяется в течении всей жизни. Каждый человек должен владеть элементарными санитарно- гигиеническими навыками, иметь определенный уровень знаний, сознательно относиться к своему здоровью. Формирование гигиенических навыков будет идти успешно, если подкрепляется личным примером родителей и других членов семьи. Для здоровья ребенка важно, чтобы гигиенические процедуры стали внутренней потребностью.

    Слайд 12

    В работе используются различные методы и приёмы: Отгадывание загадок Разучивание стихотворений, потешек Знакомство с поговорками Дидактические игры Разгадывание кроссвордов Продуктивная деятельность Физкультурные минутки Беседы по картинкам

    Слайд 13

    Рациональное питание дошкольников Одно из необходимых условий гармоничного роста дошкольников физического и нервно-психического развития устойчивости к воздействию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды

    Слайд 14

    Формирование культуры питания у дошкольников реализуется через три основных направления: 1. Формирование представлений о: значении правильного питания для работы всего организма и отдельных внутренних органов. роли пищевых веществ для нормальной работы и развития каждого живого организма. полезности различных продуктов и блюд. 2. Воспитание культуры поведения за столом, правильная посадка детей. 3. Соблюдение гигиенических требований

    Слайд 15

    В работе используются различные методы и приёмы: Образовательная деятельность Игры Досуги Развлечения Беседы по картинкам Сервировка стола Чтение художественной литературы Взаимодействие с родителями

    Слайд 16

    ДНЕВНОЙ СОН Одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка является дневной сон. Он способствует восстановлению физиологического равновесия организма, помогает провести остаток дня в хорошем расположении духа.

    Слайд 17

    В работе используются различные методы и приёмы: музыкальное сопровождение соответствующая речь педагога (темп, громкость, тембр, тональность) дыхательные упражнения приятные тактильные и визуальные ощущения релаксация, упражнение «Марионетки»

    Слайд 18

    ПОСЛЕ СНА: В работе используются различные методы и приёмы: гимнастика пробуждения массаж и самомассаж ходьба по массажным дорожкам водные процедуры

    Слайд 19

    ПРОГУЛКА Сама по себе прогулка на свежем воздухе уже является важным оздоровительным фактором. Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

    Слайд 20

    В работе используются различные методы и приёмы: подвижные и спортивные игры дыхательная гимнастика физическая культура на воздухе наблюдения труд индивидуальная работа с детьми самостоятельная игровая деятельность

    Слайд 21

    Выводы: оздоровление в процессе организации режимных моментов в нашем детском саду помогает каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым. Главный результат овладение здоровыми жизненными навыками, изменение отношения к физическому, психическому и духовному здоровью (дружелюбность по отношению к взрослым и детям, готовность помочь, дисциплинированность и т.п.), т.е. ребёнок способный к рефлексии, умеющий оценивать и владеть своими чувствами, управлять поведением, способный к пониманию, способный получать удовольствие.

    Слайд 22

    Существует десять золотых правил здоровьесбережения 1. Соблюдайте режим дня! 2. Обращайте больше внимания на питание! 3. Больше двигайтесь! 4. Спите в прохладной комнате! 5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу! 6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! 7. Гоните прочь уныние и хандру! 8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! 9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! 10. Желайте себе и окружающим только добра!

    Слайд 23

    Литература: 1. Алямовская В.Г. Ребенок за столом: Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. –М., 2007. 2. Доскин , В. А. Растем здоровыми: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры /В. А. Доскин , Л. Г. Голубева . –М: «Просвещение», 2002. 3. Зебзеева В.А. «Организация режимных моментов в ДОУ», 2007 г. 4. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Проектирование, тренинги, занятия: методическое пособие/Н. И. Крылова. – Волгоград: издательство «Учитель», 2009. 5. Прищепа, С. С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. Методическое пособие / С. С. Прищепа. – М. :ТЦ «Сфера», 2009. 6. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы , Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, 2011 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Здоровьесберегающие технологии в процессе организации режимных моментов.

    Роль здоровьесберегающих технологий в общем режиме дошкольного учреждения чрезвычайно велика. От того, насколько грамотно и целенаправленно сами педагоги выдерживают все режимные моменты, графики чере...

    Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста в процессе организации режимных моментов

    Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования способностей, определяющих дальнейшее его развитие. Каждый из детей проходит свой путь ,проживает свою единственную жизнь. И как она с...

    Из опыта работы «Познавательное развитие детей в процессе организации режимных моментов», «Планирование прогулок в осенний период» (средний дошкольный возраст)

    В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, «содержание образовательной области...

    Доклад.Тема: « Познавательное развитие детей раннего возраста в процессе организации режимного момента».

    Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческо...