«Формирование элементарных математических представлений в процессе организации режимных моментов у детей дошкольного возраста»
статья

Хейсина Валентина Аркадьевна

В данный момент времени актуальным вектором научно-технического прогресса современного общества выступает математическое развитие детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_uchrezhdenie3.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик» города Смоленска

Статья

Тема: «Формирование элементарных математических представлений в процессе организации режимных моментов у детей дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель Хейсина В.А.

2020

В данный момент времени актуальным вектором научно-технического прогресса современного общества выступает математическое развитие детей. Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации, успех страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, создание высоких технологий напрямую находится в зависимости от математической грамотности подрастающего поколения. Изучение математики в сей момент выступает первостепенной задачей, которая обеспечивает возможность формирования готовности применять математические знания в самых различных областях.

В дошкольном образовании в математическом направлении имеет необходимость реализация двух аспектов: создание развивающей предметно-пространственной среды

Педагогам дошкольных образовательных организаций следует понимать,

что освоение математических представлений у детей возможно осуществлять не только в процессе образовательной деятельности, но и в режиме дня. Естественная обстановка и повседневные предметы быта могут выступать ресурсом для познания детьми количественных отношений, счета, геометрических фигур. Это возможно в том случае, если педагог направляет внимание детей на подлежащий усвоению детьми признак предмета, его местонахождение. При этом важно использовать специальную терминологию и учитывать необходимость для дошкольников практических действий: группировка предметов, моделирование, сравнение и сопоставление, преобразование, комбинирование.

Реализация задач математического развития детей в процессе организации

режимных моментов может осуществляться в процессе подготовки на прогулку. Например, если предложить детям выяснить, какая туфелька больше, прикладывая подошвы друг другу. Так дети в игровой форме осваивают приемы наложения и приложения в сравнении предметов. Создавая условия для классификации предметов, педагог может обратить внимание детей на то, кто в какой одежде пришел (кто в куртке, кто в пальто). Сравнивая шарфы друг друга, есть возможность довести до детей понимание терминов «длинный – короткий», «широкий –узкий».

Во время подготовки столов к приему пищи, дежурства детей педагог имеет

возможность тренировать счет: в процессе раскладывания столовых приборов, счета детей, сидящих за столами. В напоминаниях детям о правилах сервировки, каждый педагог использует пространственные отношения: ложка лежит справа, хлеб в левой руке.

Наблюдения во время прогулки открывают множество возможностей для

математического развития детей: обращая внимание детей на транспорт – закрепить с детьми знания о геометрических фигурах, а также цвета, скорость движения; постоянно упражнять в счете – считать ведра, формочки, лопатки, листья, кусты. Особенно увлекают детей разгадывание загадок математического содержания. Их можно использовать как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. Это не просто развитие речевых навыков, но и умственное упражнение в выделении количества, формы, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении простейших математических связей и зависимостей.

Развивать математические представления возможно также через организацию сюжетно-ролевых игр. Как вариант – сюжетно-ролевая игра «Почта», в процессе которой возможно освоить количественный состав числа из единиц. Сортировщики и почтальоны раскладывают корреспонденцию по адресам, в соответствии с названными числами. В игре происходит различение порядкового и количественного счета, сравнение рядом стоящих чисел, тем самым происходит закрепление полученных на занятиях знаний. Знакомясь с составом числа из единиц в пределах 5, после 2–3 игровых ситуаций «Почта», дети применяют полученные знания практически. Учатся считать с предметами и без них, рассказывать о выполненном действии. В игре «Зоопарк» дети практически используют порядковые и количественные числительные, но здесь необходима подготовительная работа. Дети узнают, что люди, работающие в зоопарке должны хорошо уметь считать: сколько всего зверей в зоопарке? Сколько животных одного вида?

Сколько особей находится в одной клетке?

Таким образом, наблюдательность и заинтересованность педагога в математическом развитии дошкольников позволит ему формировать у дошкольников математические представления посредством использования повседневной обстановки и привычных условий.

В свою очередь, современным дошкольным образовательным организациям

с приоритетным математическим направлением необходимо создавать условия для решения задач математического развития дошкольников в условиях детского сада посредством оформительских элементов, дизайна, подбора определенной цветовой гаммы. Данное направление является перспективным для современных детских садов и актуально для всех образовательных организаций в связи с реализацией Концепции развития математического образования детей в Российской Федерации.

Список литературы

1. Антонова А.В. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского

сада: Программа и методические рекомендации / А.В. Антонова, Н.А. АраповаПискарева, Н.Е. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

2. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

3. Фалькович Т.А. Формирование математических представлений /

Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина. – М.: ВАКО, 2009.