«Формирование элементарных математических представлений в процессе организации режимных моментов у детей дошкольного возраста»
статья
В данный момент времени актуальным вектором научно-технического прогресса современного общества выступает математическое развитие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_uchrezhdenie3.docx | 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик» города Смоленска
Статья
Тема: «Формирование элементарных математических представлений в процессе организации режимных моментов у детей дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель Хейсина В.А.
2020
В данный момент времени актуальным вектором научно-технического прогресса современного общества выступает математическое развитие детей. Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации, успех страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, создание высоких технологий напрямую находится в зависимости от математической грамотности подрастающего поколения. Изучение математики в сей момент выступает первостепенной задачей, которая обеспечивает возможность формирования готовности применять математические знания в самых различных областях.
В дошкольном образовании в математическом направлении имеет необходимость реализация двух аспектов: создание развивающей предметно-пространственной среды
Педагогам дошкольных образовательных организаций следует понимать,
что освоение математических представлений у детей возможно осуществлять не только в процессе образовательной деятельности, но и в режиме дня. Естественная обстановка и повседневные предметы быта могут выступать ресурсом для познания детьми количественных отношений, счета, геометрических фигур. Это возможно в том случае, если педагог направляет внимание детей на подлежащий усвоению детьми признак предмета, его местонахождение. При этом важно использовать специальную терминологию и учитывать необходимость для дошкольников практических действий: группировка предметов, моделирование, сравнение и сопоставление, преобразование, комбинирование.
Реализация задач математического развития детей в процессе организации
режимных моментов может осуществляться в процессе подготовки на прогулку. Например, если предложить детям выяснить, какая туфелька больше, прикладывая подошвы друг другу. Так дети в игровой форме осваивают приемы наложения и приложения в сравнении предметов. Создавая условия для классификации предметов, педагог может обратить внимание детей на то, кто в какой одежде пришел (кто в куртке, кто в пальто). Сравнивая шарфы друг друга, есть возможность довести до детей понимание терминов «длинный – короткий», «широкий –узкий».
Во время подготовки столов к приему пищи, дежурства детей педагог имеет
возможность тренировать счет: в процессе раскладывания столовых приборов, счета детей, сидящих за столами. В напоминаниях детям о правилах сервировки, каждый педагог использует пространственные отношения: ложка лежит справа, хлеб в левой руке.
Наблюдения во время прогулки открывают множество возможностей для
математического развития детей: обращая внимание детей на транспорт – закрепить с детьми знания о геометрических фигурах, а также цвета, скорость движения; постоянно упражнять в счете – считать ведра, формочки, лопатки, листья, кусты. Особенно увлекают детей разгадывание загадок математического содержания. Их можно использовать как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. Это не просто развитие речевых навыков, но и умственное упражнение в выделении количества, формы, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении простейших математических связей и зависимостей.
Развивать математические представления возможно также через организацию сюжетно-ролевых игр. Как вариант – сюжетно-ролевая игра «Почта», в процессе которой возможно освоить количественный состав числа из единиц. Сортировщики и почтальоны раскладывают корреспонденцию по адресам, в соответствии с названными числами. В игре происходит различение порядкового и количественного счета, сравнение рядом стоящих чисел, тем самым происходит закрепление полученных на занятиях знаний. Знакомясь с составом числа из единиц в пределах 5, после 2–3 игровых ситуаций «Почта», дети применяют полученные знания практически. Учатся считать с предметами и без них, рассказывать о выполненном действии. В игре «Зоопарк» дети практически используют порядковые и количественные числительные, но здесь необходима подготовительная работа. Дети узнают, что люди, работающие в зоопарке должны хорошо уметь считать: сколько всего зверей в зоопарке? Сколько животных одного вида?
Сколько особей находится в одной клетке?
Таким образом, наблюдательность и заинтересованность педагога в математическом развитии дошкольников позволит ему формировать у дошкольников математические представления посредством использования повседневной обстановки и привычных условий.
В свою очередь, современным дошкольным образовательным организациям
с приоритетным математическим направлением необходимо создавать условия для решения задач математического развития дошкольников в условиях детского сада посредством оформительских элементов, дизайна, подбора определенной цветовой гаммы. Данное направление является перспективным для современных детских садов и актуально для всех образовательных организаций в связи с реализацией Концепции развития математического образования детей в Российской Федерации.
Список литературы
1. Антонова А.В. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского
сада: Программа и методические рекомендации / А.В. Антонова, Н.А. АраповаПискарева, Н.Е. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
2. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
3. Фалькович Т.А. Формирование математических представлений /
Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина. – М.: ВАКО, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Развитие элементарных математических представлений с помощью логических блоков Дьенеша у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Проект создавался на базе государственного дошкольного образовательного учрежденияТульской области «Новомосковский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья»...
Формирование элементарных математических представлений в процессе организации совместной деятельности воспитателя и детей 4- 7лет с ОНР посредством развивающих логико-математических игр
Развитие интеллектуальных процессов...
«Технология формирования самостоятельности и творчества в процессе организации подвижных игр у детей дошкольного возраста».
laquo;Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие»(Р.С.Немов, 2001)....
«Формирование элементарных математических представлений в процессе организации совместной деятельности воспитателя и детей по средствам развивающих логико-математических игр»
laquo;Формирование элементарных математических представлений в процессе организации совместной деятельности воспитателя и детей по средствам развивающих логико-математических игр»...
Презентация «Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений посредством использования палочек Кюизенера в группе детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет»
Презентация «Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений посредством использования палочек Кюизенера в группе детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет»...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ФОМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Консультация для педагогов ДОУИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ФОМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
ОО «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений Тема «Рыбы. Аквариумные рыбки» в группе младшего дошкольного возраста (3-4 года) общеразвивающей направленности
Занятие по математике для детей младшего возраста 3-4 года по лексической теме "Аквариумные рыбки". Использование STEM-технологии "Первые шаги в математику 3-5 лет"....