Главные вкладки
Доклад на педсовет № 2 «Формирование элементарных математических представлений в режиме дня и образовательной деятельности детей дошкольного возраста» на тему: «Формирование математических представлений в процессе интеграции образовательных областей»
консультация (старшая, подготовительная группа)
Отличительная особенность современной педагогики- ее устремленность в будущее. В наше время появились не только новые методы изучения математики, но и сама математика является мощным фактором развития ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей.
Интеграция- часть одного целого. Интегрированный подход соответствует одному из принципов дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким. В новых условиях необходимо применять гибкие модели образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный , диалогический стиль общения педагога и ребенка.
Интеграция-это соединение знаний из разных образовательных областей на основе одной темы, образа, сюжета.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Сакмарский детский сад «Улыбка»
Доклад на педсовет № 2
«Формирование элементарных математических представлений в режиме дня и образовательной деятельности детей дошкольного возраста» на тему: «Формирование математических представлений в процессе интеграции образовательных областей»
Подготовила: воспитатель
Дорогина Т.В.
с. Сакмара, 2023г.
Отличительная особенность современной педагогики- ее устремленность в будущее. В наше время появились не только новые методы изучения математики, но и сама математика является мощным фактором развития ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей.
Интеграция- часть одного целого. Интегрированный подход соответствует одному из принципов дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким. В новых условиях необходимо применять гибкие модели образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный , диалогический стиль общения педагога и ребенка.
Интеграция-это соединение знаний из разных образовательных областей на основе одной темы, образа, сюжета. (слайд 2)
Цель интеграции- объединить различные виды деятельности детей и целостный педагогический процесс формирования представлений об окружающем мире, математических понятий, развитии умственных способностей, логического мышления, учить собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения, развивать интеллект. Интеграция математического содержания с другими разделами программы обеспечивает возможность переноса осваиваемых ребенком средств и способов познания( эталонов, моделей, обследования) и другие условия, расширяет и стимулирует проявления самостоятельности и творческой инициативы, делает процесс обучения более естественным, жизненно направленным.( слайд 3)
Согласно ФОП программа должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
в соответствии с их спецификой и возрастными возможностями воспитанников.(слайд 4-5)
Математика встречается и используется в повседневной жизни, следовательно, определенные математические навыки нужны каждому человеку. Нам приходится в жизни считать (например, деньги), мы постоянно используем знания о величинах, характеризующих протяжённости, площади, объёмы, промежутки времени, скорости и многое другое. Именно поэтому, играя с детьми в сюжетно-ролевые игры, я активно внедряю элементы математики.
В самостоятельной деятельности дети используют кубики «Сложи узор», «Тангам», мозаики, пазлы, дидактические игры. При знакомстве детей с
весами измеряем массу предметов. Рассказываем какие бывают часы(солнечные, песочные, электронные)
Полученные математические знания дети используют в сюжетно ролевых играх «Супермаркет», «Сбербанк».( слайд 6-7)
Формирование элементарных математических представлений дошкольников входит в образовательную область «Познавательное развитие» и направлено на получение первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира( о форме, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени)
Именно при приобретении математических представлений, ребенок получает достаточно чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает приемами и способами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике.( слайд 9-10-11-12). Так, качественные отношения ( «много», «один», «ни одного», «столько-сколько», «поровну», «больше», «меньше») должны осознаваться в практических действиях по сравнению совокупностей и отдельных предметов.
Формирование элементарных математических представлений непосредственно связано с образовательной областью «Речевое развитие», где основной задачей является развитие математического словаря у детей. В процессе интеграции осуществляется практическое усвоение детьми лексико-грамматических категорий и отрабатывается правильное звукопроизношение.
Процесс формирования математического словаря предполагает планомерное усвоение, постепенное его расширение.
Ознакомление с литературными произведениями и малыми формами фольклора способствует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире; это развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции, дает образцы живого русского языка. Многие произведения способствуют формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировки в пространстве(слайд).
Во время чтения художественной литературы и составления небольших рассказов, обращаю внимание на количество частей того или иного произведения. В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий.
Сказка «Зимовье зверей» в обработке А. Н. Толстого знакомит с количественным и порядковым счетом, с основами арифметических действий. Ориентацию в пространстве развивают такие сказки как: «Кот в сапогах», «Приключение Незнайки и его друзей»
В сказке «Крошечка-Хаврошечка» главной героине нужно было выполнить ряд условий(влезть в одно ушко корове, а из другого вылезти).Выполнение любого условия-тоже математика.
В работе также широко можно использовать такие малые фольклорные формы, как пословицы, поговорки, считалки, загадки.(слайд 13)
ФЭМП проникает в «Художественно-эстетическое развитие» и помогает решать задачи через свои методы и приемы. Зрительные, осязательные ориентиры помогут детям более детально запомнить, почувствовать те или иные математические понятия. Например, «Пластилиновые цифры»- поделка из пластилина в виде той или иной цифры, Обращаю внимание, на сколько частей и какого размера нужно разделить кусок пластилина или полоску бумаги. Как можно получить предмет той или иной формы, закрепляя не только форму, размер предмета, но и его пространственное расположение.
При рисовании растений и природы отмечаем расположение предметов, считаем сколько частей и где нужно изобразить.(вверху, внизу, справа, слева).
При создании аппликации руководствуемся ориентировками в верхнем правом углу, в нижнем левом. (слайд 14)
На музыкальных занятиях используем музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма, которые способствуют развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, высоким и низким «Подумай, отгадай», «Звуки разные бывают», «Веселые Петрушки», «Определи по ритму», «Музыкальный домик». А также закрепляется навык ориентировки в пространстве: «Веселый круг», игра-танец «Мы вместе».
Таким образом ,элементарные математические представления у дошкольников усваиваются, закрепляются и развиваются посредством музыкального материала. (слайд 15)
Интеграция умственной и физической нагрузки может осуществляться в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием. На занятиях мы используем различные плоские и объемные геометрические фигуры и цифры. Большая работа ведется по ориентировке в пространстве и относительно своего тела.
При закреплении количественного счета воспитанники выполняют различные упражнения: «Подпрыгнуть на одной ноге» ,»Попрыгай 10 раз на левой ноге, 10 раз на правой», «Занять домик определенной формы»). Дети , не осознавая нагрузки, считают, размышляют, думают.
Используются в режимных моментах подвижные игры математического содержания «Попади в круг», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру» , «Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину».(слайд)
На занятиях дети учатся не только распознавать величину предметов, но и правильно отражать свои представления («шире-уже», «выше-ниже», «толще-тоньше»); отличать изменения общего объема, находить более сложные ориентировки в величине предметов; осваивать существительные, обозначающие предметы, геометрические фигуры, а также пространственные отношения и временные обозначения («утро», «день», «вечер», «ночь», «сегодня», «завтра», «быстро», «медленно»); названия дней недели, месяцев. (слайд16-17)
Освоение математических представлений продолжается и в повседневной жизни. Во время дежурства дети называют, какое количество посуды не хватает на столах, на какое количество детей сегодня нужно накрыть столы и т.д. (слайд 18)
Интеграция позволила объединить воедино все виды деятельности ребенка в детском саду, одна тема перетекает из одной образовательной области в другую. Ив каждой решаются свои обучающие, закрепляющие и воспитательные задачи.
Интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы , создает условия и новые обучающие технологии. А также обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения. (слайд 19)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ»
2 Слайд. Отличительная особенность современной педагогики – ее устремленность в будущее. В наше время появились не только новые методы изучения ФЭМП, но и сама математика является мощным фактором разв...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей раннего возраста Тема: «Аннушка и кот Матроскин» С интеграцией образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-комуникативное развитие, художественное развитие
Конспект непосредственно-образовательной деятельности Автор: Гутковская Виктория Анатольевна, воспитатель 1 категории ГБДОУ №42 Приморского ра...

Формирование математических представлений в процессе интеграции образовательный областей
Консультация для воспитателей...

«Формирование математических представлений в процессе интеграции образовательных областей»
Выступление на педагогическом совете по теме:«Формирование математических представлений в процессе интеграции образовательных областей»...

презентация "Формирование математических представлений в процессе интеграции образовательных областей"
Интеграция развития математических представлений осуществляется через все образовательные области:• социально-коммуникативное развитие;• познавательное развитие;• речевое разв...

«Формирование математических представлений в процессе интеграции образовательных областей»
Материал знакомит воспитателей с интеграцией образовательных областей в процессе формирования математических представлений у дошкольников....

Формирование математических представлений в процессе интеграции образовательных областей.
Формирование математических представлений в процессе интеграции образовательных областей. (из опыта работы)...
