Из опыта работы «Познавательное развитие детей в процессе организации режимных моментов», «Планирование прогулок в осенний период» (средний дошкольный возраст)
материал

Куприянская Тамара Петровна

  В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, «содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей».

    На мой взгляд, уникальным средством познавательного развития ребенка дошкольного возраста является прогулка, так как ее задачи и содержание деятельности отвечают особенностях данного процесса. Под средством в педагогике принято понимать «материальный или идеальный объект, который помещен между учителем и учащимися, и использован для усвоения знаний».

  Таким образом, ФГОС и общеобразовательные программы дошкольного образования уделяют большое значение образовательной деятельности в ходе организации прогулки, а также отмечают ее влияние на всестороннее развитие детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное образование Ямальский район

               МБДОУ «Мыскаменский детский сад»_____

Сообщение на тему:

«Познавательное развитие детей в процессе организации режимных моментов»

(прогулки)

                                           (из опыта работы)

Автор-составитель:

Куприянская Тамара Петровна,

воспитатель 

с. Мыс Каменный

Организация познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников при планировании прогулки

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, «содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей». Решение данных задач прослеживается в течение всего пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении. Значительный вклад в изучение проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста внесли такие ученые как: Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков, В.Н. Мясищев, Н.Г. Морозова, А.И. Сорокина, .В. Трубайчук, Н.С. Лейтес и др.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что познавательное развитие дошкольника – это «совместная деятельность (сотрудничество) значимого взрослого и ребенка, направленная на постепенное освоение последним окружающей действительности, раскрытие в ребенке потенциальных возможностей и определение для него зоны ближайшего развития».

На мой взгляд, уникальным средством познавательного развития ребенка дошкольного возраста является прогулка, так как ее задачи и содержание деятельности отвечают особенностях данного процесса. Под средством в педагогике принято понимать «материальный или идеальный объект, который помещен между учителем и учащимися, и использован для усвоения знаний».

В развернутом перспективном планировании по программе под редакцией М.В. Васильевой, В.В. Гербовой и Т.С. Комаровой отмечается, что «в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки заложены большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста. Здесь, как нигде, предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками».

Таким образом, ФГОС и общеобразовательные программы дошкольного образования уделяют большое значение образовательной деятельности в ходе организации прогулки, а также отмечают ее влияние на всестороннее развитие детей дошкольного возраста.

Т.Л. Богина и Н.Т. Терехова отмечают, что пребывание на воздухе «укрепляет здоровье и закаливает организм, всесторонне развивает детей, активизирует их двигательную деятельность, познавательные возможности. В течение дня в детском саду ребенок испытывает разнообразные нагрузки, связанные с необходимостью выполнения многих требований режима и программы обучения. На самостоятельную деятельность у дошкольников остается сравнительно мало времени. В этом отношении прогулка особенно важна и необходима, поскольку детям предоставляется возможность проявить свои творческие способности, поиграть в любимые игры», поэкспериментировать и понаблюдать за явлениями окружающей действительности.

          Воспитатель планирует содержание каждой прогулки (ставит перед собой определенные педагогические и оздоровительные задачи), делая ее целенаправленной. Правильная организация прогулки предполагает использование подвижных и спортивных игр, физических упражнений, наблюдений, труда, самостоятельной деятельности и др.», а эффективность реализации всех компонентов прогулки полностью зависит от воспитателя.

Прогулка – обязательная структурная единица режима дня в дошкольном образовательном учреждении. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях устанавливают продолжительность прогулки в течение дня, которая должна составлять не менее 4-4,5 часов.

Структурными компонентами прогулки, как правило, являются: 

  • наблюдения за природой,
  • подвижные игры,
  • познавательно-исследовательская деятельность,
  • трудовая деятельность,
  • дидактические и сюжетно-ролевые игры,
  • индивидуальная работа
  • самостоятельная игровая деятельность.

В ходе организации прогулок используются разнообразные методы и формы работы: сюжетные игры, развивающие игры, создание коллекций, проектная деятельность, исследовательская деятельность, конструирование, экспериментирование, наблюдение, проблемные ситуации, рассказы, беседы, интегративная  деятельность.

Следует отметить, что организация прогулок как одного из видов образовательной деятельности в детском образовательном учреждении, согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, должна строиться с учетом принципа интеграции и комплексно-тематического планирования.

Остановлюсь на пояснении данных принципов. Как считает Л.В. Трубайчук, «принцип интеграции является инновационным для дошкольного образования и предполагает построение образовательной деятельности на основе синтеза, объединения образовательных областей в единый, целостный процесс». Принцип комплексно-тематического планирования позволяет интегрировать содержание дошкольного образования в рамках той или иной смысловой темы. Данные принципы тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга.

При организации прогулок с целью познавательного развития детей дошкольного возраста необходимо опираться на содержание образовательной области «Познавательное развитие»: «развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей».

При разработке прогулок опираюсь на данное содержание работы, которое выступает в качестве основных задач.

Название: «Пробуждение весны».

Проводится во 2-3 неделю марта в рамках Всемирного дня Земли и Всемирного дня водных ресурсов.

Задачи: продолжать формировать представления детей о сезонных изменениях в природе; развивать логическое мышление и умение классифицировать; приобщать к труду, воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: подготовка необходимого оборудования, активизация словаря на тему: «Весна пришла» в виде беседы.

Оборудование: лопаты, совки, ведра, стаканы, небольшие лопаточки, формы для льда, вода, камень.

                                  Ход прогулки: структура (виды деятельности):

Наблюдение. Например, на тему: «Что изменилось?»: дети наблюдают за изменениями, происходящими в природе, отмечают, что весной тает снег, текут ручьи, солнце стало теплее, день длиннее, а ночь короче.

Игровая деятельность. В течение данной прогулки рекомендую использовать дидактическую игру «Что это: растение или животное?» (дети определяют растение (животное) и рассказывают о нем все, что знают); «Третий лишний» (воспитатель называет три слова из темы «Весна», одно из них лишнее, надо его определить).

Важное место при организации прогулок занимают подвижные игры. Например, по данной теме можно использовать следующие подвижные игры: «Хитрая лиса», «Гуси-лебеди», «Волк во рву». Игра «Хитрая лиса» предполагает следующее: дети становятся в круг плечо к плечу, заложив руки за спину. Водящий проходит сзади них и незаметно дотрагивается до любого ребенка. Ребенок, к которому дотронулся водящий, становится «хитрой лисой». Водящий предлагает кому-нибудь из детей внимательно посмотреть на своих товарищей, поискать глазами хитрую лису. Если ребенок сразу не находит, то дети спрашивают: «Хитрая лиса, где ты?» и внимательно следят за лицом каждого, покажется ли лисичка. После трех вопросов лиса говорит: «Я тут!» и начинает ловить ребят. Дети разбегаются в разные стороны. Когда лиса поймает 2-3 ребенка, игра заканчивается. При повторении игры роль лисички выполняет другой ребенок.

Перед проведением данных подвижных игр, с целью обогащения познавательного опыта детей дошкольного возраста,  предлагаю проводить беседы на темы: «Что я знаю о лисе?», «Что я знаю о гусях, о лебедях?», «Опасен ли волк?». Каждая тематическая беседа проводится перед соответствующей игрой. В ходе данных бесед предполагается выслушать все ответы детей на поставленные вопросы, правильный ответ оценивается фишкой. Кто больше всех наберет фишек, тот и водит в игре. В конце педагог может дополнить ответы детей новой для них информацией и ответить на интересующие вопросы. Данная постановка задания заменяет считалку и, что важно, носит познавательный характер.

Опытно-экспериментальная деятельность. Предлагаю использовать опыт «Свойства воды» (проведение данного опыта предполагает изучение свойств воды: текучесть, прозрачность, отсутствие запаха, различные состояния воды и т.д.).

Воспитатель показывает детям стакан с водой, на дне которого находится камень, и задает ряд вопросов на определение свойств воды.

1. Определение запаха воды. Издают ли цветы запах? Что еще имеет запах? Как вы думаете, чем пахнет вода? Цветы и духи имеют запах. Чем же пахнет чистая вода? Дети подносят стакан к носу, нюхают воду в стакане и отвечают, что вода не имеет запаха.

2. Определение цвета воды. Какого цвета вода? (Вода бесцветная, на дне стакана мы видим камень).

3. Определение состояния воды. Воспитатель выливает из стакана часть воды в формы для льда и оставляет на морозе. В каком состоянии находится вода сейчас? (Вода находится в жидком состоянии). В конце прогулки воспитатель снова обращается к детям с вопросом: Как изменилась вода на морозе? (Вода превратилась в лёд). Что вы знаете о льде? Какой он? Дети отвечают, что лед твердый, холодный и прозрачный. Воспитатель просит ребенка бросить лед. Что произошло со льдом? Дети отвечают, что лед раскололся. В конце прогулки дети берут по кусочку льда в группу. Воспитатель снова задает вопрос: Что произошло со льдом в тепле? Он превратился в воду (растаял). С газообразным состоянием воды дети знакомятся в непосредственно образовательной деятельности в группе детского сада. Воспитатель только сообщает детям, что вода может иметь и газообразное состояние, которое представлено в виде пара. Когда вы можете увидеть пар? Дети отвечают, что они могут увидеть пар тогда, когда кипит чайник, а из его носика выделяется пар.

Сделаем вывод о свойствах и состояниях воды. Какие состояния может приобретать вода? Дети отвечают, что вода может быть в жидком, твердом и газообразном состояниях. Вода не имеет цвета, вкуса, запаха. (Приложение 1)

Трудовая деятельность. Предлагаю воспитателям организовать сбор снега в лунки деревьев и кустарников. Начать деятельность рекомендую с предварительной постановки познавательной задачи: «Для чего снег деревьям и кустарникам?». Воспитатель выслушивает все ответы детей, а затем группирует их в цельный полный ответ, суть которого заключается в следующем: Снег начинает таять в весеннее время года. Он постепенно проникает в почву и наполняет побеги растений, деревьев и кустарников живительной влагой. Такое явление в природе получило название «весеннее питание». Весной снег начнет таять и проникать в почву, снабжая побеги необходимой влагой для роста. Вода от растаявшего снега обильно орошает почву, тем самым обеспечивая весеннее питание.

Итогом прогулки может быть оформление стенда в групповой комнате на тему «Пробуждение природы», куда заносятся новые знания, полученные в ходе прогулки. Полученные знания сначала проговаривают, а потом придают символическое значение (символ, рисунок) и помещают на стенд.

Таким образом, прогулка выступает эффективным средством познавательного развития детей дошкольного возраста, обеспечивает развитие познавательного интереса, любознательности и активности в познании окружающего мира.

 

Литература:

1.    Богина, Т.Л., Терехова, Н.Т. Режим дня в детском саду: Кн. для воспитателя дет. Сада / Т.Л. Богина, Н.Т. Терехова. -М.: Просвещение, 1987. -95 с.

2.    Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. Вузов / М.Н. Жуков. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. -160 с.

3.    Зубкова, Т.В. Фотоохота на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста / Т.В. Зубкова // Детский сад: теория и практика. -М.: Издательство «Эдисьон Пресс», 2011. -№ 12. -С. 38-41.

4.    Микерина, А.С. К вопросу познавательного развития детей дошкольного возраста / А.С. Микерина // Современная высшая школа: инновационный аспект. – Челябинск. – № 4, 2011 . – С. 103-106.



Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное образование Ямальский район

               МБДОУ «Мыскаменский детский сад»_____

 «Планирование прогулок в осенний период»

(средний возраст)

Автор-составитель:

Куприянская Тамара Петровна,

воспитатель 

с. Мыс Каменный

Планирование прогулок в осенний период (средний возраст)

Сентябрь

Тема: 1. «Приметы лета и осени»

Цель: Учить находить изменения в природе со сменой времени года.

Содержание прогулки:

Наблюдение

Воспитатель задаёт детям вопросы:

Какое сейчас время года?

Как вы догадались, что осень?

Перечислите характерные признаки осени.

Почему осенью стало холодно?

Что делает человек осенью?

Как приспосабливаются разные животные к жизни в холодное время года?

Солнце осенью светит не так ярко, как летом, часто идут холодные дожди, птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

Художественное слово

Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнатку. 

Мы захлопали в ладошки    

Очень рады солнышку. А Барто                                       

 Солнце землю осмотрело,

Каждый луч оставил след.

В мире нет важнее дела,    

Чем дарить тепло и свет. В. Нестеренко

Загадки, пословицы

Золотоеяблочко                                                                                                                       По небу катается,                                                                                                                                   С утра улыбается, 

А в улыбке лучи                                                                                                    

Очень горячи.  (Солнышко)

Дидактические игры

«Наоборот» - подобрать противоположные по значению словак заданным, научить подбирать антонимы и синонимы;

«Когда это бывает?» - закрепить знания детей о временах года, их характерные признаки, развивать связную речь, внимание, находчивость , выдержку;

«Придумай предложение» - научить составлять предложение со словом, заданным в определённой форме, развить речевую активность;

«Что бывает широким и узким?» -уточнить представления детей о величине предметов, научить классифицировать предметы по определённому признаку, развить  быстроту мышления + 2 игры по выбору воспитанников

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

«Угадай» - угадать на ощупь, что положили в ладошки ( камешек, шишку, травинку или палочку)

Пальчиковая гимнастика «Осень»  » см. Л. А. Уланова, С. О. Иордан «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет» стр. 18

Труд и индивидуальные физические упражнения

Труд: Уборка участка детского сада от мусора

ИФУ: Прыжки на двух ногах до флажка и обратно – совершенствовать прыжки с продвижением вперед

Подвижные игры

«Третий лишний» - учить соблюдать правила игры, развивать ловкость и быстроту бега;

 «Совушка» - учить ориентироваться в пространстве, развивать интерес к игре; «Волк и козлята», «Иголка, нитка, узелок» - учить игровой деятельности со строгим соблюдением правил игры, развивать быстроту реакции, воспитывать смелость + 3 игры по выбору детей

 

Сентябрь

Тема: 2. «Хорошо у нас в саду»

Цель: Прививать любовь к окружающему на детском участке. Уточнять с детьми расположения участков для прогулок, цветников, огорода, где что находиться и для чего.

Содержание прогулки:

Наблюдение

Много ли на участке зелени? Цветов? Найдите. Является ли участок для кого-нибудь домом? Для кого? Что есть в этом доме для живых обитателей участка? (Участок – дом для многих растений и они растут, хорошо себя чувствуют, потому что для их жизни есть все: питательная почва, много влаги, солнечного света и тепла.)  И для детей приятно и полезно для здоровья гулять на чистом красивом участке. Поэтому об участке надо заботиться. Теперь поищем и посмотрим, сколько насекомых у нас на участке? Сколько их было летом? Как они ведут себя сейчас (осенью)? Сравнение с летом.

Художественное слово

«Осень – Художница».
Повязала Осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.

Загадки, пословицы

Загадки про цветы см. Л. А. Уланова, С. О. Иордан «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет» стр. 27

Дидактические игры

«Найди дерево» -закрепить названия деревьев; «Сравни» - найти и назвать веточки разной длины и толщины;  «Найди такой же» - учить детей сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь;

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

«Выложи узор» - выложить узор из цветов

Нарисовать что-либо по желанию на влажной земле

Пальчиковая гимнастика «Цветы»  см. Л. А. Уланова, С. О. Иордан «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет» стр. 4

Труд и индивидуальные физические упражнения

Труд:  Собрать разлетевшиеся от ветра листья.

ИФУ: Запрыгивать в круг и выпрыгивать из круга, выложенного из осенних листьев

Подвижные игры

«Поймай грибок»- упражнять в беге врассыпную с уворачиванием, развивать навыки пространственной ориентации; «Что растёт в разных краях» - закреплять названия разных деревьев; «Не наступи» - усложнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед с зажатыми ногами предметом;                         « Пингвины с мячом» - усложнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед с зажатыми ногами предметами;  + 3 игры на выбор детей

                                                                                             

                                                                                     Сентябрь

Тема: 3. «Красота вокруг нас»

Цель: Показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие «листопад».

Содержание прогулки:

Наблюдения

Напомнить детям о том, что наступила осень. Всю землю покрыли листья – всё кругом жёлтое. Поэтому осень называют жёлтой, золотой. Обратить внимание детей на то, как один листик летит к земле, другой кружится, кружится и медленно ложится на землю. Уточнить, что листья лёгкие , поэтому они летят на землю медленно. Подул ветер и много листьев с шуршанием полетели на землю –это листопад. Рассмотреть с детьми листья разных деревьев, обратить внимание , что поверхность листовой пластинки у листьев от разных деревьев разная.

Художественное слово

Осень. По утрам морозы.

В рощах жёлтый листопад.

Листья около берёзы

Золотым ковром лежат.    Е. Головин

Утром мы во двор идём

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят…летят…летят    Е. Тутнева

Загадки, пословицы

Загадки:  Падают с ветки золотые монетки (листья). Растут – зеленеют, упадут – пожелтеют, полежат – почернеют (листья). Летают, кружатся, на землю ложатся. С земли не встают и тут пропадут ( листья)

Октябрь землю покрыл где листком, где снежком.

Дидактические игры

«Найди самый красивый листок» - Цель: закрепить название цвета, научить составлять  сложносочиненные предложения

«Узнай дерево по листочку» - Цель: закрепить названия деревьев

«Сдуй листок со стола» -Цель: развивать речевое дыхание.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

«Составь узор» - составление узора из осенних листьев на дорожке, чередуя листья по цвету.

Скрепляя листья веточкой, изготовить пояс или веночек, шапочку.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» см. Л. А. Уланова, С. О. Иордан «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет» стр. 7-8

Труд и индивидуальные физические упражнения

Труд: Собрать букет из осенних листьев.

ИФУ: Перепрыгнуть дорожку из осенних листьев

Подвижные игры

«Листопад» -Цель: закрепить знания детей о цвете, величине осенних листьев, закрепить понятие «листопад»

«Поймай листок» -Цель: развить умение подпрыгивать на месте как можно выше.

«Осенние листья»

Цель:  Побуждать детей начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами; развивать ловкость и координацию движений; способствовать укреплению мышечного корсета позвоночника. «Краски»

Цель: расширять репертуар традиционных игр, развивающих не только ловкость, быстроту реакции, но и систему взаимодействия играющих, понимание ими ситуации; упражнять детей в беге  в естественных условиях,

                                                                                   

                                                                                    Сентябрь

Тема: 4. «Наблюдение на огороде»

Цель: Формировать представление об изменениях в природе осенью.

Содержание прогулки:

Наблюдение

За огородом на участке детского сада. Какие овощи растут на нашем огороде? Какую работу выполняли мы на огороде?, Что делают взрослые на огороде

Художественное слово

 

Загадки, пословицы

Летом в огороде

Свежие, зелёные,

А зимой в бочке

Крепкие, соленые  (Огурец)

Он никого и никогда

Не обижал на свете.

Так, что же плачут от него

И взрослые и дети?    (Лук)

Дидактические игры

«Назови одним словом» - закрепить обобщающие слова: «овощи», «Урожай» -развить координацию слов с движениями, закрепить в речи глаголы: соберём, натаскаем, накопаем, срежем, нарвём; «Овощи» - развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи + 3 игры на выбор воспитанников

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

«Игры с песком» - «печём» пирожки с картошкой, капустой, морковкой.

Пальчиковая гимнастика «Однажды хозяйка с базара пришла» см. Л. А. Уланова, С. О. Иордан «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет» стр. 11-12

Труд и индивидуальные физические упражнения

Труд: Коллективная работа на огороде по уборке мусора

ИФУ: Развитие прыжков – закреплять умение прыгать на одной ноге

Подвижные игры

«У оленя дом большой» - закреплять умение соотносить движения с текстом; «Один-двое» , «Пройди бесшумно» - учить ходить четко, с хорошей осанкой и координацией движений; «Жмурки», «Кто больше простоит на одной ноге» - учить быстро действовать при потере равновесия +3 игры по выбору детей

 

                                                                                            Октябрь

Тема: 1. «Знакомимся с деревьями»

Цель: Уточнить понятия «дерево», «куст». Объяснить, как отличить дерево от куста. Закреплять понятия «гладкий», «колючий», «тяжелый», «легкий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий».

Содержание прогулки:

Наблюдение

Сходить с детьми в парк. Обратить внимание на деревья, кусты, показать ствол, ветки, листья. У деревьев стволы тонкие и толстые. Как это узнать? Предложить детям собрать веточки, рассмотреть их и определить, длинная или короткая, толстая или тонкая, на что похожа. Обратить внимание на то, что на деревьях осталось мало листьев.  Предложить рассмотреть семена деревьев и кустарников. Сравнить их между собой, определить с какого они дерева. Изучить шишки хвойных деревьев: ели, сосны или лиственницы, сравнить их, отогнуть чешуйки шишек, рассмотреть семена. Определить, какая из двух шишек тяжелее. Сравнить камешек и шишку, определить поверхность. Показать рябину, дать попробовать ягоды, предложить ответить, почему по-прежнему рябина нарядная. Спросить, какие на вкус ягоды. Рассказать, что эти ягоды любят снегири.

Художественное слово

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела о опушек

Ярко-жёлтая листва.    А. Твардовский

Октябрь уж наступил-

Уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей…    А. Пушкин

Загадки, пословицы

Загадки: Его весной и летом   На горе шумит

Все видели одетым,                    А под горой молчит.     (Лес)

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки   (Лес)

Пословица: У пеньков опять по пять опят.

Дидактические игры

«Найди дерево» -закрепить названия деревьев; «Сравни» - найти и назвать веточки разной длины и толщины;  «Найди такой же» - учить детей сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь;

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

«Угадай» - угадать на ощупь, что положили в ладошки ( камешек, шишку, травинку или палочку)

Пальчиковая гимнастика «Осень»  » см. Л. А. Уланова, С. О. Иордан «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет» стр. 18

Труд и индивидуальные физические упражнения

Труд: собрать и разложить по коробочкам природный материал

ИФУ: метание шишек в дерево правой и левой рукой

Подвижные игры

«Поймай грибок»- упражнять в беге врассыпную с уворачиванием, развивать навыки пространственной ориентации; «Что растёт в разных краях» - закреплять названия разных деревьев; «Не наступи» - усложнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед с зажатыми ногами предметом;                         « Пингвины с мячом» - усложнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед с зажатыми ногами предметами;  + 3 игры на выбор детей

 

                                                                                           Октябрь

Тема: 2. «В мире животных»

Цель: Научить различать характерные признаки внешнего вида животных. Познакомить с особенностями поведения этих животных. Уточнить, как называют их детенышей.

Содержание прогулки:

Наблюдение

Выйдя на прогулку, можно встретить проходящих мимо домашних животных (кошку, собаку). Закрепить названия частей тела животного, как называют детёнышей. Обратить внимание на то, что шерсть стала гуще. Летняя шерсть линяет, и животные покрываются более густой и тёплой шерстью. Выяснить, боятся дети животных или нет. Можно ли близко подходить к ним или нет, почему? Почему нельзя дразнить собак? Попросить найти отличия между кошкой и собакой.

Художественное слово

Вот, собачка Жучка,

Хвостик закорючкой,

Зубы острые –ай, ай!

Шёрстка пёстрая – Гав! Гав!     С. Федорченко

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык-

Опрокинул грузовик.     А. Барто

Загадки, пословицы

Гладишь- ласкается,

Дразнишь – кусается. ( Собака)

Глазище, усище, хвостище,

Когтище, а моется всех чаще. ( Кошка)

Дидактические игры

«Назови собачку», «Назови кошечку» - активизировать в речи клички животных; «Как кричит?» -научить регулировать силу голоса, громкость голоса, проговаривать отдельные звуки; «Угадай по описанию»- учить составлять описательный рассказ, развивать связную речь; + 2 игры по выбору детей

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

Покрошить хлеб для животных.

Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки»

см. Л. А. Уланова, С. О. Иордан «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет» стр. 30

Труд и индивидуальные физические упражнения

Труд: Покормить животных

ИФУ: Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд

Подвижные игры

«Мыши водят хоровод» - научить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, ориентироваться в пространстве, бегать легко, на носках, стараясь не попадаться ловящему; «Палочка-выручалочка» -развить быстроту, ловкость, внимание; «Не оставайся на земле» - развить ловкость, быстроту реакции на сигнал; + 3 игры по выбору воспитанников

 

                                                                                               Октябрь

Тема: 3. «Изучаем увядшие растения»

Цель: Уточнить изменения в неживой природе, происходящие на земле.

Содержание прогулки:

Наблюдение

Перед заморозками можно увидеть ещё не расцветшие растения: астры, гвоздики и др. Предложить выкопать их и пересадить в ящики, где они будут цвести до декабря. Обратить внимание на торчащие былинки, которые остались от однолетней травы. Отцвели цветы. Отметить. Как нарушают красоту однолетние цветы, собрать семена цветов. Обратить внимание детей на белый налёт, который покрыл всю поверхность земли и травы – это иней. От солнца он тает, почва становится твёрдой. Осенью часто стелется туман, это охлаждённые капельки воды повисли в воздухе.

Художественное слово

Осень  наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.   А. Плещеев

Загадки, пословицы

Кто-то ночью утащил лес.

Был он вечером. А утром исчез!

Не осталось ни пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота. ( Туман) И. Токмакова

Дидактические игры

«Наоборот» - подобрать противоположные по значению словак заданным, научить подбирать антонимы и синонимы; «Когда это бывает?» - закрепить знания детей о временах года, их характерные признаки, развивать связную речь, внимание, находчивость , выдержку; «Придумай предложение» - научить составлять предложение со словом, заданным в определённой форме, развить речевую активность; «Что бывает широким и узким?» -уточнить представления детей о величине предметов, научить классифицировать предметы по определённому признаку, развить  быстроту мышления + 2 игры по выбору воспитанников

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

«Выложи узор» -выложить узор из сухих травинок

Нарисовать что-либо по желанию на влажной земле

Труд и индивидуальные физические упражнения

Труд: Убрать сухую траву граблями

ИФУ: Отбивание мяча от земли

Подвижные игры

«Мой весёлый звонкий мяч» - научить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова; «Палочка-выручалочка» - развить быстроту, ловкость, внимание; «Садовник» - развить умение перебегать на противоположную сторону площадки, уворачиваясь от ловишки, развивать ловкость , быстроту реакции; «Не оставайся на земле» - развить ловкость, быстроту реакции на сигнал + 3 игры по выбору воспитанников

                                                                                   Октябрь

Тема: 4. «Что нам осень подарила»

Цель: Закрепить знание детей о растительном мире, уточнить, что где растет.

Содержание прогулки:

Наблюдение

Воспитатель,  предлагает детям посмотреть вокруг  и сказать, что нам подарила осень: солнышко, небо, облака, листья, цветы, овощи, фрукты, ягоды и т. д. Назвать 3-4 плода, их величину и цвет. Спросить у воспитанников на что похоже облако, листья, солнце. Назвать 5-6 плодов, уточнить их запах и вкус. Рассмотреть строение гриба, объяснить понятие «хрупкий». Рассказать, кто из лесных жителей лакомится грибами, кто заготавливает их на зиму, кто ими лечится.

Художественное слово

Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим:

Что в подарок принесла?

Е. Благинина

 

Загадки, пословицы

Жёлтый, а внутри он бел,

Даст пучок зелёных стрел.

Лишь порежь его – тотчас

Слёзы выступят из глаз              (Лук)

Бела, рассыпчата, вкусна

И на столе всегда она.            (Картофель)

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков….             (Горох)

Осень –запасиха, зима-подбериха

Дидактические игры

«Назови одним словом» - закрепить обобщающие слова: «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы»; «Урожай» -развить координацию слов с движениями, закрепить в речи глаголы: соберём, натаскаем, накопаем, срежем, нарвём; «Овощи» - развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи + 3 игры на выбор воспитанников

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

«Игры с песком» - «печём» пирожки с картошкой, капустой, морковкой.

Пальчиковая гимнастика «Однажды хозяйка с базара пришла» см. Л. А. Уланова, С. О. Иордан «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет» стр. 11-12

Труд и индивидуальные физические упражнения

Труд: собрать и засушить красивые листья для поделок

 

ИФУ: Пройти по листикам, чётко наступая на выложенную дорожку

Подвижные игры

«У медведя во бору» - научить действовать согласно словам текста, развить быстроту и ловкость; «Огуречик, огуречик» - научить детей ходить стайкой на цыпочках, соотносить слова и действия, бегать не толкаясь; «Дорожки» - учить детей бегу друг за другом, делая несложные повороты, сохранять равновесие, не мешать друг другу и не толкать впереди бегущего; «Паровозик» - научить детей двигаться в разном темпе, менять направление, показывать предметы, передавать характерные движения животных и птиц + 3 игры на выбор воспитанников

 

 

 

Ноябрь

Тема: 1. «Наблюдаем за дождливой погодой»

Цель: Познакомить детей с наиболее типичными особенностями поздней осени – дождливой погодой. Уточнить названия и назначение одежды.

Содержание прогулки:

Наблюдение

В дождливую погоду наблюдение из окна. Предложить послушать, как стучит дождь по окнам, смотреть, как стекает струйками вода, какие на дорогах лужи. Отметить, какая погода ( дождливая, пасмурная), что дожди идут чаще, холодные, моросящие, на земле образовались лужи. Предложить посмотреть на землю: она стала тёмной, уплотненной, липкой, мокрой. Обратить внимание на одежду людей ( плащи, резиновые сапоги, в руках зонты). Спросить, почему люди так одеты?

Художественное слово

К нам на длинной мокрой ножке

Дождик скачет по дорожке.

В лужице-смотри, смотри!

Он пускает пузыри.      З. Александрова

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца        А. Плещеев

Загадки, пословицы

Шумит он в поле и в лесу,

А в дом не попадает.

И никуда я не пойду,

Покуда он гуляет.  (Дождь)

Кто всю ночь по крыше бьёт,

Да постукивает,

И бормочет, и поёт

Убаюкивает?              (Дождь)

Дидактические игры

«Придумай предложение» -научить составлять предложения с заданным словом; «Как шумит вода?» - закрепить произношение звуков (с), (ш); «Угадай по описанию» -развить умение составлять описательный рассказ, внимание, связную речь,  находить сходства и различия; «Чудесный мешочек» - научить детей узнавать предметы по характерным признакам; «Какой ручей?» - дети составляют предложения описывая ручей +3 игры по выбору детей

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

«Графический диктант» - нарисовать, как идёт дождь из тучки.

Рисование на мокром песке.

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»  см. Л. А. Уланова, С. О. Иордан «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет» стр. 24

Труд и индивидуальные физические упражнения

Труд: Опрыскивать комнатные растения

ИФУ: Ходьба по ребристой дорожке

Подвижные игры

«Удочка» -научить перепрыгивать через скакалку; «Зайка серенький умывается» - выслушать текст и выполнить движения в соответствии с содержанием; «Два гуся» - научить выполнять имитационные движения по ходу игры; «Ручейки у озера» - научить бегать друг за другом небольшими стайками, становиться в круг+3 игры по выбору детей

 

 

 

 

Ноябрь

Тема: 2. «Наблюдение за птицами»

Цель: Продолжать наблюдения за птицами на участке. Учить различать основные части тела. Вспомнить, что есть зимующие и перелетные.

Содержание прогулки:

Наблюдение

Обратить внимание детей на нахохлившихся ворон, скворцов, белобоких сорок, прыгающих воробьёв. Рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь  найти  побольше  корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм. Закрепить названия частей тела. Обратить внимание детей на подготовку птиц к отлёту. В первую очередь улетают молодые птицы, а более выносливые остаются. Спросить, какие птицы остаются на зиму.

Художественное слово

Не слыхать кукушки в роще,       Вот ворона сидит на заборе.

И скворечник опустел.                  Все амбары давно на запоре.

Аист крыльями полощет-             Все обозы прошли, все подводы,

Улетает, улетел!                           Наступила пора непогоды.

Поздняя осень. Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели. Н. Некрасов

Загадки, пословицы

По поднебесью верёвка протянулась?  (Журавли)

Пёстрая крякушка

Ловит лягушек.  (Утка)

Белее снега, чернее сажи,

Выше дома, ниже травы. ( Сорока)

Дидактические игры

«Назови одним словом»-дети подбирают обобщающие слова к предложенным группам слов; «Кто как поёт?» -дети произносят звукоподражательные слова, передающие звуки различных птиц; «Кто, что слышит»; «Кто позвал?» +3 игры по выбору детей

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

Покрошить хлеб для птиц.

Пальчиковая гимнастика «Птички»  см. Л. А. Уланова, С. О. Иордан «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет» стр. 33

Труд и индивидуальные физические упражнения

Труд: Покормить птиц

ИФУ: Прыжки с пенёчков.

Подвижные игры

«Воробушки и автомобиль» -научить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; «Птички летают» - научить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу; «Перелёт птиц» - научить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу; «Филин и пташки» - упражнять в беге врассыпную

 

                                                                                   Ноябрь

Тема: 3. «Наблюдаем за небом, облаками, за ветром»

Цель: Продолжить закреплять знания о явлениях неживой природы. «Уточнить понятие «туча». Конкретизировать и закрепить знания о ветре. Научить определять силу ветра.

Содержание прогулки:

Наблюдение

Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно: чистое, покрыто серыми, низкими, тяжёлыми облаками. Найти самые тёмные облака на небе. Пояснить, что такие облака называются тучами. Что,  сделали тучи? (Закрыли солнце). Предложить посмотреть на тучи, низко повисшие над землей, и охарактеризовать состояние погоды. Активизировать словарный запас словами: пасмурная, хмурая, холодная. Для определения силы ветра можно предложить им поиграть с вертушкой, султанчиком. Обратить внимание, что втер стал холоднее.

Художественное слово

Туча небо кроет,                                  Уж небо осенью дышало

Солнце не блестит,                             Уж реже солнышко блистало

Ветер в поле воет ,                               Короче становился день. А. Пушкин   

Дождик моросит.   А. Плещеев

Загадки, пословицы

Пушистая вата

Плывёт куда-то.

Чем вата ниже-

Тем дождик ближе (Туча)

Голубая простыня

Весь свет покрывает. ( Туча)

Осенью серенькое утро, красненький день.

Дидактические игры

«Какое небо» - научить подбирать относительные прилагательные.

«Назови действия» - закрепить и систематизировать представления детей об использовании повседневных предметов; «Цветное домино» - совершенствовать умение различать и называть основные цвета и их оттенки; «Подбери пару» - учить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, назначению+ 3 игры по выбору воспитанников

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

«Выложи сам» - выкладывание круга из осенних листиков

Пальчиковая гимнастика «Осень»  см. Л. А. Уланова, С. О. Иордан «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет» стр. 18

Труд и индивидуальные физические упражнения

Труд:  Собрать разлетевшиеся от ветра листья.

ИФУ: Запрыгивать в круг и выпрыгивать из круга, выложенного из осенних листьев

Подвижные игры

«Самолёты» - научить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение; «Море волнуется» - развивать фантазию, умение выражать в движении задуманный образ; «Удочка» -научить перепрыгивать через скакалку; «Зайка серенький умывается» - выслушать текст и выполнить движения в соответствии с содержанием; «Два гуся» - научить выполнять имитационные движения по ходу игры; «Ручейки у озера» - научить бегать друг за другом небольшими стайками, становиться в круг+3 игры по выбору детей

 

                                                                                       Ноябрь

Тема: 4. «Первый снег»

Цель: Познакомить с природным явлением – снегом. Уточнить, почему тает первый снег.

Содержание прогулки:

Наблюдение

Понаблюдать, как кружатся первые снежинки, как затягиваются лужицы очень непрочной ледяной коркой. Обратить внимание на то, что иногда идёт дождь со снегом, а иногда и град. Почему тает первый снег. Рассказать о поздней осени, определить отличия ранней осени от поздней. Ноябрь – последний месяц осени, скоро настанет зима. Отметить, что реки покрылись льдом.

Художественное слово

Снежок порхает , кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.  З. Александрова

Тихо-тихо снег идёт,

Белый снег мохнатый.

Мы расчистим снег и лёд

Во дворе лопатой. М. Познанская.

Загадки, пословицы

Скатерть бела, всю землю одела. ( Снег)

Бел, а не сахар, ног нет, а идёт. ( Снег)

Покружилась звездочка в воздухе немножко, села и растаяла на моей ладошке. ( Снег)

Дидактические игры

«Доскажи фразу» - научить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже;  «Что сначала, а что потом» - закрепить знания детей о временах года; «Кто больше знает слов» - найти слова со звуком (с) в начале слова; + 3 игры по выбору воспитанников

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

«Выложи сам» - выложить снежинку из палочек или спичек на столике

Пальчиковая гимнастика « Снежок»  см. Л. А. Уланова, С. О. Иордан «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет» стр. 39

Труд и индивидуальные физические упражнения

Труд: Очистить дорожку от снега

ИФУ: Метание в цель снежков

Подвижные игры

«Перебежки» - упражнение в быстроте и ловкости; «Зайка беленький сидит» - приучить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, научить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста;  «Воробушки и автомобиль» -научить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; «Птички летают» - научить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу; «Перелёт птиц» - научить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу; «Филин и пташки» - упражнять в беге врассыпную

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в процессе организации режимных моментов.

Роль здоровьесберегающих технологий в общем режиме дошкольного учреждения чрезвычайно велика. От того, насколько грамотно и целенаправленно сами педагоги выдерживают все режимные моменты, графики чере...

Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста в процессе организации режимных моментов

Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования способностей, определяющих дальнейшее его развитие. Каждый из детей проходит свой путь ,проживает свою единственную жизнь. И как она с...

Доклад.Тема: « Познавательное развитие детей раннего возраста в процессе организации режимного момента».

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческо...

«Формирование элементарных математических представлений в процессе организации режимных моментов у детей дошкольного возраста»

В данный момент времени актуальным вектором научно-технического прогресса современного общества выступает математическое развитие детей....