Развитие связной речи
статья по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Грехова Татьяна Алексеевна

Развитие связной речи у детей с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mezhd.konf_.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗПР.

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так  как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания.

Необходимо отметить, что большинство ошибок в оформлении высказываний детей с ЗПР не носит специфического речевого характера: они теснейшим образом связаны с недостатками в развитии познавательной деятельности. Для формирования высказывания необходимо выделение наиболее существенных связей и торможение побочных, и, следовательно, необходим достаточно высокий уровень развития процессов абстрагирования и обобщения. У детей с ЗПР эти процессы сформированы недостаточно. Незрелость познавательной сферы обусловливает значительное количество недостатков, характерных для речи дошкольников с ЗПР: они чаще, чем их нормально развивающиеся сверстники, используют прямую речь, мимику, жесты, указательные и личные местоимения, усиливающие повторения.

Высказывания детей с ЗПР зачастую свидетельствуют не только о неумении логически мыслить и последовательно излагать мысли, но и о неумении выражать с помощью языковых средств, причинно-следственные, временные и другие отношения («доктор лечит мальчика, чтобы он не заболел», «шел дождь, потому что он взял зонт» и т.д.) На фоне психологических особенностей детей с ЗПР выступает своеобразие их речи. В устных высказываниях отражаются особенности их познавательной деятельности и эмоциональной сферы.

Это еще раз доказывает необходимость проведения с ними специальной работы, направленной на развитие связной речи и всех ее сторон: фонетико-фонематической и лексической.

Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева и других.

На основании многочисленных исследований можно говорить о своеобразии речевой коммуникации детей с ЗПР, которое характеризуется         несформированностью         основных    этапов порождения речевого высказывания: замысла, программирования и грамматического структурирования.

Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей видна в формировании связной речи, т.е. содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и связывать их разнообразными способами, используя разные средства для связи не только предложений, но и частей высказывания. В формировании связной речи ярко видна также взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.

Мы рассмотрим основные задачи развития связной речи, так как эти задачи аккумулировали в себе все стороны речи -фонетическую, лексическую, грамматическую.

Овладение связной монологической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, подать реплику, попросить, поддержать) с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией. Для этого проводятся беседы на различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Ведь именно в диалоге ребенок учится выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать на вопросы. Важно также развивать умение использовать нормы и правила речевого этикета, что необходимо для воспитания культуры речевого общения.

Самое главное, что все навыки и умения, которые формировались в процессе диалогической речи, необходимы ребенку и для развития монологической речи.

Владение связной монологической речью - высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.


Особое внимание в моей работе по формированию связной речи у детей с ЗПР уделяется освоению детьми связной монологической речью.

В работе я использую следующие методы и приемы по развитию связной речи:

словесные -наглядные -практические

1. наглядные

рассматривание иллюстраций, игрушек, картин, серии картин, сюжетных и предметных, раздаточных картин;

использование опорной схемы: цвет, форма, материал из которого изготовлен предмет, величина.

   составление рассказа с помощью предметов заместителей.

2. словесные

 повтор, словесные игры и упражнения, замечания и указания, план рассказа, образец рассказа, вопросы.

3. практические

это множество игровых приемов, действия со снегом, песком и т.п. Также во время выполнения каких-либо операций (трудовых   или экспериментальных)  может использоваться объяснительная речь - что ты будешь делать, как ты будешь мыть игрушку и т.п.

Одним из методов обучения детей связной речи является пересказ литературного текста.

Готовить детей к пересказу мы начинаем с двух лет (кто катится по дорожке?... колобок, жила в избушке кто? ...коза).

Занятия по пересказу литературного текста имеют свою структуру.

1.  Вводная часть. Длится она 3-4 минуты и состоит из (объявление темы занятия, игрового приема – вызываем у детей эмоциональный отклик «Послушайте внимательно интересный рассказ о том, что...).

2.  Эмоциональное чтение литературного текста без установки на пересказ.

3.  Беседа по содержанию литературного текста (о ком говорится, что звери делали и т.п.)

4.  Повторное чтение с установкой на пересказ (дети должны пересказать сказку близко к тексту).

5.  Пересказ текста детьми (первым пересказывает тот, который может сделать это быстрее всех).

6.  Итог

Виды пересказов:

знакомый текст, незнакомый текст, пересказ текста полностью или по частям, пересказ сказки по ролям, игра драматизация по сказке или ее инсценировка, пересказ литературного текста от лица кого-либо из ее героев.

Основными    методами   развития    связной   речи   у дошкольников является:

-    составление рассказа (собственный рассказ)

-    пересказ литературного текста.

При   составлении   рассказа   дети   используют:   картину, игрушку, личный опыт.

Со второй младшей группы дети пытаются составлять описательный рассказ по предметной картине, где мало действующих лиц. Но, ввиду того, что дети имеют ЗПР, успехов здесь очень мало. Также составлению рассказа дети учатся по демонстрационной (предметной, сюжетной) и раздаточной (предметная, сюжетная) картинам.

Со средней группы начинается работа по составлению рассказа по игрушке, которая должна быть прежде всего выразительной.

При описании игрушки можно использовать игрушку: демонстрационную, раздаточную, набор игрушек.

При составлении описательного рассказа обязательно учитывается его структура:

1.   Обращение к предмету, эмоционально окрашенное (посмотрите, кто к нам пришел, какая красивая лисичка)

2.   Указываем на характерные признаки (рыжая, пушистая, у нее острая мордочка, она мягкая, лисичка сидит).

3.   Назначение и взаимосвязь частей (зачем такие ушки, ушки где, носик где).

4.   Заключение - обращение к предмету со своим отношением (посмотрите какая она милая, красивая, с ней можно играть).

По развитию связной речи у детей я планирую как групповые, так и подгрупповые и индивидуальные занятия.

На текущий учебный год были запланированы следующие виды занятий по развитию связной речи.

-  Пересказывание литературных произведений (рассказывание сказки). Цель занятия - дети передают содержание небольших сказок и рассказов, как уже знакомых, так и впервые прочитанных на занятии.

- Рассказывание по картине. Цель занятия- дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта ( по аналогии с содержанием картины).

- Рассказывание по(об) игрушке. Рассказывание по(об) игрушке проводится сначала по вопросам , затем вместе с детьми, а затем ребенок должен самостоятельно рассказать об увиденном. Цель занятия - обучение разным типам высказывания: описанию, повествованию и немного рассуждению (выявлению причинной связи: «Мне нравится зима, потому что...»).

-    Описание игрушки, предмета по схеме.

У детей с ограниченными речевыми возможностями есть большие трудности в пересказе текстов поэтому можно использовать картинки - иллюстрации, по мере чтения рассказа они поднимают картинки, соответствующие тому или иному эпизоду. Можно убрать одно из звеньев рассказа, а дети должны вспомнить его и восстановить.

Для рассказывания об игрушке и описания игрушки использую мягкие игрушки, наборы игрушек (предметов, муляжей) в зависимости от изучаемой темы. Обыгрывая рассматриваемую игрушку, привлекались кукольные персонажи, которые как бы «проявили интерес» к рассказу ребенка.

Успехами можно считать то, что дети могут составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам, по картине, по опорным словам. Эти упражнения проводились в процессе игровых ситуаций. Использовался прием оречевления детьми выполняемой серии действий. Например: взять лейку и налить в нее воды, подойти к окну, открыть коробку и достать карандаш. Постепенно цепочки заданий увеличивались... взять красную лейку, налить в нее воду из кружки, подойти к окну и полить цветы.

Также успехами можно считать то, что работа направленная на воспитание навыков связной речи сочеталась со словарной и формированием грамматического строя речи. Тематически эти виды работы перекликались и являлись продолжением друг друга.

Приведу некоторые детские высказывания

-    Ел ложкой суп, потом вилкой рис ел, вкусный рис мягкий, коротенький, и пил компот из кружки. -    Я выбрал ежа, он красивый, хороший, добрый, мне еж нравится. (Максим М.)

-    Зима нравится потому наверное, что спокойно и можно лепить зайчика. (Олег К.)

-    Я взял и выбрал медвежонка, животного, у него глаза он у меня стоял как на картинке, у него маленький хвостик, ухи, грудь, лапы еще нос, похожи на круг.

-    Лиса еще гоняется за зайчиком, она вредная, злая, опять вредная, желтая и еще у нее волосы мягкие, хвост опускает под воду и у нее кровь.

-    Зайчик боится волка с лисами, надо сначала ему палки найти и дом сделать, и свет как-то придумать ему. И кухню и мебель потому чтобы готовить, еще кровать зайчишке и папе и маме потому чтобы они спали.(Иван К.)

-    Заяц всегда бегает, а медведь их угощает медом, а зимой он спит, а проснется когда растает снег и потекает вода в берлогу. И он проснется и скажет - вот солнышко пришло. (Анастасия Щ.)

-    Заяц он сначала прячется под кустиком, а потом идет зайчат искать и маму зайчиху, а еще он ищет себе дом  потому что боится волка и лису. Волк злой и серый. (Ксения М.)

Заключение

Высказывания    детей         говорят    о    необходимости

проведения постоянной систематической и планомерной работы по формированию связной речи у детей.

Надо    быть    уверенной,    что    каждый    ребенок    понял инструкцию, для этого необходимо: -расчленение задания на этапы -демонстрация способа выполнения -дополнительные инструкции с опорой на речь и показ.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...