Системный подход к коррекционно-развивающему обучению на индивидуальных и подгрупповых занятиях
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Келепури Светлана Валерьевна

Системный подход к коррекционно-развивающему обучению на индивидуальных и подгрупповых занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_statya4.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Системный подход к коррекционно-развивающему обучению на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Данная тема выбрана мною не случайно.  Коррекционная работа по формированию речи и правильного звукопроизношения у детей проводится  с учетом логопедического заключения и индивидуальных особенностей детей.  В группе ярко выражено  сочетание детей с нормой и детей с тяжелыми речевыми недостатками: ОНР,  ФФНР, что требует более эффективных методов коррекционной работы, а не просто механическое повторение слов, словосочетаний, предложений на этапах автоматизации исправленных звуков. Необходима  работа по формированию всех системных компонентов речи: лексики, грамматики, выразительной связной речи;  по развитию произвольного внимания, памяти, мышления;  по формированию навыков звукового анализа и синтеза, зрительно-предметного восприятия, фонематического слуха, мелкой моторики пальцев рук, пространственных понятий и представлений.

Цель: реализация системного подхода  к коррекционно-развивающему обучению на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Задачи: 

• Изучить методическую литературу по теме;

• Разработать методы и приёмы коррекции речи;

• Организовать работу по формированию грамматического строя речи детей;

• Продолжать обогащать, расширять словарный запас воспитанников;

• Организовать работу по формированию звуковой стороны речи и правильного звукопроизношения;

• Выявить наиболее эффективный путь обучения ребенка.

Решение данных задач проходило в несколько этапов.

На первом этапе работы по самообразованию мною был изучен теоретический материал: Каше Г.А. Спирова Л.Ф. Чиркина Г.В., Колповская И.К, Ястребова А.В.

1Нарушения письма рассматриваются, как результат недостаточной подготовленности, результат недоразвития устной речи ребенка. 

2. Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: 

 1эмоционального контакта логопеда с ребенком;
2интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка;
3 сочетания приемов работы, позволяющих избежать его утомления.

3. Логопед должен учитывать принципы коррекционно-логопедического воздействия, как основу эффективности процесса восстановления (коррекции) речи у детей.

4. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. Развитие фонематического слуха: дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги и т.д.)

5. Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами ДОУ (создание единого коррекционно-педагогического пространства; оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка; повышение уровня подготовки специалистов; пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов; расширение интегрированных связей, объединение усилий педагогов, медиков, детей и родителей в целях коррекции речевых нарушений).

Учитывая данные положения, на втором этапе работы по самообразованию, мною: 

1подготовлен перспективный   план занятий с детьми на год по преодолению ФФНР и ОНР;
2 создана развивающая среда в кабинете логопеда (приобретение методической литературы и наглядного материала по лексическим темам;
3 изготовлен необходимый дидактический демонстрационный и раздаточный материал.
4подготовлены конспекты занятий        
5 проведены консультации с педагогами и родителями детей о важности и необходимости коррекционно-развивающего обучения в ДОУ; 6 как игры и игровые упражнения с родителями дома. 

Применение в коррекционной работе данных методов и приемов показало эффективность в работе по формированию речевых умений и навыков детей, в подготовке их к обучению грамоте, предупреждении нарушений письменной речи у дошкольников.

На третьем этапе работы по самообразованию планируется дальнейшее использование и усовершенствование методов и приемов коррекционно-педагогической работы с детьми-логопатами, позволяющими логопеду параллельно с коррекцией звукопроизношения формировать системные компоненты речи детей.  Планируется дальнейшее расширение и усовершенствование развивающей среды, способствующей развитию мотивации, познавательных интересов детей, их коммуникационных умений и навыков, самостоятельности, произвольности внимания, памяти, логического мышления, самоконтроля и самоанализа, что способствовало бы эффективной подготовке дошкольников к школьному обучению.

AddThis Social Bookmark Button


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная комплексная коррекционно- развивающая программа обучения и воспитания

Целью коррекционно-педагогической работы  является формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка с ограниченными. В процессе коррекционного обучения и воспитания...

Использование деятельностного подхода в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы

В статье представлен опыт использования деятельностного подхода в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы на примере авторского пособия -...

Конспект коррекционно-развивающего мероприятия для детей с ЗПР (Подгрупповая коррекция) Подготовительная группа Тема: «Угадай настроение» Тема недели: «Профессии». Картотека №5

Задачи:Закреплять знания детей об основных эмоциональных состояниях.Упражнять детей в двигательной импровизации.Формировать способность обладать приёмами саморасслабления.Развивать умение распознавать...

Конспект коррекционно-развивающего мероприятия для детей с ЗПР (Подгрупповая коррекция) Подготовительная группа Тема: «Сказочная страна» Тема недели: «Весна шагает по планете». Картотека №6

Задачи:Формировать эмоционально-волевую сферу.Закреплять знания о временах года.Совершенствовать навыки монологической и диалогической речи.Развивать внимание, восприятие, воображение.Развивать способ...

Конспект коррекционно-развивающего мероприятия для детей с ЗПР (Подгрупповая коррекция) Подготовительная группа Тема: «Волшебные превращения» Тема недели: «Рыбы». Картотека №7

Задачи:Помочь сформировать психологическую защиту ребенка — успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заин­тересовать;Способствовать формированию адекватной самооценки на основе са...

Конспект коррекционно-развивающего мероприятия для детей с ЗПР (Подгрупповая коррекция) Подготовительная группа Тема недели: «Встречаем птиц». Картотека №8

Задачи:Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, воображение, мышление.Формировать положительные черты характера.Воспитывать доброжелательного отношения к окружающим....

Системный подход к коррекционно-развивающему обучению на индивидуальных и подгрупповых занятиях

Коррекционная работа по формированию речи и правильного звукопроизношения у детей проводится дифференцированно, с учетом логопедического заключения и индивидуальных особенностей детей.  В группе ...