Консультация для сотрудников дома ребенка
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Карпатская Елена Львовна

«Методы и приемы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_metody_i_priemy.docx50.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГУЗ «Тульский областной специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики №1»

Консультация для сотрудников дома ребенка

на тему

«Методы и приемы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Выполнила: воспитатель

 Карпатская Елена Львовна

Тула, 2015

Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали всё необходимое для жизни, лечили, учили и учились… По рукам судили о здоровье, о положении человека, его силе, энергичности, профессии, о характере, темпераменте. Не случайно в языке так много выражений связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», Рукой подать», «Как рукой сняло». 

Поэтому одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её « святая святых» — мозга. И если когда-то подобные выводы были эмпирическими, основывались на опыте и наблюдениях, то для современных нейрофизиологов, физиологов, психологов, взаимосвязь мозга и руки- аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов.

Даже психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности: общей двигательной и ручной.

Движение пальцев и кистей рук имеют и особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка. А речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь — основное средство общения людей, одновременно необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды. Можно сказать, что речь человека — это его визитная карточка.

Сейчас у многих детей дошкольного возраста распространены проблемы с речью: ребёнок либо вообще не разговаривает, либо плохо, либо разговаривает, но с определёнными ошибками (фонетического и лексико-грамматического строя речи). Эти отрицательно влияет на формирование его компонентов речевой функциональной системы и в дальнейшем затрудняет процесс школьного обучения детей.

Чтобы у ребёнка не было таких затруднений, можно использовать комплекс игр и упражнений, направленный на развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет (вне занятия).

Этапы:

1. Подготовительный – направлен на установление эмоционально-политического настроя., повышение самооценки ребенка.

2. Самомассаж кистей и пальцев. Он оказывает благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев рук.

3. Массаж лица. Во-первых, он выполняет релаксационную функцию, снимает напряжение, а во-вторых, развлекательную – создает благоприятную атмосферу.

4. Артикуляционная гимнастика «Испеки пирожок». Данные упражнения играют важную роль в формировании правильного произношения звуков.

5. Упражнения на развитие мелкой пальцевой моторики.

Вначале необходимо установить эмоционально-положительный настрой (это подготовительный этап), тем самым повышая самооценку ребёнка. Каждый ребёнок гладит себя по голове и говорит, какой он хороший, добрый, умный. Тем самым выполняется и тактильное упражнение – прикосновение, активизируем внимание детей. Следующий этап - самомассаж кистей и пальцев рук:

- растирание ладоней, руки становятся тёплыми;

- массаж ладонных поверхностей, надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основании пальцев другой руки, затем положение рук меняется;

- растирание ладоней карандашом с постепенным увеличением усилий;

- растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

Третий этап – массаж лица. Массируем лоб, щёки, ушки, носик.

Четвёртый этап — артикуляционная гимнастика. Она играет важную роль в формировании правильного произношения звуков. Данные упражнения понятны ребёнку и доступны. Мы выполняем с детьми упражнения в комплексе. Комплекс называется «испеки пирожок».

- Насыпаем муку – работаем язычком;

- Размешиваем – болтушка;

- Раскатываем тесто — кусаем язычок;

- Мнём пирожки — укол язычком в щёку;

- Поставим в печь — греем пирожок;

- Поставили стынуть — дуем на пирожок;

- Съели пирожок – круговые движения губами.

Пятый этап – идут упражнения на развитие мелкой пальцевой моторики в стихотворной форме. Начинаем с самых простых, заканчиваем самыми сложными.

Все этапы проходят постепенно. Сначаладети  учатся делать самомассаж пальцев и кистей рук, затем делать массаж лица, потом артикуляционную гимнастику « Испеки пирожок», а уже потом упражнения в стихотворной форме.

Эти упражнения развивают не только мелкую моторику, но и выполняют следующие функции:

- развлекательную — создавать благоприятную атмосферу;

- релаксационную – снимать напряжение;

- коммуникативную – объединять детей в группы, способствовать их сотрудничеству, взаимодействию между собой;

- воспитательную — формировать моральные и нравственные качества;

- обучающую — давать новые знания, умения, навыки или закреплять их;

- развивающую — развивать внимание, память, мышление;

- коррекционную — «исправлять» эмоциональные, поведенческие или другие проблемы ребёнка;

- профилактическую – предупреждать появление психосоматических заболеваний;

- лечебную — способствовать выздоровлению.

Комплекс упражнений должен проводиться ежедневно по 10-12 минут.

Помимо этого комплекса, необходимо уделять внимание и различным играм:

- «Золушка» (дети перебирают горох и фасоль в разные тарелки);

- « Угадай на ощупь» (различные овощи и фрукты в мешочке);

- «Из чего предмет» (определи материал предмета);

- « Найди такой же»;

- «Чудесный мешочек»;

- « Строим забор» (игры со счётными палочками);

- «Покатай, покатай» — катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками;

- «Шнуровки»;

- «Что у кого?» (разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями);

- рисование на песке.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Усложнение должно происходить постепенно.

Главным принципом достижения эффективности в работе является индивидуальный подход к каждому ребенку. Объединяя детей в группы, надо дифференцировать не сами приемы, а скорее требования к выполнению задания каждым ребенком.

Необходимым условием работы является — доброжелательная, эмоционально-насыщенная атмосфера совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия. Наглядность изучаемого материала обеспечивается использованием детских игрушек, иллюстраций, картинок из детских книг.

Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фантазию.

Уровень развития движений у ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Развитие мелкой моторики ребенка оказывает благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогает ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

Начинать развивать мелкую моторику рук у ребенка необходимо, прежде всего, с массажа. 

МАССАЖ РУК

Цель и задачи:

  • развитие силы рук;
  • предоставление ребенку разнообразных тактильных ощущений.

12-13korob014

Материалы.

Во время массажа в небольшом количестве можно использовать массажное или обычное косметическое масло. Массаж внутренней поверхности ладоней можно проводить с использованием различных предметов: карандашей с гладкой и ребристой поверхностью; пластмассовых, резиновых, деревянных шариков с гладкой и ребристой поверхностью.

Организация занятий.

Длительность массажа 5-10 минут.

Меры предосторожности.

Необходимо регулировать силу воздействия на руки ребенка – массаж должен быть укрепляющим, но в тоже время легким, не доставляющим неприятных ощущений.

Приемы массажа.

Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук. Простой массаж рук можно делать даже новорожденному ребенку. Педиатры предлагают проводить упражнения в такой последовательности:

1) массаж пальцев, круговыми движениями большого и указательного пальцев помассируйте каждый пальчик малыша, начиная от его кончиков;

2) массаж кисти с помощью круговых и мнущих движений пальцев;

3) массаж всей руки, осторожно помассируйте руку ребенка путем поглаживания и растирающих движений ладони от кисти к плечу.

Если делать такой массаж ежедневно, уже через несколько месяцев можно увидеть благотворный результат: руки ребенка перестанут быть мягкими, они, словно, наполнятся силой.

Также существует более дифференцированный массаж рук (по методике О. Приходько):

1) поглаживание наружной и внутренней поверхности рук ребенка, движение выполняйте по направлению от кисти к локтю (6-8 движений на каждой руке);

2) сгибание и разгибание всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца; 2-4 раза на каждой руке);

3) спиралевидные движения пальца взрослого по раскрытой ладони ребенка, во время массажа двигайтесь от середины ладони к основанию пальцев малыша, затем переходите на внутреннюю сторону большого пальца (2-4 раза по каждой ладони, «рисуем», «катаем клубочек»);

4) точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги пальцев ребенка по направлению от их кончиков к основанию, нажатия нужно выполнять в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой (каждый палец массируйте 1-2 раза);

5) отведение и приведение большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, вбок-в сторону, по кругу;

6) ласковое поглаживание каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру» (5-6 раз).

Описанные ниже упражнения с использованием различных предметов ребенок может выполнять самостоятельно; он помогут развить силу рук, чувствительность ладоней.

Игра «Крутись карандаш»

Цель. Сделать массаж ладоней ребенка.

Материалы. Карандаши с ребристой поверхностью.

12-13korob015

 Ход игры

 Дайте ребенку карандаши и предложите покатать их по столу вперед – назад. Предварительно покажите малышу, как выполняется это движение. («Сегодня мы  с тобой будем не рисовать карандашами, а катать их по столу: вот так, вперед-назад. Чтобы карандаши не укатились, крепко надавливай на них ладошкой».)

Научите ребенка катать карандаши по столу сначала одной (ведущей) рукой, потом другой.

Игра «Не боюсь колючек»

Цель. Сделать массаж ладоней ребенка.

Материалы. Бигуди-липучки небольшого диаметра.

12-13korob016

Ход игры

 Дайте ребенку бигуди и предложите их потрогать. Обратите внимание детей на то, что бигуди на ощупь колючие: «Посмотри, какие колючки. Потрогай их. А теперь повторяй за мной: Я колючек не боюсь, даже если уколюсь!».

Предложите малышу покатать бигуди между ладошками, нажимая на них с разной силой. Следите за тем, чтобы во время выполнения упражнения ладони детей были прямыми и напряженными.

Игра «Непослушные шарики»

Цель. Сделать массаж ладоней ребенка, развивать ловкость движений пальцев и кистей рук.

Материалы. Небольшие шарики: резиновые, пластмассовые, деревянные  с гладкой или ребристой поверхностью; бусины, крупа (горох, пшено и др.).

12-13korob017

 Ход игры

 Дайте ребенку шарики и предложите покатать их ладонью по столу (назад-вперед, в стороны, по кругу). Объясните, что во время игры шарики не должны выкатываться из-под ладоней: «Вот тебе маленькие шарики. Давай покатаем их по столу. Только шарики не послушные – хотят убежать. Не отпускай их!».

Затем попросите ребенка покатать шарики между ладошками.

Когда ребенок научится катать шарики, можно предложить им крупу или бусины, при этом они могут накрывать ладонью сразу несколько бусинок или крупинок.

 

Список литературы

  1. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М:. Мозайка-синтез, 2010.
  2. 30 уроков развития мелкой моторики руки. - М.: Современная школа, Кузьма, 2011. - 751 c.
  3.  Большая книга развития мелкой моторики и быстрого обучения грамоте. - М.: Академия Развития, Астрель, 2011. - 160 c.
  4.  Внимание, память, мышление, мелкая моторика. Часть 2. Для детей 3 лет. - М.: Гостехиздат2015. - 449 c.
  5.  Воспитание и обучение детей раннего возраста. - Л.: Просвещение, 2012. - 176 c.
  6.  Гришвина, А.В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития / А.В. Гришвина, Е.Я. Пузыревская, Е.В. Сочеванова. - М.: РГГУ2012. - 491 c.
  7.  Группа кратковременного пребывания для детей раннего возраста. - M.: Сфера, 2010. - 112 c.
  8.  Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст / И.А. Лыкова. - М.: Карапуз-Дидактика, 2015. - 176 c.
  9.  Нищева, Н. В. Занимаемся вместе. Ранний возраст. Домашняя тетрадь / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 334 c.
  10.  Нянковская, Н. Н. Тетрадь для дошкольников по развитию мелкой моторики / Н.Н. Нянковская. - М.: Академия развития, 2011. - 754 c.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для сотрудников дома ребенка на тему

«Значение развития мелкой моторики у детей раннего возраста»...

Консультация для сотрудников ДОУ «Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Будущее, как в России, так и в мире, безусловно, за молодым поколением. Однако лишь только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физ...

Консультация для воспитателей дома ребенка на тему: «Монтессори - педагогика - одно из направлений сенсорного воспитания детей»

Главная особенность системы Марии Монтессори состоит в том, что она направлена на общую социализацию ребенка, подготовку его к жизни в будущем, что очень важно для «особых» детей с которым...

Консультация для сотрудников "Вас украли, взяли в заложники"

Любой человек по стечению обстоятельств может оказаться в качестве заложника у преступников. При этом они могут добиваться достижения политических целей, получения выкупа и т.п.Во всех случаях, Ваша ж...

Консультация для сотрудников-педагогов «Развитие речи и творчества дошкольников посредством театральной деятельности».

Опыт занятий театральной деятельностью с дошкольниками по оригинальной методике М.И.Родиной "Кукляндия"...

Консультация для родителей: «Читаете ли вы дома ребенку? Что и как читать ребёнку дома»

Чтение несет в жизни культурного человека сразу несколько важнейших функций. Наиболее очевидная из них – познавательная. Благодаря книге перед ребенком открывается целый мир, о котором он еще по...

Создание условий для формирования отношений привязанности у детей в доме ребенка (из опыта работы Дома ребенка №13 г. Санкт-Петербурга).

Данные методические разработки призваны помочь сотрудникам дома ребенка и других учреждений стационарного типа, где дети находятся в течение длительного времени, организовать условия таким образом, чт...