Создание условий для формирования отношений привязанности у детей в доме ребенка (из опыта работы Дома ребенка №13 г. Санкт-Петербурга).
методическая разработка

Данные методические разработки призваны помочь сотрудникам дома ребенка и других учреждений стационарного типа, где дети находятся в течение длительного времени, организовать условия таким образом, чтобы у детей была возможность формировать отношения привязанности со взрослыми, а следовательно сохранять свое психическое здоровье и иметь возможность развиваться. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для формирования отношений привязанности у детей в доме ребенка

(из опыта работы Дома ребенка №13 г. Санкт-Петербурга)

Обобщая результаты научных трудов по теории привязанности можно выделить ряд необходимых условий, для формирования безопасных отношений привязанности:

  1. стабильность и предсказуемость социального окружения (то есть в окружении ребенка должно находиться ограниченное число взрослых, которые близко взаимодействуют с ним, осуществляют уход, а их поведение должно быть предсказуемым, то есть ребенок должен быть уверен, что когда он демонстрирует признаки тревоги, взрослые одинаковым образом обратятся к нему с утешением).

2) эмоциональная доступность близкого взрослого (т.е. способность взрослого откликнуться на обращения и сигналы ребенка. Такое поведение часто недоступно у взрослых с небезопасными типами привязанности, а также у взрослых, находящихся в депрессии).

3) способность взрослого видеть, понимать и адекватно реагировать на сигналы и потребности ребенка (например, в случае боли утешать, а не ругаться, что ребенок сам виноват и полез туда, куда не следует).

Эти характеристики ближайшего социального окружения ребенка необходимы для удовлетворения потребностей социально-эмоционального развития, психического здоровья и благополучия ребенка вне зависимости от места его проживания – семья или учреждение.

В доме ребенка № 13 г. Санкт-Петербурга эти условия достигаются как внутренними структурными особенностями, так и системой поддержки и контроля сотрудников внутри дома ребенка. В частности:

  • Количество детей в группе не превышает 6-7 человек (это позволяет каждому ребенку иметь возможность индивидуального общения со взрослым, а взрослому видеть каждого ребенка и своевременно реагировать на его потребности и сигналы)
  • Дети не переводятся из одной группы в другие, а взрослые закреплены за конкретной группой и не подменяют коллег на других группах (это позволяет создавать стабильное и предсказуемое социально-эмоциональное окружение для детей)
  • Группы являются интегрированными по возрасту, уровню развития и особенностям здоровья детей (нормотипично развивающимся детям и детям с особенностями здоровья одинаково внимательное отношение, кроме того, дети со сложностями здоровья имеют возможность получать одинаковый опыт общения и взаимодействия со взрослыми)
  • Дважды в день проводится "Семейный час", когда ограничивается посещения группы другими сотрудниками (позволяет взрослым быть полностью вовлеченными во взаимодействие с детьми и быть абсолютно доступными)
  • Все занятия для малышей проводятся в группе, в присутствии близких взрослых, в случае необходимости выхода за пределы группы близкий взрослый сопровождает ребенка. Так же родители и кандидаты в замещающие родители встречаются с детьми в группе, в присутствии близких взрослых ребенка, это уменьшает уровень стресса ребенка и позволяет взрослому быть доступным для ребенка в случае потребности в поддержке и утешении.
  • Детям предоставляется возможность общаться со сверстниками в специально организованных группах.
  • Во время ухода и общения с ребенком взрослые используют принципы заботы с уважением (инициируют и поддерживают эмоциональный контакт, внимательны к сигналам ребенка и следуют за его инициативной и интересом, отражают его эмоции и состояния, действия взрослых предупредительны и бережны по отношению к телу ребенка).

Кроме структурных особенностей в доме ребенка выработаны механизмы, поддерживающие  стабильное и отзывчивое социально-эмоциональное окружение для детей.

  • Проводятся регулярные супервизии (система наблюдения специалистами за взаимодействием взрослых и детей с формулированием позитивной обратной связи и пожеланий изменения конкретных специфических поведений взрослого по отношению к ребенку).
  • Проводится ежегодное обучение персонала дома ребенка (оно носит преимущественно тренинговый характер и направлено на поддержание способности быть отзывчивыми и внимательными к сигналам и потребностям ребенка).
  • Случаи и сложные вопросы обсуждаются на командных встречах (поддерживает командный дух и способствует оказанию быстрой и квалифицированной помощи ребенку).
  • Активная включенность специалистов в жизнь группы (обеспечивает поддержку групповых сотрудников специалистами дома ребенка, например, руководитель группы, дефектолог, ежедневно проводит много времени в группе, участвуя во взаимодействии с детьми, наблюдая за поведением детей и их взаимодействием со взрослыми; дефектолог может дать своевременные рекомендации по общению с конкретным ребенком и проконсультировать близких взрослых по актуальным вопросам).
  • Тренинги профилактики эмоционального выгорания сотрудников, работающих с детьми (групповые тренинги, направленные на восстановление сил и профилактику эмоционального выгорания).

        Все сотрудники дома ребенка стараются поддерживать атмосферу заботы и уважения не только по отношению к детям, но и ко взрослым, работающим в учреждении.

Одной из задач нашего учреждения является дать возможность ребенку, оставшемуся без попечения родителей дать возможность выстроить качественные отношения со взрослым, для того , чтобы сделать его среду максимально терапевтичной и обеспечить залог психического здоровья в будущем.

Для достижения этой цели в доме ребенка 13 в рамках проекта 2000 -2005 гг. были проведены масштабные изменения – обучение всего персонала дома ребенка и произведены структурные изменения: сократилось количество детей в группах (от 12-14 стало 5-7), а соотношение количества детей на одного взрослого (3-4 ребенка на одного взрослого), было уменьшено число сотрудников, работающих с детьми, а так же сотрудники стали закреплены за одной группой, и дети перестали переводиться из одной группы в другую – это дало возможность организация групп по семейному типу – спальня, игровая, кухня, прихожая, ванна с туалетос. . также количество т\детей, приходящихся на одного взрослого,

Дальше ученые выяснили, что ключевым для развития ребенка является не уход, а качество отношений между ним и ухаживающим взрослым.

  1. Забота
  2. Следование за инициативой ребенка
  3. Радость во взаимодействии с ребенком
  4. Избегание пугающего поведения по отношению к ребенку.

Ainsworth M.D.S., Blehar M., Waters E.,Wall S. Patterns of attachments: a psychological study of the strange situation. New Jersey , 1978


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация адаптационного периода (из опыта работы ГДОУ № 23 Пушкинского района Санкт-Петербурга)

Статья "Организация адаптационного периода (из опыта работы ГДОУ № 23 Пушкинского района Санкт-Петербурга)" опубликована в сборнике "Традиции и инновации в специальном образовании": материалы XIV...

Создание условий для формирования интегративных качеств у детей дошкольного возраста

В современном дошкольном образовании существовало несколько комплексных программ, на основании которых осуществлялся воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях. На данный момент эт...

Создание условий для формирования положительного самоощущения у детей.

Создание условий для формирования положительного самоощущения у детей....

Эссе на тему "Создание условий для формирования здоровьеформирующей культуры личности детей дошкольного возраста".

Эссе на тему "Создание условий для формирования здоровьеформирующей культуры личности детей дошкольного возраста"....

Работа с родителями по созданию условий для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.

Развитие элементарных математических представлений  - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное обр...