Копилка психологических игр, игр на саморегуляцию, анималотерапевтических упражнений, упражнений в сенсорной комнате
материал по коррекционной педагогике (младшая группа)

Наталья Николаевна Берникова

Игры и упражнения предназначены в адаптационный период к условиям дошкольного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анималотерапевтические игры и упражнения

ЗВЕРИНЕЦ

Игра развивает коммуникативные способности, умение распознавать язык мимики и жестов, способствует снятию телесных зажимов.

Одна группа детей изображает движения, повадки, позы разных животных. Другая группа - зрители. Они гуляют по зверинцу, отгадывают «зверей», хвалят их и «фотографируют». Угадав всех, группы меняются ролями.

ОСЬМИНОГ

В игре дети учатся работать в команде, проявляют ловкость, сообразительность, целеустремлённость.

Дети ложатся на коврик по кругу, зацепляются друг с другом в центре ногами и превращаются таким образом в осьминога. Другая группа детей - «рыбки». Они шустро двигаются между «щупальцами» (руками) осьминога и пытаются достать «икринки» - мячики, которые лежат между щупальцами осьминога. Побеждает та «рыбка», которая сможет собрать больше всех «икринок» и не будет поймана «осьминогом» и посажена в центр круга.

СОРОКОНОЖКА

Игра развивает коммуникативные навыки, умение работать в общем режиме группы, снимет телесные зажимы.

Выбирается «голова». Остальные дети приседают на корточки, берут друг друга за пояс и, следуя за «головой», стараются передвигаться всем «телом», обходя препятствия, падая на бок, замедляя или ускоряя движение, заворачиваясь в кольцо. Задача каждого – не выбиться из общего ритма, не оторваться от частей тела.

КРОКОДИЛ

В игре развивается ловкость, наблюдательность, внимание, снимаются страхи.

Выбирается водящий – он будет «крокодилом», - вытягивает вперёд руки одна над другой, изображая зубастую пасть. Остальные дети просовывают руки в «пасть». «Крокодил» с невозмутимым видом отвлекает детей, поёт песни, притопывает ногами, подпрыгивает и неожиданно смыкает руки – «пасть». Кто попался, становится «крокодилом».

ТЮЛЕНИ

Игра способствует развитию сообразительности, умений преодолевать препятствия, используя ресурсы тела, активизирует воображение.

Детям, лежащим на полу, связывают шарфиком ноги под коленями, и они превращаются в ластоногих. Ведущий бросает воздушный шарик, и каждый пытается поймать его, отобрав у других и забросить его в корзину на полу, передвигаясь необычным способом. Побеждает самый меткий и вежливый «тюлень».

КЕНГУРУ

Игра развивает чувство сопереживания другим, эмпатию, корректирует агрессивные тенденции в поведении, учит управлять своим телом.

На пояс детей свободно завязывают шарфик, образуя «сумку» кенгуру. В неё сажают детёныша – любимую мягкую игрушку – зверюшку. По команде ведущего «кенгуру» начинают прыгать к условному месту, стараясь при этом не выронить малыша. Руками придерживать нельзя. Побеждают самые быстрые и заботливые «кенгуру».

ПЕТУШИНЫЕ БОИ

Игра способствует эмоциональной разрядке, выходу агрессии, учит соблюдать правила, снимет телесные зажимы.

Дети в парах встают друг против друга на одной ноге. Руки спрятаны за спину. По команде ведущего они начинают наскакивать друг на друга, толкаться плечами, туловищем, головой, стараясь заставить соперника встать на обе ноги. Ведущий следит за соблюдением «бойцами» правил.

ТЕРЕМОК

Умение договариваться, работать в группе, думать о других очень важны для продуктивного общения.

На небольшом столике дети должны построить теремок и поселиться в нём. Дети советуются и выбирают роли разных животных. Задача – по очереди называя себя, занять место на столике, думая о других. Понятно, что медведь занимает много места, а мышь – мало. Пусть каждый помнит о цели – построить и заселить всеми зверями теремок, занимая свой кусочек «жилплощади».

ЛЯГУШАТА

Игра развивает инициативность, смелость, способность постоять за себя, договориться с партнёром по общению.

На полу раскладываются подушки на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Дети – «лягушата», живущие на болоте. Подушки – «кочки», их на 2 – 3 меньше, чем «лягушат». Если на кочке «лягушатам» тесно, то они должны договориться, как разместиться вместе, а если не получается – прыгают на другие «кочки» и, выбирая разные стратегии (толкают, обнимают, просят подвинуться) ищут себе место «под солнцем».

Взрослый тоже прыгает по «кочкам». Если «лягушата» совсем не могут договориться между собой, он подскакивает и помогает найти выход из конфликта.

ДИНОЗАВРИКИ

Игра способствует выходу психофизического напряжения, агрессивности, страхов и поднимает настроение.

Детям предлагается превратиться в динозавриков: сделать страшные мордочки и, высоко подскакивая, бегать по залу, издавая душераздирающие крики.

УЛИТКА

Суетливость и поспешность нередко мешают детям организовать своё поведение, эта игра способствует развитию самоконтроля, выдержки.

Дети встают в одну линию. Им предлагается представить себя улитками, которые передвигаются очень медленно. По команде все начинают очень медленно продвигаться к указанному месту. Побеждает «улитка», доковылявшая до финиша самой последней. Останавливаться и разворачиваться нельзя.

ХАТХА – ЙОГА

Анималотерапевтические упражнения входят в состав хатха – йоги – древневосточной оздоровительной системы физической, психической и духовной культуры. Гимнастика с использованием асан (элементов), отражающих повадки, позы представителей животного мира, полезны не только для укрепления здоровья детей, профилактики сколиоза, астмы, простуд. Дети, занимающиеся хатха – йогой, становятся спокойнее, уравновешеннее, у них появляется уверенность в своих силах, концентрируется внимание, развивается усидчивость и воля.

Упражнения хатха – йоги естественны, копируют позы известных ребёнку животных, птиц, насекомых, помогают войти в образ, будят фантазию и воображение, хорошо запоминаются. Основное внимание необходимо обратить на дыхание (оно должно быть ровным, спокойным) и статическое поддержание поз (нагрузка должна быть умеренной и сочетаться с расслаблением).

ПОЗА ДОБРОЙ КОШКИ

Ребёнок встаёт на колени, руки и бёдра надо поставить перпендикулярно полу и параллельно друг другу. Плавно поднять голову, максимально прогнуться в пояснице. Необходимо удерживать позу 10 – 15 секунд. Дыхание ровное, спокойное. Попросите ребёнка подумать о чём – то добром и радостном.

ПОЗА СЕРДИТОЙ КОШКИ

Полезно чередовать с позой доброй кошки. Исходное положение то же. Далее ребёнок опускает голову, а спину плавно выгибает вверх. Дыхание произвольное. Ребёнка просят подумать о том, что его сердит и злит. Удерживать позу 10 – 15 секунд.

ПОЗА ЛАСКОВОЙ КОШКИ

Ребёнок, лёжа на животе, медленно наклоняет корпус, вытянув руки вперёд ладонями вниз. Подбородок касается пола, грудь прижата к коврику, спина плавно прогнута. При этом бёдра должны быть перпендикулярны полу. Дыхание спокойное, выдох глубокий, долгий. Удерживать позу 10 – 15 секунд. Затем предложите ребёнку отдохнуть, лёжа на животе, расслабившись, и потянуться, как это делают кошки.

ПОЗА ХРОМОГО КУЗНЕЧИКА

Ребёнок, лёжа на животе, касается подбородком пола. Руки вдоль тела, пальчики сжать в кулак. Упираясь руками в пол, надо как можно выше поднять левую ногу. Дыхание спокойное, поза удерживается 10 – 15 секунд. Затем на выдохе надо плавно опустить ногу, отдохнуть 3 – 5 секунд и повторить то же с правой ногой.

ПОЗА ПРЫГАЮЩЕГО КУЗНЕЧИКА

Ребёнок лежит на животе, касаясь подбородком пола. Руки вдоль тела ладонями вниз. Сделав спокойный вдох и выдох, нужно одновременно  как можно выше поднять руки ладонями вверх и прямые ноги. Держать позу 5 – 10 секунд. Затем с выдохом плавно опустить руки и ноги. Отдохнуть необходимо лёжа на животе; можно повторить 2 – 3 раза.

ПОЗА АИСТА

Ребёнок стоит прямо, ноги вместе. Поднимая руки вверх ладонями вперёд, надо прогнуться и, вдыхая, медленно наклониться. При этом руками необходимо захватить голени ног. Надо постараться не сгибать ноги в коленях, хорошо бы достать лбом колени. Дышать можно произвольно. Держать позу 5 – 10 секунд, а затем медленно выпрямиться.

ПОЗА ВЕРБЛЮДА

Ребёнок стоит на коленях, ноги вместе, руки опущены. Выдыхая, необходимо прогнуться назад, ладонями обхватив пятки. Одну руку надо поднять вверх, а на другую прогнуться всем телом перпендикулярно полу. Дыхание произвольное. Позу следует удерживать 10 – 15 секунд.  Отдохнув, лёжа на спине, следует повторить то же, но с опорой на другую руку.

ПОЗА ЦАПЛИ

Стоя прямо, ребёнок сгибает левую ногу, устойчиво удерживаясь на правой. Левой рукой надо захватить голень, а правой стопу левой ноги. Развернув её вверх, ступню положить на бедро правой ноги как можно выше. Правую ногу не сгибать! Ладони можно сложить перед грудью, держа локти параллельно полу. Можно поднять руки со сложенными ладонями над головой. Дыхание ровное, произвольное. Поза удерживается 10 – 15 секунд. Затем необходимо руками отвести стопу от бедра и плавно опустить ногу. Отдохнув, следует повторить позу, стоя на левой ноге.

ПОЗА ЗМЕИ

Лёжа на животе и вытянув руки вдоль туловища, ребёнок плавно поднимает голову, приподнимаясь на локтях и ровно дыша, держит позу 10 – 15 секунд. Отдохнув, лёжа на полу, повторяет позу 2 – 3 раза.

ПОЗА ЛЬВА

Ребёнок сидит на коленях, обхватив их кистями рук. Пальцы напряжены, туловище слегка наклонено вперёд, шея напряжена, дыхание произвольное. Длительность позы 10 – 15 секунд. Отдохнув, расслабив спину, плечи, шею, повторить 2 – 3 раза.

ШАЛОВЛИВЫЕ ОБЕЗЬЯНКИ

Договоритесь с ребёнком, что вы будете двумя обезьянками – подружками. Одна будет показывать движения, а другая передразнивать, в точности копируя её. Условия – не сбиваться. Можно включить весёлую музыку. Порядок движений: присесть, сделать смешную рожицу, надуть щёки, улыбнуться, начать быстро растирать уши, затем нос с боков – по 10 раз. Похлопать себя по щекам, с шумом выпуская воздух, вращать головой 5 – 6 раз, попрыгать на месте 3 – 4 раза, сесть, изобразить смешную рожицу. Потереть живот по часовой стрелке, положив одну руку на другую. Лечь на спину, поднять вверх руки и ноги, подёргать ими, издавая при этом какие – нибудь смешные звуки. Поднять руки вверх и попрыгать, издавая победный клич. Таким образом делается массаж, развивается внимание и наблюдательность.

СИМПАТИЧНЫЕ ЗВЕРЮШКИ, ИЛИ ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ

Объясните ребёнку, что сейчас вы будете превращаться в разных зверей. Начиная показывать, делайте это как можно смешнее и попросите ребёнка, когда он догадается, изобразить зверюшку самому. Выбирайте наиболее характерные движения животных. Например, мышка – бегает на носочках мелкими шажками; заяц – прыгает, поджав лапки, и оглядывается по сторонам; лиса – плавно выхаживает, поглаживая хвост; слон – шумно переступает с ноги на ногу и медленно раскачивает головой из стороны в сторону; черепаха – медленно передвигается, вытягивая и резко втягивая шею; тигр – напрягает передние лапы, выпускает «когти» и готовится к прыжку и т.д. Вашему воображению и фантазии детей не должно быть предела!

ДОБРЫЙ ПИТОН

Взрослый представляет себя добрым питоном из книги «Маугли»: он пластичный, нежно любит своего маленького друга. Садится на пол и мягко обвивает руками и ногами тело ребёнка, немного сжимая его. Пусть ребёнок сам находит решение, как освободиться, постепенно преодолевая сопротивление «питона». Не стоит доводить игру до слёз, иногда можно и поддаться. Ребёнок не только укрепляет мышцы, но и развивает сообразительность, упорство и терпение.

СТРОПТИВАЯ ЛОШАДКА

Играть удобнее на поролоне или матрасе. Взрослый встаёт на четвереньки, а ребёнок садится ему на спину и крепко держится. «Лошадка» начинает медленно менять положение тела, наклоняясь вперёд, в стороны, выгибая спину, поднимая голову, ноги в разных ритмах (с учётом возраста «наездника»). Можно пропустить шарфик под грудью «лошадки» и концы дать «наезднику» - так будет сложнее. Работают мышцы разных групп у ребёнка и взрослого, у них повышается настроение, растёт уверенность в своих силах, уходят страхи.

СОННЫЙ МЕДВЕДЬ

Ребёнок ложится животиком на ковёр. Взрослый осторожно, бережно, стараясь расслабиться, опускается, слегка прижимая бёдрами или животом малыша. Пускай ребёнок медленно выползает, стараясь не разбудить «медведя». Если очень трудно, взрослый ослабляет давление, переворачиваясь и образуя пустоты. Ребёнок не только проявляет упорство, волю, но и учится контролировать свои силы.

ЛЮБОПЫТНАЯ КОШКА

Взрослый встаёт на четвереньки и говорит, что он брёвнышко, а ребёнок – любопытный котёнок, который очень хочет пролезть под брёвнышком и посмотреть, что там за ним. «Котёнок», выгибая спину, аккуратно пролезет под «бревном», рассказывает, что увидел, и возвращается тем же способом назад. Промежуток между полом можно постепенно уменьшать и повторять упражнение несколько раз, развивая гибкость, пластичность и воображение.

МЫШОНОК И КОТ

Взрослый занимает положение на четвереньках, он кот. Ребёнку предлагается представить себя маленькой мышкой и, слегка попискивая, бегать на коленях между рук, ног, животом кота, меняя направление. «Кот» долго терпит, но внезапно ловит «мышонка», прижимая его животом, грудью и бедром к полу, не очень сильно.

Ребёнок, напрягая все силы, постепенно освобождается от захвата. В игре может быть несколько «мышат». Развивается сноровка, снимаются страхи, повышается настроение.

ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ!

Приглашённая на занятие кошка обследует помещение, осторожно обнюхивает и осматривает его. Детям предлагается внимательно понаблюдать за её позой, движениями, повадками. В случае отсутствия настоящего животного ведущий всё показывает с помощью мягкой игрушки – кошки. Затем детям предлагается представить себя кошкой, которая пришла в чужой дом и осматривается. Желающие показывают, как это делается. Дети разбиваются на пары, одному завязывают глаза, и он мягко и осторожно прикасается к другому ребёнку, знакомится с ним. Затем пары меняются ролями.

ТОЧИМ КОГТИ

Ведущий предлагает детям представить себя котятами, сесть, вытянуть руки и ноги и по команде «Точим когти!» - напрячь пальцы, кисти рук и ног. По команде «Мягкие подушечки!» - руки и ноги расслабляются. Повторить 3 раза.

КОШКИНО ИМЯ

Дети сидят в круге. Каждый по очереди пытается угадать, какое имя подходит кошке. При этом они говорят такие слова: «Меня зовут…, а кошку, по – моему зовут…». Затем все вместе выбирают лучшее имя.

МЫШКА, МЫШКА… КОТ!

Дети встают в круг. Один, «мышка», остаётся за кругом, он идёт и приговаривает: «Мышка, мышка… кот!»

Тот, на ком он останавливается, становится «котом», и дети разбегаются в разные стороны по кругу. Их задача – побыстрее занять освободившееся место, но в момент встречи соревнующиеся должны обязательно взяться за руки, сделать реверанс, улыбнуться и сказать хором: «Здравствуй, мышка! Здравствуй, кот!», а затем снова бежать к свободному месту.

КОШКИНО НАСТРОЕНИЕ

На листе бумаги каждый ребёнок помадой и жидкими красками тонирует своё ощущение настроения кошки.

КОШАЧЬИ ИГРЫ

Дети, изображая котят, подражают их повадкам, движениям: ползают, играют с «хвостиком», валяются на спине, перекатываются с животика на спинку, прыгают вверх, не больно лапками задевают друг друга.

ЗДРАВСТВУЙ, ПЁС!

На занятия приглашается собака (или можно использовать мягкую игрушку). Ведущий предлагает детям понаблюдать, как она в незнакомой обстановке устанавливает контакты с детьми, которых впервые видит. Дети отмечают активность, быстроту движений, открытость и доверчивость, желание вильнуть хвостом всем. Собаку провожают. Желающие дети, представляя себя собакой, изображают позу, движения, повадки животного. Затем дети разбиваются на пары и активно руками, телом, головой прикасаются друг другу, заглядывают в глаза, улыбаются.

СОБАЧЬЕ ИМЯ

Дети, сидя в кругу, по очереди угадывают имя собаки, наиболее ей подходящее. Затем выбирается лучшее.

ЧУТКИЙ СТОРОЖ

Один ребёнок притворяется спящей собакой, сворачивается в клубочек, глаза и уши завязаны платочком. Дети должны как можно осторожнее подкрадываться на цыпочках так, чтобы она их не слышала. Как только «собака» вдруг что – то услышит или почувствует, она вскакивает и с криком ловит «нарушителей покоя». Ведущий меняется.

ЧЁРНАЯ МЕТКА

Дети сидят к круге. Ведущий, зажав в ладошке «чёрную метку», рассказывает о своих обидах, неудачах, страхах в детстве. Говорит, что с помощью «чёрной метки» можно избавиться от этих неприятностей. Нужно только подумать о них, рассказать и сильно зажать «метку» в ладошке. «Метка» передаётся по кругу. Если ребёнок не может говорить, то надо только вспомнить, представить  и постараться всё отдать «метке». Когда «метка» снова доходит ведущего, он рвёт ее на глазах детей, и все вместе они проговаривают: «Уходи, мой страх, исчезай обида!» Ведущий спрашивает: «Кому «метка» помогла? Кому стало легче?»

ВСТРЕЧА

Детям предлагается выбрать роль кошки или собаки и, вспоминая предыдущие занятия, воспроизвести момент встречи этих животных друг с другом: как кошка – осторожно, мягко, не торопясь, как собака – активно, быстро, резко. Дети меняются ролями, когда им позволит ведущий.

ПОЧЕМУ ГРУСТИТ КОТЁНОК?

Ведущий берёт в руки игрушку кошки и читает стихотворение:

                                           Жил – был маленький котёнок

                                           И совсем ещё ребёнок.

                                           Ну, и этот котя милый

                                           Постоянно был унылый.

                                           Почему? Никто не знал,

                                           Котя это не сказал.

                                                                                    А. Блок

Передавая игрушку по кругу, ведущий просит каждого сказать, почему котёнок грустил, чего он боялся, чего ему не хватало, как ему помочь?

КАК ДРУЖОК СТАЛ СМЕЛЫМ?

Ведущий читает стихотворение, держа в руках игрушку – собаку:

                                            Обзавёлся я щенком

                                            И назвал его Дружком.

                                            Этот маленький щенок

                                            Стать героем мне помог.

                                            С ним ныряю я в пруду,

                                            С ним гуляю я в саду,

                                            Забираюсь с ним в кусты,

                                            Не пугаюсь темноты.

                                                                                     С. Питримов

Передавая игрушку по кругу, ведущий просит каждого сказать, как щенок научился быть смелым, кто ему помогал, как он может помочь грустному котёнку стать смелым?

ТИГР НА ОХОТЕ

Ведущий говорит: «Чтобы стать смелым, надо быть и осторожным, и внимательным, и уметь выполнять команды, и собирать свои силы, и быть сильным и подвижным».

Ведущий – «тигрица – мама» - будет учить тигрят быть сильными и смелыми, добиваться цели. Для этого они должны точь – в – точь повторить движения и повадки мамы, не выскакивать вперёд, не отставать, не отвлекаться, иначе получат шлепок. «Тигрица» очень медленно выставляет вперёд одну ногу с пятки на носок, вытягивает одну «когтистую лапу», потом другую, потом выставляет вторую ногу, подгибает голову, выгибает спину и осторожно крадётся к добыче. Сделав 5 – 6 таких законченных движений, «тигрица» группируется, поджимает к груди лапы, голову, сдвигает плечи, сгибает колени, готовясь к решающему прыжку, и, наконец, резко прыгает, издавая громкий клич: «Ха!» «Тигрята» делают всё это одновременно с «мамой».

Повторить 2 – 3 раза.

ТАНЦУЮТ, ВСЕ!

Кошку и собаку приглашают на дискотеку. Кошка любит медленные танцы (включается спокойная, плавная музыка); движения осторожные, неторопливые, неожиданные, мягкие. А собака предпочитает быстрые танцы (звучит подвижная музыка); движения резкие, стремительные, незаконченные. Можно на прощание и пропеть: «Мяу – мяу! Гав – гав!».

ДОТРОНЬСЯ ДО…

Дети стоят, в центре – игрушки кошки и собаки (или настоящие животные). Ведущий произносит: «Дотронься до… уха!» Дети должны прикоснуться к чьему – нибудь уху, можно животных. Кто не успел дотронуться – водит. Команды могут быть разные: «Дотронься до: головы, ноги, хвоста, усиков, волос, спины, пальца, лба» и т.д.

БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Дети садятся удобно. Руки вытягивают вперёд, готовят большой и указательный пальцы. Берутся ими за кончики ушей – один сверху, другой снизу ушка. Массируют уши и приговаривают при этом: «Кошкины ушки всегда на макушке!» (10 движений в одну сторону и 10 движений в другую). Затем опускают руки, встряхивают ладошки. Приготовив указательный палец, ставят его между бровями и носом. Массируя эту точку столько же раз, приговаривают: «Кошкин глаз – мудрый глаз!» Стряхивают ладошки. Далее собирают пальцы руки в горстку, находят ямку внизу шеи массируют её словами: «Как собачка я дышу, помогать себе спешу!» (10 раз в обе стороны).

Взрослый следит за правильностью нахождения точек и силой нажима на них при массировании.

СЛАДКАЯ ПАРОЧКА

Из белой бумаги вырезаются трафареты кошки и собаки так, чтобы у каждого была пара, а пары отличаются формой туловища, мордочек, хвостов, ушей, лапок и т.д. Дети тоже разбиваются на пары. Им дают по одному трафарету. Проявляя внимание, наблюдательность и быстроту, дети ищут свою пару. Затем, получив по 3 разноцветных карандаша, каждая пара старается аккуратнее, быстрее разукрасить одинаково свои трафареты.

Побеждает пара детей, точнее разукрасившая трафареты.

КОШАЧИЙ СЕКРЕТ

Всем участникам выдаётся по «секрету»: пуговке, бусинке, значку, цепочке, игрушке из сюрпризного яйца и т.д., - которые стремительно зажимаются в кулачке. Участники подходят друг к другу и любыми способами пытаются уговорить каждого показать ему свой секрет. Ведущий помогает наиболее робким детям.

ПРОЩАНИЕ ЖИВОТНЫХ

Разбившись на пары, выбрав свою роль, дети позой, звуками, движениями изображают, как прощаются друзья – животные до следующей встречи.

ЧУДЕСНЫЙ СОН КОТЁНКА

Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты. Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит: «Маленький котёнок очень устал, набегался, наигрался и прилёг отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо – яркое солнце – прозрачная вода – серебристые рыбки – родные лица – друзья – знакомые животные – мама говорит ласковые слова – свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котёнок открывает глаза, потягивается, улыбается». Ведущий расспрашивает детей о их снах, что они видели, слышали, чувствовали, свершилось чудо?

СОБАКА – ПОВЫДЫРЬ

Ведущий рассказывает о том, какие чудеса творят собаки: вытаскивают людей из огня, воды, летают в космос, служат на границе… А есть и собаки, помогающие жить и передвигаться. Это очень умные животные, они бережно относятся к своим хозяевам, у которых нет зрения. Хотите попробовать, как они помогают людям?

Дети разбиваются на пары, встают друг за другом, руки стоящего сзади – на плечах «поводыря», глаза завязаны платочком. Задача «поводыря» - походить по комнате, обойти препятствия, заботясь о своём напарнике. Затем дети меняются ролями.

ВОЛШЕБНЫЙ ДОЖДЬ

Перед детьми – большой лист бумаги. В руках – старые зубные щётки и карандаши в качестве «волшебной палочки». Опуская щётки в жидкие краски и легко постукивая по ним «волшебными палочками», дети разбрызгивают краски, как дождь. В результате получается необыкновенная картина, которой все вместе придумывают название.

СОТВОРЕНИЕ ЧУДА

Дети берут свои «волшебные палочки», идут навстречу друг другу, дотрагиваются до плеча и спрашивают: «Чем я могу тебе помочь? Что для тебя сделать?» Ответы могут быть ситуативные: «Улыбнись», «Станцуй», «Спой» или перспективные – тогда дети договариваются о месте, времени «сотворения чуда».

КАК ЖИВЁТСЯ ОДИНОКИМ ЖИВОТНЫМ?

Ведущий задаёт детям вопросы: «Видели ли вы одиноких кошек и собак?», «Хорошо ли им живётся?», «Что они чувствуют?», «Кто виноват в их тяжёлой жизни?», «Чем можно им помочь?», «Что спасёт от одиночества?»

ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ

Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем , как оно дышит!» Дети прислушиваются к своему дыханию и дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг в круг, поднимают руки вверх. Выдох – шаг назад, руки опускают. Повторить 5 – 6 раз.

ВОЙДИ В КРУГ – ВЫЙДИ ИЗ КРУГА

Участники встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бёдрами, плечами и обхватывают друг друга за пояс. Водящий остаётся в одиночестве за кругом. Его задача – всеми возможными способами войти в круг (уговорить, попросить, применить усилие, хитрость, ловкость). Если ему это удаётся, его все поздравляют, и водит тот, кто его пропустил. В другом варианте водящий должен выйти из круга.

Ведущий следит, чтобы дети не вели себя агрессивно, не пинались; если у водящего возникают трудности, он предлагает всем вместе ему помочь.

ВЕСЁЛАЯ СЕМЕЙКА

Ведущий просит детей рассказать, зачем люди берут в дом кошек и собак.

Затем детям предлагается на большом листе бумаги нарисовать дружную семью, где всем хорошо. Дети распределяют между собой, кто кого нарисует, и каждый выбирает место на листе.

НЕОБЫЧНЫЙ ХОР

Ведущий разделяет детей на 2 команды: один – «кошки», другие – «собаки». «Кошек» просят попеть по – кошачьи: «Мяу, мяу» на мотив «Мы едим, едем, едем в далёкие края…», «собаки» по команде тоже вступают в хор, но на своём языке – «Гав, гав!». Песня получается очень весёлая!

КОТ И ПЁС

Детям предлагается:

- подвигаться осторожно, плавно, мягко, как кошка;

- собраться в комочек, присесть, выпустить когти и резко броситься на добычу;

- быстро убегать от опасности, легко преодолевая препятствия, ни на кого не натыкаясь;

- радостно и шумно побежать, как собака, навстречу хозяину;

- как собака, попросить окружающих поиграть с собой;

- рассердиться, выгнуть тело, как кошка;

- зло наброситься на врага, как собака.

КОШКИН ДОМ

Ставится стул в центре круга. На него садится «кошка». Она по очереди приглашает «гостей» - участников группы. Каждый приглашённый садится на тот же стул. Задача – всех усадить на один стул; дети должны потесниться, стараясь «дом» не развалить.

КАК КОТЁНОК СТАЛ СМЕЛЫМ

Ведущий предлагает детям представить себя маленьким беспомощным котёнком – клубочком с закрытыми глазами.

Постепенно котёнок открывает один глаз, потом другой, осматривается, медленно встаёт на лапки, улыбается другим котятам, выгибает спинку, прямо держит шею и голову и смотрит вверх, прислушивается и принюхивается. Вверху на дереве сидит его мама и зовёт котёнка к себе. Он поднимается на задние лапки, передние выставляет вперёд, вытягивает коготки, лапками цепляется за ствол, поднимается всё выше и выше, тянется на цыпочках. Чем выше котёнок забирается, тем он делается смелее, у него крепнут лапки, спинка, он делается уверенным в себе, он окреп и вырос!



Предварительный просмотр:

Игры и упражнения  

в сенсорной комнате

«Клубочек»

Цель: успокоить расшалившихся детей, обучить их одному из приемов саморегуляции.

Педагог предлагает расшалившемуся ребенку смотать в клубок яркую пряжу. Взрослый сообщает ребенку, что это клубочек не простой, а волшебный. Как только ребенок начинает его сматывать, он успокаивается.

«Мешочек настроений»

Цель: научить детей в приемлемой форме избавляться от плохого настроения.

Выяснив, у кого из воспитанников плохое настроение, педагог предлагает им воспользоваться мешочками. Дети развязывают шнурки, «складывают» свое плохое настроение, злость, обиды в мешочек с плохим настроением и тщательно завязывают шнурок. Потом развязывают шнурок на мешочке с хорошим настроением и берут оттуда хорошее настроение, улыбки, смех, радость.

«Подушка примирения»

Цель: научить детей разнообразными способам примирения после ссоры.

Поссорившиеся дети садятся на подушку, надевают перчатки и мирятся, произнося разные стихи-мирилки:

Хватит нам уже сердиться

Хватит нам уже сердиться,

 Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться:

-Ты мне друг!

-И ты мне друг!

Мы обиды все забудем

И дружить как прежде будем!

Чтобы солнце улыбалось!

Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей

И мириться нам скорей!

Чем ругаться и дразниться…

Чем ругаться и дразниться,

Лучше нам с тобой мириться!

Будем вместе улыбаться,

Песни петь и танцевать,

Летом в озере купаться

И клубнику собирать,

На коньках зимой кататься,

Баб лепить, в снежки играть,

На двоих делить конфеты,

Все проблемы и секреты.

Очень скучно в ссоре жить,

Потому давай дружить!

«Мешочек для криков»

Цель: помочь детям научиться чувствовать свое внутренне состояние, снимать напряжение, гнев или враждебность практическим способом.

Если ребенок рассердился, хотел ругаться, то можно предложить ребенку покричать не просто так, а в мешочек, чтобы выплеснуть свою отрицательную энергию. Таким образом, у детей появляются практические навыки снятия отрицательных эмоций.

«Танец»

Цель: мышечное расслабление; улучшение эмоционального фона.

Детям предлагается непроизвольно двигать руками под музыку. Можно предложить представить себя птицей, каким – либо животным или сказочным героем.

«В лесу у ручья»

Цель: общая релаксация; развитие слуха. Воображения и коммуникации.

Для этого упражнения можно использовать музыку с пением птиц. Дети вслушиваются в шум лесных птиц. При этом необходимо закрыть глазки и включить воображение. По окончании упражнения проводиться обсуждение: кому что удалось представить? Рассказать, что он там видел.

«На Северный полюс»

Цель: формирование восприятия цвета, мышечная релаксация, создание положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.

Дети удобно располагаются в креслах-пуфиках и закрывают глаза.

Далее говориться, что сейчас все отправятся в полет на Северный полюс, где смогут полюбоваться северным сиянием. Дети открывают глазки и любуются переливами цветов; идет обсуждение.

«Что я чувствую, когда слушаю музыку»

Цель: мышечная релаксация; развитие слуха; развитие способности понимать свои чувства.

Детям предлагается принять удобное положение в креслах-пуфиках и послушать музыку. После прослушивания ведется обсуждение: что же я чувствую, когда слушаю музыку? Отмечается, что разная музыка может вызывать разные чувства. Как правило, это связано с ассоциативной памятью, с жизненными событиями.

«Солнечные зайчики»

Цель: мышечное расслабление; снижение напряжения; создание положительного эмоционального фона; развитие восприятия цвета.

Включается зеркальный шар и музыка, дети глазами следят за бликами (зайчиками) на стене.



Предварительный просмотр:

Примеры использования эффективных методов и приемов

в психологическом уголке

Для создания теплой дружеской атмосферы в группе детей используют речевые настройки. Основная их цель – формирование позитивного настроя, доброжелательного отношения детей друг к другу и к педагогу.

Речевые настройки

 

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас в нашем детском саду. Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и еще много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас все получилось, и целый день было хорошее настроение.

-Я рада вас видеть в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем вместе, Пусть он принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.

-Я рада  видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться, не обижать и не обижаться, не  драться. Будем радоваться друг другу.

-Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня  на улице пасмурно и сыро, а  в нашей группе светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы с вами будем чаще улыбаться друг другу.

Тексты для релаксации

На релаксации проводятся под спокойную, расслабляющую музыку. Дети ложатся на коврики на спину, руки вытягивают вдоль туловища, ноги выпрямляют, слегка их раздвигают.

Порхание бабочки

Взрослый. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу. Приятный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Они легки и грациозны.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он бабочка, что у него яркие красивые и большие крылья. Почувствуйте, что ваши крылья плавно и медленно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе.

А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно садитесь на пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.

Дети поочередно рассказывают о своих ощущениях.

Плывем в облаках

Взрослый: «Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо.

Вы абсолютно спокойны.

Вы  лежите и смотрите вверх на облака – больше, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе.

Дышите свободно.

Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимитесь навстречу пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на  самую верхушку облака и мягко утопаете в нем.

Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете.

Облака медленно вместе с вами начинают опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли.

Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день.

Радуга

Взрослый: «Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами радуга.

Первый цвет – голубой. Голубой может быть  мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощути эту свежесть.

Следующий – желтый. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет  чувствовать себя лучше.

Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день.

Отдых

Взрослый: «Лягте на коврик, на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, не скрещены.(Играет тихая спокойная музыка).

Устраивайтесь поудобней и закройте глаза.

Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает все мое тело и распространяется по нему. Я спокойно отдыхаю. Я отдыхаю.

Отдыхают мои руки, отдыхают мои ноги, отдыхает моя нервная система. Приятная истома охватывает мое тело, мне лень шевелиться.

Мое дыхание совершенно спокойно. Мне дышится легко и свободно. Мои руки расслаблены и теплеют.

Я дышу легко и непринужденно. Каждый новый вдох снимает напряжение, успокаивает меня и приносит приятное расслабление.

Чувство приятного покоя наполняет меня изнутри.

Я отдыхаю. Мое тело полностью расслаблено.

Я наслаждаюсь полным покоем и отдыхом, который приносит мне силы и уверенность в себе.

Я становлюсь спокойным, жизнерадостным. У меня хорошее настроение.

Волшебный сон

Взрослый. Лягте удобно, закройте глаза. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Волшебный сон закончиться, когда я скажу: «Всем открыть глаза и встать!»

Мы спокойно отдыхаем.

Мы спокойно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают,

Наши руки отдыхают,

Ноги  тоже отдыхают,

Отдыхают, засыпают.

Шея не напряжена,

А расслаблена она.

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляются.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Хорошо нам отдыхать!

Но пришла пора вставать!

Музыка выключается.

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянулись! Улыбнулись!

Всем открыть глаза и встать!

Полет высоко в небо

Взрослый. Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно счастливыми и спокойными. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.

Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.

Теперь пусть  каждый из вас вообразит, что он птица. Представьте, что вы медленно парите, плывете в воздухе, а ваши крылья распростерты в стороны, они рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением полета.

А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле.

Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое  настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на целый день.

Отдых на море

Взрослый. Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.

Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным, послушным.

Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.

Откройте глаза. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить  эти ощущения на весь день.

Придуманная страна

Взрослый. Сядьте (лягте) удобно, закройте глаза. Представьте, что вы находитесь в волшебной стране. Здесь живут только добрые люди и звери, растут самые красивые цветы, после дождя на небе появляется самая яркая радуга. Вам хорошо и спокойно. Вы можете делать, что вам хочется.

Далее можно описать различные обьекты.

Вы видите чистый берег и воду. Поплавайте в море. Ощутите приятную свежесть морской воды. Взрослый предлагает детям открыть глаза и рассказать о своих чувствах, ощущениях, запомнить их.

Путешествие в волшебный лес

Взрослый. Лягте удобно, закройте гласа и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников, всевозможных цветов. В самой чаще леса стоит белая каменная скамейка, присядьте на нее.

Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их  собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами целый день.

Тихое озеро

Взрослый. Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, его лучи согревают вас, вы чувствуете себя все лучше и лучше. Вы слышите пение птиц и стрекотание кузнечиков. Вы абсолютно спокойно. Солнце светит, воздух прозрачен и чист. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь откройте глаза. Мы в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения будут с нами в течении всего дня.

Воздушный шарик.

Дети сидят на стульчиках

Взрослый. Откиньтесь на спинку стула, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди так, чтобы пальцы сходились.

Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот – это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик. А теперь выдыхайте ртом, как будто воздух, чтобы воздух улетел из шарика.

Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдыхайте ртом, как будто  воздух уходит из шарика.

Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как  шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух уходит из шарика. Сделайте паузу, досчитайте до пяти. Снова вдохните и наполните легкие воздухом.

Выдохните, почувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением.

Лифт

Взрослый. Положите ладонь на живот. Представьте, что живот – это первый этаж дома. Немного выше находится желудок – второй этаж. Подержите там ладонь. Теперь положите ладонь на грудь и представьте, что это третий этаж дома.

Приготовьтесь, мы начинаем «поездку на лифте». Вдохните ртом медленно и глубоко так, чтобы воздух дошел до первого этажа – живота. Задержите дыхание. Выдохните ртом.

Вдохните так, чтобы воздух поднялся до второго этажа – желудка. Задержите дыхание, выдохните ртом. Вдохните и поднимайте лифт на один этаж выше – до груди. Задержите дыхание, выдохните ртом.

Во время выдоха вы ощущаете, что напряжение и волнение выходят из тела, словно из дверей лифта.

Водопад

Дети стоят на ковре, спина и руки расслаблены, голова опущена.

Взрослый. Закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте, что вы находитесь под небольшим водопадом. Небо светло-голубое. Воздух свежий. Вода чистая и прохладная. Она мягко струиться по спине, стекает с ног и продолжает свой путь дальше.

Постойте немного под водопадом, позволяя воде омывать вас и уносить прочь.

Игры на саморегуляцию

Для детей с 2 лет

Комарик

Взрослый. Представьте, что вы поймали комарика – спрячьте его в кулачке. Нужно сжать кулачок очень сильно, а то комарик улетит.

Через несколько секунд педагог предлагает детям отпустить комара. Дети разжимают кулачки и дуют на ладошки: «Лети, комарик!» Повторить 2-3 раза.

Так можно играть с воображаемой бабочкой, мухой, жуком, листом, снежинкой и др.

Карандаши

Взрослый. Пальчики – карандаши и их надо убрать в коробку – сжать кулачок. Сжимать надо сильно, а то карандаши упадут.

Через несколько секунд педагог предлагает достать карандаши – разжать кулачок. Дети шевелят пальчиками: «Вот какие карандаши!»

Повторить 2-3 раза.

Прятки

Взрослый предлагает поиграть в прятки с ежиком. Ежик отворачивается, а дети прячутся – охватывают себя руками и замирают. Через несколько секунд ежик находит детей. Дети прыгают и хлопают в ладоши.

Повторить 2-3 раза.

Вместо ежика в прятки с детьми можно поиграть любой другой персонаж.

Птички в гнездышке

Взрослый говорит, что пальчик детей – это птички, предлагает спрятать птичек в гнездышки – сжать кулачок. Через несколько секунд педагог просит отпустить птичек полетать – разжать кулачки. Дети дуют на ладошки: «Летите, птички!»

Для детей 4 лет

Заряд бодрости

Взрослый. Сядьте свободно. Вытяни руки вперед и приготовь два пальчика: большой и указательный. Возьмись ими за самые кончики ушей – один сверху, другой снизу ушка. Помассируй ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат все!» (по 10 раз в одну и другую стороны). А теперь опусти руки, стряхни ладошки.

Приготовь указательный палец, вытяни руку и поставь его между бровей над носом. Помассируй эту точку столько же раз со словами: «Просыпайся третий глаз!» Стряхни ладошки.

Собери пальцы руки в горстку, найди внизу шеи ямку, положи туда руку со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» - помассируй ямку по 10 раз в одну и в другую стороны. Молодец! Ты видишь, слышишь, чувствуешь!

Предостережение: взрослый следит за силой и правильностью нахождения точек нажима на них.

Спаси птенца

Взрослый. Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями  вверх. Согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания.

А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел. Улыбнись ему, не грусти – он еще прилетит к тебе!

Солнечный зайчик

Взрослый. Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладить его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладь его и там. Он не озорник – он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.

Лимон

Взрослый предлагает детям представить, что у них в руке лимон, из которого нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулачок, затем расслабляют ее. Аналогично выполняется упражнение левой рукой.

Хлопай и качай

Участники хлопают в ладоши, пока ведущий поет подходящие слова на мелодию известной песни «Нам не страшен серый волк». Например, такие: «Ну-ка, все в ладоши хлоп, дружно хлоп, дружно хлоп».

Закончив фразу, ведущий начинает петь в другом темпе, значительно медленнее, изменяя текст песни. Например: «Мы - деревья на ветру, на ветру, на ветру».

Две песни поочередно повторяются несколько раз.

Для детей с 5 лет

Замри

Взрослый. Если ты расшалился и тобой недовольны, скажи себе мысленно: «Замри!»  Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто-то обязательно согласится, и тебе будет интересно.

Шалтай-Болтай

Дети встают в круг на расстоянии вытянутой руки и поворачивают корпус вправо и влево. Руки при этом свободно двигаются вдоль тела.

Взрослый.        

Шалтай - Болтай сидел на стене,

Шалтай - Болтай свалился во сне.

Дети приседают или падают на ковер.

Насос и мяч

Взрослый предлагает детям разделиться на пары. Один ребенок изображает мяч,  другой — насос; каждый ребенок выполняет движения в соответствии с полученной ролью.

«Мяч сдутый» — ребенок сидит  на корточках.

«Насос надувает мяч» — ребенок делает  соответствующие: движения руками, сопровождая их звуками: с-с-с...

«Мяч становится все больше» —  ребенок постепенно встает, надувает   щеки,   поднимает   руки вверх.

«Насос прекращает работу» — ребенок делает вид, что выдергивает шланг.

«Мяч вновь сдувается» — ребенок медленно садится, выпускает воздух из щек, опускает руки.

Снеговик

Взрослый предлагает детям превратиться в снеговика. Дети разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте.

Педагог говорит: «Так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна, пригрело солнышко, и снег начал таять». Дети постепенно расслабляются, опускают руки, «обмякают», подставляют лицо солнцу и приседают на корточки.

Упражнение повторяется 3 раза.

Психологические игры

Для детей с 2 лет

Ребята

Взрослый читает рифмованный текст, дети делают соответствующие движения и выполняют его указания.

В нашей группе, в нашей группе

Много маленьких ребят.

Дети ритмично хлопают в ладоши.

Все на стульчиках сидят.

А у нас есть ...

Взрослый показывает на одного ребенка, остальные дети называют его имя.

Кукла

Педагог читает рифмованный текст, дети делают соответствующие движения.

Тихо, куколка, сиди,

Мою маму не буди.

Дети тихо сидят на корточках.

Прыгай, кукла, веселей, Буди маму поскорей.

Прыгают и хлопают в ладоши.

Солнышко и дождик

Взрослый держит большой зонт и говорит детям, что под ним они будут прятаться от дождя. По команде «Солнышко!» дети гуляют вокруг педагога. Услышав слово «дождик», они подбегают и прячутся под зонтом.

Взрослый отмечает, все ли спрятались, не остался ли кто под дождем, и называет каждого по имени, поглаживая по голове или плечу.

Наседка и цыплята

Взрослый играет роль Наседки, дети — «цыплята». Дети разбегаются врассыпную — «цыплята гуляют». Взрослый разводит руки в стороны и говорит: «Наседка зовет цыплят: "Ко-ко-ко"». Когда дети подбегают, взрослый спрашивает: «Все ли цыплята прибежали?» Дети отвечают.

Взрослый отмечает, что все цыплята прибежали, никто не потерялся, называет каждого по имени, поглаживая по голове или плечу.

Для детей с 3 лет

Самолеты

Дети сидят на корточках на значительном расстоянии друг от друга — «самолеты на аэродроме».

Взрослый говорит: «Самолеты загудели, загудели, поднялись и полетели». Дети гудят вначале тихо, потом все громче, поднимаются и начинают бегать по залу, разведя руки в стороны.

Взрослый говорит: «Полетели, полетели и сели». Дети садятся на корточки и ждут команды педагога.

Игра повторяется несколько раз. В конце игры «самолеты прилетают к морю» — дети садятся на стульчики или ложатся на ковер так, чтобы друг другу не мешать.

Потягушечки

Дети собираются вокруг педагога, садятся на корточки и закрывают глаза.

Взрослый говорит: «Вот мы и проснулись, сладко потянулись». Дети открывают глаза, медленно встают, вытягивают руки вперед, затем поднимают их вверх, отводят за голову и поднимаются на носочки.

Взрослый говорит: «Сладко потянулись, друг другу улыбнулись». Дети встают на ступни, опускают руки вниз. Упражнение повторяется несколько раз.

Для детей с 4 лет

Доброе животное

Участники встают в круг и берутся за руки. Взрослый говорит: «Мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию и дыханию своих соседей.

Взрослый говорит: «А теперь подышим вместе!» Вдох — все делают 2 шага вперед, выдох — 2 шага назад. Взрослый объясняет: «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Комплименты

Сидя в кругу, дети берутся за руки. Ребенок, глядя в глаза соседу, говорит ему несколько добрых слов, за что-то хвалит. Принимающий комплимент кивает и говорит: «Спасибо, мне очень приятно». Затем он дарит в ответ свой комплимент. Упражнение проводится по кругу.

Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

«Я умею...»

Дети садятся в круг. Взрослый просит каждого закрыть глаза и вспомнить о том, как много они уже умеет делать сам. Это может быть любое умение, а не только самое важное и полезное. Затем педагог просит открыть глаза и начать игру.

По кругу каждый ребенок называет, а по желанию показывает, свое умение. Например: «Я умею быстро бегать (забивать гвозди, поливать цветы, прыгать через лужи и т.д.)». Дети должны слушать друг друга, потому что каждое умение может быть упомянуто только один раз.

Кричалки, шепталки и молчалки

Взрослый говорит: «Ребята, внимательно следите за квадратами, которые я буду показывать. Если увидите красный квадрат - можно прыгать, бегать, кричать. Если желтый - можно только шептаться, а если синий - нужно замереть на месте и замолчать».

Взрослый показывает квадраты, дети выполняют его инструкцию.

Давайте поздороваемся

Звучит спокойная музыка, дети ходят по залу. Если педагог хлопает в ладоши один раз, дети здороваются за руку, если два - плечиками, если три - спинками.

Кого укусил комарик

Дети садятся в круг. Взрослый проходит по внешней стороне круга, гладит детей по спинкам, одного из них тихонько щиплет -  «укус комарика». Ребенок, второго «укусил комарик», должен напрячь спину и плечи. Дети внимательно разглядывают друг друга и догадываются,

о «укусил комарик».

Для детей с 5 лет

Найди друга

Упражнение выполняется двумя группами детей или родителями и детьми. Одной половине участников завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друг друга. Узнать можно, ощупывая волосы, одежду, руки. Когда «друг» найден, игроки меняются ролями.

Дотронься до...

Все играющие одеты по-разному. Взрослый выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета.

Цвета периодически меняются. Кто не успел - становится ведущим.

Зеркало

Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы - «зеркала», другая - разные «зверушки».

«Зверушки» ходят мимо «зеркал», прыгают, строят рожицы. «Зеркала» должны точно отражать движения и мимику «зверушек».

Тень

Один играющий ходит по помещению и делает различные движения: неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т.д. Все остальные встают за линию на небольшом расстоянии. Изображая его тень, они должны четко и ясно повторять его движения. Затем ведущий меняется.

Добрые волшебники

Дети садятся в круг. Взрослый рассказывает сказку: «В одной стране жил злой волшебник - грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. Все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого ребенка можно было, только назвав его добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие дети?»

Многие дошкольники охотно берут на себя роль «заколдованных». Взрослый выбирает из них непопулярных, агрессивных детей и просит остальных помочь им. Дети в роли «доброго волшебника» по очереди подходят к агрессивным детям и называют их ласковыми именами.

Царевна Несмеяна

Взрослый рассказывает сказку про Царевну Несмеяну и предлагает детям поиграть в игру: один ребенок будет царевной, которая все время грустит и плачет, а остальные должны по очереди подходить к ней и стараться рассмешить ее. «Царевна Несмеяна» изо всех сил старается не засмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет вызвать у нее улыбку или смех.

В качестве Царевны Несмеяны выбирается отвергаемый, необщительный ребенок (лучше девочка), а остальные стараются рассмешить ее всеми силами.

Конкурс хвастунов

Дети садятся в круг в случайном порядке. Взрослый говорит: «Сегодня мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно иметь самого лучшего в мире соседа.

Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он. Что в нем есть хорошего. Выиграет тот, кто найдет в своем друге больше достоинств».

В данной игре не важна объективность оценки - реальные это достижения или надуманные. Не  важен и масштаб достоинств - это могут быть новые тапочки,  громкий голос и т.д.

Слепой и поводырь

Взрослый расставляет по залу несколько стульев и делит детей на пары. Один ребенок в паре исполняет роль «слепого», другой - «поводыря».

«Слепому» завязывают глаза, «поводырь» берет его за руку и ведет по залу, обходя стулья. Затем  участники меняются ролями.

Остальные дети наблюдают за парой.

Иголка и нитка

Один из детей становится «иголкой», а все остальные - «ниткой». Ребенок-«иголка» бегает по залу, меняя направление, а «нитки», держась друг за друга, бегают за ним.  Затем «иголка» меняется, и игра продолжается.

Каждый ребенок должен побывать в роли «иголки».

«Я такой...»

Дети образуют большой круг. Каждый участник поочередно входит в центр круга и называет свое имя, затем возвращается на место. Все дети, двигаясь к центру крута, повторяют его имя и манера передвижения (Зраза). Ребенок, имя которого называется, наблюдают за этим, оставаясь на месте.

Связующая нить

Дети садятся на стульчики, расставленные по кругу. Взрослый говорит: «Сейчас мы будем, передавать друг другу клубок, разматывать нить и  говорить о том, что мы чувствуем, что хотим получить для себя и пожелать другим». Взрослый, удерживая конец  нити, рассказывает о своих чувствах, высказывает пожелания и передает клубок сидящему рядом ребенку, который рассказывает о себе.

Когда все дети выскажутся, и клубок вернется к взрослому, участники натягивают нить и закрывают глаза. Взрослый просит детей представить, что они составляют единое целое, но каждый из них важен и значим для всех.

Для детей с 6 лет

Подарки

Дети стоят в кругу. Взрослый говорит, что каждый может подарить и получить «подарок». Со словами: «Я хочу подарить тебе сегодня...» он обращается к рядом сидящему и описывает то, что он хочет подарить (настроение, прикосновение, цветок, стихотворение, песенку и т.д.). Чем необычнее будет «подарок», тем лучше. Принимающий благодарит и дарит свой «подарок» следующему по кругу. Взрослый следит, чтобы все получили «подарки».

Доброе животное

Взрослый тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное .Давайте послушаем , как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое сердце. Стук- шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Релаксационные упражнения в сенсорной комнате

Релаксационные упражнения в сенсорной комнате...

Релаксационные упражнения в темной сенсорной комнате

Релаксационные упражнения в темной сенсорной комнатеЦели предлагаемых видов релаксации – мышечное расслабление, снятие эмоционального напряжения.При проведении релаксации желательно использовать зерка...

Консультация для педагогов «Занятия и упражнения в сенсорной комнате с детьми 2 младшей группы».

в данной консультации представлены цикл занятия и упражнения в сенсорной комнате с детьми 2 младшей группы...

Консультация для педаогов «Игры и упражнения в сенсорной комнате"

Консультация для пегагов«Игры и упражнения в сенсорной комнате»...

Консультация для родителей «Игры и упражнения в сенсорной комнате»

Консультация для родителей«Игры и упражнения в сенсорной комнате»...

Методическая копилка.Логопед в сенсорной комнате.

Речь — особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Современные технологии позволят нам сделать занятия с ребенком не только полезными, но увлекательными и интересными....