«Методические приемы обучения детей с умственной отсталостью сюжетно - отобразительным играм»
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Агафонкина Татьяна Владимировна

 

Настоящая методическая разработка представляет собой результат многолетнего опыта нашей работы с детьми с умственной отсталостью в легкой степени. Здесь мы постарались осветить вопросы обучения детей с умственной отсталостью сюжетно – отобразительным играм. В основе их рассмотрения лежат практические приемы обучения, психолого – педагогическая характеристика реальных  детей. Система обучения игре детей с умственной отсталостью строится на признании того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития детей.

Данная разработка будет интересна специалистам коррекционных групп.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabot.docx48.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Методические приемы обучения детей с умственной отсталостью

сюжетно - отобразительным играм»

1. Введение:

Настоящая методическая разработка представляет собой результат многолетнего опыта нашей работы с детьми с умственной отсталостью в легкой степени. Здесь мы постарались осветить вопросы обучения детей с умственной отсталостью сюжетно – отобразительным играм. В основе их рассмотрения лежат практические приемы обучения, психолого – педагогическая характеристика реальных  детей. Система обучения игре детей с умственной отсталостью строится на признании того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития детей.

Данная разработка будет интересна специалистам коррекционных групп.

1.1Актуальность обучения сюжетной игре детей с умственной отсталостью.

Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного возраста, являясь ведущим видом деятельности. Все дети живут в игре, она – их мир, их бытие … «А все ли дети живут в игре? Для всех ли она становится миром?» и «Как сделать так, чтобы игра стала неотъемлемым элементом жизни каждого ребенка, оказывала на него развивающее воздействие?». Эти вопросы возникают закономерно, так как мы работаем с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии.

Процесс обучения игре представляет собой форму взаимодействия взрослых с детьми, обеспечивает не столько формирование определенных игровых умений и навыков, сколько активизацию их психической и двигательной сферы, развитие всех познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения с взрослыми и сверстниками, что очень, важно так как дети с нарушением интеллекта часто аутичны и не умеют взаимодействовать с окружающими людьми. При обучении игре детей с умственной отсталостью учитываются индивидуальные особенности и возможности развития каждого ребенка.

Дети с умственной отсталостью играют «рядом» или поодиночке. Самостоятельная игра, как правило, кратковременна. Наша задача научить детей взаимодействовать друг с другом и с взрослыми в процессе игры. Так как именно игра обеспечивает выделение и осмысление детьми социально принятых нравственных норм поведения, формирование основного движущего мотива личностного развития ребенка – быть как взрослый. Именно поэтому очень важно обучать детей игре и через игру социализировать их к взрослой жизни. В процессе обучения эти дети способны овладеть не только разнообразными игровыми действиями, но и разными вариантами их цепочек, что необходимо для развертывания сюжетных и сюжетно - отобразительных игр. Формирование игровой деятельности у таких детей построено на основе комплексного подхода и индивидуального развития каждого ребенка.


1.2  Характеристика детей с умственной отсталостью по образовательным областям (согласно ФГОС ДО)

Социально коммуникативное развитие.

Контакт со взрослыми непродолжителен. Требуется мимическое и жестовое подкрепление. Для поддержания контакта необходима положительная стимуляция (доброжелательная улыбка, знаки одобрения, поглаживание и т. п.).   Некоторые дети способны привлекать внимание к своим нуждам (приему пищи, туалету, боли и др.). Низкий уровень ориентировки в окружающем. Требуется постоянная сопровождающая помощь взрослого. Со сверстниками нет совместной игры. Игры носят элементарный подражательный характер, в основном преобладают стереотипные действия, отсутствует творчество, замысел в игре, плохо усваивают правила игры. Игровые действия не сопровождаются эмоциональными реакциями и речью. Сюжетно-ролевая игра самостоятельно не формируется.

Познавательное развитие.

Интерес к деятельности взрослого слабо выражен и неустойчив. Интерес вызывает не сама деятельность, а отдельные признаки предметов (звучание, цвет). Требуется многократное повторение инструкции с показом того, что следует сделать. В процессе работы предлагаемая программа действий не удерживается.

Способны к подражанию и совместным действиям со взрослым. Наступает быстрое пресыщение деятельностью. Волевых усилий не проявляют. Эмоциональное реагирование в процессе работы не всегда адекватно.

 При восприятии различают знакомых и незнакомых людей. Требуется организация самого процесса восприятия окружающего и его сопровождение со стороны взрослых.  Дифференцировка зрительных, слуховых сигналов, тактильных и обонятельных раздражителей возможна только с помощью взрослого.  Нет словесного обозначения основных признаков предметов. При группировке предметов с учетом формы, цвета, величины требуется организующая и направляющая помощь.  Не соотносят запоминаемый материал с предлагаемыми опорами. Помощь взрослого мало эффективна. Операции обобщения на элементарном уровне. Предлагаемые задания могут выполняться только при активном взаимодействии со взрослым. Перенос показанного способа действия при решении новых задач вызывает те же трудности.

Речевое развитие.

Дети данной группы плохо воспринимают и понимают речь окружающих. Словарный запас слов  беден, состоит в основном из существительных и обиходных глаголов. Самостоятельный рассказ сводится к простому перечислению отдельных предметов и действий, изображённых на картинке. В общении со взрослыми и сверстниками используют незначительное количество слов. У детей  отсутствует  понятие слов обобщающего характера (мебель, посуда, одежда, фрукты, овощи). Снижена потребность в речевом общении. У большинства детей звукопроизношение нарушено. Фразовая речь практически отсутствует. Наблюдается эхолаличная речь. Среди детей группы  имеются дети, совсем не владеющие речью.

Художественно-эстетическое развитие.

У большинства детей навыки художественного творчества на низком уровне. Отстают во всех видах продуктивной деятельности: рисование, лепке, конструирование. Рисунки примитивны, фрагментарны; формы и пропорции предметов искажены.

Физическое развитие.

Общее физическое развитие, масса тела, рост имеют незначительные отклонения от возрастной нормы. Общее физическое развитие, масса тела, рост имеют незначительные отклонения от возрастной нормы. Недостаточная четкость основных движений. Неловкая походка. Слабая регуляция мышечных усилий. Трудности зрительно-двигательной координации. Трудности самостоятельного выполнения двигательных упражнений.

1.3  Цель обучения  сюжетной игре детей с умственной отсталостью.

Основной нашей целью в обучении сюжетной игре детей является осуществление коррекционно – образовательной работы с детьми. Выявить и изучить особенности формирования сюжетно-отобразительной игры у умственно отсталых детей, разработать рекомендации по организации и руководству сюжетно-отобразительной игрой умственно отсталых детей разновозрастной группы. Формировать  у детей интерес к игре, создать  условия для познавательной и речевой активности, формировать  нравственные, общественные качества ребенка.

Именно в игре умственно отсталый ребёнок знакомится с окружающей действительностью, приобретает знания и умения, обучается, у него развиваются восприятие, мышление, ловкость, активность, координация движений, формируются навыки коллективного поведения, усваиваются эстетические нормы, расширяется и обогащается словарь, развиваются навыки общения и функции речи.  


2. Основная часть:

2.1 Этапы и задачи планирования работы по обучению сюжетно - отобразительным играм.

Первый этап – предварительный.

  1. Создание условий для развития у детей познавательной направленности на функциональные свойства объектов и формирование структуры предметного действия на основе совместной деятельности с детьми.
  2. Вызвать интерес к разнообразию окружающего мира, формировать первоначальные представления о ближайшем окружении.
  3. Стимулировать и поддерживать речевую активность детей во время действия с образными игрушками.
  4. Учить выполнять игровые действия с игрушкой совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого и по словесной просьбе взрослого, формировать умения выполнять последовательную цепочку игровых действий.
  5. Уточнять знакомые игровые действия с куклой и умение переносить эти игровые действия на другие образные игрушки
  6. Знакомить детей с предметами,  необходимыми для игры с куклой ( одежда, посуда, мебель)
  7. Учить детей вместе со взрослым организовывать место для игры с различными образными игрушками
  8. Учить радоваться играм с образными игрушками, формировать их эмоциональный отклик на игровые действия
  9. Учить различать игрушки по цвету, величине
  10. Учить действовать двумя руками ( удерживать, приближать, поворачивать игрушки)

Варианты игр:

  • узнавание игрушки
  • нахождение игрушки по картинкам ( цветная картинка – иллюстрация, прорисованная контурно, нарисованная взрослым на глазах у ребенка, составленная из разрезной)
  • узнавание игрушки по отдельным деталям, характерным звукам, на ощупь
  • рассказывание сказки педагогом
  • действия с игрушками
  • магазин игрушек
  • что мы делаем с этой игрушкой?

Предполагаемые результаты:

  • наличие положительного эмоционального отношения и пробуждение интереса к действиям с предметами
  • наличие элементарных умений передавать отношение к кукле как к ребенку: выражать ласку
  • умение обращаться ко взрослому с просьбами , используя вербальные и невербальные средства общения
  • наличие у детей сформированных действий с игрушками ( по подражанию, по образцу), понимание детьми названий используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий
  • наличие операционно - технических действий, выполняемых совместно со взрослым: укачивание, укладывание, усаживание и т.д

Второй этап – работа над выразительными движениями

  1. Учить изменять движения в соответствии с образцом, подражая положениям рук, ног и туловища, выражениям лица, голосом и речью
  2. Создание условий для побуждения к речевой активности детей
  3.  Поддерживать стремление к общению со взрослыми и сверстниками
  4.  Развитие активного и пассивного словаря
  5.  Развивать умение имитировать в пластике движения животных,  птиц, насекомых
  6.  Знакомить с ролью, учить брать на себя роль, переименовывать себя в соответствии с ней, учить выражать голосом, звукоподражанием эмоциональное состояние персонажа
  7. Закреплять знакомые игровые действия в соответствии с содержанием игры и умения переносить игровые действия на различные ситуации
  8. Учить соотносить свои действия с действиями определенного персонажа.

Варианты игр:

  • Игры – имитации
  • Игры – этюды
  • Отработка выразительных движений

Предполагаемые результаты

  • Осуществление ролевого общения в соответствии с сюжетом игры с помощью,  речевых и неречевых средств ( мимика, жесты), овладение детьми навыками общении  друг с другом и со взрослыми
  • Овладение детьми умениями принимать и выполнять цепочки игровых действий в обозначенных сюжетах,  при  поддержки взрослого

Третий этап – работа над развитием сюжетно – отобразительной игры.

  1. Создание речевой среды: формирование умения воспринимать и понимать произведения литературы
  2.  Пробуждение  у ребенка речевой активности как важнейшего условия дальнейшего овладения речью
  3.  Развивать умение имитировать  в пластике движения персонажей сказки, создать условия для удержания ребёнком принятой роли, учить подбирать для сюжетно - отобразительной игры необходимых атрибутов и игрушек
  4.  Учить выражать эмоциональные переживания за героев
  5. Совершенствовать знакомые ролевые действия в соответствии с содержанием игры
  6.  Закреплять интерес и положительное отношение к знакомым играм и игрушкам
  7. Продолжать учить использовать в ходе игры различные предметы и их модели, предметы - заменители, воображаемые действия
  8. Изготавливать атрибуты для  сюжетно – отобразительных, театрализованных игр совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого

Варианты игр:

  • Прогулки в лес
  • В гостях у героев сказки
  • Обыгрывание сказки с элементами костюмов
  • Игры- превращения
  • Герои сказки  прищли в гости

Предполагаемые результаты

  • Согласованное выполнение детьми ролевых действий в соответствии с сюжетом
  • Осуществление ролевого общения в соответствии с сюжетом игры с помощью речевых и неречевых средств

Четвертый этап – игра - драматизация

  1. Учить брать на себя роль, переименовывать себя в соответствии с ней
  2.  Учить выражать голосом , звукоподражаниями эмоциональное состояние персонажа
  3. Создать условия для удержания ребенком принятой на себя роли
  4.  Поддерживать эмоциональный отклик и эмоциональную заинтересованность от восприятия сказки

Варианты игр:

  • Играем в сказку
  • Обыгрывание сказки

Предполагаемые результаты

  • Овладение детьми навыками общения друг с другом по поводу организации и проведения игры при участии взрослого
  • Овладение детьми умениями принимать и выполнять роли в сюжетах до конца игры при поддержке взрослого и самостоятельно

2.2 .Методы и приемы проведения сюжетно – отобразительных игр

У дошкольников с умственной отсталостью жизненный опыт очень ограниченный. Длительное время они не замечают и не понимают отношений в окружающей действительности, не овладевают словами, их обозначающими. Эти отношения становятся доступными им в процессе длительного, целенаправленного обучения. Обучение детей строится на основе знания и учёта индивидуальных  особенностей и возможностей развития каждого ребёнка, оно  ведется в игровой форме, наиболее доступной для детей с умеренной умственной отсталостью. Вся работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все анализаторы, вызывающей у детей необходимость оперировать различными предметами и игрушками, обыгрывать действия с ними. Игрушки, используемые в обучении детей с умственной отсталостью, должны более реалистично отображать объекты действительности по форме, цвету, строению и т.д. быть художественно и эстетически выполненными, привлекательными для детей, безопасными в употреблении, соответствовать уровню возрастного и психического развития ребёнка. Для воспитания таких детей важную роль играют: спокойная обстановка, доброжелательное отношение, единство, чёткость и системность требований, т. е. всё, что создаёт и закрепляет у детей необходимые знания. Непременное условие успешности работы по обучению детей сюжетно - отобразительной игре - соблюдение определенной последовательности, предусматривающей постепенное усложнение приемов обучения. Эффективной по нашему мнению является следующая последовательность в применении приемов обучения при организации игр :

  • Проигрывание действий педагогом на глазах у детей
  • Совместное проигрывание действий педагогом и детьми
  • Выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый педагогом
  • Выполнение действий ребенком по словесной  инструкции
  • Самостоятельное выполнение детьми игровых действий
  • Сопровождение ребенком речью выполняемых действий

       Особо привлекательны для детей приемы драматизации ситуации, ее импровизации и        театрализации. Использование этих приемов вызывает у детей эмоциональный подъем и стремление выполнить действия. Чаще нами используется  театрализация какого- то литературного произведения. Например « Теремок», « Репка», « Волк и семеро козлят» и т.д Участие взрослого в игре обязательно. Он должен быть организатором и ведущим этой театрализации. По просьбе педагога, дети выполняют те или иные действия, с помощью взрослого дети объясняют свои действия. Во всех случаях действия детей или персонажей по возможности должны сопровождаться речью, мимикой, жестами, которые придают им выразительный характер. Это процесс длительный, и не всегда можно достичь желаемого результата, так как он зависит от интеллектуального и речевого развития детей. При проведении подобных игр – драматизации,  нами используется музыкальное сопровождение, что настраивает ребенка на выполнение эмоционально насыщенных игровых действий. Также важным моментом в организации игр является использование игровой атрибутики – деталей костюмов, элементов декораций, фрагментов наглядных изображений.

В процессе организации сюжетно-отобразительных игр очень важно следить за тем, какие отношения складываются между воспитанниками, предупреждать возникновение конфликтов (из-за игрушек, желаемой роли и т.п.). Очень важно в процессе игровой деятельности формировать у детей дружеские взаимоотношения, желание и умение помочь, уступить друг другу. При этом следует, как можно более использовать характерную для этих детей способность к подражанию. Нужно многократно показывать им, как поступать в определённых ситуациях, каким образом выполнять необходимые действия. В результате систематически предъявляемых требований и повторного выполнения заданий вырабатываются положительные умения, позволяющие адаптироваться в обществе. Необходимо заметить, что уровень и возможности развития воспитанников нашей группы различны. Поэтому даже при небольшом количестве детей необходимо осуществлять индивидуальный подход в определении задач обучения для каждого ребёнка. При постановке задач, определении содержания и организации коррекционного процесса следует ориентироваться на возможности детей.

Воспитание и обучение детей с умственной отсталостью в коллективе, в игре, в посильной постоянной деятельности  даёт положительные результаты. У детей вырабатываются  навыки правильного элементарного социального поведения и такие качества, как  трудолюбие, доброжелательность, самостоятельность, ответственность за выполнение – пусть маленького – порученного ему дела, аккуратность, бережное отношение к вещам. Всё это достигается нами огромным трудом, терпением   и требует продолжения этой  коррекционной работы на протяжении всего нахождения детей в детском саду.


3. Заключение:

По итогам многолетнего опыта видно, что сюжетно – отобразительная игра является действенным способом в обучении и развитии детей с умственной отсталостью. Это лучший способ усвоения информации и общественного опыта. Участие детей в сюжетно – отобразительных играх позволяет им почувствовать себя частью детского коллектива. Сюжетно – отобразительная игра имеет чрезвычайно большое значение для умственного и нравственного развития детей, для формирования их способностей и становления личности в целом. В настоящее время перед нами стоит необходимость комплексного  изучения возможностей формирования игровой деятельности этих детей, что послужит залогом успешного развития их психической сферы в целом и социальной адаптации в частности. Расширять уровень игровых навыков и умений.


4. Список используемой литературы

  1. Баряева Л. Б ., Зарин А. П. Обучение сюжетно – ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. Санкт- Петербург 2001.
  2. Баряева Л. Б ., Зарин А. П., Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. 2000
  3. Гаврилушкина О. П. , Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Москва 1980
  4. Забрамная С. Д.  Психолого- педагогическая диагностика умственного развития детей. Москва 1995
  5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
  6. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
  7. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.-5-е изд., испр. и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  8. Элизбарашвили Л.А. Сказка в гости к нам пришла. Сказка в системе коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья: Методическое пособие СПб: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2013.
  9. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Сост. Т.В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическое пособие для педагогов по теме:" Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"

Мастер - класс для воспитателей районного уровня по теме: " Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"Предоставленный материал: конспект мастер класса и презентация...

Играем вместе. Методика обучения детей раннего возраста упражнениям и играм с мячом (как и любому физическому упражнению) имеет свои особенности, которые заключаются в том, что в обучении преимущественно используются игровые приемы.

Учимся играть вместе.Как же научить малыша ловкости и уме­лости в играх с мячом. Методика обу­чения детей раннего возраста упражнени­ям и играм с мячом (как и любому физиче­скому упраж...

Особенности методических приемов обучения пению детей младшего дошкольного возраста

Музыкальное занятие "В гостях у феи музыки" для детей младшего возраста вокального кружка "Росинка".Цель: создать комфортные условия для развития вокально-хоровых навыков детей.Зад...

Методическая разработка "Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста"

Методическая разработка МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Метод – это способ работы воспитателя с детьми, это способ передачи воспитателем знаний детям, это пути усвоения знани...

Методические приемы обучения детей технике оригами

Методические приемы обучения детей технике оригами...