Методическая разработка «Учимся играя» (картотека игр (дидактические, словесные, пальчиковые игры и динамические паузы) по лексическим темам).
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Копаницкая Инна Владимировна

Пояснительная записка к методической разработке.

           Я работаю учителем дефектологом в коррекционно-диагностической  группе для детей с ЗПР.  Деятельность учителя – дефектолога в дошкольном учреждении направлена на решение следующих задач: адаптация ребёнка в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития. Одним из ведущих направлений в педагогической деятельности учителя – дефектолога является преодоление недостатков познавательной деятельности воспитанников. Совместно с другими специалистами (воспитатель, педагог – психолог) исследуем уровень сформированности психических процессов: внимание, память, мышлении, восприятие, воображение, речь. Выявляем также уровень сформированности компонентов деятельности: мотивация, программирование, регуляция (т. е. сформированность знаний, умений и навыков).  

Целью коррекционно – педагогической работы с детьми, отстающими в развитии, в условиях ДОУ является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребёнка.

         Данная методическая разработка появилась в связи с тем, что возникла необходимость в систематизации материала по лексическим темам, для повышения качества подготовки к занятиям и оптимизации процесса взаимодействия с воспитателями и родителями.

Настоящая методическая разработка включает в себя ряд игр и упражнений,  направленных на развитие  психических процессов, а также мелкой и общей моторики детей дошкольного возраста. В картотеке содержатся: пальчиковые игры  с речевым сопровождением, физминутки, динамические паузы,  дидактические, словесные  и подвижные игры. Дидактические игры и упражнения направлены на формирование восприятия, памяти, внимания, мышления, речевого развития.  Словесные дидактические игры – один из самых старинных видов дидактических игр. Они хороши тем, что способствуют всестороннему развитию личности ребенка, так как темы словесных игр могут быть самыми разнообразными; данные игры способствуют развитию творческого мышления ребенка, словотворчеству, обогащают словарный запас детей, помогают освоить грамматику родного языка.

Все игры и упражнения систематизированы по лексическим темам, что облегчает работу педагогов при календарном планировании. Данная картотека может быть полезна как дефектологам, логопедам, так и воспитателям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  «ВЕСНА.  8 МАРТА»

Словарь: сосульки, проталины, капель, тает, звенит, весенняя,

                Почки, трава, насекомые, распускаются, зацветают,

                Гнезда, перелетные птицы, выводят птенцов.

                8 Марта – подарки, поздравления, женский день,

                внимательная, ласковая, любимая, весенние цветы,

                весна, лужи, ранняя, поздняя, радостная, звонкая,

                дождливая, цветущая, журчат, набухают, щебечут,

                греет, припекает, зеленеет.

Наблюдения – развивать умение видеть изменения, происходящие в природе весной.

Экскурсия в весенний парк – весной снег и лед тают, солнце светит сильнее. Обратить внимание детей на проталины, на черные воронки возле больших деревьев. Воробьи громко чирикают, купаются в лужах. Воспитывать интерес к весеннему пробуждению природы.

Экскурсия в парк – показать изменения, которые произошли в природе в связи с потеплением и удлинением дня: стало теплее, выросла зеленая трава, цветет цветы, на деревьях и кустарниках появились листья. Воспитывать любовь к природе родного края.

Беседа – учить устанавливать взаимосвязь между весенними изменениями в живой природе. 8 Марта – воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям.

Речевые упражнения:

  1. «Назови ласково».
  2. «Один – много».
  3. «Скажи со словом «весенний» - образование прилагательных. День (какой?) – весенний, Погода – весенняя и т.д.

Упражнение «Клен» - координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

За окном сосулька тает,         (дети стоят лицом в круг, 4 прыжка на

                                                   Носочках, руки на поясе)

Ветер тучи рвет в клочки.      (руки вверх, наклоны туловища

                                                    Вправо-влево)

Разжимает, разжимает             (руки перед грудью, локти опущены,

Клен тугие кулачки.                  Вниз, медленно разжимают кулаки)

Прислонился он к окошку       ( 4 прыжка)

И, едва растает снег,                (наклоны)

Мне зеленую ладошку             (поворачиваются лицом друг к

Клен протянет раньше всех.     Другу, протягивают правы ручки –

                                                     Рукопожатие).

Упражнение «Весна» - координация речи с движением.

Скоро кончится зима.

Постучится к нам весна.

Солнца жаркие лучи

Превратят снега в ручьи.

Птицы станут щебетать,

Реки – толстый лед ломать.

Дети ритмично топают ногами.

Хлопают в ладоши.

Поднимают руки вверх.

Опускают руки, приседают.

Машут руками, как крыльями.

Разводят руки в стороны, поворачивают корпус вправо и влево.

Упражнение «Апрель» - координация речи с движением, закрепление знаний о признаках весны.

Очнулись деревья от

Зимнего сна.

В апреле по лесу гуляет весна.

В овраге ручьи

Шаловливо звенят.

И с юга на родину птицы летят.

Дети поднимают руки вверх, покачиваются из стороны в сторону.

Кружатся на месте.

Хлопают в ладоши.

Разводят руки в стороны, бегают врассыпную.

Упражнение «Медведь» - координация речи с движением.

Спал зимой медведь в берлоге,

Ждал, когда весна придет.

А она уже в дороге!

Тает снег, темнеет лед.

Громче стали птичьи трели,

Радостней и веселей.

Разбудил в берлоге мишку

Звонкий маленький ручей.

Дети идут по кругу.

Разводят руки в стороны, выполняют повороты вправо и влево.

Поднимают руки вверх, подпрыгивают на месте.

Приседают, встают.

Машут руками, как крылышками.

Кружатся.

Хлопают.

Упражнение «Бусы для мамы» - развитие конструктивного праксиса, мелкой моторики. Закрепление знания основных светов и умения их различать.

Оборудование: коробка с крупными бусами основных цветов, шнурочки соответствующих цветов с узелком на одном конце.

Дидактическая игра «Почемучка» - установление элементарных причинно-следственных связей.

Почему весной тает снег? Почему бегут ручьи? Почему тает лед? Почему набухают почки? Почему распускаются цветы? Почему пробивается травка? Почему появляются насекомые? Почему люди одеваются легче?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека динамических пауз по лесическим темам для дошкольников

Динамические паузы по лексическим темам являются обязательной частью занятий по развитию речи, по формированию целостной картины мира, а также используются в режмные моменты. Динамические минутки спос...

Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности «Ловкие пальчики» (пальчиковые игры)

В методической разработке отражены цели и задачи использования пальчиковых игр для детей младшей группы и примерный ход урока...

Методическая разработка. Мнемотаблица к стихотворению Н.В. Нищевой "Март, апрель и май зелёный..." по лексической теме "Весна. Весенние цветы" в подготовительной группе для детей с ТНР.

Данная цветная мнемотаблица помогает быстро и легко выучить названия весенних месяцев, тренирует внимание и память, способствует повышению мотивации к разучиванию стихотворений....

Картотека пальчиковых гимнастик и динамических пауз

В картотеке подобраны пальчиковые гимнастики и динамические паузы по временам года. Предложенный материал можно использовать в образовательной деятельности....

Картотека пальчиковых игр и динамических пауз по лексическим темам

Использовать динамические паузы можно с самого раннего возраста. Известно, что ребенок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, поэтому необходимо испо...

Методическая разработка "Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры"

В данной методической разработке представлена информация о развитии мелкой моторики рук для развития речи детей раннего возраста. Данная методическая разработка может представлять интерес для воспитат...