Развивающая программа "Развитие способности к обучаемости у детей младшего школьного возраста".
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

В жизни ребенка после поступления в школу наступает новый период, к которому он должен быть достаточно подготовлен. Ребенок должен быть готов к серьезной учебной деятельность.

Специфической особенностью детей младшего школьного возраста является то, что в этом возрасте обычно обнаруживаются первые признаки отставания детей в учении, причем в эти годы отставание еще может быть успешно ликвидировано.

 Изучая подходы к обучаемости в литературе, можно отметить, что решающим фактором, влияющим на успешность процесса обучения и его результат, является обучаемость.

Исходя из этого, нами разработана программа для детей младшего школьного возраста с низким уровнем обучаемости.

Цель программы: развитие способности к обучаемости у детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Развивающая программа220.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая программа

Вводная записка. 

В жизни ребенка после поступления в школу наступает новый период, к которому он должен быть достаточно подготовлен. Ребенок должен быть готов к серьезной учебной деятельность.

Специфической особенностью детей младшего школьного возраста является то, что в этом возрасте обычно обнаруживаются первые признаки отставания детей в учении, причем в эти годы отставание еще может быть успешно ликвидировано. В настоящее время существует ряд трудностей, мешающих успешной реализации учебной деятельности, главным является низкая обучаемость младших школьников. Эффективность обучения младших школьников зависит не только от совершенствования содержания и методов обучения, но и от уровня развития индивидуально-психологических особенностей детей, в том числе способности к обучаемости.

Обучаемость является одним из основных показателей готовности школьника к учению, к освоению знаний стихийно или целенаправленно в условиях какой-либо конкретной образовательной системы. Обучаемость влияет на особенности усвоения различных дисциплин, а значит, связана с особенностями мышления детей.

Изучая подходы к обучаемости в литературе, можно отметить, что решающим фактором, влияющим на успешность процесса обучения и его результат, является обучаемость.

Исходя из этого, нами разработана программа для детей младшего школьного возраста с низким уровнем обучаемости.

Цель программы: развитие способности к обучаемости у детей младшего школьного возраста.

Задачи программы:

Развивать такие свойства мышления как:

  • глубина;
  • гибкость;
  • устойчивость;
  • осознанность действий (способности адекватно аргументировать действия);
  • развитие способности к логическому переносу.

Объектом являются дети младшего школьного возраста.

Предмет – компоненты обучаемости.

Принципы проведения развивающей программы:

  • принцип единства коррекции и развития;
  • принцип единства диагностики и коррекции;
  • принцип единства изучения личности и общения;
  • принцип детерминизма;
  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип не нанесения вреда ребенку;
  • принцип стереоскопичности.

Программа состоит из 10 специально подготовленных занятий, каждое из которых имеет следующую структуру:

  • Ритуал приветствия
  • Разминка
  • Основная часть (3-4 упражнения)
  • Заключительная часть: релаксация, рефлексия, ритуал прощания.

Занятия проводятся по подгруппам, включающие в себя от 2 до 5 детей. Проводятся 3 раза в неделю, в специально оборудованной игровой комнате,  продолжительность составляет 40 минут. Во время проведения занятий происходит чередование видов деятельности, а так же в серии занятий используется 3 упражнения, которые постепенно усложняются. Каждое занятие строится с учетом определенной сюжетной линии.

Приложение 10

Занятие «Прогулка в лесу»

Цель занятия: развитие у детей младшего школьного возраста развитие способности  аргументировать ответ и свои действия, гибкости, глубины мышления, мыслительных операций.

Продолжительность занятий составляет 40 минут.

Оборудование, материал:

Набор разрезных слов; лексический материал к каждому упражнению; предметные картинки с изображением грибов различного размера; игрушки, обручи- круги, набор блоков; корзинки; магнитофон, запись расслабляющей музыки.

Ритуал приветствия

Дети встают в круг, здороваются по кругу локотками и желают  каждый по очереди всем что-нибудь хорошее на занятие.

Разминка

«Найди пару»

Цель: развитие мыслительных операций: классификация.

Ход проведения:

Детям предлагаются два столбика разрезных слов. Детям необходимо соединить половинки слов. По завершению, школьники должны назвать обобщающий признак.

Слова:

  1. Медведь, заяц, волк;
  2. Лисица, белка, кабан;
  3. Глухарь, рябчик, дятел;

Основная часть

1. «Составление предложений»

Цель: развитие гибкости мышления.

Ход проведения:

Берутся три слова, обозначающие предметы, явления природы, не связанные по смыслу. Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова).

1 группа слов: «озеро», «карандаш», «медведь».

2 группа слов: «машина», «лес», «гроза».

3 группа слов: «волк», «солнце», «дождь».

2. «Собери грибы».

Цель: развитие гибкости мышления, развитие способности  аргументировать ответ и свои действия.

Ход проведения:

Детям раздаются карточки, на которых изображены грибы разных размеров. Детям необходимо найти на своей «полянке», как можно больше грибов противоположенного размера и разложить их в корзинки. По завершению, дети должны объяснить свой выбор.

3. «Приключения муравья в лесу»

Цель: развитие глубины и гибкости мышления.

Ход проведения:

Детям предлагалось вообразить, что они стал размером с муравья, и рассказать, какие изменения они заметили вокруг: "в стране Великанов я буду…".

4. «Раздели подарки»

Цель: развитие мыслительных операций: анализ, синтез, классификация.

Ход проведения: 

В лесу переполох! Лиса, волк и медведь никак не могут поделить подарки деда Мороза! Дед Мороз сказал взять лисе все маленькие подарки, медведю – все толстые, а волку – круглые. Дети распределяют подарки в круги, рядом с волком, медведем и лисой.

Заключительная часть

Релаксация

Включается спокойная музыка (2-3 мин), дети  лежаться на коврик, закрывают глаза, отдыхают.

Дети открывают глаза, становятся в круг.

Подведение итогов: Что вам понравилось на занятии? Что было трудным? Чему вы сегодня научились?

Ритуал прощания

Дети встают в круг, прощаются по кругу локотками.


Занятие «Школа»

Цель занятия: развитие у детей младшего школьного возраста гибкости, глубины мышления, развитие способности к логическому переносу, а так же развитие способности  аргументировать ответ и свои действия.

Продолжительность занятий составляет 40 минут.

Оборудование, материал:

Игрушки, школьные принадлежности, предметные картинки; сюжетные картинки; лексический материал к каждому упражнению; комплекты карточек с цифрами от 0 до 9; магнитофон, запись расслабляющей музыки.

Ритуал приветствия

Дети встают в круг, здороваются по кругу локотками и желают  каждый по очереди всем что-нибудь хорошее на занятие.

Разминка

«Раздели подарки»

Цель: развитие гибкости мышления, развитие способности  аргументировать ответ и свои действия.

Ход проведения:

Детям предлагается вспомнить игру «Раздели подарки».

Только теперь, необходимо разделить подарки между Вовой, Васей, Ирой и Юлей. Вова идет в школу- подумай какие подарки ты отдашь ему (школьные принадлежности)? Вася ходит в детский сад и любит играть с большими игрушками, Ира любит только игрушки красного цвета, а Юля любит играть только с маленькими игрушками. Детям необходимо распределить игрушки и школьные принадлежности между Вовой, Васей, Ирой и Юлей. По завершению, дети должны объяснить свой выбор.

Основная часть

1. «Угадай слово»

Цель: развитие гибкости мышления, развитие способности к логическому переносу.

Ход проведения:

Ученикам предлагается угадать произвольно выбранное слово (конкретный предмет, название животного, растения и т.п.), задавая уточняющие вопросы, на которые можно получить только ответы «да» или «нет».
Предварительно с учениками в доступной для них форме, на конкретных примерах обсуждаются основы классификации понятий. Школьники узнают, что уже первые несколько правильно поставленных вопросов позволяют значительно сузить круг возможного поиска, ускорить процесс нахождения решения. Например, вопрос, является ли задуманный объект живым, сразу определяет направление дальнейшего поиска. Если объект живой, целесообразным следующим действием является уточнение вида этого объекта (животное или растение). Далее последовательно уточняются следующие общие признаки (например, в случае загадывания названия животного — является ли оно зверем, птицей или рыбой, среда его обитания и т.д.).

2. «Веселый счет»

Цель: развитие операций мышления: анализ, синтез.

Ход проведения:

Для проведения этого упражнения заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от 0 до 9 на каждую команду. Группа делится на 2 команды. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два стула.

Каждый игрок получает карточку с одной из цифр. После того, как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат» выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ. Допустим, это был пример: 16+5. На стулья рядом с ведущим должны сесть участники, у которых в руках карточки с цифрами 2 и 1, так как сумма 16 и 5 равна 21. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.

3.  «Кто кем будет?»

 Цель: развитие глубины, гибкости мышления.

Ход проведения:

Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, икринка, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д. 
Может существовать несколько ответов на один вопрос.
 

4. «Разложи по порядку» 

Цель: развитие гибкости, способности к логическому переносу.

Ход проведения:

Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет короткий рассказ по картинкам.

Заключительная часть

Релаксация

Включается спокойная музыка (2-3 мин), дети  лежаться на коврик, закрывают глаза, отдыхают.

Дети открывают глаза, становятся в круг.

Подведение итогов: Что вам понравилось на занятии? Что было трудным? Чему вы сегодня научились?

Ритуал прощания

Дети встают в круг, прощаются по кругу локотками.


Занятие «Приключения с животными и птицами»

Цель занятия: развитие у детей младшего школьного возраста гибкости, глубины, устойчивости мышления, развитие  мыслительных операций, развитие умения понимать условные изображения, развитие критичного мышления, а так же развитие способности  аргументировать ответ и свои действия.

Продолжительность занятий составляет 40 минут.

Оборудование, материал:

Ватман, карандаши, игрушки; лексический материал к каждому упражнению; рисунки- нелепицы; магнитофон, запись расслабляющей музыки.

Ритуал приветствия

Дети встают в круг, здороваются по кругу локотками и желают  каждый по очереди всем что-нибудь хорошее на занятие. Это и будет являться ритуалом приветствия во всех занятиях.

Разминка

«Подбери слова»

Цель: Развитие глубины мышления.

Ход проведения:

Предлагается подобрать как можно больше слов по заданной теме.

Например:

Подбери как можно больше слов, которые можно отнести к группе диких животных (домашних животных, домашних и диких птиц)

Основная часть

1. «Исключи лишнее»

Цель: развитие мыслительных операций: классификации, а так же развитие способности  аргументировать ответ и свои действия.

Ход проведения:

Инструкция: выберите из 3 слов одно лишнее и объясни свой выбор.

Цвет:

цыплёнок, лимон, василёк

лисица, морковь, трава

Форма:

телевизор, книга, колесо

арбуз, перо, ручка.

Величина:

бегемот, муравей, слон

медведь, синица, воробей.

Материал:

банка, кастрюля, стакан

альбом, тетрадь, ручка

Вкус:

конфета, картошка, варенье

торт, селёдка, мороженое

2. «Ищем клад»

Цель: развитие устойчивости мышления.

Ход проведения:

В начале игры вместе с детьми следует нарисовать план комнаты, изобразив на нем все предметы мебели, а также окна, двери и т.д. При этом следует объяснить детям, что план – это вид сверху.

После этого нужно попросить одного ребенка выйти на некоторое время из комнаты и спрятать в ней игрушку. На плане место нахождения «клада» следует отметить ярким крестиком.

3. «Сокращение рассказа»

Цель: развитие гибкости и глубины мышления.

Ход проведения:

Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание. Возможна совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов.

Пример: Купание медвежат. Автор: В. В. Бианки

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка и пестун — её годовалый сын, медвежья нянька.

Медведица села. Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом — в воду, как первого.

Полоскал, полоскал его да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорёт! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.

После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

4. «Нелепица»

Цель: развитие умения понимать условные изображения, а так же развитие критичного мышления.

Ход проведения:

Детям предлагаются рисунки, в которых содержатся противоречия, несообразности в поведении и расположении животных. Детям необходимо найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. У детей уточняется, как бывает на самом деле.

Заключительная часть

Релаксация

Включается спокойная музыка (2-3 мин), дети  лежаться на коврик, закрывают глаза, отдыхают.

Дети открывают глаза, становятся в круг.

Подведение итогов: Что вам понравилось на занятии? Что было трудным? Чему вы сегодня научились?

Ритуал прощания

Дети встают в круг, прощаются по кругу локотками.


Занятие «Мастерская форм»

Цель занятия: развитие у детей младшего школьного возраста развитие операций мышления, гибкости, глубины мышления, развитие мыслительных операций, развитие способности к логическому переносу.

Продолжительность занятий составляет 40 минут.

Оборудование, материал:

Очки, с линзами различной формы; листы бумаги, шаблон яйца, карандаши; лексический материал к каждому упражнению; игрушки, обручи- круги, набор блоков; магнитофон, запись расслабляющей музыки.

Ритуал приветствия

Дети встают в круг, здороваются по кругу локотками и желают  каждый по очереди всем что-нибудь хорошее на занятие. Это и будет являться ритуалом приветствия во всех занятиях.

Разминка

«Очки»

Цель: развитие операций мышления: анализ, синтез, классификация.

Ход проведения:

Дети стоят в кругу. Каждому предлагается надеть "очки " со специальными линзами (круглыми, квадратными, треугольными). Детям необходимо найти в комнате и назвать все предметы определенной формы.

Основная часть

1. «Волшебное яйцо».

Цель: развитие гибкости мышления.

Ход проведения:

Каждому ребенку дается шаблон в виде яйца, который обводится на листе бумаги. Затем детям предлагается дорисовать несколько овалов, так, чтобы получились новые предметы. В конце занятия можно организовать выставку рисунков.

2. «Поиск аналогов»

Цель: развитие гибкости мышления и развитие мыслительных операций: анализа, синтеза.

Ход проведения:

Каждому ребенку, дается какой - либо предмет или предметная картинка. Необходимо найти в игровой комнате, как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам и разложить их по группам. По завершению, дети должны назвать обобщающий признак.

Предметы: машина, рюкзак, книга, кастрюлька, бабочка.

3.  «Автотрасса (построй дорожку)»

Цель: развитие глубины мышления, развитие способности к логическому переносу.

Ход проведения:

Ребята представляют, что попали в болото. Необходимо построить крепкий мостик. Детям представляется схема «правила построения моста». Между собой блоки должны быть похожи по двум признакам. Например: фигуры обе синие и прямоугольные. 

4. «Раздели подарки»

Цель: развитие глубины мышления, развитие способности к логическому переносу.

Ход проведения:

Детям предлагается вспомнить игру «Раздели подарки».

Лиса, волк и медведь никак не могут поделить подарки деда Мороза! Дед Мороз сказал взять лисе все маленькие подарки, медведю – все толстые, а волку – круглые. Дети распределяют подарки в круги, рядом с волком, медведем и лисой.

Но вот беда, есть подарки и круглые и маленькие одновременно. Их должна взять и лиса и волк! А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые! Ими могут играть все звери вместе.

Три пересекающихся обруча (ленточки, веревочки) помогли нам разобраться – выяснить, где, чьи подарки, кто, чем может пользоваться на правах совместной собственности! По завершению, дети должны объяснить свой выбор.

Заключительная часть

Релаксация

Включается спокойная музыка (2-3 мин), дети  лежаться на коврик, закрывают глаза, отдыхают.

Дети открывают глаза, становятся в круг.

Подведение итогов: Что вам понравилось на занятии? Что было трудным?

Ритуал прощания

Дети встают в круг, прощаются по кругу локотками.


Занятие  «Похожее и непохожее»

Цель занятия: развитие у детей младшего школьного возраста гибкости, глубины, устойчивости мышления, развитие мыслительных операций, а так же развитие критичного мышления.

Продолжительность занятий составляет 40 минут.

Оборудование, материал:

Лексический материал к каждому упражнению: карточки с изображением различных фигур; рисунки- нелепицы; схема «правила построения моста», набор блоков; магнитофон, запись расслабляющей музыки.

Ритуал приветствия

Дети встают в круг, здороваются по кругу локотками и желают  каждый по очереди всем что-нибудь хорошее на занятие. Это и будет являться ритуалом приветствия во всех занятиях.

Разминка

"На что это похоже"?

Цель: развитие глубины, гибкости мышления.
Ход проведения:

Детям необходимо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов.
развитие мышления у детей, упражнения, задачи развитие мышления у детей дошкольного возраста 

Основная часть

1. «Нелепицы»

Цель: развитие умения понимать условные изображения, а так же развитие критичного мышления.

Ход проведения:
Детям предлагаются рисунки, в которых содержатся различные противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Детям необходимо найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. У детей уточняется, как бывает на самом деле.

2. «Дружные вагончики»

Цель: развитие гибкости, устойчивости мышления.

Ход проведения:

Дети становятся в круг паровозиком (держатся друг за другом), первый вагончик называет три слова (обозначающие предметы, явления природы, не связанные по смыслу), а остальные вагончики составляют предложения, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова).

3. «Исключи лишнее»

Цель: развитие мыслительных операций: классификации, анализа и синтеза.

Ход проведения:

Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо составить только те слова, которые обозначают в чём - то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключённому, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашивающимися (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения.

Группы слов:

1. Собака, помидор, капуста;

2. Вишня, слива, огурец;

3. Клубника, земляника, банан;

4. Стул, стол, груша;

5. Карандаш, ручка, футболка.

4. «Автотрасса (построй дорожку)»

Цель: развитие глубины, гибкости мышления.

Ход проведения:

Ребята представляют, что очутились в сказке «Снежная королева». Необходимо перебраться по мостику через речку, выкладывали дорожку из льдинок во дворце Снежной Королевы, чтобы помочь убежать Каю и Герде. Детям представляется схема «правила построения моста». Между собой блоки должны быть похожи по двум признакам. Например: фигуры обе синие и прямоугольные. 

Заключительная часть

Релаксация

Включается спокойная музыка (2-3 мин), дети  лежаться на коврик, закрывают глаза, отдыхают.

Дети открывают глаза, становятся в круг.

Подведение итогов: Что вам понравилось на занятии? Что было трудным?

Ритуал прощания

Дети встают в круг, прощаются по кругу локотками.


Занятие «Огород»

Цель занятия: развитие у детей младшего школьного возраста мыслительных операций, развитие критичного мышления, гибкости, устойчивости мышления, а так же развитие способности  аргументировать ответ и свои действия.

Продолжительность занятий составляет 40 минут.

Оборудование, материал:

Набор разрезных слов; лексический материал к каждому упражнению; предметные картинки с изображением овощей различного размера; рисунки с наложенными изображениями овощей; обручи- круги; игрушки; корзинки; рисунки- нелепицы; магнитофон, запись расслабляющей музыки.

Ритуал приветствия

Дети встают в круг, здороваются по кругу локотками и желают  каждый по очереди всем что-нибудь хорошее на занятие.

Разминка

«Найди пару»

Цель: развитие мыслительных операций: классификации, анализа и синтеза.

Ход проведения:

Детям предлагаются два столбика разрезных слов. Детям необходимо соединить половинки слов. По завершению, школьники должны назвать обобщающий признак.

Слова:

  1. Морковь, свекла, картофель;
  2. Огурец, помидор, перец;
  3. Капуста, горох, салат;
  4. Кабачок, баклажан, репка;
  5. Редис, картофель, морковь.

Основная часть

1. «Составление предложений»

Цель: развитие гибкости мышления.

Ход проведения:

Берутся три слова, обозначающие предметы, явления природы, не связанные по смыслу. Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова).

1 группа слов: «грядка», «собака», «солнце».

2 группа слов: «собака», «капуста», «дождь».

3 группа слов: «парник», «солнце», «собака».

2. «Собери овощи».

Цель: развитие гибкости мышления, развитие способности  аргументировать ответ и свои действия.

Ход проведения:

Детям раздаются карточки, на которых изображены овощи разных размеров. Детям необходимо найти на своей «полянке», как можно больше овощей противоположенного размера и разложить их в корзинки. Затем объяснить свой выбор.

3. «Говори наоборот»

Цель: развитие гибкости мышления.

Ход проведения:

Водящий бросает мяч и называет слово, признак, действие, а ребенок возвращает мяч водящему и называет противоположенное слово, признак, действие.

Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.

3. «Путаница»

Цель: развитие устойчивости и гибкости мышления.

Ход проведения:

Детям предлагаются рисунки, содержащие несколько наложенных одно на другое контурных изображений разных овощей. Необходимо как можно быстрее отыскать и назвать все замаскированные изображения.

4. «Раздели подарки»

Цель: развитие мыслительных операций: классификации, анализа и синтеза.

Ход проведения: 

В огороде переполох! Бабушка собрала очень много урожая, надо помочь ей распределить овощи на две корзинки. В одну корзину положить все маленькие, а в другую все овощи круглой формы, в третью все красные, а в четвертые все зеленные. Дети распределяют овощи в круги.

Но вот беда, есть овощи и круглые и маленькие одновременно. Куда же нам их положить?

Четыре пересекающихся обруча (ленточки, веревочки) помогли нам разобраться!

По завершению, дети должны объяснить свой выбор.

5. «Нелепица»

Цель: развитие умения понимать условные изображения, а так же развитие критичного мышления.

Ход проведения:
Детям предлагаются рисунки, в которых содержатся противоречия, несообразности. Детям необходимо найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. У детей уточняется, как бывает на самом деле.

Заключительная часть

Релаксация

Включается спокойная музыка (2-3 мин), дети  лежаться на коврик, закрывают глаза, отдыхают.

Дети открывают глаза, становятся в круг.

Подведение итогов: Что вам понравилось на занятии? Что было трудным?

Ритуал прощания

Дети встают в круг, прощаются по кругу локотками.


Занятие «В гостях у сказки»

Цель занятия: развитие у детей младшего школьного возраста развитие способности к логическому переносу, развитие гибкости, глубины, устойчивости мышления.

Продолжительность занятий составляет 40 минут.

Оборудование, материал:

Листы бумаги, карандаши; лексический материал к каждому упражнению; мяч; рисунки с наложенными изображениями предметов и животных; игрушки, предметные картинки; магнитофон, запись расслабляющей музыки.

Ритуал приветствия

Дети встают в круг, здороваются по кругу локотками и желают  каждый по очереди всем что-нибудь хорошее на занятие.

Разминка

«Путаница»

Цель: развитие устойчивости и гибкости мышления.

Ход проведения:

Детям предлагаются рисунки, содержащие несколько наложенных одно на другое контурных изображений разных предметов, животных и др. Необходимо как можно быстрее отыскать и назвать все замаскированные изображения.

Основная часть

1. «Новый герой, форма»

Цель: развитие гибкости, глубины мышления.

Ход проведения:

Детям раздаются листы бумаги, на которых школьникам требуется создать нового сказочного героя, затем новую геометрическую фигуру и назвать ее.

2. «Бывает - не бывает»

Цель: развитие гибкости мышления.

Ход проведения:

Водящий называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить. 
Ситуации можно предлагать разные: школьник ушел в школу; поезд летит по небу; дети играют в мяч; морковка растет на дереве; зимой идет снег; рыба летит по морю.

3. «Отгадывание небылиц»

Цель: развитие способности  аргументировать ответ, развитие гибкости мышления.

Ход проведения:
Детям рассказывает о чем-то, включая в рассказ несколько небылиц. Дети должны заметить и объяснить, почему так не бывает.

Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. Вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А вы бы испугались? Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу – гриб на веточке растет среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его. Пришел я на речку, смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.

4. «Приключения в стране Лилипутов»

Цель: развитие способности к логическому переносу.

Ход проведения:

Детям предлагалось вообразить, что они стал великанами, и рассказать, какие изменения они заметили вокруг: "на острове Лилипутов я буду…".

5. «Способы применения предмета»

Цель: развитие гибкости, глубины мышления.

Ход проведения:

Называется какой - либо хорошо известный предмет. Надо назвать и по возможности показать как можно больше различных способов его применения. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета.

Предметы: карандаш, книга, мяч, стул, кисточка.

Заключительная часть

Релаксация

Включается спокойная музыка (2-3 мин), дети  лежаться на коврик, закрывают глаза, отдыхают. Дети открывают глаза, становятся в круг.

Подведение итогов: Что вам понравилось на занятии? Что было трудным?


Занятие «Времена года»

Цель занятия: развитие мыслительных операций, развитие глубины мышления, развитие способности к логическому переносу, развитие гибкости  мышления.

Продолжительность занятий составляет 40 минут.

Оборудование, материал:

Набор разрезных слов; лексический материал к каждому упражнению; сюжетные картинки; мяч;  набор блоков; магнитофон, запись расслабляющей музыки.

Ритуал приветствия

Дети встают в круг, здороваются по кругу локотками и желают  каждый по очереди всем что-нибудь хорошее на занятие.

Разминка

«Найди пару»

Цель: развитие мыслительных операций: классификация.

Ход проведения:

Детям предлагаются два столбика разрезных слов. Детям необходимо соединить половинки слов. По завершению, школьники должны назвать обобщающий признак.

Слова:

  1. Лето, зима, весна, осень;
  2.  Декабрь, январь, февраль;
  3. Сентябрь, октябрь, ноябрь;

Основная часть

1. «Путешествие во времена года»

Цель: развитие глубины мышления, развитие способности к логическому переносу.

Ход проведения:

Ребята представляют, что могут совершить путешествие во времена года. Необходимо построить крепкий мостик между временами года. Детям представляется схема «правила построения моста». Между собой блоки должны быть похожи по двум признакам. Например: фигуры обе синие и прямоугольные. 

2. «Сокращение рассказа»

Цель: развитие гибкости и глубины мышления.

Ход проведения:

Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание. Возможна совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов.

Пример: Автор: В. В. Бианки Рассказ о зиме «Книга зимы»

Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь — как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдёт по ним, всяк распишется: «Был здесь такой-то».

Днём идёт снег. Кончится — страницы чистые. Утром придёшь — белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что- то делали.

Кто был? Что делал?

Надо скорей разобрать непонятные знаки, прочесть таинственные буквы. Опять пойдёт снег, и тогда, точно кто страницу перевернул, — снова только чистая, гладкая белая бумага перед глазами.

3. «Бывает - не бывает»

Цель: развитие гибкости мышления.

Ход проведения:

Водящий называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить. 
Ситуации можно предлагать разные: зимой идет снег; зимой распускаются листья на деревьях; летом на речке ледоход и т. д.

4. «Собери картинки» 

Цель: развитие гибкости, способности к логическому переносу.

Ход проведения:

Используются готовые серии сюжетных картинок. Каждому ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет короткий рассказ по картинкам.

Заключительная часть

Релаксация

Включается спокойная музыка (2-3 мин), дети  лежаться на коврик, закрывают глаза, отдыхают.

Дети открывают глаза, становятся в круг.

Подведение итогов: Что вам понравилось на занятии? Что было трудным? Чему вы сегодня научились?

Ритуал прощания

Дети встают в круг, прощаются по кругу локотками.


Занятие «Интересный счет»

Цель занятия: развитие операций мышления, развитие устойчивости и гибкости и глубины мышления.

Продолжительность занятий составляет 40 минут.

Оборудование, материал:

Комплекты карточек с цифрами от 0 до 9; рисунки с наложенными изображениями цифр; шаблон в виде цифр; листы бумаги, карандаши; магнитофон, запись расслабляющей музыки.

Ритуал приветствия

Дети встают в круг, здороваются по кругу локотками и желают  каждый по очереди всем что-нибудь хорошее на занятие.

Разминка

«Цифровой диктант»

Цель: развитие операций мышления: анализ, синтез.

Ход проведения:

Можно использовать записи на доске.

Я говорю утверждение, если вы согласна «да» пишите – 1, если «нет» - 0

Число 1 меньше 2

Число 3 меньше 2

Для написания двузначного числа 54 используются две цифры

Число 43 меньше 34

Если прибавить 2 к 2 = 4

Если вычисть из 2  1 = 2

Проверяем: учитель говорит число: 101110

Основная часть

1. «Веселый счет»

Цель: развитие операций мышления: анализ, синтез.

Ход проведения:

Для проведения этого упражнения заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от 0 до 9 на каждую команду. Группа делится на 2 команды. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два стула.

Каждый игрок получает карточку с одной из цифр. После того, как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат» выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ. Допустим, это был пример: 2+10. На стулья рядом с ведущим должны сесть участники, у которых в руках карточки с цифрами 2 и 0, так как сумма 2 и 10 равна 20. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.

2. «Путаница»

Цель: развитие устойчивости и гибкости мышления.

Ход проведения:

Детям предлагаются рисунки, содержащие несколько наложенных одно на другое контурных изображений различных цифр. Необходимо как можно быстрее отыскать и назвать все замаскированные цифры.

3. "На что это похоже"?

Цель: развитие глубины, гибкости мышления.
Ход проведения:

Детям необходимо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку, где изображены различные цифры. Оценивается качество

и количество (оригинальность) образов.

4. «Волшебные  цифры».

Цель: развитие гибкости мышления.

Ход проведения:

Каждому ребенку дается шаблон в виде цифры, который обводится на листе бумаги. Затем детям предлагается дорисовать несколько деталей, так, чтобы получились новые предметы. В конце занятия можно организовать выставку рисунков.

Заключительная часть

Релаксация

Включается спокойная музыка (2-3 мин), дети  лежаться на коврик, закрывают глаза, отдыхают.

Дети открывают глаза, становятся в круг.

Подведение итогов: Что вам понравилось на занятии? Что было трудным?


Занятие «Цвета»

Цель занятия: развитие устойчивости, глубины мышления, развитие операций мышления, развитие способности  аргументировать ответ и свои действия.

Оборудование, материал: мяч; очки, с линзами различной формы и цвета; лексический материал к каждому упражнению; наборы карточек, коробки; магнитофон, запись расслабляющей музыки.

Ритуал приветствия

Дети встают в круг, здороваются по кругу локотками и желают  каждый по очереди всем что-нибудь хорошее на занятие. Это и будет являться ритуалом приветствия во всех занятиях.

Разминка

«Отвечай быстро» 

Цель: развитие глубины, устойчивости мышления.

Ход проведения:

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета. 

Основная часть

1. «Исключи лишнее»

Цель: развитие мыслительных операций: классификации, анализа и синтеза.

Ход проведения:

Берутся любые три слова, например, «стол», «арбуз», «солнце». Надо составить только те слова, которые обозначают в чём - то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключённому, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашивающимися (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения.

Группы слов:

1. Стол, арбуз, капуста;

2. Клубника, земляника, банан;

3. Солнце, апельсин, огурец;

2. «Цветные очки»

Цель: развитие операций мышления: анализ, синтез, классификация.

Ход проведения:

Дети стоят в кругу. Каждому предлагается надеть "очки " со специальными линзами (красными, синими, зеленными), затем (круглыми, квадратными, треугольными). Детям необходимо найти в комнате и назвать все предметы определенной формы и цвета.

3. «Раздели карточки»

Цель: развитие операций мышления: анализ, синтез, классификация; развитие способности  аргументировать ответ и свои действия.

Ход проведения:

Детям необходимо распределить карточки по 2-м признакам, в 2-е коробочки (по цвету, размеру). Затем выбрать любую коробку и распределить карточки из коробки еще на 3-е коробки (по форме). Затем объяснить свой выбор.

Заключительная часть

Релаксация

Включается спокойная музыка (2-3 мин), дети  лежаться на коврик, закрывают глаза, отдыхают.

Дети открывают глаза, становятся в круг.

Подведение итогов: Что вам понравилось на занятии? Что было трудным? Чему вы сегодня научились?

Ритуал прощания

Дети встают в круг, прощаются по кругу локотками.

Список литературы:

1. Антонова Г.П., Антонова И.П. Обучаемость и внушаемость младших школьников. 1991. №4. С. 42—43.

2. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М., 1979.- С. 25- 26.

3. Богоявленская Д.Б.  Психология творческих способностей. М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 58 c.

4.  Большой психологический словарь.  Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 429 с.

5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В., М., Просвещение, 1973.- 66 с.

http://www.ido.rudn.ru 20.11.12/ 15.10

6. Волков Б.С. Психология младшего школьника. - М.: Академия, 2005. – 74c.

7. Дубровина И. В. Психология. -  М.: Академия, 2002. С- 189-193.

8.  Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология. Словарь-справочник. – Минск, 1998.- 108 с.

9. Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М.; 1975. – С. 17- 60.

10. Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., «Педагогика», 1981 г. C. 26- 33.

11. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». /Под. общ. ред. Л.А.Карпенко, А.В.Петровского, М. Г. Ярошевского. 1998. http://psychology.academic.ru 24.11.12/ 10.40

12. Лейтес Н. С. Проблема соотношения умственного развития и способностей // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.— Ч. II.— М., 1981.— С. 164- 165.

13. Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Академия, 2002. - 135 с.

14.  Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. М.: "Просвещение", 1975. – 190 с.

15. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. http://www.twirpx.com 20.11.12/ 16.20

16.  Общая психология / Под ред. В. В. Богословского и др. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981. С. 195- 238.

17.  Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им.В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 678с.

18. Психологический словарь под ред. Давыдова В.В., Запорожца А.В., Ломова Б.Ф. И др. - М.; Педагогика, 1983. - 247 с.

19. Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

http://psychology.academic.ru 24.11.12/ 12.40

20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд.М., 1996.- 45с.

21. Синицын В.А.  «Современные подходы к развитию речи младших школьников». Нач.школа, 2003г, №2., стр.71.

22. Словарь. Психология / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М., 1990.- 321 с.

23. Словарь русского языка / Академия наук СССР. Институт русского языка / т.3, Государственное издательство иностранных и национальных словарей М.: 1969. - 191с.

24. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. http://vocabulary.ru 24.11.12/ 11.30

25.  Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти.—М., 1986. C. 330-341.

26. Термины и понятия лингвистики: Синтаксис: Словарь-справочник. — Назрань: ООО «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2011. - 109с. 

27. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. М. Просвещение, 1988. http://www.twirpx.com 25.02.13/ 17.10

28    Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. - М.: Просвещение, 1960. - 195с.

29. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. -  М.: Вита-пресс, 1989.  С. 220– 237.

30. http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/4.html 07.01.13./ 14.20

31. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov 05.01.13/ 12.30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая игра «В саду» для детей младшего школьного возраста

Развивающая игра "В саду" для детей младшего школьного возраста...

Развивающая игра «В саду» для детей младшего школьного возраста

Развивающая игра "В саду" для детей младшего школьного возраста...

«Методика развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста в группах начальной подготовки и начальной спортивной специализации (тренировочный этап 1 и 2 г.о.) по прыжкам на батуте»

Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени нап...

Проект "Дидактическая игра, как средство развития сенсорных способностей детей младшего школьного возраста"

В данном проекте представлена система работы помогающая развивать познавательную сферу ребят младшего возраста, так как в младшем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее,...

Роль дидактической игры на эффективность развития умственных способностей детей младшего школьного возраста.

laquo;Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра – для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольника – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета...

Статья "Развитие коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста с аутизмом" .

Статья "Развитие коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста  с аутизмом" . Журнал "Символ науки"...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через театрализованную деятельность

Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе....