Проект "Дидактическая игра, как средство развития сенсорных способностей детей младшего школьного возраста"
проект (младшая группа)

Генералова Ирина Александровна

В данном проекте представлена система работы помогающая развивать познавательную сферу ребят младшего возраста, так как в младшем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_poigraykadocx.docx331.21 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад «Юбилейный» г. Лихославль

Проект по сенсорному развитию

«Поиграем».

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/05/14/s_5af9a45131238/901584_1.png

Автор проекта: воспитатель

                                             Генералова Ирина А.

2016 год

Участники проекта: дети первой ясельной группы, воспитатель, родители.

Тип проекта: 

Актуальность проекта:

Я считаю, что этот проект актуален, так как возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. В играх решаются задачи формирования у детей умственных действий, сравнение, классификация, установление последовательности.

Формирование представлений детей о сенсорных эталонах, осуществляется в дидактических играх.

   

Цель проекта: Формирование познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста, через активизацию дидактических игр по сенсорному развитию.

Задачи:

  •  изучить психолого – педагогическую литературу и интернет ресурсы по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста.
  •  создать условия в группе, обеспечивающие разнообразное использование дидактических игр для сенсорного развития и познавательной активности детей в ходе проектной деятельности через дополнение предметно- пространственной среды.
  •  познакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;
  •  упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
  •  способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
  • развивать мелкую моторику рук, концентрации внимания, усидчивости, обследовательских умений и навыков;
  • формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества ДОО и семьи в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста. 

Сроки реализации: кратковременный (двух недельный)

Презентация проекта: познавательно-игровой

Выставка игр и пособий на развитие сенсорных навыков.

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, физическое развитие.

Этапы реализации проекта:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  • изучение литературы для постановки проблемы и актуальности;
  • анкетирование родителей;
  • пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Работа с детьми:

Социально-коммуникативное развитие

  • Игра «Передай мяч (большой, средний, маленький; красный… )» учить взаимодействовать со сверстниками, закреплять величину, цвет.
  • «Разноцветные клубочки» развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата.
  • Развитие ориентировки в частях собственного тела: игра «Водичка- водичка», «Ладушки», «Где же, где же наши ручки?», «Маленькие ножки бежали по дорожке»…

Познавательное развитие

  • Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок». Экспериментирование «Окраска воды» и т.д.
  • Дидактические игры с малышами:
  • Для зрительного восприятия

Цвет: 

Д/и «Подбери такой же по цвету». Цель: Учить находить мячи

определённого цвета по образцу (зрительное соотнесение), закреплять названия цветов: красный, жёлтый, зелёный.

Д/и «Найди такой же цветочек» Цель: закреплять знания основных цветов, развивать умение по показу называть  4 основных цвета.

Д/и «Подбери чашки к блюдцам» Цель: учить различать цвета и соотносить цвета разнородных предметов.

Форма: 

Д/и «Что бывает такой формы» Цель: Закрепление знания и названий

геометрических фигур.

Д/ и «Что катится?» Цель: Знакомить детей с формой предметов, учить обследовать предметы одновременно рукой и глазом – зрительным и осязательным способом.

Д/и «Соберем бусы» Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету).

Д/и «Закрой окошко в домике» Цель: учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.

Величина: 

Д/и «Пирамидка» Цель: Формирование понятий большой —

маленький.

Д/и «Матрешка» Цель: Формировать умение сравнивать предметы по размеру, знакомить с расположением в пространстве.

Д/и «Большой – маленький» Цель: Формировать умение различать и соотносить предметы по размеру.

Д/и «Длинные и короткие ленточки» Цель: Формировать умение сравнивать предметы по размеру.

Д/и «Угости зайчика» Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

  • Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто, как кричит?» и т.д.
  • Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, дидактическая игра «Полянка» и т.д.
  • Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.
  • Мозаика: настольная и напольная.
  • Игры с прищепками
  • Настольно-печатные дидактические игры.

Речевое развитие

  • Русская народная песенка «Ладушки, ладушки»; русская народная песенка «Курочка Рябушечка»; Чтение потешки «Наши уточки с утра».
  •  Стихотворения из серии стихов А. Барто «Игрушки»; стихотворение «Снег» А. Барто; стихотворение   Н. Саксонкиной «Где мой пальчик»; стихотворение О. Высотской «Холодно».
  • Рассказывание русских народных сказок «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка».

Художественно-эстетическое развитие

  • Музыкально – дидактические игры «Послушные погремушки», «Тихие и громкие звоночки».
  • Игра "Укрась варежки" Учить использовать разные техники нанесения краски в процессе оформления заготовки, закреплять представления о цвете.

Индивидуальная работа:

  • Рисование разноцветных дорожек
  • Рисование «Светит солнышко».
  • Рисование «Травка зелёная».
  • Рисование красками на тему «Апельсин»
  • Лепка «Бусы»
  • Лепка «Палочки»

Физическое развитие

  • Подвижная игра «По ровненькой дорожке»; «Заинька»; «Птичка»; «Зайка беленький»; «У медведя во бору»; «Птички в гнездышках»; «

Работа с родителями:

  • Консультации для родителей: «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста», «Игры, развивающие познавательную активность детей раннего возраста», «Развитие мелкой моторики рук в раннем возрасте».
  • Беседы о роли развивающих игр для малышей.
  • Анкетирование.
  • Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Анализ результатов проекта:

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр. У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации и опыт по изготовлению дидактических игр.

Конечный результат:

Для детей:

  • Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
  • Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;
  • Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичики» или кубики определённого цвета).

Для родителей:

Родители - заинтересованные и активные участники в сенсорном развитии детей


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Павлова Л. Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей Мозаика-Синтез 2013
  2. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. -М.: Просвещение, 1996. – 112 с.
  3. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014 г.
  4. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего вораста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 72с.






Консультация

Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста.


     Цвет является значимым свойством окружающего нас мира, но его нельзя выделить практическим путем, в ходе действия с предметами, как, например, форму или величину. К тому же цвет не всегда напрямую влияет на сущность предметов, их функцию. Тем не менее, цвет – это свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделить объект среди других и запомнить его.
          Различать цвета детям значительно легче, чем их называть и даже чем отбирать цвета названные взрослыми. Зная названия ряда цветов, дети часто не умеют еще достаточно хорошо пользоваться этими знаниями. 
    Позже цвет становится одним из опознавательных признаков знакомого ребенку предмета или явления. Цвет, его оттенки, его сочетания приобретают для ребенка такое же сигнальное значение, какое они имеют и для взрослого. Он будет узнавать морковку, потому что она красная, огурчик – потому что он зеленый.
    Знакомство малыша с цветом надо начинать с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого и синего. Только после того, как ребенок научиться, без труда узнавать, и различать эти цвета, а так же называть их можно знакомить его с белым, черным, оранжевым и фиолетовым цветами. 
В процессе знакомства ребенка с цветом можно выделить следующие этапы:
1. Различение цветов по принципу «такой – не такой». На этом этапе малыш сравнивает предметы по цвету, прикладывая их друг к другу.
2. Зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстояние, выбор цвета по образцу. 
3. Закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе малыш различает цвет по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, а так же называет основные цвета.
     Задача родителей – научить малыша называть цвета своими названиями и соотносить их между собой.
    Во время прогулке обращайте внимание на травку, солнышко, листочки на деревьях, цветочки на клумбе, на цвет проезжающих машин. Говорите малышу не только о названии того или иного предмета, но и о его цвете. Не забывайте о том, что повторять названия необходимо несколько раз, потому что с первого раза ребенок не сможет запомнить названия цветов.
    Рассматривая с ребенком иллюстрации книг, просите малыша называть цвет тех или иных предметов, изображенных на картинке.

Во время рисования обращайте внимание не только на цвет фломастеров, но попросите малыша подобрать и колпачки.
    Очень важной частью работы по развитию восприятия цвета являются игры и игрушки. В развитии восприятия цвета детей раннего возраста помогают настольно – печатные, словесные игры, а также игры, которые легко можно изготовить своими руками. С некоторыми из этих игр хочу познакомить Вас. Эти игры учат ребенка различать предметы по цвету. Например:
Дидактическая игра «Петушок».
Цель: учить детей соотносить предметы по цвету с образцом, закреплять основные цвета; развивать наблюдательность, внимательность. Развивать речь, мелкую моторику. Называть основные цвета (белый, черный, красный, синей, зеленый, желтый, дополнительные цвета (оранжевый, фиолетовый) и оттенки (розовый, голубой).
Материал: Яркий, красочный рисунок петуха. Использованы следующие цвета: синий, зеленый, желтый, красный, белый, оранжевый. Карточки с кармашками и квадратами разного цвета (соответствующие цвету петушка) + несколько квадратиков не соответствующие цвету перышек у петушка.
Ход игры. Игра проводиться индивидуально. Предлагаю малышам рассмотреть петушка и вспомнить потешку ««Петушок, петушок золотой гребешок»: 

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь

    Какой у нас красивый петушок, а перышки у него разного цвета. Рассматриваем перышки и называем, какого они цвета. Затем показываю детям карточки с кармашками и объясняю, что в большом кармашке лежат квадратики, они разного цвета (называем их). Эти квадратики такого же цвета, как перышки у петушка, но там есть и другого цвета. Давайте, разложим их по маленьким кармашкам, и посмотрим, какие цвета у на остались. Называем их.






Консультация

Игры, развивающие познавательную активность.

Интеллектуальная сфера ребенка раннего возраста формируется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в часы свободной самостоятельной практической деятельности. Процесс мышления предполагает не только готовые способы действия и отработанные схемы, но и построение новых (конечно, в пределах возможностей ребенка). И один из главных путей развития познавательной мотивации и умственной активности – детское экспериментирование. Данный тип мышления представляет собой единственно наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых от непосредственного наблюдения свойств и связей предметов. Этот вид деятельности взрослый не задает – ребенок осуществляет его самостоятельно.

В чем заключается роль взрослого в этом процессе? Не только в том, чтобы показать способ действия или руководить действиями ребенка, но и том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность. Объекты, стимулирующие познавательную активность, должны обладать следующими свойствами.

Во-первых, быть новыми и неопределенными. Высокая степень неопределенности требует разнообразия используемых познавательных действий, что обеспечивает гибкость и широту обследования предмета.  Кроме того, незнакомые и неопределенные предметы вызывают у ребенка любознательность, что является мотивационной основой познавательной активности.

Во-вторых, такие объекты, должны быть достаточно сложными. Чем более сложную и загадочную игрушку предлагают ребенку, чем больше в ней разнообразных воспринимаемых деталей, тем больше вероятность того, что она вызовет различные исследовательские действия.

Третий признак объекта, вызывающий познавательную активность ребенка, противоречивость, конфликтность предмета.  Его знакомые и понятные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными. Это может быть обычный мячик, который издает неожиданные звуки, или слишком тяжелый мяч, который трудно катать по полу.

Хочу предложить игры для экспериментирования:

Коробочки с секретом. В качестве познавательного материала для экспериментирования детей 2-го года жизни  подойдут коробочки с различными затворами, предлагающие разные, неизвестные способы открывания: выдвигающийся короб, открывающийся по принципу спичечного коробка; подвижная крышка типа пенала; коробочка из-под духов. Особенно интересны детям упаковки с прозрачной крышкой, сквозь которую можно увидеть, что находится внутри, с застежками-молниями или с крышкой на кнопочках; различные шкатулки.

Внутри коробочки должен находиться какой-нибудь маленький звучащий предмет. задача взрослого: привлечь внимание малыша, вызывать желание открыть коробочку, извлечь «секрет»; стимулировать интерес, поддерживать самостоятельные действия, но ни в коем случае не решать за ребенка предложенную задачку.

Игрушки с сюрпризом. В настоящее время в продаже имеется достаточно широкий выбор игрушек, стимулирующих познавательную активность детей. Отличаются они тем, что при определенных действиях (нажимание кнопок, клавиш, поворот рычагов) появляется сюрприз -  выскакивает зайчик, раздается неожиданный звук, начинают мелькать картинки или крутиться колесики. Мы имеет в виду всякого рода звучащие игрушки («пульты», детские музыкальные центры), игрушки-головоломки (принцип их работы ребенок открывает сам в процессе манипулирования), игрушки с сюрпризом.

Действуя с такими предметами, ребенок познает скрытые в них закономерности и устанавливает связи между своими действиями и появлением новых впечатлений. Такое занятие увлекает детей и развивает у них познавательную активность.

Тряпичные игрушки. Для совсем маленьких детей можно самим изготовить игрушки с секретом, например, различные по форме шарики или подушечки (треугольные, цилиндрические, квадратные и пр.) из тканей, различающихся фактурой и цветом.  Наполнителями служат горох, манка, гречка, песок, поролон, соль, крахмал, бумага, лоскутки и пр. внутрь такой подушечки положите что-либо издающее звук – бубенчик, шарик от погремушки, колокольчик, резиновую пищалку и т.п. игрушки такого рода открывают богатые возможности для экспериментирования. Их можно трогать, сравнивать на ощупь, придавать им разную форму и извлекать звуки.

Погремушки из бутылок. Аналогичным образом можно изготовить игрушки для экспериментирования из небольших пластиковых бутылок, чистых и сухих, наполненных разным материалом: мелкими камешками, горохом, крахмалом, манкой, бумажными конфетами, песком, монетками – и плотно закрытых крышками, чтобы малыш не мог их открыть и высыпать содержимое. Получаются очень интересные погремушки, издающие неожиданные звуки и разные по внешнему виду и по весу. Экспериментирования с ними, ребенок будет сравнивать звуки и скрытые в них свойства. Так со временем он научится по звуку распознавать, что находится внутри и т.д.

Игры с водой

Они не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладеть представлениями об изменении вещества, позвать его свойства и возможности.

Наливаем-выливаем. Материал. Различные пластмассовые емкости (баночки, бутылки разного размера, формы, вида, фактуры, объема).

Цель: Учить сравнивать количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера. И наоборот, в близких по размеру, но разной формы, прозрачных – непрозрачных.

Экспериментируем с тонущими и плавающими предметами

Игрушки не только опускают в воду, но и вылавливают из нее та, которые плавают на поверхности. Попробуйте вместе с детьми проделать этот опыт с предметами из разных материалов.

Мыльные пузыри. Одна из традиционных и любимых забав малышей – игры с мыльными пузырями.

Основная задача. Вместе с детьми радоваться разноцветным летящим пузырям; дать возможность догонять и ловить их, чтобы дети убедились: при любом прикосновении пузыри лопаются.

Отметим: во-первых, позволяет познавать свойства воды и различных материалов; во-вторых, овладевают произвольным дыханием, но в естественной и увлекательной форме.

Игры с песком

Песочница - излюбленное место игр во время прогулок. Самое важное, чтобы песок был чистым. Как малыши играют в песочнице, известно: копаются руками, лопаткой, палочкой; вставляют в песок палочки, веточки, листики, камешки, топают и копают ножками. Годовалый – полуторагодовалый ребенок по –настоящему лепить куличики не может. Понятно: этому его может обучить только взрослый.  Малыш видит образец и пытается повторить.  Но вот о чем следует помнить: не менее увлекательно другое занятие - разрушать куличи. Не было ничего – вдруг появилось что-то интересное и … опять исчезло.  Поэтому сердится на эти действия, разумеется, нельзя.

Итак, что показывает взрослый детям? Какой песок сухой, какой мокрый. Как получается кулич из мокрого песка и не получается из сухого. Все свои действия взрослый обязательно комментирует. Чем больше разнообразных по форме куличиков, ем интереснее. Формочками могут послужить пластиковые бутылки и баночки из-под шампуней, кремов.

 Игры такой направленности могут длится по нескольку дней. Они чрезвычайно полезны для разных сторон развития и, конечно же, делают жизнь детей полнее и интереснее.

Консультация

«Развитие мелкой моторики рук в раннем возрасте»

 Развитие мелкой моторики рук у детей необходимо начинать уже с пелёнок. Давно известно, что на кончиках пальцев находится много нервных окончаний. Через них можно действовать центр развития речи, который находится в головном мозге. Именно поэтому развитие мелкой моторики рук помогает ему быстрее начать говорить. От развития речи зависит интеллект ребёнка. Ведь логично, что если мама разговаривает со своим малышом, отвечает на его вопросы, объясняет ему что-то, то развитие такого ребенка происходит быстрее. В дальнейшем этот фактор может повлиять на самооценку.

Мелкая моторика пальцев рук – это различные упражнения для пальчиков, задачей которых является не только осязание, но и правильные движения мелких мышц. У новорождённого руки обычно сжаты в кулачки. Начинать развивать мелкую моторику пальцев можно и нужно путем лёгкого массажа. Из всех массажных движений для такого малыша можно использовать только один прием – поглаживание.

Когда малыш подрастет, продолжаем развитие мелкой моторики рук.  Для этой задачи ребенку до 6 месяцев хорошо подойдут погремушки, которые он сможет взять ручкой. Эти игрушки могут быть разной конфигурации и твёрдости. Некоторые ребятишки любят подолгу заниматься с подвижными частями – колесиками, шариками, встроенными в погремушку, что тоже способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста   

Грудничкам очень интересны развивающие коврики. На них много игрушек различной формы, цвета, которые под пальцами могут интересно шуршать, звенеть, бренчать. Юный исследователь до года может минут 20-30 заниматься с таким развивающим ковриком. Малыш, познав разные возможности, находит что-то одно, что привлекает его больше других.

Особенности различия ковриков в том, что они могут быть для девочек, для мальчиков или универсальные. Различаются, в основном, по цветам и комплектующим игрушкам. Для развития мелкой моторики пальцев рук, с детьми до года полезно делать пальчиковую гимнастику. Сначала это «ладушки» — малыш с удовольствием хлопает в ладошки. Позже – «сорока-белобока, кашу варила, деток кормила, накормила каждый пальчик» — грудничок пальчиком водит по ладошке и загибает пальцы по очереди. Для развития мелкой моторики рук придумано много разнообразных развивающих игр, фишек, игрушек. От таких занятий малыш начнет быстрее говорить.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста   

Так же мама может наряжать пальцы в человечки и играть ими. Сначала она показывает малышу, как это делать на своих пальцах, приговаривая какой-нибудь стишок. Затем ребенок повторяет действия мамы, развивая при этом мелкую моторику в игровой форме.


Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста   

Деткам постарше можно предложить порисовать на манной крупе. Манку насыпать в коробочку и водить по дну пальцем, получая рисунок. Рисовать можно так же пальчиковыми красками. Еще малыши любят играть на клавишных инструментах, например, на детском пианино. Надавливая на кнопочки, развиваются не только пальчики, еще слуховое восприятие. Некоторые мультики для маленьких детей тоже способствуют развитию.  

Хорошее ежедневное упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук – складывание мелких предметов в пластиковую бутылку. Ребенку будет интереснее, если из бутылки сделать какое-нибудь животное, которое надо постоянно кормить. Можно складывать в узкое горлышко бутылки горох, фасоль, любую крупу. Важно, чтобы малыш брал пальцами по одному мелкому предмету и кормил животное, попадая в узкое горлышко бутылки.

Развивать мелкую моторику пальцев рук детей раннего возраста можно из доступных вещей. Например, дайте малышу немного разной крупы и макаронных изделий, пусть он выкладывает из них узоры. Не забудьте контролировать весь процесс, ведь он может от избытка фантазии засунуть мелкий предмет себе в нос или ухо!   

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста   

Из макаронных изделий с большим отверстием можно еще сделать бусы, нанизывая их на шнурок. Никто не запрещает раскрасить их потом краской. Рисование, раскрашивание так же полезно для развития мелкой моторики пальцев рук. Так же полезно застегивать, расстегивать пуговицы. Завязывать, развязывать шнурки, бантики, веревочки. Собирать пазлы, мозаику, конструктор. Переливать воду пипеткой, грушей или ложечкой. Все это ребенок должен делать под присмотром взрослых.

Не только интересно, полезно для мелкой моторики, но еще вкусно провести такое занятие: смешать в тарелке несколько видов сухофруктов и орехов. Задача для малыша – разложить все эти вкусности по разным кучкам.

Еще можно делать игрушки с помощью бельевых прищепок. Например, для изготовления солнышка дайте ребенку кусочек картона в виде круга, пусть приделывает к нему лучики. Таким образом можно сделать ежика или другие фигурки.

Развитие мелкой моторики происходит при лепке. Чего только сейчас нет для этого задания! Различный пластилин, жвачка для рук, живой песок. В домашних условиях лепить можно из теста. Причем, если маленький ребенок съест кусочек теста с целью познания, страшного ничего не случится.

Развитие мелкой моторики пальцев рук ребенка происходит на протяжении многих лет. Маме можно самой придумывать различные задания, чтобы развивать пальчики своего любимого дитя.

АНКЕТА

"Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях ДОУ"

Уважаемые родители! Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

 1.Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие ребенка:

  • да;
  • нет;
  • не знаю.

2.Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития ребенка в раннем возрасте:

  • считаю нужным;
  • не считаю нужным;
  • затрудняюсь ответить.

3. Созданы ли в группе условия для развития сенсорного восприятия ребенка:

  • да;
  • нет;
  • не знаю.

4. Имеется ли в группе информация для родителей о сенсорном развитии:

  • информация отсутствует;
  • я не обращаю внимания на информацию;
  • информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
  • наглядная информация интересна и полезна для меня.

5.Как вы оцениваете уровень развития сенсорного восприятия у вашего ребенка:

  • высокий;
  • средний;
  • низкий.

6. Есть ли у вас дома дидактические игры по сенсорному воспитанию:

  • да;
  • нет;
  • не знаю.

7.В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Картотека подвижных игр

Подвижные игры для детей раннего возраста

Дождик

Задачи. Обогащать двигательный опыт детей; вызывать желание играть со взрослыми; поощрять самостоятельность детей, проявление инициативы.

Содержание игры. Дети сидят на стульчиках (это домики детей), положив ладошки под щечку. Взрослый говорит:

Дождик, дождик,                         Солнышко, солнышко,

Хватит тебе, дождик, лить,         Посвети немножко,

Сидят дома деточки,                   Выйдут детки погулять,

Словно птички в клеточке.         Станут бегать и играть.

Дети встают и бегают по группе, хлопают в ладошки, топают ножками, прыгают или делают пружинку, подражая взрослому и проявляя свою самостоятельность. На слова взрослого «Опять пошел дождь» дети бегут в домики.

Птичка

Задачи. Побуждать к подражанию птицам; совершенствовать ускоренную ходьбу; вызывать радость от общения со взрослыми.

Содержание игры. Дети изображают птичек, сидя на корточках. Взрослый поет:

Села птичка на окошко.          Посиди, не улетай,

Посиди у нас немножко,         Улетела птичка — аи!

После последних слов дети-птички улетают, помахивая крылышками-руками.

По ровненькой дорожке

Задачи. Упражнять детей в ходьбе по ограниченной поверхности; развивать равновесие; укреплять стопу; учить действовать ритмично, согласуя действия с ритмом стихотворения; поощрять самостоятельность, поддерживать уверенность в своих действиях.

Материал. Дорожки разной длины (1—2,5 м) и ширины (15— 30—60 см); мягкая, твердая, извилистая дорожка длиной 2 м, шириной 30—40 см.

Содержание игры. Взрослый произносит текст, а дети выполняют движения в соответствии с текстом:

1. По ровненькой дорожке,         (Идут по дорожке.)

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки, Раз-два, раз-два.

2.  По камешкам, по камешкам, По камешкам, по камешкам, Раз-два, раз-два.

3.  По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке. Устали наши ножки, Устали наши ножки. Вот наш дом,

В нем мы живем.

(Прыгают.)

(Останавливаются.

Вариант игры. Вместо ровной дорожки можно взять извилистую, короткую, длинную, узкую, широкую, мягкую, твердую дорожку. Тогда в соответствии с качеством дорожки меняется текст, например: «По мягкой дорожке шагают наши ножки...» И т. д.

Заинька

Задачи. Приучать детей слушать пение, понимать содержание песни и выполнять движения в соответствии с ее текстом; вызывать подражание взрослому.

Содержание игры. Взрослый становится вместе с детьми в круг, поет песенку и показывает движения:

Заинька, топни ножкой,              Вот так, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой!          Вот так, топни ножкой!

Дети, стоя по кругу, топают ножками, руки при этом держат на поясе:

Заинька, бей в ладоши, Серенький, бей в ладоши!

Дети хлопают в ладоши.

Заинька, повернись, Серенький, повернись!

Дети поворачиваются

Заинька, попляши, Серенький, попляши!

Вот так, бей в ладоши, Вот так, бей в ладоши!

Вот так, повернись, Вот так, повернись!

-2 раза, руки держат на поясе.

Вот так, попляши, Вот так, попляши!

Дети подпрыгивают на двух ногах, кто как может.

Заинька, поклонись, Серенький, поклонись!

Вот так, поклонись, Вот так, поклонись!

Дети кланяются, разводя руки в стороны.

При проведении игры количество куплетов можно сократить, особенно тогда, когда игра еще недостаточно знакома детям. Вначале можно взять только первый, второй и четвертый куплеты. В дальнейшем дети исполняют все пять куплетов. Кроме того, когда малыши хорошо будут знать содержание песенки, можно выбрать одного ребенка — Заиньку, который становится в середину круга и выполняет все движения по тексту песенки.

Роль Заиньки нужно поручить смелому и активному ребенку, который не будет смущаться, выполняя движения. Если введена роль Заиньки, можно добавить еще один куплет:

Заинька, выбирай,               Вот так, выбирай,

Серенький, выбирай!          Вот так, выбирай!

Ребенок выбирает другого Заиньку, и игра повторяется. Песню взрослый должен петь не очень быстро, но и не медленно, так, чтобы пение соответствовало темпу движений детей.

Зайка беленький

Задачи. Обогащать двигательный опыт, учить действовать по слову взрослого; закреплять знания о цвете, форме; развивать внимание; поддерживать интерес к движениям; побуждать к самостоятельному выполнению движений; вызывать положительные эмоции.

Материал. Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением зайчика (по числу детей), флажки разного цвета или круги, квадраты из плотного картона или линолеума.

Содержание игры. Дети изображают зайчиков и занимают свои домики, которые можно обозначить кружками, квадратами, флажками разного цвета. Зайчики, запомнив свои норки-домики, по предложению взрослого выбегают на полянку, чтобы поиграть. Взрослый произносит стихи, а зайчики выполняют движения руками в соответствии со словами:

1.  Зайка беленький сидит, Он ушами шевелит. Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

2.  Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Надо лапочки погреть.

3.  Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Скок, скок, скок, скок, Надо зайке поскакать.

4.  Кто-то зайку испугал, Зайка прыг... и убежал.

(Дети присаживаются на корточки в свободном построении и шевелят руками, изображая ими уши зайца.)

(На слова «Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп» дети хлопают в ладоши.)

(На слова «Скок, скок, скок, скок» дети прыгают на месте.)

(Взрослый хлопает в ладоши. Зайки бегут в свои домики.)

Взрослый проверяет вместе с детьми, все ли зайки правильно нашли свои домики.

Вариант игры. Когда дети будут различать цвета и форму, взрослый может незаметно поменять местами домики.

У медведя во бору

Задачи. Совершенствовать бег в одном и разных направлениях; развивать воображение; поощрять самостоятельные действия детей.

Содержание игры. В лесу сидит медведь. Роль медведя вначале может выполнять взрослый. Когда дети хорошо освоят игру, можно на роль медведя выбрать ребенка.

На противоположной стороне леса живут дети. Взрослый говорит: «Пойдемте, дети, в лес гулять, грибы, ягоды собирать». Дети идут в лес, имитируя сбор грибов, ягод. Взрослый читает стихотворение:

У медведя во бору         А медведь сидит

 Грибы, ягоды беру,         И на нас рычит.

Когда взрослый скажет последнюю строчку, медведь с рычанием выбегает из берлоги, а дети убегают домой.

Птички в гнездышках

Задачи. Учить спрыгивать с небольшой высоты, бегать врассыпную; развивать внимание.

Содержание игры. Дети-птички встают на небольшие возвышения (кубы, бруски высотой 5—10 см), расположенные на одной стороне комнаты, площадки.

Взрослый говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки». Дети-птички спрыгивают или сходят с возвышений, летают, размахивают крылышками, приседают, клюют зернышки. По сигналу взрослого «Дождь пошел!» птички улетают в свои гнездышки.

Когда дети освоят игру, взрослый вместо слов «Дождь пошел!» раскрывает зонтик, а дети-птички на этот сигнал прячутся в гнездышки.

 «Вышла курочка гулять»

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,
А за ней ребятки, жёлтые цыплятки!
(ходьба по кругу стайкой за воспитателем)
Ко–ко - ко! Ко–ко–ко! Не ходите далеко!
(останавливаются и грозят указательным пальцем)
Лапками гребите, зернышки ищите!
(сидя, гребут руками)
Съели толстого жука, дождевого червяка.
(
присаживаются на корточки и стучат пальчиками по полу)
Выпили водицы, полное корытце!
(Поднимают и опускают голову)
Жёлтые цыплятки, славные ребятки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Дидактические игры как средство развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста".

Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. ...

Игра как средство развития сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста

презентация по теме "Игра как средство развития сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста"...

Подвижная игра как средство развития двигательной способности детей младшего дошкольного возраста

Статья опубликована в журнале "Дошкольная педагогика". Петербургский научно-практический журнал. №9 (134) Ноябрь 2017 год. Стр. 63-71Согласно ФГОС ДО  одной из важнейшей задачей ДОУ...

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В жизни дошкольника игра занимает важное      место, являясь ведущим видом их деятельности. Все дети живут в игре. Она их мир, их бытие. Наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно...

Роль дидактической игры на эффективность развития умственных способностей детей младшего школьного возраста.

laquo;Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра – для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольника – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета...

Дидактические игры как средство развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста

В Материале  освещаются актуалность , цели, задачи освоения данной  темы. Теоретические основы  игр, классификация. создание картотеки и методика проведения занятий....