Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через театрализованную деятельность
статья (младшая группа)

Тараканова Анна Михайловна

Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_teatralizatsiya.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через театрализованную деятельность.

Стремительный темп обновления общества с неизбежностью ведет к коренному изменению системы образования и воспитания. Перед нашим государством, школой, педагогами и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый из тех, кто сейчас ходит в детский сад, вырос не только созидательным членом общества, не только здоровым и крепким, но и обязательно инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования.

Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе.

Перемены, касающиеся дошкольного образования  позволяют обновлять приёмы и методы  работы с детьми, вовлекать и заинтересовывать их, предлагать им как уже знакомые средства театральной деятельности, так и новые  формы   взаимодействия с детьми, что и  определяет  цель моей работы:  выявление путей развития творческих способностей  детей дошкольного возраста средствами театрализованной  деятельности.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

- формировать творческое воображение дошкольников через различные виды театрализованной деятельности;

- формировать умения передавать движением, мимикой, позой, жестом, театральными куклами основные эмоции ритмических импровизаций, игр и этюдов;

- развивать творческую самостоятельность детей и умение владеть своим телом;

- воспитывать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности, желание принимать активное участие в досугах, праздниках, развлечениях, используя импровизационные умения.

Главная идея – создания системы работы по развитию творческих способностей детей через театрализованную деятельность.

Театр – искусство синтетическое, оно воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств: музыка, художественное слово, наглядный образ, изобразительное искусство.

Наше физическое здоровье зависит от наших эмоций. Ребенок, погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Процесс творчества – обладает большой притягательной силой для детей дошкольного возраста, познавших радость первых своих пусть маленьких, но открытий, удовольствие от театрализованной игры.

Именно на основе творчества мы имеем возможность обогащать и развивать личность ребёнка. Я считаю, что значение этой сферы детской деятельности для творческого развития ребёнка столь велико, что она должна иметь достойное место в системе воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Опыт работы.

Творческие способности у детей появляются и развиваются на базе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый энтузиазм к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новейших образов, побуждает к мышлению. Существует неувязка, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей появляются ужасы, срывы, заторможенность, а у остальных, напротив, развязанность и суетливость. У детей частенько отсутствуют навыки случайного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый маленький путь эмоционального раскрепощения дитя, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь более распространенным видом детского творчества, конкретно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр владеет большой силой действия на эмоциональный мир ребенка.

В группе мы оборудовали театральный уголок, де разместили разные виды театров:

*пальчиковый театр;

*кукольный театр;

*театр – «мягкая игрушка»;

*плоскостной театр;

*настольный театр;

*театр масок;

* театр «Би-ба-бо».

В театрализованных занятиях функционально применяю чтение произведений художественной литературы и проведение викторин.

Мы играем в  игры, которые развивают у детей память, слуховое внимание, координацию движений, воображение и фантазию.

Итогом всех занятий является мини - спектакль. Выбираются сказки, стихи, пьесы, распределяются роли по желанию детей. Часто такие инсценировки проходят экспромтом.

С ребятами я уделяю большое внимание отражению сказочных образов животных, анализируя характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, грустный и веселый клоун, снежинки кружатся, плавно ложатся на землю. Предлагаю детям игрушки, атрибуты для ряженья, маски зверей для разыгрывания русских народных сказок, добиваясь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Роли зверей служат прекрасным поводом для освобождения, раскрепощения мышц. В процессе постановки сказки дети учатся правильно называть театральное оборудование, бережно к нему относиться, ориентироваться в пространстве зала, следить за развитием действия. В представлениях использовали стихотворения с диалогами, благодаря которым создается возможность воспроизводить содержание по ролям. Поддерживали коллективное придумывание диалогов, вместе сочиняли маленькие истории. Дети самостоятельно сочинили историю про Машу и Медведя – что случилось с ними летом, зимой… Дети проявляют большой интерес к танцевальным движениям.

К театрализации мы обязательно привлекаем родителей, которые с удовольствием берут на себя роли героев сказок. Также приобщаю родителей к подготовке спектаклей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду.

Немалое  место в моей работе с детьми по театрализованной деятельности  занимает организация кукольного театра.

Кукольный театр - искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем. Малыши нередко бояться Деда Мороза, Медведя и других персонажей в исполнении актеров на сцене театров, но с удовольствием играют игрушками, изображающими их маленького размера. Привыкшие к небольшим размерам игрушек, не пугаются волка или Бабы Яги, даже грозят пальчиками и прогоняют. Поэтому кукольный театр для маленьких имеет даже некоторые преимущества перед театром, в котором выступают артисты-люди. Он давно стал необходимой составляющей в жизни  нашей группы.

Кукольный театр, по своей природе близок и понятен маленьким детям и поэтому имеет для них огромное эмоциональное воздействие. На сцене нашего театра они видят знакомые и любимые куклы, игрушки. Когда же «ожившие» куклы начинают двигаться, говорить, они переносят детей в совершенно новый, увлекательный мир, мир живых игрушек, где всё необыкновенно, всё возможно и привлекательно.

Музыка важная составляющая спектакля и эстетического воспитания малышей. Она оттеняет, задает характер и ритм каждому герою, каждой мизансцене, подчеркивает ритмичность движений кукол их настроение. Спектакль кукольного театра не проходит без пения и плясок кукол, которые очень любят и знают дети. Музыка оформляет, дает объем спектаклю. Знакомые мелодии и песни сближают детей и героев. Очень хорошо, когда дети сами поют песенку с героем и танцуют в перерыве спектакля вместе с героями, выполняя знакомые движения в играх и в танцах.

Театр картинок и настольный театр  самые популярные у детей. Они просты в изготовлении и показе. Здесь все плоскостное: и куклы, и декорации. Всё  легко и доступно.

Цель таких театров - внести разнообразие  в игры, развлечь и порадовать детей. Игры с фланелеграфом развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающимися, действующими, они получат еще большее удовольствие.

В театре игрушек - все объемное. Игрушки используются обычные детские купленные в магазине, сюжет дополняется различными вещами: посуда, корзинка, кроватка.  Такое представление помогает более яркому восприятию, развивает пространственное и образное видения детей. Содержание сценки бывает предельно простым, без трудновыполнимых для игрушек движений и действий.

Театр Би-ба-бо пользуется особой популярностью у детей. Надетую на руку куклу надо повернуть к себе лицом и сделать  движения. Кукла несколько раз наклонит голову вперед, потом сделает поясной наклон. Погладит руками лицо ребёнка, шепнёт на ухо, прижмётся к нему, поцелует. Восторгу детей нет  предела. Потому что они чувствуют себя, ни много ни мало, волшебниками, в их руках оживает кукла.        

Театр, в который мы играем с детьми, помогает детям узнать самих себя, заявить о себе, попробовать, на что они способны, поверить в себя, перешагнуть через «я стесняюсь», преодолеть робость и скованность.

- У детей повысился интерес к художественным произведениям, особенно к русским народным сказкам, а так же у многих детей отмечается эмоциональная отзывчивость на художественные произведения.

- Увеличилось количество детей, которые с большим интересом принимают участие в играх - драматизациях и проявляют самостоятельность в театрализованных играх. Заметно повысилось эмоциональное развитие детей по всем разделам.

- Дети научились составлять рассказы по картинкам, улучшилась интонационная выразительность речи у многих детей. Конечно, не каждому ребенку дается в полной мере реализовать свои способности, такие дети нуждаются в особом внимании к себе. Поэтому стараюсь работать с такими детьми дифференцированно.

В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Результативность. За период своей деятельности дети стали более эмоциональными, более мобильными. Они научились понимать искусство и высказывать свои  впечатления открыто и честно. А самое главное, они привлекли к миру театра своих родителей. Ведь взрослые порой сами забывают об искусстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошк...

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

В человеке всегда заложено творческое начало, и театрализованная деятельность, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности младших дошкольников.В процессе работы над в...

статья на тему:“Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.”

Огромная роль в воспитании и развитии детей дошкольного возрастапринадлежит игре - важнейшему виду деятельности.Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в...

Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, и...