Метод наглядного моделирования в логопедической работе. Работа по автоматизации предлогов в самостоятельной речи у разных возрастных категорий дошкольников.
проект по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Шатова Марина Михайловна

У дошкольников часто вызывает затруднение правильный подбор предлогов в повседневной речи. Предлог безличное слово, которое не заменишь предметом, не изобразишь действием, не обследуешь тактильно, и поэтому сложен для восприятия детям - дошкольникам (в данном случае с нарушением зрения). Метод наглядного моделирования в логопедической работе помогает создать для ребенка множество ситуаций - тренажеров для отработки предлогов в самостоятельной речи, которые очень интересны дошкольникам, т. к. вожможно их использование в игровом варианте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_naglyadnogo_modelirovaniya.docx376.91 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №851

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

В КОРРЕКЦИОННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ДОУ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ.

Учитель – логопед                                   Шатова М. М.

2016 год


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

В КОРРЕКЦИОННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ДОУ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ.

Одним из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи является высокий уровень их речевой и познавательной активности.

Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности вызывают трудности общения.

Так как в наше время всё чаще мы сталкиваемся с системными речевыми нарушениями педагогам (учителям-логопедам, дефектологам, воспитателям) приходится искать вспомогательные средства, облегчающее и систематизирующие процесс усвоения детьми нового материала.

Одним из таких средств является метод наглядного моделирования.

Метод наглядного моделирования – это один из активных методов обучения, который обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности детей. Использование метода наглядного моделирования обогащает коррекционно – развивающий процесс у детей дошкольного возраста.

В основе метода лежит использование заменителя – модели, в роли которого могут выступать другие предметы, реалистические и условные изображения, схемы, чертежи, планы, пиктограммы.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителей и работа с ним.

Данный метод помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение, текст) и научиться работать с ним. Это значимо для детей дошкольного возраста, поскольку мыслительные задачи у них решаются при помощи внешних средств, т.е. наглядный материал усваивается лучше вербального (словесного).

Процесс моделирования включает 3 этапа:

- усвоение сенсорного материала

- перевод на знаково – символический язык

- работа с моделью

Метод наглядного моделирования целесообразно применять на всех этапах коррекционной работы.

Первое знакомство с моделью происходит  у ребёнка при изучении артикуляционных упражнений. Каждое упражнение имеет своё название и подкрепляется соответствующим изображением, чтобы ребёнку было легче его запомнить.

При  работе  над постановкой звуков применяются модели-символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.

При закреплении изолированного звука, ребёнку предлагаются игры («Как шипит змея?», «Как гудит пароход?», «Как звенит комар?» и др.), сопровождающиеся  показом картинного материала.

          При формировании слоговой структуры слова моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, научиться определять количество частей (слогов) в слове.

          Например:

Игра «Пирамида»

                      Детям предлагается расставить картинки на соответствующие кольца пирамиды: на верхнее - с одной частью, на среднее - с двумя, на нижнее - с тремя.

Игра «Ромашка», «Пазлы».

Детям предлагается подобрать к серединкам цветков, на которых изображены слоговые схемы - лепестки. На каждом из лепестков изображена картинка, название которой содержит от 1до 3 частей (слогов). Такого же плана задания с собиранием частей - пазлов вокруг центрального.

На занятиях по обучению грамоте используются символы гласных и согласных звуков (красный, синий и зелёный кружочки), модель схемы слова.

При формировании лексико-грамматических категорий  используются схемы, пиктограммы, символы и другие средства наглядного моделирования. Так, для различения слов разных частей речи вводятся условные обозначения слов-предметов, слов-действий и слов-признаков.

Местоимения графически изображаются в виде доступных для ребёнка-дошкольника символов.

ОНА

ОН

ОНИ

ОНО

Данные символы  помогают знакомить детей с понятиями родовых принадлежностей, позволяют отрабатывать согласование: местоимение + глагол, местоимение + прилагательное, и использовать их в предложениях.

Самым положительным моментом в использовании пиктограмм,  является то, что речь педагога сводится к минимуму - он показывает пиктограмму, а ребенок образовывает нужное слово. Пиктограммы можно изменить, дополнить, всё зависит от творчества педагога.

Наглядное моделирование играет большую роль в изучении предлогов - «маленьких слов», простые модели позволяют детям легче запомнить  значение предлогов.

   «на»                                     «в»                                      «под»

Составление схем предложений позволяет детям наглядно увидеть, что каждое предложение имеет определённую структуру (начало и конец), а также помогает определить количество слов в заданном предложении.

        При обучении связной речи моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания:

• пересказ;

• составление рассказов по картине и серии картин;

• описательный рассказ;

• творческий рассказ.

Например,  схема  помогает детям составить последовательный, связный рассказ по одной или нескольким сюжетным картинкам, о явлениях и изменениях в природе, при описании одушевленных и неодушевленных предметов.

Таким образом, метод наглядного моделирования позволяет улучшить процесс коррекционной работы, помогает легче усвоить абстрактные понятия, а также способствует развитию у детей воображения, мышления, т.к. модели (символы, пиктограммы) они могут придумывать и зарисовывать самостоятельно.

Хотелось бы подробней остановиться на возможностях использования активного моделирования при отработке предлогов в самостоятельной речи дошкольников. Предлоги трудны для понимания, запоминания и использования, т.к. не являются конкретными предметами и не могут быть обследованы детьми с помощью средств сенсорики. Из–за особенностей развития речи на каждом возрастном этапе предлоги вводятся в речь для самостоятельного использования постепенно и дозировано.

3 ГОДА

  1. Предлог У – грамматическое значение – обладатель предмета (Р.п.). У мамы бусы. У слона хобот. У меня самолет.

Для закрепления понимания и умения использовать в самостоятельной речи предлога У я использую моделирование ситуации с реальными предметами и нарисованными моделями  лиц и предметов.

- Сначала закрепляем понимание предлога – у лица/предмета уже есть предмет/часть. У кого есть кубик/хобот? У куклы есть кубик/у слона есть хобот.

- Далее упражняемся в использовании предлога в самостоятельной речи: Игра: «магазин». Ребенок продавец и продает разные предметы игрушкам и изображенным на картинках персонажам.

Кукла хочет купить книгу. Давай продадим книгу кукле. У кого теперь есть книга? Книга есть у куклы.

- Закрепление заканчиваем дидактическим заданием. У кого есть машина/кубик/книга? Кубик у мишки/книга у куклы/машина у зайца.

В дальнейшем можно перенести эти игры и задания для коллективного использования среди детей, где они сами будут выбирать себе предметы и сами будут проговаривать у кого какой предмет.

  1. Предлоги  В, НА, ПОД -  грамматическое значение – местонахождение лица/предмета (П.п.,Т.п.).                                                  Белка сидит в дупле. Ваза стоит на столе. Мяч лежит под столом.

Для понимания и закрепления использовать в самостоятельной речи данных предлогов я использую моделирование ситуации с реальными предметами и нарисованными моделями лиц/предметов.

- Сначала закрепляем понимание предлогов В, НА, ПОД, когда разные предметы уже расставлены по своим местам, используя предметы игрушечной мебели.

Кто сидит на кровати? Что лежит в шкафу? Что лежит под шкафом? В шкафу лежит платье/на кровати сидит кот/под шкафом лежит мяч.

Где лежит конфета? Где спрятался кот? Где стоит тарелка? Конфета лежит в шкафу/кот сидит под столом/тарелка стоит на столе.

- Далее упражняемся в использовании предлога в самостоятельной речи: Игра: «Гости». Ребенок - хозяин дома и убирает разбросанные вещи на места, ожидая гостей. Вещи и игрушки заранее «разбросаны». В конце игры приходят гости и мы продолжаем закреплять предлоги в диалоге.

Где лежит мяч? Где стоит Ваза? Ваза стоит на полу/мяч лежит под столом. Куда мы уберем мяч? Куда мы поставим вазу? Мяч уберем в шкаф/ вазу поставим на стол.

- Закрепление заканчиваем дидактическим заданием для коллективного использования среди детей, где сами дети будут выбирать себе предметы и сами будут убирать предметы на места, проговаривая у кого какой предмет и куда он его помещает. Такую же работу провожу на рисованном материале, чтобы приучить детей к замене реальных предметов на модели - изображения.

4 ГОДА

  1. Предлог ПОСЛЕ - грамматическое значение – время действия (Р.п.).                                                                                            Когда? Пойдем гулять после обеда.

- Данный предлог можно отработать с помощью многократных повторений в процессе выполнения режимных моментов, так как схематическое изображение сложно для понимания значения конкретного предлога.

  1. Предлог ДЛЯ - грамматическое значение  – цель действия/предназначение предмета (Р.п.).                                    Мы купили корм для кошки. Я сделал бусы из рябины для мамы.

- Для отработки предлога использую дидактическое задание: «договори фразу», где дети слушают мою часть фразы и получают реальный предмет/изображение – подсказку окончания фразы.

Мы купили корм для кого(предъявляю предмет/изображение)? Купили корм для кошки.

- Дальше ребенок сам выбирает из ряда изображений подходящее и заканчивает/повторяет фразу.

- Для дальнейшего закрепления в самостоятельной речи использую игру: «В гости», в ходе которой мы собираемся в гости и подбираем подарки в магазине для игрушек/других детей. Ребенок объясняет, что и для кого он выбирает, затем ребенок дарит игрушки.

Эту куклу возьмем/купим для Милы/мишки.

- Далее использую нарисованные предметы, схемы – инструкции для выбора подарка. Ребенок смотрит на схему и выполняет заказ конкретной игрушки.

Мяч возьмем для мишки. Машинку возьмем для куклы.

  1. Предлог БЕЗ - грамматическое значение – признак, отсутствие которого является основной характеристикой предмета (Р.п.).  Эта машина без колеса. Дом нарисован без крыши.

- Для закрепления предлога  БЕЗ использую изображения предметов без существенных частей.

- Дидактическая игра – моделирование: «Помоги художнику», где дети смотрят книгу или просто картинки, в изображении предметов на них не хватает частей. Ребенок называет, какой предмет и без чего изображен, исправляет ситуацию, выбирая нужную часть из предложенных отдельно.

- Дидактическое задание: «назови, что без чего». Ребенку предъявляется 1-2-3 предмета, расчлененные по деталям, у которых отсутствуют части. Ребенок говорит, что без чего, исправляет ситуацию.

Это чайник, он без крышки/носика. Это чашка, она без ручки.

  1. Предлог ОКОЛО - грамматическое значение – нахождение лица/предмета (Р.п.).                                                                           Я нарисовал собаку около дома. Кошка спит около подушки.

Для активизации в речи предлога ОКОЛО я использую:

- Модели-схемы, где изображены разные предметы в положении около других предметов, Дети отвечают на вопросы

Где художник нарисовал лицо/предмет? Около какого предмета художник нарисовал собаку? Художник нарисовал собаку около будки/стола/дивана.

-  Инструкции для действий, где изображены схематические инструкции для ребенка, в соответствии с которой он устанавливает разные предметы около реальных предметов или на плане – изображении «зима», «комната» и др.

 -  Дидактическую игру: «Снимаем кино», в ходе которой дети – режиссеры проговаривают и устанавливают по плану-схеме- сценарию действующих лиц и предметы на картине.

  1. Предлог ЗА -грамматическое значение – местонахождение лица/предмета (Т.п.).                                                                      Где? Мальчик играет за домом. Собака сидит за диваном.

Для отработки этого предлога я предлагаю:

- Реальные предметы, которые я сама на глазах ребенка помещаю за разные предметы; модели-схемы, где изображены разные предметы в положении за другими предметами, Дети отвечают на вопросы

Где сидит/находится лицо/предмет? Собака сидит/находится за креслом/столом/диваном.

-  Инструкции для действий, где изображены схематические инструкции для ребенка, в соответствии с которой он устанавливает разные предметы за реальными предметами или на плане – изображении «зима», «комната» и др.

 -  Дидактическую игру: «Снимаем кино», в ходе которой дети – режиссеры проговаривают и устанавливают по плану-схеме (сценарию) действующих лиц и предметы на картине.

- Дидактическую игру: «Сыщики», в ходе  которой я прячу предметы на картинах «зима», «весна», «комната», а дети, вооружаясь лупой ищут спрятанные предметы, оречевляя свои действия.

  1. Предлог В - грамматическое значение – направление движения (В.п.). Куда? Куда ты положил мяч? Я положил мяч в шкаф.

Для отработки этого предлога я предлагаю:

     - Реальные предметы, которые я сама на глазах ребенка помещаю в разные предметы –« вместители»;

-  Модели-схемы, где изображены разные предметы в положении в других предметах. Дети отвечают на вопросы

Где сидит/находится лицо/предмет? Собака сидит/находится в доме/шкафу/банке/коробке.

     -  Инструкции для действий, где изображены схематические          инструкции для ребенка, в соответствии с которой он устанавливает разные предметы в реальные предметы (коробки, шкафы, банки и др.).

Куда можно спрятать зайца? Зайца спрячем в шкаф/коробку/ банку.

- Дидактическую игру: «Сыщики», в ходе  которой я прячу предметы в реальные предметы, а дети , вооружаясь лупой ищут спрятанные предметы, описывая свои действия и места находок.

  1. Предлог ПОД - грамматическое значение – направление движения (В.п.). Куда? Куда спрятался кот Васька? Кот Васька спрятался под диван.

Для отработки предлога ПОД я использую:

- Модели-схемы, где изображены разные предметы в положении под другими предметами. Дети отвечают на вопросы

Где художник нарисовал лицо/предмет? Под каким предметом художник нарисовал собаку? Художник нарисовал собаку под деревом/столом/диваном.

-  Инструкции для действий, где изображены схематические инструкции для ребенка, в соответствии с которой он устанавливает разные предметы под реальными предметами или на плане – изображении «зима», «комната» и др.

 -  Дидактическую игру: «Сыщики», в ходе которой дети, вооружаясь лупой, ищут спрятанных действующих лиц и предметы на картине.

  1. Предлог ЗА - грамматическое значение – направление движения (В.п.).                                                                                             Куда? Куда улетел самолетик? Самолетик улетел за забор.

Для отработки предлога ЗА, как направления движения использую:

- Моделирование реального полета по группе самолета , сделанного техникой  оригами.

-  Дидактическую  игру: «Диспетчер полетов».

Ребенок - диспетчер запускает самолет и смотрит за какой предмет упал – приземлился самолет, о чем и сообщает в центр управления полетами.

  1. Предлог ИЗ - грамматическое значение – отправная точка движения (Р.п.).                                                                       Откуда? Откуда вылетела птичка? Птичка вылетела из гнезда.

Для отработки предлога использую

-  Дидактическую игру: «сыщик», где посреди комнаты с разнообразной мебелью появляются разные предметы, а ребенок рассуждает откуда мог выпасть этот предмет, рассказывает о своих находках.

Эта кукла могла выпасть из шкафа, из коробки, из сумки и т.д.

- Картинки, на которых изображены люди и животные, которые выглядывают из-за разных предметов, ребенок определяет откуда выглядывают животные и люди, рассказывает о своих находках.

  1.  Предлог ПО - грамматическое значение – место движения (Д.п.). Мы идем по дороге. Мальчик едет по дороге на велосипеде.

Этот предлог отрабатываю в ходе:

-  Моделирования реальной ситуации с реальными предметами, используя машинки и другой транспорт. Ребенок рассказывает о том, где едет тот или иной транспорт.

Машина едет по дороге, по мосту, по полю, по луже и т.д.

- Использования схем – инструкций, по которым дети составляют предложения и схемы – инструкции, по которым дети совершают реальные действия с предметами.

  1.  Предлог С - грамматическое значение – совместность (Т.п.).        С кем? У нас живет кошка с котенком.

  1.  Предлог С - грамматическое значение – грамматическое значение – признак, характеристика лица, предмета (Т.п.).  Какой? Какая? Какое? У меня велосипед с багажником. У девочки платье с оборками.

  1.  Предлог В - грамматическое значение – слово объект действия при глаголе «играть» (Т.п.).                                                                   Во что ты играешь? Я играю в кубики. Девочки играют в куклы.

5 ЛЕТ

1. Предлог С, ОТ - грамматическое значение – отправная точка движения (Р.п.).                                                                          Откуда? Сосулька упала с крыши. Машина отъехала от гаража. Для отработки этого предлога я предлагаю:

- Моделирование действий с реальными предметами, которые я сама на глазах ребенка перемещаю в пространстве. Ребенок поясняет, что он видит.

Машинка упала с книги.

- Моделирование на плоскости модели-схемы «зима» с помощью веревочек движения нарисованных предметов. Дети отвечают на вопросы

Откуда съезжает мальчик? От чего/откуда отъехал мальчик?

- Моделирование ситуации по схемам самими детьми с составлением предложения по схеме и с выполнением схемы.

2. Предлог ОТ -  грамматическое значение – характеристика предмета (часть целого) (Р.п.).

Эта крышка от сахарницы. Это колесо от самоката.

Для отработки использую:

- Дидактическую игру – моделирование: «Инженер -конструктор», где дети смотрят картинки, в изображении предметов на них не хватает частей. Ребенок находит и называет часть предмета из предложенных отдельно,  исправляет ситуацию, устанавливая часть на место.

- Дидактическое задание: «назови, что от чего». Ребенку предъявляется 1-2-3 предмета, расчлененные по деталям, у которых отсутствуют отдельные части. Ребенок называет, что и от чего, исправляет ситуацию.

Это крышка от кастрюли. Это носик от чайника.

3. Предлог К - грамматическое значение – ориентир (конечный пункт движения) (Д.п.). Куда бегут дети? Дети бегут к реке. Куда мы поедем летом? Летом мы поедем к морю.

Для активизации предлога К в самостоятельной речи использую:

- Картину – модель «зима», где с помощью картинок моделирую ситуацию статично и в движении с заданным предлогом.

- Составление предложений по сюжетной картинке, по схемам-моделям.

- Моделирование ситуации самими детьми с использованием схем. Ребенок составляет предложение по схеме и на столе моделирует ситуацию с помощью картинок.

4. Предлог ПО - грамматическое значение – средство связи (д.п.). Я разговариваю с бабушкой по телефону. Мы смотрели мультфильм по телевизору.

  1. Предлог ЗА - грамматическое значение – объект действия (В.п.).                                                                                             Мальчик дернул кошку за хвост. Оля взяла маму за руку.
  2. Предлог ЧЕРЕЗ - грамматическое значение – объект пересечения (В.п.).                                                               Мальчик перепрыгнул через лужу. Дети шли домой через лес. Для отработки предлога использую:

-  Моделирование ситуации с реальным самолетом – оригами.

- Дидактическая игра: «Диспетчер полетов», где ребенок запускает самолетик в группе или на улице и сообщает в диспетчерскую маршрут самолета

Самолет перелетел через стол, через диван, через Кирилла.

- Дидактическую игру: «Штурман», в которой ребенок – штурман получает маршрут - схему полета и летит, согласно заданному маршруту, сообщая на пульт управления свои действия.

- Составление предложений и совершение действий с изображенными лицами/предметами на плане «Препятствия».

  1.  Предлог В, НА - грамматическое значение – место действия (П.п.).                                                                                             Дети были с мамой в театре. Папа на работе в школе.
  2. Предлог С - грамматическое значение – характеристика лица/предмета (Т.п.).                                                                      Вове подарили книгу с картинками. У Маши сарафан с карманами.

Отрабатываю предлог с помощью наводящих вопросов и картинок – подсказок с изображением дополняющих элементов.

  1. Предлог С - грамматическое значение – совместность (Т.п.).   С чем вы пили чай? Мы пили чай с конфетами. Катя гуляет с подругами.

 Отрабатываю предлог с помощью задания закончить мою фразу, опираясь на картинку – подсказку. Предлог дети выбирают сами.

  1.  Предлог ПЕРЕД - грамматическое значение – время действия (Т.п.). Когда надо мыть руки? Перед обедом надо мыть руки. Перед сном мы с мамой читаем книгу.

Активизацию провожу с помощью вопросов и схематических изображений опорных слов.

  1.  Предлог ЗА - грамматическое значение – цель движения (Т.п.).                                                                                              Зачем бабушка пошла в магазин? Бабушка пошла за хлебом в магазин. Мы с мамой идем в лес за грибами и ягодами.

Для закрепления в речи предлога ЗА использую:

– Дидактическую игру «Мы ходили в магазин», где ребенок идет в магазин с сумкой и набирает что хочет, а потом рассказывает, зачем ходил, вытаскивая по 1 предмету.

- Дидактическую игру «Прогулка в лес», где выбирает изображенные предметы, оригиналы которых  можно набрать в лесу и кладет в «волшебный мешочек», вытаскивая из мешка картинки, объясняет свой выбор.

- Составление предложений по картинкам – схемам и др.

  1. Предлоги ЗА, ПОД, НАД, РЯДОМ, ПЕРЕД, С - грамматическое значение –  местонахождение лица/предмета (Т.п.).Где? Вова стоит за дверью. Тапочки стоят под кроватью. Большая птица летит над рекой. Перед школой растет клен. Рядом с домом есть стадион.

Для активизации в речи этих предлогов использую:

- Самостоятельные действия - игры ребенка с предметами «Помоги повару», «Готовим обед» и др., где ребенок оречевляет свои действия с предметами.

Возьму кастрюлю и поставлю ее на плиту. Капусту порежу и положу в кастрюлю.

- Наглядное моделирование ситуации для мозгового штурма по картине «зима», «комната» и др. Перемещая лица и предметы по полю я задаю огромное количество вопросов, а дети отвечают как можно быстрей где находится предмет.

 

- Дидактическую игру «Сыщики», «Суперагенты», где дети на картинках находят заданные предметы и объясняют их местоположение, составляют свои схемы – шифровки для своего начальника – логопеда о местоположении предметов.

  1. Предлог ИЗ -грамматическое значение –  вещество, материал, из которого изготовлен предмет (Р.п.).Коля сделал кораблик из бумаги. Дети построили горку из снега.

Для активизации предлога в речи использую схемы, по которым ребенок составляет рассказ о конкретном предмете, составляет предложение по конкретной схеме, составляет свои схемы к рисункам и речевым инструкциям.

  1. Предлог ПОД -грамматическое значение – местоположение предмета (Т.п.).Ласточки живут под крышей. Грибы растут под деревьями.

Для отработки предлога ПОД я использую:

- Модели-схемы, где изображены разные предметы в положении под другими предметами. Дети отвечают на вопросы

Где художник нарисовал лицо/предмет? Под каким предметом художник нарисовал собаку? Художник нарисовал собаку под деревом/столом/диваном.

- Составление предложений и схем детьми к картинке с использованием схем предлога и других предметов.

-  Инструкции для действий, где изображены схематические инструкции для ребенка, в соответствии с которой он перемещает разные предметы под реальные предметы или на плане – изображении «зима», «комната» и др.

 -  Дидактическую игру: «Сыщики», в ходе которой дети, вооружаясь лупой, ищут спрятанных действующих лиц и предметы на картине.

Ласточки живут под крышей. Грибы растут под деревьями.

6 - 7 ЛЕТ

  1. Предлог У - грамматическое значение – местонахождение лица/предмета (Р.п.). Где? Где стоит машина? Машина стоит у подъезда.
  2. Предлог ВОЗЛЕ - грамматическое значение – местонахождение лица/предмета (Р.п.). Мы повесили кормушку на дереве, возле дома.
  3. Предлог НАД - грамматическое значение – местонахождение лица/предмета (Т.п.).                                                                      Где? Где летают чайки? Чайки летают над рекой. Картина висит над диваном.
  4. Предлог ДО - грамматическое значение – ориентир/конечный пункт движения (Р.п.).                                                                            Мяч долетел до стены. Лодка доплыла до берега.
  5. Предлог ЗА - грамматическое значение – ориентир/конечный пункт движения (В.п.).                                                                 Куда? Куда улетел самолетик? Самолетик улетел за забор. Мяч закатился за стул.
  6. Предлог ИЗ-ПОД - грамматическое значение – отправная точка движения (Р.п.).                                                                                   Где? Откуда? Где мяч? Откуда мы достанем мяч? Мы достанем мяч из- под дивана.
  7. Предлог ИЗ-ЗА - грамматическое значение – отправная точка движения (Р.п.).                                                                                   Где? Откуда? Где сидит черепаха? Откуда вылезает черепаха? Черепаха вылезает из-под камня. Собака выглядывает из-под шкафа.

  1. Предлог ИЗ-ЗА -грамматическое значение – причина (Р.п.).            Из-за дождя мы не пошли гулять в парк.
  2. Предлог В -грамматическое значение – время совершения действия (В.п.).                                                                            Когда? Бабушка приедет в субботу.
  3.  Предлог ЧЕРЕЗ -грамматическое значение – время совершения действия (В.п.). Я пойду в детский сад через 4 дня.
  4.  Предлог ПРО -грамматическое значение – объект речи/мысли (В.п.). Папа рассказал нам про лису. Эта сказка про медведя и Машу.
  5.  Предлог НА, В - грамматическое значение – местонахождение лица/предмета (П.п.).                                                                          Где? Лисы живут в норах. Орлы вьют гнезда на скалах.

  1.  Предлог НА - грамматическое значение – средство/способ передвижения (П.п.).                                                                      Девочки катаются на санках, мальчики будут кататься на коньках.

  1.  Предлог С - грамматическое значение – отправная точка движения (Р.п.).                                                                             Осенью с деревьев падают листья. Зимой сосульки падают с крыш.

Для отработки этого предлога я предлагаю:

- Моделирование действий с реальными предметами, которые я сама на глазах ребенка перемещаю в пространстве. Ребенок поясняет, что он видит.

Машинка упала с книги.

- Составление предложений по картинкам.

- Дидактическую игру «Сыщики». Дети исследуют созданную обстановку с реальными предметами, с игрушками – заменителями и сюжетные картинки с изображениями упавших откуда-либо предметов; рассказывают о своих наблюдениях и логических выводах.

8. Для отработки всех предлогов использую в этом возрасте   рассказы – схемы, где взрослый читает текст, а ребенок дополняет предложения предлогами и словами по картинкам.

Используемая методическая литература:

  1. О. А. Безрукова
  2. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова
  3. О. Е. Косинова
  4. Т. Ю. Бадрышева, Е. Н. Моносова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».

Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать  вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс ...

Метод наглядного моделирования в логопедической работе

Метод наглядного моделирования в логопедической работе...

Обобщённый опыт коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Шабалиной Светланы Витальевны по теме: "Применение метода наглядного моделирования в логопедической работе"

В своей работе я часто использую символы и моделирование сюжета. Моделирование- это способ последовательного формирования речевых умений и навыков, который позволяет определять содержание и последоват...

Опыт работы по теме «Применение метода наглядного моделирования в развитии речи у дошкольников»

В статье раскрывается суть одного из  подходов к развитию речи у дошкольников - метода наглядного моделирования. Освещены возможности его применения при решении различных  задач, решаемых...

Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи.

Использование приёма наглядного моделирования позволяет научить детей представлять структуру слова, определять количество слогов в словах, анализировать языковой материал и синтезировать языковые един...

Метод наглядного моделирования в логопедической работе

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные...

Применение наглядного моделирования в логопедической работе по формированию навыков связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

В современой научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются...