ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ РЕБЁНКА В ГРУППЕ.
материал по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме

Репницына Ольга Николаевна

 

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ РЕБЁНКА В ГРУППЕ.

Изолированные дети.

 

 

 

Репницына Ольга Николаевна

                                                                                                        ГБДОУ Детский сад №9

                                                                                                        Московского района

                                                                                                        Санкт-Петербург

 

 

Оглавление.

 

1.     Пренебрегаемые, изолированные дети.

2.     Социометрия.

3.     Сплоченность группы.

4.     Психологический климат группы.

 

 

 

1. ПРЕНЕБРЕГАЕМЫЕ, ИЗОЛИРОВАННЫЕ ДЕТИ.

Ситуация: мальчик 5,9 плохоговорящий, труднопонимаемый ,приносит в сад интересную игру, с радостью протягивает детям, чтобы те посмотрели, оценили и поиграли с ним. Реакция детей незамедлительна- они выхватывают игру, задают несколько вопросов по правилам, садятся играть в нее, игнорируя владельца. Он кружится вокруг них, пытается привлечь их внимание, поиграть в эту игу вместе с ними, но он им не интересен. И его начинают прогонять. По просьбе воспитателя взять его в игру (ведь он принес эту игру) ,дети играют с ним несколько минут, после чего отдают ему игру и занимаются своими делами. Воспитателю уже через несколько недель ясно, кто лидирует в группе, кого все любят, с кем хотят играть, а кто изолирован и отвергнут. Задача воспитателя - вовремя заметив распределение ролей в группе, незаметно сделать так, чтобы не допустить перекоса в отношениях, отвержения кого-то из детей.

Демократия нужна и здесь; собственно говоря, отсюда она и начинается. Если воспитатель придерживается авторитарного стиля руководства, делит детей на "любимчиков" и "плохих", то группа быстро расслаивается на ряд подгрупп, соперничающих друг с другом. В каждой из них возрастает число изолированных и отвергнутых. Начинают преобладать, особенно у мальчиков, отношения силы и подчинения.

Как же появляются «изолированные» в детской группе? Особое место в жизни детей занимают игры, цель которых- проверка собственной силы, познание своей цены. И не только это, но –реванш! Реванш во что бы не стало. Поэтому важно «кто лучше» и «кто еще лучше»: «У меня длиннее шаг!»    «Я самый меткий, самый смелый!»  Так, в борьбе приобретается признание в своей среде, детском сообществе. Благополучие детей зависит не только от того, как их расценивают взрослые, но и от мнения сверстников.  Кто же эти дети, которые куражатся над слабыми, устанавливают единоличную власть в группе и являются дезорганизующим элементом? Такими могут оказаться дети органически расторможенные, возбудимые, с периодически возникающими и далеко не всегда мотивированными вспышками гнева и ярости. Причиной тому могут быть либо тяжелые родовые травмы и инфекции, либо наследственные, генетические предпосылки. Вариантов патологического поведения может быть весьма много, но объединяют их деструктивность (агрессивность, неуправляемость, расторможенность), отсутствие чувства вины, низкий эффект от воспитательных мероприятий. Обычно эти дети готовы "исправляться" прямо на глазах, они каются, просят прощения, обещают больше никогда, никогда этого не делать и ... начинают все сначала. Нередко органически и генетически обусловленные аномалии поведения сочетаются между собой. Однако нужно помнить, что первые из них лучше поддаются направленному лечению, а вторые скорее общим дисциплинарным воздействиям под наблюдением психоневролога.

Кто же чаще всего оказывается страдающей стороной? Это обычно эмоционально чувствительные, впечатлительные и ранимые дети, добрые и ранимые по своей натуре, не способные к агрессии и злости, нуждающиеся, как никто другой, в ласке и заботе. Именно они способны заболеть неврозом в результате грубого, издергивающего отношения взрослых и сверстников. Эти дети хотят быть отзывчивыми и искренними, послушными и примерными, но так, чтобы сохранить чувство собственного достоинства. Другое дело, что все это у них далеко не всегда получается из-за повышенной ранимости, обидчивости и постепенно формирующихся под влиянием неблагоприятных обстоятельств невротических изменений: беспокойства, страхов неуверенности в себе.

«Изолированными» становятся по многим причинам. Один ребенок часто болеет, редко ходит в детский сад, и дети не успевают присмотреться к нему, да и сам он никого не знает, он всегда новенький. Другой имеет физические недостатки-грязный, течет из носа; толстый- не может быстро бегать- и тоже не принят в детской группе. Причин, в силу которых ребенок оказывается «изолированным», много, следствие одно-социальное развитие осуществляется неполноценно. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, замкнутым, отчужденным. Такой ребенок будет обижаться и жаловаться, хвастать и стараться подавлять, фальшивить и обманывать. Такому ребенку плохо, и другим с ним тоже плохо. Эта болезнь социализации не должна превратиться в хроническое состояние, в асоциальные свойства личности. Непопулярному ребенку нужно помочь реализовать притязания на признание среди ровесников. Необходимо проводить своего рода социальную терапию, чтобы предотвратить неправильное развитие ребенка, способствовать формированию у него активности.  Помочь им лучше привыкнуть к детскому саду - значит развить у них навыки общения, защиты, помочь найти место и признание в группе. Хорошо, когда этим детям чаще дают главные роли в игре, замечают их успехи, хвалят, поддерживают в трудную минуту, защищают от тех, кто дразнит и способен на агрессию.

Для эмоционально чувствительных детей характерна глубокая, прочная привязанность к матери. Поэтому для них тяжела даже временная разлука с матерью в начале посещения детского сада; они подавлены, не находят себе места. И многое в дальнейшей жизни ребенка зависит от того, как встретит его воспитательница, будет ли проявлено к нему внимание и участие. Ведь именно от ее поддержки зависит, обретет ли ребенок свой первый полноценный опыт жизни в коллективе или и в дальнейшем будет сторониться людей и дичиться. Человеческий фактор и здесь преобладает над всеми остальными.

2. СОЦИОМЕТРИЯ.

В психологической литературе имеется так называемая социометрическая методика выявления взаимоотношений личности и коллектива. Она проста, доступна каждому педагогу и позволяет получить многомерную характеристику коллектива. По показателям социометрии можно судить о влиянии актива и его авторитета среди детей. Обнаруживается также группа игнорируемых и изолируемых детей. Эти дети, может быть, и не осознают свою «изолируемость», но они испытывают эмоциональный дискомфорт.

Выявив причину изолированности, а то и отверженности детей, нетрудно найти пути его сближения с товарищами. И сделать это можно, организуя совместную деятельность детей, совместное проведение досуга, наладив взаимную помощь, поставив ребят в положение взаимной зависимости. Надо учить детей чаще обращаться за помощью к товарищам и самим оказывать помощь, а не требовать и ждать этого от педагога.

Кооперация взаимодействия налаживается и оказывает воспитательное влияние на детей только к коллективе, где авторитетен актив, где царит глубоко нравственная атмосфера. С этой целью педагог должен упорно и настойчиво способствовать созданию в коллективе обстановки непримиримости к нарушению моральных норм. Он приучает воспитанников бороться с несправедливостью, нечестностью, думать не только о себе, но и об интересах товарищей, стремиться, чтобы собственные интересы совпадали с мнением коллектива, если, конечно, он, ребенок, с этим мнением согласен, и отстаивать свою позицию, если убеждён в своей правоте.

3. СПЛОЧЁННОСТЬ ГРУППЫ

Одной из важнейших характеристик группы является то, что обычно называют сплочённостью, то есть характеристикой взаимного тяготения членов группы друг к другу к группе в целом. (Рогов Е.И.).

Сплочённость группы проявляется прежде всего в эмоциональной сфере. Общность эмоциональных переживаний, даже просто нахождение членов группы в одной эмоциогенной ситуации создают условия для тесных взаимоотношений, снимают психологические барьеры. Способствуют сплочению.

Группа, имеющая богатый опыт межличностного общения, вполне развитые взаимоотношения, как правило, показывает единство в проявлении эмоциональных реакций, адекватно реагирует на эмоциогенные ситуации. Чем сплочённее группа, тем большими потенциальными возможностями она обладает в эмоциональной активизации личности. Сплочённая группа поощряет своих членов использовать социальные умения и проявлять эмоции, которые в дальнейшем помогут им в межличностных взаимодействиях и взаимоотношениях как в группе, так и за её пределами. Когда члены группы испытывают взаимную эмоциональную притягательность и принимают друг друга, они способны выдержать дискомфорт отрицательных эмоций и конструктивно разрешить внутри личностные конфликты.

4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ГРУППЫ.

         Любая группа отличается спецификой отношений, традициями, тем, что называется психологическим климатом. Симпатии, дружба, встречи во внеурочное время играют очень большую роль. По мнению А.С. Макаренко отличительными признаками благоприятной атмосферы в коллективе являются:

1.     Гармонизирование личных и коллективных целей.

2.     Отношения ответственной зависимости между членами коллектива, которые определяются общим участием в работе.

3.     Готовность к действиям интересным и полезным. Мажорное, бодрое настроение.

4.     Особое положение личности в коллективе, её духовное здоровье, комфорт, возможность самореализации.

5.     Защищённость.

6.     Способность к торможению. Уступки друг другу.

7.     Уверенность в будущем. Эстетическая привлекательность коллектива.

Психологический климат группы – не просто фон, сопровождающий групповую деятельность, он пронизывает ход всех групповых процессов. Климат оказывает самое непосредственное влияние на самочувствие членов группы, на выработку, принятие и достижение ими групповых целей, на достижение максимальной эффективности в совместной деятельности.

Как правило, исследование психологического климата проводится на основе целого комплекса разнообразных методик, позволяющих получить как субъективную информацию в виде оценок, мнений и суждений членов изучаемой группы, так и информацию объективного характера.

В группе мной проводились следующие исследования:

·        «Я – позиция» по Щурковой Н.Е.

Цель – выявить отношение испытуемого к коллективу. Разновидность графического теста. Его схематическое вычерчивание самое разнообразное: рисуется фигура (круг), обозначающая коллектив и по отношению к ней располагается «Я» респондента.

·        Опрос «Самочувствие в группе»

Предлагается продолжить предложения:

«Мне хорошо в группе, когда…»

«Мне плохо в группе, когда…»

·        «Картина взаимоотношений в группе».

Цель: выявить реальную картину взаимоотношений каждого ребенка со всеми членами группы и с воспитателями.

Знаковый рисунок вычерчивает испытуемый, перед ним поставлена задача: отразить положение дел в группе с его точки зрения. При этом ему предлагаются условные значки, воспользовавшись которыми он мог бы обрисовать реальное положение дел (кружочками – дети, полумесяцами – воспитатели).

Картина, созданная испытуемым говорит о многом: дистанция детей между собой, дистанция педагога по отношению к ним и т.д.

Несмотря на то, что такие картины будут самыми разнообразными, мы всё-таки получим нечто общее, характерное для всех, кто пытается в этом задании представить картину взаимоотношений в группе.

·       Диагностика межличностных отношений в группе «Недописанный тезис»

«Самый близкий мне человек в группе…»

«Ребята, с которыми мне приятно общаться…»

Данная диагностика позволяет воспитателю получить картину самочувствия детей в группе, а также факторы, влияющие на самочувствие детей данной группы.

·       Ранжирование класса

Цель выявить, кто из детей является предпочитаемым, кто изгой в группе.

Эта методика позволяет выявить степень личностной значимости детей для каждого ребёнка.

·       Опрос

«Что мне нравится в нашей группе»

«Что мне не нравится в нашей группе».

Цель: выявить отношение детей к группе в целом.

       Несмотря на многообразие различных диагностик, исходным является не сама программа диагностик с её методиками диагностирования, а программа воспитания дошкольников, задающая профессиональную необходимость в достижении запланированных и профессионально желательных результатов. Программа изучения развития коллектива, как составляющая программы воспитания необходима воспитателю, чтобы выявить степень эффективности своей профессиональной деятельности по реализации воспитательной программы. То есть данные диагностики, в первую очередь, должны быть направлены на выявление, уточнение характеристик ключевых ценностных отношений в группе. Сам процесс диагностирования, коллективное и индивидуальное обсуждение данных пробуждает духовно – интеллектуальную активность каждого воспитанника, направляет его внимание на ценность некоторых объектов мира и жизни, а также на ценность его собственной личности, содействует его развитию.

Как же можно добиться, чтобы в группе не было ни детей, властно подчиняющих всех остальных, ни тех, что изолирован и отвергнут? О необходимости демократической тактики воспитателя уже говорилось. Не менее значимы в этом плане направленные игры детей. В особенности сюжетные, ролевые игры по мотивам известных сказок. Сначала сказки читают вслух, затем по желанию детей распределяют роли, и воспроизводятся отдельные сценки. Иногда дается домашнее задание: подумать, как лучше сыграть ту или иную роль, подобрать для нее соответствующие атрибуты, скажем, сделать маску, волшебный ключ, щит и меч. Ясно, что здесь не обойтись без помощи родителей. Да и отдельные сценки или вся сказка могут быть прорепетированы дома, все радости и волнения при этом переживаются совместно взрослыми и детьми.

Достоинство сказок и в том, что они в аллегорической форме позволяют вскрыть многое из взаимоотношений в группе, эмоционально выплеснуть подавленные чувства агрессии и страха. В связи с этим желательно, чтобы неуверенные в себе, испытывающие много страхов, не способные постоять за себя дети брали роли тех сказочных персонажей, которых они боятся:

Волка, Бабы Яги, Кощея и т.д. Наоборот, смелым детям с агрессивным поведением полезно вначале взять роль красной шапочки или других "тихих" персонажей. Подобная расстановка ролей позволяет боязливым детям вжиться в угрожающий образ и преодолеть страх перед ними, как и перед аналогичными проявлениями в жизни. Агрессивно же настроенным детям роли "гонимых" и "слабых" дают возможность лучше понять, осознать, каково приходится тем, кого обижают и преследуют, и, как в зеркальном отображении, увидеть многие из своих отрицательных черт поведения. Полезна и последующая перемена ролей; тогда Волк не так агрессивен, или он получает отпор от осмелевшей Красной Шапочки." (Примеры опускаю), лекарства от проблем, предложенные автором из области фантастики:

- Уменьшение числа детей в группах, два одновременно работающих воспитателя, повышение зарплаты сотрудникам детских садов, более глубокая профессиональная подготовка воспитателей и методистов, наличие детских психологов, привлечение к работе воспитателей-мужчин и т.п.

         От себя хочу добавить, что во многом эта статья рассчитана на понимающих воспитателей, и готовность родителей вступить в диалог с воспитателем.

 

 

Список  литературы.

 

1.     Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.-192с.

2.     Рогов Е.И. Психология группы / Е.И. Рогов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 430 с.

3.     Станкин М.И. Если мы хотим сотрудничать. Кн. для преподавателя и воспитателя.- М.: Издательский центр «Академия», 1996.-384с.

  4. Щуркова Н.Е. классное руководство: рабочие  диагностики. – М: Педагогическое общество России, 2002. – 96 с.

     5.  Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера,—2-е изд., перераб. и доп.— М.:Просвещение, 1985.-272 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon otvergnutye_deti.pdf587.55 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар -практикум для педагогов по теме "Семья, её значение и влияние на эмоциональное самочувствие ребёнка".

Семинар -практикум для педагогов по теме "Семья, её значение и влияние на эмоциональное самочувствие ребёнка".Цель: обозначить актуальность проблемы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников...

Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребёнка.

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками...

Конспект родительского собрания в младшей группе ДОУ Тема: «Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребёнка»

Конспект родительского собрания в младшей группе ДОУТема: «Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребёнка»Форма проведения: беседа-диалог с элементами игрового-тренинга.Цель...

Анкета для родителей "Изучение эмоционального самочувствия ребёнка".

Данный материал разработан с целью выявить с каким настроением ребенок посещают ДОУ и как складываются у него отношения со взрослыми и детьми в группе. Данный материал может быть полезен педагогам-п...

Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребёнка.

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками...

Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребёнка.

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками...

Консультация для родителей Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребёнка.

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определён...