семинар -практикум для педагогов по теме "Семья, её значение и влияние на эмоциональное самочувствие ребёнка".
методическая разработка по теме

Мяконькая Татьяна Алексеевна

Семинар -практикум для педагогов по теме "Семья, её значение и влияние на эмоциональное самочувствие ребёнка".

Цель: обозначить актуальность проблемы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников в детском саду через разнообразные формы сотрудничества.

Задачи:

Расширять педагогическое мировоззрение педагогов о разнообразии типологии семей и внутрисемейных отношениях.

Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл семинар-практикум для педагогов22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 1.

Семья, её значение и влияние на эмоциональное самочувствие ребёнка.

Разработала

воспитатель старшей группы

Мяконькая Т.А.

Цель: обозначить актуальность проблемы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников в детском саду через разнообразные формы сотрудничества.

Задачи:

Расширять педагогическое мировоззрение педагогов о разнообразии типологии семей и внутрисемейных отношениях.

Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

1.Вступительная часть, приветствие

Здравствуйте, я рада приветствовать Вас на семинаре –практикуме. И сегодня нашу первую встречу я предлагаю начать со слов «Я сюда пришла потому что…»

2.Тему нашего семинара я предлагаю определить совместно расшифровав ребус.  (семья)

-Что по вашему означает это слово?

Чтение стихотворения

Как появилось слово «семья»?  

Когда-то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто платье сошьет, постирает белье.

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос подруга моя..?

– «Я, я, я» – Ева молвила – «Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

И так на земле появилась семья.

О семье народ сложил много пословиц и поговорок, которые передают нам его вековую мудрость, попробуйте и вы вспомнить их.

Дерево держится корнями,

Вся семья вместе,

В семье согласно,

В семью, где лад,
В хорошей семье

В семье разлад,

В семье, где нет согласия,

Родители трудолюбивы

Семья в куче,

так и душа на месте.

а человек семьёй.

хорошие дети растут.

добра не бывает.

так и дому не рад.

— и дети не ленивы.

не страшна и туча.

так идёт дело прекрасно.

счастье дорогу не забывает.

Дерево держится корнями, а человек семьёй.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

В семье согласно, так идёт дело прекрасно.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Семья в куче - не страшна и туча

В семье разлад, так и дому не рад.

В семье, где нет согласия, добра не бывает.

Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.

Вы спросите почему именно эту тему я выбрала для нашего семинара. Найти ответ на этот вопрос я предлагаю совместно. Для этого предлагаю вам назвать ваши ассоциации к слову «семья», каждая буква обозначает вашу ассоциацию.

С-сила

Е-единство

М-мир, мощь

Ь

Я-ядро

Действительно, семья –это сила, единство, мощь и, конечно, же ядро нашего общества. Ведь, каждый человек всю свою жизнь проводит в семье. Сначала в родительской семье, потом в своей собственной, затем, возможно в семье своих детей. Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности, заботы. Но именно в семье люди становятся личностями особенными и неповторимыми.

Какой же вы представляете себе семью.

Игровое упражнение «Семья – какая она?»

Предложить разделиться на две группы, каждой группе вручается набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы. Задача педагогов: изобразить одной подгруппе  современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций, а другой идеальную семью, написав тезисы, определяющие особенности семей. Через 10 минут совместной работы каждая группа педагогов рассказывает о своём представлении семьи.

В современном мире идеальные семьи являются исключением. Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь отражается на детях. Все родители искренне любят своих детей, но многие не умеют свою любовь проявить. Они знают, что нужно ребёнку: одежда, еда, образование, любовь. Всё это родители стараются дать ребёнку, при этом погрузившись полностью в работу, уделяя минимальное количество времени своему ребёнку.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Поэтому прежде чем начать работу с семьёй необходимо выявить тип семьи.

Какие же бывают семьи, я предлагаю вам определить совместно:

Типы семей в зависимости от структуры родственных связей:

нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;

расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.

Типы семей в зависимости от местожительства супругов:

патрилокальные - молодые живут в семье мужа;

матрилокальные - в семье родителей жены;

неолокальные - поселяются отдельно от родителей.

Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:

матриархат — власть в семье принадлежит женщине;

патриархат - во главе стоит мужчина;

демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоя

 Типы семей в зависимости от наличия обоих супругов.

полную семью, в состав которой входят оба супруга

неполную семью, в которой один из супругов отсутствует.

Типы семей в зависимости от количества детей:

бездетная, или инфертильная семья

однодетная семья;

среднедетная семья;

многодетная семья.

Таким образом, прежде чем начинать работу с семьями, необходимо выявить тип семьи.

Для плодотворной работы с родителями дошкольников необходимо не только выявить тип семьи, но и, учитывать её социальный статус  (дифференцированный подход).

Попробуем совместно раскрыть компоненты социальной адаптации семьи

1-й компонент социальной адаптации семьи – материальное положение семьи. Материальное благосостояние семьи складывается из денежной и имущественной обеспеченности. Учитывается уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение.

2-й компонент социальной адаптации семьи – ее психологический климат, т.е. эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг с другом, отношений друг к другу. Неблагоприятный психологический климат в семье является в том случае, когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение.

3-й компонент – социокультурная адаптация. Высокий уровень культуры семьи: семья обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями. Семья ориентирована на всестороннее воспитание ребенка и поддерживает здоровый образ жизни.

В семьях с низким уровнем культуры духовные потребности семьи не развиты, круг интересов ограничен, отсутствует культурно-досуговая деятельность, слаба моральная регуляция членов семьи, семья ведет аморальный образ жизни.

4-й компонент – ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ее социально-ролевой статус высокий. Если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах – средний. В случае игнорирования проблем ребенка и негативном отношении к нему – низкий.

        Мы видим, что семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ на вопрос о том, как сотрудничать с той или иной семьей. Но при этом мы должны быть уверены в одном, что детский сад только совместно с семьёй смогут создавать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

            Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, т.к. не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий. Чтобы вы это прочувствовали я вам предлагаю игру «Карандаши».

Описание: Суть упражнения состоит в удержании карандашей зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Даётся задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперёд-назад. После выполнения подготовительного задания группа встаёт в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания (звучит медленная музыка):

1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.

3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперёд (сужение и расширение круга).

4. Присесть, встать.

Обсуждение: какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? На что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?

        Вывод: карандаши как наши воспитанники, которые будут набираться опыта, не падая вниз если мы педагоги будем действовать совместно с семьёй.

Задачи воспитания и развития малышей будут решаться успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания, преодоление отстранения родителей от детского сада позволят повысить эффективность воспитательно-образовательной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов"

Семинар-практикум  на тему: "Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости  педагогов" был разработан с целью  расширения у педагогов круга методов и приемов в...

Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»

Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»...

Семинар-практикум для родителей "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребёнка"

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениеКаширский детский сад  № 2         Семинар-практикум для родителей  «СТИЛЬ...

Семинар-практикум для педагогов ДО. Как не выгорать воспитателю, если в группе особый ребёнок.

Семинар -практикум проходил в форме диспута. Мы говорили о трудностях и искали свои собственные выходы. Делились педагогическими находками и опытом....

Семинар-практикум для педагогов «Влияние цвета на эмоциональное состояние ребёнка»

Цель: познакомить педагогов с одним из направлений сенсорной интеграции - цветотерапия.Задачи: - повысить уровень профессиональной компетенции педагогов в области цветотерапии;- обучить педагогов испо...