Главные вкладки

    семинар -практикум для педагогов по теме "Семья, её значение и влияние на эмоциональное самочувствие ребёнка".
    методическая разработка по теме

    Мяконькая Татьяна Алексеевна

    Семинар -практикум для педагогов по теме "Семья, её значение и влияние на эмоциональное самочувствие ребёнка".

    Цель: обозначить актуальность проблемы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников в детском саду через разнообразные формы сотрудничества.

    Задачи:

    Расширять педагогическое мировоззрение педагогов о разнообразии типологии семей и внутрисемейных отношениях.

    Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл семинар-практикум для педагогов22.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема 1.

    Семья, её значение и влияние на эмоциональное самочувствие ребёнка.

    Разработала

    воспитатель старшей группы

    Мяконькая Т.А.

    Цель: обозначить актуальность проблемы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников в детском саду через разнообразные формы сотрудничества.

    Задачи:

    Расширять педагогическое мировоззрение педагогов о разнообразии типологии семей и внутрисемейных отношениях.

    Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

    1.Вступительная часть, приветствие

    Здравствуйте, я рада приветствовать Вас на семинаре –практикуме. И сегодня нашу первую встречу я предлагаю начать со слов «Я сюда пришла потому что…»

    2.Тему нашего семинара я предлагаю определить совместно расшифровав ребус.  (семья)

    -Что по вашему означает это слово?

    Чтение стихотворения

    Как появилось слово «семья»?  

    Когда-то о нем не слыхала земля.

    Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

    Сейчас я тебе семь вопросов задам:

    Кто деток родит мне, богиня моя?

    И Ева тихонько ответила: «Я».

    Кто платье сошьет, постирает белье.

    Меня приласкает, украсит жилье?

    Ответь на вопрос подруга моя..?

    – «Я, я, я» – Ева молвила – «Я».

    Сказала она знаменитых семь «Я».

    И так на земле появилась семья.

    О семье народ сложил много пословиц и поговорок, которые передают нам его вековую мудрость, попробуйте и вы вспомнить их.

    Дерево держится корнями,

    Вся семья вместе,

    В семье согласно,

    В семью, где лад,
    В хорошей семье

    В семье разлад,

    В семье, где нет согласия,

    Родители трудолюбивы

    Семья в куче,

    так и душа на месте.

    а человек семьёй.

    хорошие дети растут.

    добра не бывает.

    так и дому не рад.

    — и дети не ленивы.

    не страшна и туча.

    так идёт дело прекрасно.

    счастье дорогу не забывает.

    Дерево держится корнями, а человек семьёй.

    Вся семья вместе, так и душа на месте.

    В семье согласно, так идёт дело прекрасно.

    В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

    В хорошей семье хорошие дети растут.

    Семья в куче - не страшна и туча

    В семье разлад, так и дому не рад.

    В семье, где нет согласия, добра не бывает.

    Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.

    Вы спросите почему именно эту тему я выбрала для нашего семинара. Найти ответ на этот вопрос я предлагаю совместно. Для этого предлагаю вам назвать ваши ассоциации к слову «семья», каждая буква обозначает вашу ассоциацию.

    С-сила

    Е-единство

    М-мир, мощь

    Ь

    Я-ядро

    Действительно, семья –это сила, единство, мощь и, конечно, же ядро нашего общества. Ведь, каждый человек всю свою жизнь проводит в семье. Сначала в родительской семье, потом в своей собственной, затем, возможно в семье своих детей. Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности, заботы. Но именно в семье люди становятся личностями особенными и неповторимыми.

    Какой же вы представляете себе семью.

    Игровое упражнение «Семья – какая она?»

    Предложить разделиться на две группы, каждой группе вручается набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы. Задача педагогов: изобразить одной подгруппе  современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций, а другой идеальную семью, написав тезисы, определяющие особенности семей. Через 10 минут совместной работы каждая группа педагогов рассказывает о своём представлении семьи.

    В современном мире идеальные семьи являются исключением. Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь отражается на детях. Все родители искренне любят своих детей, но многие не умеют свою любовь проявить. Они знают, что нужно ребёнку: одежда, еда, образование, любовь. Всё это родители стараются дать ребёнку, при этом погрузившись полностью в работу, уделяя минимальное количество времени своему ребёнку.

    В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Поэтому прежде чем начать работу с семьёй необходимо выявить тип семьи.

    Какие же бывают семьи, я предлагаю вам определить совместно:

    Типы семей в зависимости от структуры родственных связей:

    нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;

    расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.

    Типы семей в зависимости от местожительства супругов:

    патрилокальные - молодые живут в семье мужа;

    матрилокальные - в семье родителей жены;

    неолокальные - поселяются отдельно от родителей.

    Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:

    матриархат — власть в семье принадлежит женщине;

    патриархат - во главе стоит мужчина;

    демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоя

     Типы семей в зависимости от наличия обоих супругов.

    полную семью, в состав которой входят оба супруга

    неполную семью, в которой один из супругов отсутствует.

    Типы семей в зависимости от количества детей:

    бездетная, или инфертильная семья

    однодетная семья;

    среднедетная семья;

    многодетная семья.

    Таким образом, прежде чем начинать работу с семьями, необходимо выявить тип семьи.

    Для плодотворной работы с родителями дошкольников необходимо не только выявить тип семьи, но и, учитывать её социальный статус  (дифференцированный подход).

    Попробуем совместно раскрыть компоненты социальной адаптации семьи

    1-й компонент социальной адаптации семьи – материальное положение семьи. Материальное благосостояние семьи складывается из денежной и имущественной обеспеченности. Учитывается уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение.

    2-й компонент социальной адаптации семьи – ее психологический климат, т.е. эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг с другом, отношений друг к другу. Неблагоприятный психологический климат в семье является в том случае, когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение.

    3-й компонент – социокультурная адаптация. Высокий уровень культуры семьи: семья обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями. Семья ориентирована на всестороннее воспитание ребенка и поддерживает здоровый образ жизни.

    В семьях с низким уровнем культуры духовные потребности семьи не развиты, круг интересов ограничен, отсутствует культурно-досуговая деятельность, слаба моральная регуляция членов семьи, семья ведет аморальный образ жизни.

    4-й компонент – ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ее социально-ролевой статус высокий. Если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах – средний. В случае игнорирования проблем ребенка и негативном отношении к нему – низкий.

            Мы видим, что семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ на вопрос о том, как сотрудничать с той или иной семьей. Но при этом мы должны быть уверены в одном, что детский сад только совместно с семьёй смогут создавать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

                Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, т.к. не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий. Чтобы вы это прочувствовали я вам предлагаю игру «Карандаши».

    Описание: Суть упражнения состоит в удержании карандашей зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Даётся задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперёд-назад. После выполнения подготовительного задания группа встаёт в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания (звучит медленная музыка):

    1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

    2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.

    3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперёд (сужение и расширение круга).

    4. Присесть, встать.

    Обсуждение: какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? На что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?

            Вывод: карандаши как наши воспитанники, которые будут набираться опыта, не падая вниз если мы педагоги будем действовать совместно с семьёй.

    Задачи воспитания и развития малышей будут решаться успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания, преодоление отстранения родителей от детского сада позволят повысить эффективность воспитательно-образовательной работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов"

    Семинар-практикум  на тему: "Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости  педагогов" был разработан с целью  расширения у педагогов круга методов и приемов в...

    Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»

    Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»...

    Конспект семинара-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

    конспект семинар-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания для педагогов"...

    Семинар-практикум для родителей "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребёнка"

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениеКаширский детский сад  № 2         Семинар-практикум для родителей  «СТИЛЬ...

    Семинар-практикум для педагогов ДО. Как не выгорать воспитателю, если в группе особый ребёнок.

    Семинар -практикум проходил в форме диспута. Мы говорили о трудностях и искали свои собственные выходы. Делились педагогическими находками и опытом....