ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Пронина Ирина Леонидовна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_broshyury.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

                                                                                                             Пронина Ирина Леонидовна

                                                                                                 Воспитатель логопедической        группы МБДОУ № 73 г. Нижнекамска

    Мнемотехника (или мнемоника)  - от греч. mnemonikon  -  искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание путем образования искусственных ассоциаций.

    Мнемотехника известна с давних времен. Она насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» веден Пифагором в 6веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону.

    Интерес к мнемотехнике до сих пор не угас. Мнемотехника основана на нескольких простых принципах. Процессом запоминания можно управлять сознательно. Запись образов в память осуществляется простой мыслительной операцией «соединение образов». Для быстрого преобразования любых видов информации в образы применяется определенный набор приемов кодировки.

    Возможность запоминания с помощью методов мнемотехники в десятки раз превышают возможности обычной памяти.

    Память – психический процесс, который обеспечивает организацию, хранение и повторное использование прошлого опыта. Недостатки памяти заметно снижают продуктивность познавательной деятельности.

    У детей с ОНР память значительно ослаблена. Дети склонны к механическому заучиванию материала. Но и этот способ мнемической деятельности для них труден. Механизмы памяти у детей с ОНР имеют свои особенности: уменьшена скорость, полнота, прочность и точность запоминания. Поэтому эти дети плохо удерживают в уме инструкцию, с трудом запоминают информацию. Им свойственны резкие колебания продуктивности воспроизведения, также они быстро забывают изученное. Значительно хуже воспроизводят словесный материал. Дети тратят на припоминание заметно больше времени. Самостоятельно не предпринимают попыток добиться более полного припоминания. Они никогда не применяют вспомогательные приемы. Недостаточная сформированность познавательных процессах является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ОНР при обучении. Как показывают психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта в умственной деятельности при ОНР принадлежит нарушениям памяти. Именно поэтому мы стали использовать приемы мнемотехники в коррекционной работе с детьми.

    Рассмотрим некоторые из них:

    Метод сказки. При использовании этого метода образы связываются в ассоциации по парно. Когда образовали связь между первым и вторым образом, первый образ убирается из сознания переносом внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между первым и вторым образом и т.д.

    Например, автоматизируя звук «р» в начале слова можно предложить детям послушать и представить сказку. По ходу рассказывания, перед детьми раскладываются соответствующие картинки.

    Жил-был рак. Он очень любил слушать радио. Однажды по радио сообщили о необычной радуге, на которой жил робот. Он выращивал розы, а затем на ракете отвозил их Рае. Рая складывала их в волшебный ранец, где они превращались в волшебные ракушки…

    Затем картинки убираются и детям предлагается назвать предметы, изображенные на картинках (рак, радио, радуга, робот, розы, ракета, Рая, ранец, ракушка).

    Метод Цицерона. Этот метод основан на естественных ассоциациях. Он представляет собой последовательность опорных образов. Образы формируются припоминанием хорошо знакомых помещений. Запоминаемые образы и ассоциации «прикрепляются» к выделенным предметам. Между образом и предметом устанавливается ассоциативная связь.

    Например, этот метод можно применить на занятии по автоматизации звука «р» в середине слова. В группе выделяем десять предметов интерьера: дверь, выключатель, шкаф, окно, стул, доска, полка, зеркало, светильник, стена. С их помощью запоминаем десять слов со звуком «р» в середине: баран, муравей, барабан, ураган, карусель, подарок, паровоз, сорока, кенгуру и кукуруза.

    Применяя этот метод мы так же объединяем два предмета, не имеющие ничего общего друг с другом, придумываем и представляем необычные сказочные ситуации.

    Дверь – баран: представляем, что дверь охраняет огромный баран.

    Выключатель – барабан: как только мы прикоснемся к выключателю, у нас звучит барабан.

    Шкаф – муравей: в шкафу живет маленький муравей.

    Окно – подарок: мы подходим к окну и получаем подарок.

    Стул – карусель: стоит только сесть на стул и он превращается в карусель.

    Доска – паровоз: по доске ездит паровоз и пишет нам буквы.

    Полка – кенгуру: на полке спит кенгуру.

    Зеркало – сорока: сорока сидит перед зеркалом и любуется собой.

    Стена – кукуруза: на стене растет сладкая кукуруза.

    Обходя группу и показывая опорные предметы детям, предлагается назвать слова. Вот так легко, с юмором, опираясь на образы, дети запоминают любую информацию и главное, надолго.

    Итак, чтобы легче вспомнить нужную информацию, у ребенка должен быть к ней «ключ». Таким ключом и являются ассоциации. Ассоциация – это психический процесс, в результате которого одни представления и понятия вызывают появления в уме других.

    Таким образом, при целенаправленной коррекционной работе детям с ОНР можно привить необходимые навыки мнемичесткой деятельности, что позволит в существенной мере компенсировать недоразвитие процессов памяти.

Список литературы:

  1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Тренировка внимания – Мн.:Университет, 1997
  2. Бьюзен Т. Суперпамять – Пер. с англ.; Худ.обл. М.В. Драко. – 2-е изд. – ООО «Попури», 2001.
  3. Бузан Т. Скоростная память. – Пер. с англ., 1998.
  4. Хенкок Дж. Самоучитель по развитию памяти.//М.:ЭКСМО-Пресс,2002.  

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

В статье рассказывается о основных мнемотехнических приемах, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. А также ассоциативный тренинг, он является важной частью подготовки к ус...

Использование логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Цель исследования – определение целесообразности использования логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими заиканием....

Сообщение из опыта работы по использованию типовых приемов фантазирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Рождается малыш - рождается личность неповторимая, особая. И уже с первых дней ребенок обладает мощной системой, готовой к познанию окружающего мира и себя в нем. Личность ребенка, его неповторимость ...

Тема: «Использование технологий мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Речь – одна из линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Но речь не даётся человеку от рождения. Связная речь...

Использование приемов нейрокоррекции в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР (Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций)

Педагогическая практика показывает, что педагоги в дошкольных образовательных организациях нуждаются в реализации современных методов коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста как ...

ПРОЕКТ «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи».

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образование дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как ...