Главные вкладки

    Картотека игр и упражнений на формирование лексического строя речи у дошкольников с ОНР.
    методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

    Лобашова Наталья Юрьевна

    В настоящей методической разработке представлены оформленные в виде картотеки игры на активизацию пассивного словарного запаса, на формирование обобщающих понятий, структуры значения слов, семантических полей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon leksicheskie_igry.doc86.5 КБ

    Предварительный просмотр:

         

    КАРТОТЕКА

    игр и упражнений

    на формирование лексического строя речи у дошкольников.

    Составитель: Учитель-логопед Лобашова Н.Ю.

    Игры на актуализацию пассивного словарного запаса.

    Выбери правильный ответ.

    Детям предлагается послушать высказывание и варианты ответов. А затем выбрать правильный ответ.

    В году месяцев (7, 12, 16, 24).

    У дерева всегда есть (корни, листья, плоды, цветы).

    Зимний месяц (ноябрь, март, февраль, июнь).

    Всегда горячий (утюг, кипяток, пар, грелка).

    Назови части (по картине, по представлению).

     Детям предлагается представить названный предмет и назвать его части:

    Грузовик …

    Дом …

    Дерево…

    Часы …

    Отгадай предмет.

    Детям называются части предмета, а они должны назвать этот предмет:

    Кузов, кабина, колеса, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

    Сучья, ветки, листва, ствол, кора, корни (дерево).

    Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

    Палуба, корма, каюты, якорь, нос (корабль).

    Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

    Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

    Глаза, рот, нос, брови, щеки (лицо).

    Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

    Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

    Пол, стены, потолок (комната).

    Подоконник, рама, стекло (окно).

    Отгадай загадку.

    Детям предлагается прослушать описание предмета, а затем догадаться, о чем идет речь.

    Назови картинку к словам.

    Детям предлагается послушать признаки предмета и догадаться, какой предмет из изображенных на картинках ими обладает.

    Например: лохматый, косолапый…

                       голодный, серый, злой …

    На что похоже.

    Детям предлагается подобрать слова – сравнения и закончить предложение.

    Белый снег похож на …

    Синий лед похож на …

    Густой туман похож на …

    Чистый дождь похож на …

    Блестящая на солнце паутина похожа на …

    Подбери сравнение.

    Детям предлагается закончить предложение сравнительным оборотом.

    Земля покрыта снегом, как …

    Лед блестит у берега, как …

    Туман стелется над озером, как …

    Дождинки текут по лицу, как …

    Назови действие.

    Детям называется действие и предлагается подумать и сказать что еще нужно сделать, чтобы выполнить данное действие.

    Например: Шить – брать иголку и нитку, вдевать нитку в иголку, втыкать и протыкать ткань, вытаскивать, натягивать, смотреть.

    Найди общее слово.

    Детям предлагается добавить общее слово к парам слов.

    Дерево, цветы (что делают?) - …

    Сидит, стоит (что?) - …

    Кошка, собака (что делают?) - …

    Льется, журчит (что?) - …

    Шумит, дует (что?) - …

    Дождь, снег (что делают?) - …

    Растет, зеленеет (что?) - …

    Фрукты, овощи (что делают?) - …

    Круглое, сочное (что?) - …

    Сахар, мед (какие?) - …

    Кто это может делать?

    Детям предлагается подобрать как можно больше предметов, которые могут выполнять заданное действие.

    Например: бежит (кто, что?) мальчик, собака, река, ручей…

                        Идет (кто, что?) девочка, кошка, дождь, снег …

                        Растет (кто, что?) ребенок, щенок, дерево, цветок …

    Кто как передвигается?

    Детям предлагается назвать изображенное на картинке животное и сказать, как оно передвигается.

    Примерный перечень картинок: лошадь, змея, птица, рыба, лягушка.

    .

    Кто как голос подает?

    Детям предлагается назвать изображенное на картинке животное и сказать, как оно подает голос.

    Примерный перечень картинок: голубь, ворона, кошка, собака, лошадь, воробей, сорока, свинья, волк, утка и т.д.

    Когда человек ест?

    Детям предлагается ответить на вопрос: Что делает человек, если он

    ест утром -

    ест днем -

    ест вечером - .

    Кто как трудится?

    Детям предлагается назвать трудовые действия людей различных профессий по картинкам.

    Примерный перечень профессий: учитель, доктор, повар, дворник, маляр. Летчик, парикмахер, строитель и т.д.

    Что издает эти звуки?

    Детям предлагается подумать, какой звук может издавать тот или иной предмет.

    Дверь –

    Ветер –

    Машина –

    Дождь –

    Листья –

    Ручей –

    Гром –

    Бумага –

    Кто умеет это делать?

    Детям называется действие и предлагается подумать, кто может его выполнять.

    Бегать –                                                         Катиться -

    Скакать –                                                       Стоять -

    Летать –                                                          Лежать -

    Плавать –                                                       Прыгать -

    Ползать –                                                       Сидеть -

    Кто что делает?

    На доске выставляется набор картинок с изображениями людей и животных, выполняющих различные действия. Детям предлагается найти картинку с названным действием и составить по ней предложение.

    Примерный перечень глаголов: идет, стоит, лежит, сидит, бежит, плывет, летит, спит, гладит, скачет, ползет, качается.

    Назови животное.

    Детям предлагается отгадать название животного по его действию.

    Мычит (кто?) –                                      Крадется (кто?)

    Лает (кто?) –                                          Охотится (кто?)

    Мяукает (кто?) –                                    Переваливается (кто?)  

    Хрюкает (кто?) –                                    Пугается (кто?)

    Ржет (кто?) –

    Что делает это животное?

    Детям предлагается к названию животного подобрать как можно больше действий.

    Курица (что делает?) - …

    Кошка (что делает?) - …

    Собака (что делает?) - …

    Что это за животное?

    Детям предлагается отгадать животное по называемым действиям, которые оно может выполнять.

    Сторожит, грызет, лает –

    Мяукает, лакает, царапается –

    Мычит, жует, ходит –

    Назови, какой.

    Детям предлагается сказать о предмете как можно больше слов-признаков.

    Трава (какая?) –

    Солнце (какое?) –

    Добавь слово в предложение.

    Детям предлагается добавить в предложение нужное слово.

    Взошло … солнце. Черепаха ползет … Деревья тихонько …

    Времена года.

    Детям предлагается придумать как можно больше слов – названий, слов – признаков, слов – действий по разным временам года.

    Например: Осень.

    Солнце, небо, облака, земля, трава, дождь, листья, ветер, день (какой?, какая?, какое?, какие?)

    Солнце, облака, дождь, листья, ветер, трава, деревья, птицы (что делают?)

    Приходит, дует, моросит, плывут, улетают, опадают, желтеет, мокнет, вянут (что?)

    Что это за транспорт?

          Детям предлагается назвать как можно больше транспортных средств.

           Новый                             Длинный

     Старый                            Грузовой

     Большой                          Трехколесный

     Маленький                      Быстроходный

     Мощная                          Летящий

    Что это за предмет?

    Детям предлагается назвать предмет к которому подходит названный признак (овощ, фрукт, животное, транспорт).

    Расскажи про… (игра с мячом).

    Детям дается задание придумать слова к предметной картинке, описывающие ее. Затем бросаем мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч бросает его обратно, называя слово, отвечающее на вопрос какой? 

    Загадай загадку.

    Детям предлагается составить загадку-описание о предмете по определенному плану с опорой на картинку.

    О чем может идти речь.

    Детям предлагается подумать, о чем может идти речь в рассказе, если там встречаются слова рак и мост, мак и стакан, нос и бусы, мышь и трава, мох и белка.

    Например: Лист и кот.

    - о том, как кот играл с листом,

    - о том, как лист упал на кота,

    - о том, как кота засыпали листьями,

    - о том, как на листе бумаги мальчик нарисовал кота.

    Игры на формирование обобщающих понятий.

    Классификация предметов по картинкам.

    Детям предлагаются картинки, и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется).

    Найди лишний предмет

    Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображенные на картинках. Дети должны назвать «лишнюю» картинку и объяснить свой выбор.

    Выбери нужные слова.

    Детям предлагается прослушать ряд слов и выбрать слова, относящиеся к заданной тематической группе.

    Например: выбрать слова, обозначающие транспорт

    Автобус, дорога, вертолет, пассажир.

    Поезд, купе, пароход, якорь.

    Трамвай, водитель, троллейбус.

    Назови одним словом.

    Ребенку предлагается назвать одним словом группу картинок.

    Назови общий признак.

    Детям предлагается объяснить, что общее у предметов:

    Огурец, помидор (овощи).

    Ромашка тюльпан (цветы).

    Слон, муравей (животные).

    Мяч, солнце, шар - …

    Тарелка, ваза, чашка - …

    Лист, трава, крокодил - …

    Отгадай слово.

    Детям предлагается отгадать обобщающее слово по признакам и ситуации, в которой чаще всего находятся предметы, называемые этим словом:

    Растут на грядке, в огороде, используются в пище (овощи).

    Растут на дереве, в саду, сладкие, вкусные.

    Назови лишнее слово.

    Детям предлагается назвать «лишнее» слово, а затем объяснить свой выбор.

    а) Имена существительные.

    Кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

    Стол, шкаф, ковер, кресло, мяч;

    Пальто, шарф, шапка, сапоги, шляпа;

    Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

    Волк, собака, рысь, лиса, заяц;

    Лошадь, корова, олень, баран, свинья;

    Роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

    Автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл;

    Зима, апрель, весна, осень, лето;

    Мама, подруга, папа, сын, бабушка;

    Море, озеро, река, мост, пруд;

    Круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник;

    Николай, Саша, Иванов, Миша, Петр;

    Москва, Новгород, площадь, Петербург, Псков;

    Молоток, топор, ложка, пила, клещи;

    Илья, Федор, Петров, Андрей, Женя;

    Сыр, будка, мороженое, масло, творог;

    Бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан;

    Молко, сливки, сыр, сало, сметана;

    Дом, сарай, изба, хижина, здание;

    Береза, сосна, дерево, дуб, ель;

    Книга, альбом, блокнот, краски, тетрадь;

    Кисточка, карандаш, лист, краски, картина;

    Торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан;

    Месяц, день, год, небо, час;

    Гнездо, муравейник, кора, курятник, берлога;

    Молоток, гвоздь, топор, клещи, долото;

    Минута, секунда, час, вечер, сутки;

    Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

    б) Имена прилагательные.

    Грустный, печальный, унылый, глбокий;

    Храбрый, звонкий, смелый, отважный;

    Желтый, красный, сильный, зеленый;

    Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

    Крепкий, далекий, прочный, надежный;

    Дряхлый, старый, изношенный, ветхий;

    Смелый, храбрый, злой, решительный;

    Глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

    в) Глаголы.

    Думать, ехать, размышлять, соображать;

    Бросился, слушал, ринулся, помчался;

    Ненавидеть, презирать, наказывать;

    Приехал, прибыл, убежал, прискакал;

    Выбежал, вошел, вылетел, выскочил;

    Налил, насорил, вылил;

    Подбежал, вошел, подошел.

    Игры на формирование структуры значения слова (многозначные слова, синонимы, антонимы).

    Чем отличаются.

    Детям предлагается посмотреть на картинки и объяснить, чем отличаются изображенные на них предметы.

    Примерные пары картинок:

    Чашка и стакан;

    Яблоко и груша;

    Помидор и тыква;

    Тарелка и миска;

    Кофта и свитер;

    Стул и кресло;

    Грузовик и легковая машина;

    Самолет и птица;

    Береза и дуб;

    Дерево и куст.

    Что для чего.

    Детям предлагается подумать и назвать, для чего можно применять предметы:

    Гвоздь …

    Ботинок …

    Помидор …

    Шнурок …

    Одеяло …

    Сравни!

    Детям предлагается назвать сравнительную конструкцию с использованием слов-антонимов.

    По вкусу: горчицу и мед.

    По цвету: снег и сажу.

    По высоте: дерево и цветок.

    По толщине: канат и нитку.

    По ширине: дорогу и тропинку.

    По возрасту: бабушку и внучку.

    По весу: гирю и пушинку.

    По размеру: дом и шалаш.

    Сравни наоборот.

    Детям предлагается сравнить предметы по размеру, тяжести, скорости движения. В ответах употребить слова с противоположным значением.

    Например: Заяц и черепаха. Заяц бегает быстрее, чем черепаха, черепаха ползет медленнее, чем заяц.

    Слова – неприятели.

    Детям предлагается закончить предложение словами с противоположным значением.

    Слон большой, а комар …

    Камень тяжелый, а пушинка …

    Золушка добрая, а мачеха …

    Зимой погода холодная, а летом …

    Сахар сладкий, а горчица …

    Дерево высокое, а куст …

    Дедушка старый, а внук …

    Суп горячий, а компот …

    Сажа черная, а снег …

    Лев смелый, а заяц …

    Молоко жидкое, а сметана …

    Работать трудно, а отдыхать …

    Река широкая, а ручеек …

    Днем светло, а ночью …

    Сегодня мне весело, а вчера было …

    Заяц скачет быстро, а черепаха ползает …

    Переходя улицу сначала посмотри налево, а потом …

    Кричат громко, а шепчут …

    Я больна, но скоро буду …

    Я живу близко от реки, а мой друг …

    Продавец продает, а покупатель …

    Друзья иногда ссорятся, а потом …

    Легко заболеть, но трудно …

    Воспитатель спрашивает, а дети …

    Утром дети приходят в детский сад, а вечером…

    Сначала гостей встречают, а потом …

    При встрече здороваются, а при расставании …

    Вечером ложатся в кровать, а утром …

    Игра с мячом.

    Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенку, поймавшему мяч, предлагается придумать слово, противоположное по значению, назвать это слово и бросить мяч обратно.

    Одеть – раздеть,

    Поднять – опустить,

    Бросить – поймать,

    Спрятать – найти,

    Дать – взять,

    Купить – продать,

    Налить – вылить.

    Замени словом.

    Детям предлагается заменить словосочетания одним словом.

    Например: возвратиться домой – вернуться.

    Скажи наоборот.

    Детям предлагается придумать слова с противоположным значением.

    День –

    Утро –

    Восход –

    Зима –

    Добро –

    Друг –

    Грязь –

    Жара -  

    Мир –

    Правда –

    Радость –

    Вдох –

    Юг –

    Польза –

    Великан –

    Богач –

    Трусость –

    Войти –

    Говорить –

    Взял –

    Нашел –

    Забыл –

    Уронил –

    Насорил –

    Ложиться –

    Одеваться –

    Мириться –

    Опускать –

    Помогать –

    Смеяться –

    Залетать –

    Закрывать –

    Включать –

    Входить –

    Хвалить –

    Заснуть –

    Разрешать –

    Большой –

    Белый –

    Высокий –

    Веселый –

    Темный –

    Горький –

    Добрый –

    Здоровый –

    Новый –

    Молодой –

    Острый –

    Толстый –

    Широкий –

    Сухой –

    Смелый –

    Чистый –

    Твердый –

    Яркий –

    Красивый –

    Хороший –

    Близко –

    Редко –

    Медленно –

    Рано –

    Темно –

    Низко –

    Легко –

    Можно –

    Трудно –

    Радостно –

    Много –

    Плохо –

    Сухо –

    Широко –

    Ярко –

    Высоко –

    Чисто –

    Мокро –

    Светло –

    Быстро –

    Чем отличаются слова?

    Детям предлагается объяснить, чем различаются слова, подобрать картинки, составить предложения со словами.

    Шить – вязать,

    Класть – ставить,

    Строить – чинить,

    Мыть – стирать,

    Чистить – подметать,

    Нести – везти,

    Лежать – спать,

    Лежать – стоять,

    Рисовать – раскрашивать.

    У кого это бывает?

    Детям предлагается назвать, применительно к каким предметам используются слова:

    Ручка (у кого есть, у чего есть) - …

    Ножка - …

    Язычок – …

    Глазок - …

    Горлышко - …

    Скажи по-другому (синонимы).

    Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенку, поймавшему мяч, предлагается придумать слово, похожее по значению, назвать это слово и бросить мяч обратно.

    Здание – дом,                                                   Торопиться - спешить

    Печаль – грусть,                                              Крошечный - маленький

    Конь – лошадь,                                                Смелый - храбрый

    Солдат – боец,

    Родина – Отчизна,

    Приятель – друг,

    Идти – шагать,

    Льется – течет,

    Глядеть – смотреть,

    Что обозначает слово.

    Детям предлагается объяснить значение названного слова, показать действие с помощью движений, мимики, припомнить ситуации, когда им приходилось выполнять данное действие.

    • Предлагаются слова-глаголы.

    Объясни слово.

    Детям предлагается объяснить значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ, железный ключ; острая коса, длинная коса; меткий лук. Зеленый лук; глубокая норка, пушистая норка; больная ножка, деревянная ножка; пухленькая ручка, дверная ручка.

    Одинаковые слова.

    Детям предлагается из нескольких картинок выбрать те, названия которых звучат одинаково. Объяснить значение похожих слов.

    Слушай внимательно.

    Детям предлагается в стихах и предложениях найти те слова, которые звучат одинаково, но обозначают разные предметы.

    Например: Бегут минуты и часы. Им точный счет ведут часы.

    Отгадай загадку.

    Детям предлагается отгадать специально подобранные авторские загадки и объяснить, почему догадались, что речь шла именно об этом предмете.

    Какое слово точнее.

    Детям предлагается подобрать из группы синонимов наиболее точный признак к каждому предмету.:

    Журавль – огромный, крупный, громадный, исполинский, гигантский, большой, колоссальный, значительный, грандиозный.

    Кто больше?

    Детям предлагается подумать и назвать как можно больше синонимов к заданному слову (слова, например: радость, печаль…). Побеждает тот, кто больше назовет слов.

    Замени похожим.

    Детям предлагается заменить заданное предложение другим, похожим по смыслу, например: Сегодня солнечный день. – Стоит ясный день.

    Замени слово.

    Детям предлагается послушать стихотворение и указанные слова заменить похожими по смыслу словами.

    Матросская шапка, веревка в руке

    Тяну я кораблик по быстрой реке.

    Игры на формирование семантических полей.

    Развитие ассоциаций

    Детям предлагается назвать первое попавшееся слово на слово-стимул, а затем объяснить, почему припомнилось именно это слово.

    Примерный перечень слов:

    - Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет.

    - Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать.

    - Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.

    - Быстро, весело, высоко, два, летящий.

    Разложи по сходству.

    Детям предлагается найти пару к картинкам и объяснить свой выбор:

    Овца –            

    Дерево –

    Корова –

    Колос –

    Картинки для подбора: свитер, варежки, шарф; стол, деревянные грабли, забор, стул;

    бутылка молока, сыр, мороженое, масло; хлеб, батон, бублик, рогалик.

    Пара к паре.

    Детям предлагается подобрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары:

    Огурец – овощ, ромашка – (земля, цветок, клумба).

    Помидор – огород, яблоко – (забор, сад, груша).

    Часы – время, градусник – (кровать, температура, окно).

    Машина – мотор, лодка – (парус, вода, палуба).

    Стол – скатерть, пол – (мебель, доски, ковер).

    Молоток – гвоздь, нож – (доска, хлеб, ящик).

    Костюм – ткань, дом – (забор, кирпичи, лестница).

    Стул – дерево, булка – (хлеб, колос, нож).

    Окно – дом, глаз – (рот, очки, лицо).

    Телефон – ухо, телевизор – (радио, антенна, глаз).

    Шапка – голова, сапог – (щетка, мальчик, нога).

    Шерсть – овца, молоко – (сыр, корова, кот).

    Гвоздь – молоток, шуруп – (отвертка, клещи, доска).

    Ручка – пенал, тетрадь – (книга, парта, портфель).

    Кошка – котенок, курица – (утка, петух, цыпленок).

    Трамвай – троллейбус, стол – (книга, кресло, дерево).

    Курица – петух, кошка – (молоко, котенок, кот).

    Машина – шофер, самолет – (машинист, летчик, небо).

    Чтение – буква, счет – (задача, число, вопрос).

    Продолжи ряд.

    Детям предлагается продолжить смысловой ряд.

    Гвоздь – молоток, шуруп - …

    Дом – крыша, книга - …

    Квадрат – куб, круг - …

    Птица – яйцо, растение - …

    Хорошо – лучше, медленно - …

    Огонь – пожар, вода - …

    Зерно – амбар, деньги - …

    Электричество – выключатель, вода - …

    Одежда – голый, обувь - …

    Школа – обучение, больница - …

    Человек – ребенок, собака - …

    Резина – шина, сталь - …

    Птица – гнездо, человек - …

    Пальто – пуговица, ботинок - …

    Утро – ночь, зима - …

    Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, наводнение (потоп), кошелек, кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Круглый стол: «Практические и теоретические рекомендации родителям по формированию лексического строя речи детей с ОНР»

    Слово является одной из значимых единиц языковой системы. Важным направлением работы по обогащению лексического запаса является ознакомление с различными способами словообразования. Игра дл...

    конспект занятия по формированию лексического строя речи "Дикие животные нашего края"

    Конспект занятия по формированию лексического строя речи «Дикие животные нашего края»  в старшей - подготовительной группе Цели занятия:• Закреплять знания о диких животных и их жилища...

    Картотека дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.

    Картотека дидактических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи выполнена по пособию Р.И. Лалаевой, Н.В.Серебряковой "Коррекция общего недоразвития речи у д...

    ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»

    ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ /СРЕДНЯЯ ГРУППА/ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»Коррекционно-образовательные цели. Закрепление и ...

    Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у дошкольников

    Картотека игр по формированию грамматического строя речи у дошкольников...

    Методы работы по формированию лексического строя речи у дошкольников с ОНР.

    Материал адресован педагогам, работающим с детьми, имеющими нарушения речи. Определены основные направления работы по формированию словарного запаса у дошкольников, требования, предъявляемые к работе ...