Главные вкладки

    Методы работы по формированию лексического строя речи у дошкольников с ОНР.
    статья по логопедии на тему

    Лобашова Наталья Юрьевна

    Материал адресован педагогам, работающим с детьми, имеющими нарушения речи. Определены основные направления работы по формированию словарного запаса у дошкольников, требования, предъявляемые к работе над словарем, приведены примеры игровых приемов, используемых в работе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metody_raboty_po_formirovaniyu.doc25.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №35» Красносельского района

    Консультация для воспитателей на тему:

    Методы работы по формированию лексического строя речи у дошкольников.

    Составитель:

    Учитель – логопед

    Лобашова Наталья Юрьевна

    Санкт – Петербург 2015

    При проведении работы по формированию лексической системы языка необходимо учитывать современные представления о слове как лексической единице, структуре значения слова, закономерностях усвоения словаря в онтогенезе, особенностях лексического запаса у дошкольников с речевой патологией.

    С учетом вышеперечисленных факторов работа по формированию словарного запаса должна проводиться по следующим направлениям:

    - расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием навыков познавательной деятельности (развитие внимания, памяти мышления);

    - уточнение значений слов;

    - формирование структуры значения слова (предметный, понятийный, контекстуальный аспекты);

    - упорядочение лексической системы;

    - активизация словаря, совершенствование процесса поиска нужного слова, перевода слова из пассивного словаря в активный.

    Требования, предъявляемые к работе над словарем:

    1. Каждый новый в жизни ребенка предмет, новое наблюдаемое явление должно обозначаться словом. Также необходимо при рассматривании предмета, наблюдении уточнять названия деталей, качеств, действий предмета.

    2. Необходимо помнить о том, что запас представлений ребенка об окружающем мире не так велик, как у взрослого человека. Поэтому необходимо меньше разговаривать с ребенком о непонятных ему вещах и явлениях, не перегружать его словарь трудными и малопонятными словами. При несоблюдении данного условия у ребенка вырабатывается так называемый «вербализм», или «пустословие» - привычка говорить, не вникая в смысл слов.

    Помочь детям сознательно усваивать слова и активно пользоваться ими могут помочь следующие упражнения:

    «Подбери признаки» (взрослый называет предмет, а дети называют его признаки). 

    «Узнай предмет по описанию» (взрослый дает описание качеств, действий предмета, а дети называют предмет).

    «Кто что делает» (взрослый называет предмет, а дети называют действия, которые он может выполнять).

    «Что чем делают» (взрослый называет действие, а дети называют предметы, с помощью которых это действие выполняется).

    «Назови часть целого» (взрослый называет предмет, а дети называют его части, либо называет действие, а дети называют составляющие его действия).

    Кроме этого, важна собственно языковая работа над словом. Во время специально организованных занятий используется система игр и упражнений, направленных на формирование обобщающих понятий:

    - группировки с называнием предметов, признаков;

    - нахождение слов заданной лексической группы в тексте;

    - выделение четвертого лишнего;

    - подбор общего названия для группы слов;

    - объяснение понятий.

    На усвоение детьми структуры значения слов и связанных с этим явлений синонимии и антонимии направлены следующие виды работ:

    - объяснение и сравнение значений слов;

    - рисование на тему многозначных слов;

    - подбор антонимов и синонимов к заданному слову;

    -договаривание и самостоятельное составление предложений с синонимами и антонимами;

    - подбор слов по аналогии.

    Прямое отношение к словарной работе имеют упражнения и игры на развитие функции словообразования: игры на  формирование навыка образования слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов («Большой - маленький», «Назови ласково»), образования  относительных прилагательных («Что из чего?»), притяжательных прилагательных («Чей, чья, чье?»), приставочных глаголов («Назови действия»).

    Систематизации и активизации словаря также способствует группировка лексического материала по темам. При изучении каждой лексической темы отрабатываются не только конкретные слова – названия предметов, наполняющих понятие, но и названия частей предметов, действий, признаков. Новые слова вводятся в речь.

    Приемы, способствующие закреплению новых слов в самостоятельной речи:

    - ответ на вопрос предложением с нужным словом;

    - называние предметов, действий, качеств;

    - подстановка слов в незаконченное предложение (с опорой на картинки);

    - группировки (с называнием).

    Введение нового слова в самостоятельную речь ребенка с речевой патологией – процесс довольно длительный и трудоемкий. Нужно большое количество повторений данного слова в различных ситуациях. Поэтому делаем вывод о том, что работа по обогащению, уточнению и систематизации словарного запаса у дошкольников с речевой патологией, должна проводиться в теснейшей взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя.  Однако каждый из указанных специалистов решает свой круг задач. Исходя из специфики работы, задачами воспитателя является закрепление приобретенных детьми умений по заданию специалистов во время режимных моментов, на занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи.

    Использованная литература:

    1.Моторина Н.Н. Формирование предметного словаря у детей с общим недоразвитием речи.

    2.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб «Союз», 2001.

    3.Парамонова Л.Г. Узнаю новые слова (для детей 4—6 лет). — СПб Издательский дом «Нева», 2003.

    4. Жукова Н.С., Мастюкова Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»

    ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ /СРЕДНЯЯ ГРУППА/ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»Коррекционно-образовательные цели. Закрепление и ...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

    В данной статье описывается опыт систематического использования сюжетно-ролевой игры в коррекционной работе по формированию лексической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями. Данный...

    основные направления работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников

    основные направления  работы по формированию грамматического строя речи дошкольника...

    Картотека игр и упражнений на формирование лексического строя речи у дошкольников с ОНР.

    В настоящей методической разработке представлены оформленные в виде картотеки игры на активизацию пассивного словарного запаса, на формирование обобщающих понятий, структуры значения слов, семантическ...

    Презентация "Особенности усвоения детьми грамматических категорий. Приемы и методы работы по формированию грамматического строя речи".

    В презентации представлен материал о направлениях в изучении грамматического строя речи, развитии грамматического строя речи у детей в онтогенезе, возможные нарушения в речи детей при его становлении....

    1. Консультация «Как правильно организовать работу по формированию грамматического строя речи у дошкольников»

    Грамматический строй речи - это умение словоизменять и словообразовывать слова. т. е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами.Св...