Презентация "Особенности усвоения детьми грамматических категорий. Приемы и методы работы по формированию грамматического строя речи".
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Горбенко Надежда Владимировна

В презентации представлен материал о направлениях в изучении грамматического строя речи, развитии грамматического строя речи у детей в онтогенезе, возможные нарушения в речи детей при его становлении. Освещена система работы по формированию грамматического строя речи у детей с практическими играми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammaticheskiy_stroy_rechi.pptx2.32 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 28 г. о. Жуковский Учитель-логопед Горбенко Н.В. Особенности усвоения детьми грамматических категорий. Приемы и методы работы по формированию грамматического строя речи г. о. ЖУКОВСКИЙ 2019 г.

Слайд 2

Грамматика – наука о строе языка, о его законах Словообразо - вание Морфология Синтаксис

Слайд 3

Развитие грамматического строя – залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребёнка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли.

Слайд 4

ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - связано с исправлением (предупреждением) неточностей и ошибок, свойственных детям (спряжение глаголов, множественное число и родовая принадлежность существительных и пр.). ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – выявление механизма овладения детьми грамматическим строем, развитие понимания грамматических форм, формирование грамматических обобщений, их абстрагирование и перенос на новые области действительности. ТРЕТЬЕ НАПРАВЛЕНИЕ - связано с выявлением педагогических условий формирования механизма грамматического структурирования в сфере синтаксиса и словообразования. В изучении грамматического строя речи дошкольников А.Г. Арушанова выделяет несколько направлений

Слайд 5

Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И.П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа. В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи. У ребёнка вырабатывается определённый динамический стереотип при изменении грамматических форм. Однако, на протяжении всего дошкольного возраста наблюдается несовершенство как морфологической, так и синтаксической стороны речи. Лишь к восьми годам можно говорить о полном усвоении ребёнком грамматического строя языка. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка

Слайд 6

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД – период предложений, состоящих их аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.). ВТОРОЙ ПЕРИОД – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1г.10 мес. до 3 лет). ТРЕТИЙ ПЕРИОД – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). А.Н. Гвоздев наметил ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ в формировании грамматического строя русского языка

Слайд 7

Искажения в употреблении падежей. Нарушения в построении предложно-падежных конструкций. Нарушения в построении словосочетаний: наречие «много» + существительное. Неправильное согласование существительных и числительных. Неправильное согласование существительных и прилагательных. Недостаточность функции словообразования. Нарушения словоизменения и словообразования

Слайд 8

Преобладание простых нераспространённых предложений. Распространённые предложения отличаются однообразием, чаще включает прямое дополнение (Мальчик ест конфету.), иногда –обстоятельство места (Дети идут в школу.). В самостоятельной речи имеют место фрагментарные предложения с пропуском подлежащего, либо сказуемого, либо того и другого. Нарушения структуры предложения. Нарушения синтаксической структуры речевого высказывания

Слайд 9

Ребёнок, прежде всего, овладевает словообразовательными моделями, лексическим значением основ слов и смыслом значимых частей слова (приставка, корень, суффикс, окончание). На основе практического сопоставления слова с другими словами происходит выделение значения каждой его части. СЛОВОТВОРЧЕСТВО свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. СЛОВОТВОРЧЕСТВО по аналогии является показателем свободного пользования морфологическими элементами языка, наиболее яркое проявление процесса формирования правил, обобщений. К концу дошкольного возраста детское СЛОВООБРАЗОВАНИЕ сближается с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества. Существуют и некоторые особенности и в овладении ребёнком СЛОВООБРАЗОВАНИЕМ

Слайд 10

1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам). 2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте. 3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей

Слайд 11

1. Создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых. 2. Специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок. 3. Формирование грамматических навыков в практике речевого общения. 4. Исправление грамматических ошибок. Пути формирования грамматической стороны речи у детей

Слайд 12

Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями в непосредственно образовательной деятельности (НОД ) в воспитании грамматических навыков в повседневном общении

Слайд 13

К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. В работе над правильной речью используется и такой эффективный приём, как сравнение. Используются и такие приёмы, как исправление и подсказ. Используются и такие приёмы, как создание проблемных ситуаций; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок, напоминание о том, как сказать правильно и пр. В словообразовании используется приём раскрытия словообразовательного значения слова: «Сахарница так называется потому, что это специальная посуда для сахара». Методика исправления ошибок, разработанная О.И. Соловьёвой, А.М. Бородич . МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Слайд 14

«Назови ласково» Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. «Из чего? » Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам. «Длинный или короткий?» Цель: обогащение словаря словами-антонимами, употребление в речи. У зайца длинные уши, а у медведя короткие. У лисы длинный хвост, а у зайца короткий. У медведя короткий хвост, а у белки длинный. « Слова наоборот » Цель: обогащение словаря словами-антонимами, употребление в речи. Игры с мячом

Слайд 15

Цель: учить образовывать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже. . Дидактические игры « Какой? Какая? Какое? »

Слайд 16

Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные . «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

Слайд 17

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений. «Фантастический зверь»

Слайд 18

Цель: учить образовывать однокоренные слова. «Дерево родственных слов»

Слайд 19

Цель: упражнять в образовании форм родительного надежа, развить зрительное внимание и память. «Чего не хватает? »

Слайд 20

Цель: закрепление форм дательного падежа. «Накорми животное»

Слайд 21

«Один - много» Цель: научить образовывать существительные множественного числа .

Слайд 22

Цель: познакомить ребенка с числительными два и пять, научить согласовывать существительные с числительными, употреблять их в речи. «Два и пять»

Слайд 23

Цель: закрепление форм именительного и родительного падежей. «Почини сломанные игрушки»

Слайд 24

Цель: учить изменять существительные используя суффиксы: - ищ -, - ик -, -чик-, -к-, - иц -, - ок - . «Великан, человек и лилипут»

Слайд 25

Цель: образованием существительных мужского и женского рода, обозначающих людей, играющих на разных музыкальных инструментах . «Музыканты»

Слайд 26

Цель: образованием существительных мужского и женского рода, обозначающих людей, занимающихся различными видами спорта. «Спорт»

Слайд 27

Цель: определить существительные мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа . «Рассели по домикам »

Слайд 28

Цель: научиться понимать и употреблять предлоги. «Маленькие слова» У В

Слайд 29

Цель: развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, облегчают усвоение семантического значения и понимание морфемного состава сложных слов. «Сложные слова»

Слайд 30

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы работы по формированию лексического строя речи у дошкольников с ОНР.

Материал адресован педагогам, работающим с детьми, имеющими нарушения речи. Определены основные направления работы по формированию словарного запаса у дошкольников, требования, предъявляемые к работе ...

«Использование метода моделирования в формировании фонетического строя речи»

Вашему вниманию представлен опыт работы учителя-логопеда Е.В. Валабугиной по проблеме  «Использование метода моделирования в формировании фонетического строя речи».«Использовани...

Сообщение из опыта работы по формированию грамматческого строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста, употребление существительных множественного числа в именительном и винительном падежах, прилагательных и наречий в сравни...

Логопедическая работа по формированию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Лексика, как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития ребенка. При нарушении формирования лексическ...

Формирование грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).

В статье дается сравнительный анализ усвоения грамматических категорий  детьми без речевых нарушений и детьми с общим недоразвитием речи. Предлагается система занятий по усвоению грамматических к...

Примерное перспективное планирование работы по формированию грамматических категорий речи у детей 5-7 лет в группах комбинированной направленности.

Перспективное планирование разработано в соответствии с тематическими неделями.Включает в себя разнообразные игры и упражнения  по формированию грамматического строя речи детей.Игры проводятся в ...

Логопедическая работа по формированию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Данная статья опубликована в сборнике XVIII Международной научно-практической конференции «Антропоцентрические науки в образовании»....